Лекции.Орг


Поиск:




Гражданское общество. Как Вы думаете, с какими проблемами сталкивается процесс формирования гражданского общества в РБ? Свой ответ аргументируйте.

Развитие политической мысли в Беларуси. Как вы считаете, можно ли Статуты ВКЛ считать конституцией и основой правового государства? Аргументируйте свой ответ.

Естественно во времена ВКЛ, Статуты являлись прототипом конституции, но в современном мире нельзя назвать Статуты ВКЛ конституцией.

Статуты – свод законов феодального права, составлявший его правовую основу. Статут 1529 г. – развернутый кодекс феодального права, действовавшего в Великом княжестве Литовском. Он дает богатый материал для изучения экономических, общественных и правовых отношений в XV- начале XVI вв.

Статут 1566 г. отражал общественно-политические изменения, происшедшие в Великом княжестве Литовском в 1530-1560-е гг., закрепил новое административно-территориальное деление, новую систему судов. Видна цель заменить употребление в административной и судебной деятельности обычное право «писаным». Некоторые статьи направлены против проникновения в княжество польских панов

III Статут ВКЛ 1588 г. игнорировал акт Люблинской унии, закреплял независимость Княжества. Он обязывал правительство вернуть отторгнутые от ВКЛ земли, запрещал назначать на государственные должности и наделять землей «чужеземцев и заграничников», в том числе поляков, сохранял обособленность государства. В тексте ни разу не упоминается Люблинская уния. По содержанию этого документа Великое Княжество Литовское выступало самостоятельным государством.

Статут ВКЛ 1588 г. нашла отражение теория разделения власти на законодательную (сейм), исполнительную (великий князь, должностные лица) и судебную (Трибунал ВКЛ, земские и подкоморские суды).

Свод законов предусматривал ответственность шляхты за убийство простолюдина, запрещал передачу в неволю свободного человека за долги или преступления, ограничивал наказание несовершеннолетних до 16 лет. С другой стороны, Статут защищал интересы феодалов, усиливал их привилегированное положение, окончательно закрепостил крестьян.

Конституция (от лат. constitutio — «устройство») — основной закон государства.

Нормативный правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального содружества в межгосударственных объединениях, закрепляющий основы политической, экономической и правовой систем данного государства или содружества, основы правового статуса государства и личности, их права и обязанности.

Конституция в материальном смысле — совокупность правовых норм, определяющих высшие органы государства, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти.

Конституция:

· Закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти.

· Обладает высшей юридической силой.

· Отличается относительной стабильностью.

· Является базой для текущего законодательства.

· Отличается особым порядком принятия и изменения.

В Статутах ВКЛ (1529, 1566, 1588) закреплялась княжеская власть, регламентировали вопросы гражданского, уголовного и процессуального права. По Статуту 1588 г. происходит окончательное закрепощение крестьян, а вот по конституции все граждане равны перед законам, а также все люди от рождения были наделены естественными гражданскими правами человека.

Таким образом, Статуты ВКЛ можно считать своеобразной феодальной конституцией (но не в современном понятии этого слова), согласно которой права и обязанности разных сословий отличались друг от друга, но зависели уже не от чьей-то личной воли, а только от закона.

 

Политическая стратификация. Многие авторы объясняют сущность лидерства отношениями «лидер –масса», и обращают внимание на различные стороны этого взаимодействия. Выделите факторы, определяющие смысл лидерства.

Политическое лидерство — понятие многомерное. Однако три аспекта являются определяющими. Это:

• личностные черты лидеров;

• инструменты осуществления ими власти;

• ситуация, с которой сталкивается лидер.

Комбинация этих трех аспектов во многом предопределяет становление политического лидера, эффективность и результа­тивность его деятельности. Остановимся на указанных аспектах подробнее.

Благодаря каким качествам и чертам характера политические лидеры завоевывают доверие, приобретают признание и получают поддержку со стороны людей? Какие характерные черты и свой­ства личности необходимы лидеру, чтобы вести массы за собой?

Сразу отметим, что не стоит пытаться найти некий набор конкретных личностных качеств, которыми обладали бы все выдающиеся политические лидеры. В подтверждение этой мысли приведем три примера политических лидеров, оставивших очень заметный след в истории и в то же время так не похожих друг на друга по своим личностным качествам.

Рональд Рейган. Будучи президентом, работал не более 2-3 часов в сутки. Суеверен, увлекался астрологией. Не обладал аналитическим складом ума. Не был хорошо информирован и не стремился вникать в детали. Часто путал реальность и вымысел. Истины, которые он проникновенно изрекал, были просты и общеизвестны, но для многих звучали по-новому. В значительной мере сила этого американского президента заключалась в его политическом чутье, интуиции.

