Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Из литературы народов России




 

Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинскогопоэта. (Обзор.)

Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества

Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяже-лой жизни простого народа, тема женской судьбы, об-раз горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

 

 

Из зарубежной литературы

 

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века

 

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.

 

Ги де Мопассан. Слово о писателе.

 

«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честныхлюдях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.

 

Генрик Ибсен. Слово о писателе.

 

«Кукольный дом». Проблема социального неравен-ства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. 06-


64 3-2746 65


нажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль естественная и мораль ложная. Неразреши-мость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма.

 

Артюр Рембо. Слово о писателе.

 

«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устояв-шимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепо-щенности, свободы и своеволия художника. Склонность к деформации образа, к смешению пропорций, стира-нию грани между реальным и воображаемым. Симво-лизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.

 

 

ОДИННАДЦАТЫЙ КЛАСС

 

Введение

 

Русская литература в контексте мировой художест-венной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская лите-ратура; литература, официально не признанная вла-стью; литература Русского зарубежья. Различное и об-щее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и пробле-мы. Проблема нравственного выбора человека и проб-лема ответственности. Тема исторической памяти, на-ционального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

 

Литература начала XX века

 

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобра-зие реализма в русской литературе начала XX века. Че-ловек и эпоха — основная проблема искусства. Направ-ления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искус-ства. Реализм и модернизм, разнообразие литератур-ных стилей, школ, групп.


Писатели-реалисты начала XX века

 

Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Об-

 

зор.)

 

Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Оди-ночество» (возможен выбор трех других стихотворений).

 

Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изыскан-ность словесного рисунка, колорита, сложная гамма на-строений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.

 

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествова-ния в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчай-шим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Те-ма любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской про-зе. Своеобразие художественной манеры И. А, Бунина.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление пред-ставлений).

 

Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество.(Обзор.)

 

Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатов вый браслет» (одно из произведений по выбору). По-этическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и ре-альная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия пове-сти. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любов-ной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый брас-лет». Трагическая история любви Желткова и пробужде-ние души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символиче-ское звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской пси-хологической прозы в творчестве А. И. Куприна.


Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сюжет и фабула эпическо-го произведения (углубление представлений).

 

Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос

 

и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-по-этические истоки романтической прозы писателя. Проб-лема героя в рассказах Горького. Смысл противопо-ставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».

«На дне». Социально-философская драма. Смыслназвания произведения. Атмосфера духовного разоб-щения людей. Проблема мнимого и реального преодо-ления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов),правда утешительной лжи (Лука), правда веры в челове-ка (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сцениче-ская судьба пьесы.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Социально-философская дра-ма как жанр драматургии (начальные представления).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 428 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2269 - | 2052 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.