Разум - высшая и лучшая часть души, "царский империй", обуздывающий все низменные чувства и страсти в человеке (алчность, жажду власти и славы и т.д.), "мятеж души". Поэтому, писал Цицерон, "при господстве мудрости нет места ни для страстей, ни для гнева, ни для необдуманных поступков".
В русле традиций древнегреческой мысли Цицерон уделял большое внимание анализу различных форм государственного устройства, возникновению одних форм из других, "круговороту" этих форм, поискам "наилучшей" формы и т.д. Кузищин В.И. История древнего Рима. М.: 1994. - С. 366.
Критерии различения форм государственного устройства Цицерон усматривал в "характере и воле" тех, кто правит государством. В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). "И вот, когда верховная власть находится в руках у одного человека, мы называем этого одного царем, а такое государственное устройство - царской властью. Когда она находится в руках у выборных, то говорят, что эта гражданская община управляется волей оптиматов. Народной же (ведь ее так и называют) является такая община, в которой все находится в руках народа".
Все эти простые формы государства не совершенны и не наилучшие, но они, по Цицерону, все же терпимы и могут быть вполне прочны, если только сохраняются те основы и связи (в том числе - и правовые), которые впервые накрепко объединили людей в силу их общего участия в создании государства.
В 60-е I века до н. э. политическая обстановка в Древнем Риме плавно осложнялась: нарастали противоречия между двумя наиболее влиятельными в то время политиками — Помпеем иКрассом.
Многие из участников заговора имели крупные долги, которые они не могли погасить. Некоторые же из заговорщиков были ранее изгнаны из Римского сената цензорами за отсутствие нравственности.
Первый заговор
После того, как в 66 году консул Луций Волькаций Тулл не допустил Катилину на выборы консулов, которые должны были состояться в следующем году, Катилина предпринял первую попытку захватить власть, однако она не удалась из-за недостаточной подготовки.
Вместе с Катилиной в заговор вступили избранные консулами на 65 год, но лишённые консулата по обвинению в массовом подкупе Публий Автроний Пет и Публий Корнелий Сулла. Впоследствии утверждалось, что в результате заговора Марк Лициний Красс должен был стать диктатором, а Гай Юлий Цезарь — начальником конницы при нём.[1] Однако в день, назначенный для убийства новых консулов Луция Аврелия Котты и Луция Манлия Торквата Красс не явился на форум, и Цезарь не подал знак заговорщикам.[1]
Имеется мнение, что значение первого заговора было искусственно преувеличено некоторыми историками, а некоторые события не имели места в действительности.[2] Среди противоречий первого заговора называется полная незаинтересованность самого́ Катилины в участии в заговоре, молчание Цицерона относительно событий первого заговора, а также выжидательная позиция сената.[2]
Заговор (основной)
Участники заговора
§ Луций Сергий Катилина
§ Публий Корнелий Лентул Сура
§ Гай Манлий
§ Публий Автроний Пет
§ Луций Кассий Лонгин
§ Гай Корнелий Цетег
§ Публий Корнелий Сулла
§ Сервий Корнелий Сулла
§ Луций Варгунтей
§ Квинт Анний Хилон
§ Марк Порций Лека
§ Луций Кальпурний Бестия
§ Квинт Курий
§ Марк Фульвий Нобилиор
§ Луций Статилий
§ Публий Габиний Капитон
§ Гай Корнелий
§ Марк Цепарий
Планы заговорщиков
Заговорщики планировали провести отмену долгов и устроить проскрипции для улучшения своего текущего финансового положения. Катилина также обещал раздать своим сторонникам магистратуры и должности жрецов.[3]
Участниками заговора были многие известные римляне, в том числе и бывшие консулы. Возможно, ко второму заговору были также причастны Марк Лициний Красс и Гай Юлий Цезарь.
Из-за тайного характера заговора состав его участников определялся не с помощью традиционных для обычных личный партий Древнего Рима отношенийпатроната-клиентелы, дружеских и родственных связей, а исходя из доверия участников заговора, оказываемого тому или иному потенциальному заговорщику.
Подавление заговора
Раскрытие заговора
О заговоре было известно многим в Риме, однако точных сведений не было ни у кого. О масштабе планов заговорщиков стало известно Фульвии, любовнице Квинта Курия. Фульвия рассказала о готовящемся заговоре многим в Риме[4], и в скоре о заговоре стало известно консулу 63 года Марку Туллию Цицерону, который сумел убедить Квинта Курия выдавать ему замыслы Катилины по мере их появления. Сенаторы же долгое время ничего не предпринимали, поскольку у Цицерона не было веских доказательств подготовки заговора.