Маргарет Тэтчер. Обнаружила раннее увлечение и пристра­стие к политике. Уже в Оксфордском университете была председа­телем местной студенческой организации консервативной партии. В 25 лет баллотировалась в парламент. Обладает твердым, реши­тельным, волевым характером, умением убеждать и простым языком излагать свои цели. Человек огромной работоспособности.

Гельмут Коль. Умеет налаживать хороший контакт с "молча­ливым большинством" в стране. Идет на компромиссы, манев­рирует. В 16 лет вступил в ХДС. В 29 лет стал самым молодым депутатом. Он делает ставку на укрепление частного предпри­нимательства. Не владеет ни одним иностранным языком.

Таким образом, очевидно, сколь разные личностные качества позволили трем политическим лидерам современности достичь весьма крупных успехов. И тем не менее выявление всей палитры личностных свойств лидеров имеет большое значение, поскольку помогает увидеть корни и истоки их прихода к власти.

Итак, каковы отличительные черты, характеризующие лиде­ров? Они исключительно многообразны. Всю их совокупность можно объединить в три большие группы: природные, нравствен­ные, профессиональные качества.

Природные качества: сила характера, воля, магнетизм лично­сти, решительность, гипнотические способности, тонкая интуи­ция. Последнее из перечисленных качеств отличало президента Франции генерала де Голля. Он первым на Западе выдвинул кон­цепцию разрядки напряженности в отношениях с Востоком и спо­собствовал ее осуществлению. Много лет назад де Голль предска­зал неизбежность демократических перемен в Восточной Европе.

Приведем еще один пример, свидетельствующий о том, насколько важно для политического лидера иметь политическое чутье, интуицию.

Американский президент Линдон Джонсон, автор программы борьбы с бедностью, уделял большое внимание опросам общест­венного мнения. О нем в шутку говорили, что он носит в кармане результаты самого последнего опроса. В период его президентства значительное число опросов свидетельствовало о поддержке большинством американцев войны во Вьетнаме. Однако Линдон Джонсон решил не выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах 1968 г. отчасти и из-за своей непопулярности в связи с войной. Возможно, опросы давали неправильный результат? Нет. Возможно, сам Джонсон неверно их трактовал? Тоже нет. Дело в другом: он понимал, что опросы не могли отразить всю сложность настроений, американцев в связи с данной войной. Хотя против войны выступало меньшинство населения США, но его страстная убежденность была настолько сильной, что могла свести на нет настроения большинства, поддерживавшего войну во Вьетнаме. Тем более, что эта поддержка была вялой, неактивной. Дальней­шие события показали, что политическое чутье не подвело Л. Джонсона. Манифестанты — противники войны добились того, что к моменту выборов общественное мнение было расколото и демократы потерпели поражение на выборах 1968 г.

Нравственные качества политических лидеров. Об их необхо­димости для правителей говорили еще Платон, Аристотель и Конфуций. Они называли среди этих качеств благородство, чест­ность, верность общественному долгу, заботу о людях, об общест­венном благе и справедливости.

К сожалению, не всегда политическим лидерам присущи высокие нравственные качества. Говоря о моральных качествах политического лидера, нельзя не упомянуть то обстоятельство, что XX век познакомил человечество с явлением отрицательного лидерства. Пример — Адольф Гитлер. Он появился на историче­ской арене в кризисное для Германии время. Лозунгами и про­граммой выхода страны из кризисного состояния Гитлер склонил на свою сторону большую часть нации. Однако, победив на выборах, он установил в стране фашистскую диктатуру, развязал мировую войну, которая унесла миллионы человеческих жизней.

В современном мире значение морального фактора неизме­римо возросло. Это связано с появлением оружия массового уничтожения, опасностью возникновения даже локальных воен­ных конфликтов. Процессы демократизации современного обще­ства, повышение общей политической культуры человечества сделали нетерпимыми бесчеловечные и жестокие методы и средства политического правления, неприемлемыми какие-либо нарушения прав и свобод граждан. Гуманизм и человеколюбие, высокое чувство ответственности за принимаемые политические решения, честность и неподкупность, забота о людях - вот те главные нравственные черты и качества, которые должны быть присущи современному политическому лидеру.

Профессиональные качества политических лидеров очень разнообразны: аналитические способности, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументирование противо­стоять чужому мнению, политическая мудрость, компетентность, профессионализм в принятии политических решений. Сюда же следует отнести талант привлекать к себе людей, ораторское искусство, чувство юмора, способность убеждать, вызывать энту­зиазм, умение повести людей за собой. В совокупности данные качества дают ярко выраженную способность к общественной и государственной деятельности.

Крупный политический лидер — это всегда смелая, яркая личность. Это человек, умеющий завоевывать популярность благо­даря не только коммуникабельным и ораторским способностям, но и умению выражать запросы и интересы людей. Ведь без широкой поддержки и постоянного контакта с народом политиче­ский лидер мало чего добьется. Среди профессиональных качеств политического лидера очень важными являются готовность к компромиссам, такт, дипломатичность. Поскольку политический лидер в решении тех или иных проблем всегда испытывает определенное давление различных политических сил, заинтере­сованных сторон, он должен проявлять большую гибкость, умение маневрировать между полярными силами, быть готовым к вос­приятию различных точек зрения, предложений и требований.

