Эволюция живой и неживой природы дает нам яркое свидетельство вездесущности процессов организации и дезорганизации. По А.Богданову, эти процессы, взаимодополняясь, стихийно организуют мир: "положительный подбор", усложняя формы, увеличивая разнородность бытия, доставляет для него материал, все более возрастающий; "отрицательный подбор", упрощая этот мате-риал, устраняя из него все непрочное, нестройное, противоречивое, внося в его связи односторонность и согласованность, приводит этот материал в порядок, вносит в него систематизацию".
Энтропийный парадокс. Функция энтропии была введена в науку Р.Клаузиусом в 1854 году. Энтропия характеризовала свойства макроскопической системы в условиях покоя или равновесия применительно к обратимым (идеальным) процессам. Распространение концепции Клаузиуса на необратимые процессы привело к заключению, что в необратимых взаимодействиях (свойственных макросистемам) энтропия возрастает.
В процессе анализа энтропийных процессов, имеющих место внутри конкретно-локализованной сложившейся системы, складывается представление, что дезорганизацию в этом смысле можно рассматривать как нарастание внутренней или "текущей" энтропии.
Понятие «социум». На наш взгляд, взаимодействие в системе "человек - общество - природа" приобретает сегодня, в канун XXI века, новый характер и новое измерение. Причиной этого является нарастание глобальных проблем, угроза опасности, которые естественным образом подвигают человека к осмыслению своего назначения и места в этом мире, осознанию хрупкости и уникальности человеческой цивилизации, поиску путей согласного и гармоничного существования в единении с Природой и Космосом. Такой подход характерен в целом для русской культурно-философской традиции, рассматривающей эволюцию социума как органическую часть природно-космических процессов (В.И.Вернадский, Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский).
Направленность социальной эволюции. Процесс развития отличен от простой смены состояний, его основное содержание составляют достаточно существенные изменения в строении объекта и формах его жизни. Момент дезорганизации присутствует во всех преобразованиях, хотя и в различной степени. Социальные изменения могут быть осознанные и неосознанные, планомерные и непредвиденные, насильственные и добровольные, организационные и стихийные, обратимые и необратимые, внутренние и внешние и т.п
В любом случае, реорганизация социальной системы - это процесс поисков новых принципов упорядочения изменившихся компонентов, изменение качества социального порядка.
30. Теория личности в социологии (неофрейдийский подход)
Теория - это механизм, посредством которого разрозненные результаты эмпирических исследований, часто воспринимаемые вне связи друг с другом и используемые и различных контекстах, образуют единую систему.
Что касается социологической теории, то это не результат простого пополнения знаний, т.е. замены старого знания новым в свете более действительного или точного знания. Скорее, это результат многогранного прироста знаний, усложнения и обогащения более или менее оформившихся направлений теоретического анализа личности и общества
Личность представляет собой как бы соединение гражданских, политических, профессиональных и иных качеств. От того, какими высшими социальными потребностями обладает человек, зависит то, как он организует процесс собственной жизни и как это сочетается с интересами и жизнью общества.
Ролевая теория личности. В научной литературе утвердилось мнение, что специальной социологической теорией личности является ролевая концепция личности. Понятие " социальная роль " было выработано в начале XX века в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, позднее - Т. Парсонса, Т. Шибутани, Р. Липтона и других. В нашей стране ролевая концепция разрабатывалась И. Коном и В.А. Яловым.
Конфликты и противоречия между людьми есть нередко результат непонимания ролей друг друга. Для их преодоления необходимо осознание взаимных прав и обязанностей людей по отношению друг к другу, или соединение своей роли с ролью другого человека, умение поставить себя на его место, без чего невозможна социализация личности.
Некоторые роли, а их большинство, являются личностно незначимыми для человека, например, пешеход, пациент, покупатель и т.д. Их отсутствие или наличие человек воспринимает незаметно, не вкладывая в них частичку души и своего Я. Напротив, другие роли, а их меньшинство, прежде всего те, которые связаны с главным статусом, воспринимаются, как часть Я. Их потеря может переживаться как внутренняя трагедия.
В структуре социальной роли обычно выделяют 4 элемента:
1. Описание типа поведения, соответствующего данной роли.
3. Предписание (требования), связанные с данным поведением.
4. Оценка выполнения предписанной роли. От человека требуют определенных действий, да и сам он оценивает себя в зависимости от того, какую роль играет и какую роль хотел бы играть на "сцене", именуемой жизнью.
Теория зеркального Я.
На рубеже XX в. в научных и общественных кругах превалировало мнение о том, что человеческая природа определяется биологическими факторами. Чарльз Хортон Кули (1864 - 1929)выступил с резкой критикой этого утверждения. Он полагал, что люди преобразуют себя в процессе социальных взаимодействий, группового опыта и выдвинул теорию «зеркального Я». Согласно этой теории, в процессе «зеркального Я» индивид мысленно принимает на себя точку зрения других людей и видит себя как бы их глазами. Как отражение в зеркале дает образ физического “Я”, так восприятие реакции других людей на собственное поведение или внешность дает образ социального “Я”.
Данный процесс происходит в три фазы.Во-первых, индивид представляет себе, как он выглядит в глазах других людей. Например, он может решить, что поправляется и становится «жирными». Во-вторых, индивид воображает, как другие люди будут оценивать его внешность. В-третьих, он вырабатывает некий тип внутреннего самоощущения, например, чувство гордости или стыда, и на его основе формирует представление о том, что думают о нем прочие люди.
Следствием этого может явиться застенчивость. В результате у индивида может развиться подавленность - внутренняя модель поведения, не дающая человеку достичь собственного уровня навыков и способностей под воздействием социального давления.
Другая важная концепция Кули - это концепция первичной группы. Первичные группы - это группы из непосредственного окружения, играющие ключевую роль в отношениях конкретного человека с обществом.
Кули, как и Мид, отвергал бихевиористический подход, согласно которому люди слепо и бессознательно реагируют на внешние стимулы. Они считали, что люди обладают сознанием, самостью и что обязанность социолога - изучение этого аспекта социальной реальности.