Как уже было отмечено, совсем необязательно, чтобы каждый лидер был носителем всего набора перечисленных качеств. Модель природных, нравственных и профессиональных характеристик может рассматриваться как идеал. Ясно, что в практической политической деятельности невозможно встретить политического лидера, обладающего всем идеальным набором необходимых качеств. Вообще невозможно назвать двух политических лидеров, абсолютно похожих друг на друга.

Однако не только личностные качества определяют поло­жение лидера. Еще два аспекта обусловливают эффективность и результативность его деятельности. Это — инструменты, которыми пользуется лидер для осуществления власти, и ситуация, с которой он сталкивается.

"Инструменты власти" — условное название. Речь идет о том, на что может опираться политический лидер в достижении поставленных им целей. Это — политические партии, законо­дательные органы, суды, бюрократический аппарат, средства массовой информации, то есть все то, что может создать условия для контактов политического лидера с народными массами. Известно, что эти инструменты могут при определенных условиях превратиться в силы, противодействующие позиции и выполне­нию поставленных политическим лидером задач. История знает немало тому примеров.

Ситуация, с которой сталкивается политический лидер, может быть спокойной, но чаше бывает кризисной, сложной. При этом уровень интенсивности кризисной ситуации различен. В соответствии с ситуацией возникают разные проблемы и прини­маются разные решения выхода из кризиса.

Государство как институт политической системы. В какой мере, на ваш взгляд, государство является продуктом рациональной деятельности людей, а в какой оно есть естественно возникающий результат развития, продукт конкретной традиции и культуры. Аргументируйте.

Государство является основным институтом политической системы общества. Оно организует совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов, ассоциаций и контролирует её. В руках государства концентрируются власть и ресурсы, позволяющие ему решающим образом влиять на все проявления общественной жизни. Оно – центральный институт власти в обществе и как таковой сосредотачивает в руках рычаги, приводящие в движение общественный организм.

Дифференциация экономических, социальных, культурных и других интересов и потребностей как отдельных индивидов, так и социальных групп, составляющих общество, требовала создания социального института, способного связать воедино всё многообразие помыслов и устремлений, отразить общий интерес. Таким социальным институтом и является государство. Оно призвано регулировать отношения между различными группами, слоями, классами, обеспечить безопасность, права и свободы всех индивидов, охранять правопорядок.

Основными признаками государства являются:

· Оно выступает как единая организация политической власти в масштабах всей страны, осуществляет власть в пределах определённой территории, пространственные пределы которой определены государственной границей. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства.

· Государство обладает специальным механизмом, системой органов и учреждений, непосредственно управляющих обществом. К ним относятся институты законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти, органы принуждения: армия, милиция, службы безопасности.

· Государство выступает источником права и закона, для осуществления которых оно располагает специальными органами.

Важнейшими институтами государства являются:

· представительные органы (парламент);

· исполнительно – распорядительные органы (президент, правительство, премьер -министр);

· надзорно –контрольные органы;

· судебная система;

· органы власти общественного порядка, государственной безопасности;

· вооружённые силы.

В обществе государство выполняет ряд функций. Важнейшие из них:

· экономическая функция – регулирование экономических процессов путём налоговой, кредитной политики, с помощью санкций или создания экономических стимулов;

· социальная функция – регулирование отношений между разными группами (социальными слоями, классами, этносами), поддержка социально незащищённых слоёв населения, содействие развитию систем образования, здравоохранения;

· правовая функция – установление правовых норм, обеспечение их выполнения;

· культурно – воспитательная функция – создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения;

Внешние функции государства включают:

1) оборону страны;

2) экономическое, технологическое, культурное и иное сотрудничество с другими странами, участие в работе международных организаций.

 

 

Гражданское общество. Как Вы думаете, с какими проблемами сталкивается процесс формирования гражданского общества в РБ? Свой ответ аргументируйте.

На пути формирования гражданского общества в Республике Беларусь в настоящее время существует ряд трудностей, и, прежде всего, устойчивые стереотипы, система ценностей, сформированные коммунистическим режимом, которые отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. У значительной части (если не у большинства) населения вызывают психологический дискомфорт такие фундаментальные, базовые ценности, на которых строится гражданское общество, как частная собственность, экономическое и социальное неравенство, конкуренция, а также отсутствие многих социальных гарантий, которые были прежде.

Глубочайший отпечаток на социальное поведение белорусского населения наложили такие факторы, как тяжелое наследие русско-советского имперского господства, надолго остановившего процесс формирования белорусской нации, патриархальные особенности менталитета и политической культуры большинства населения, отсутствие влиятельного среднего класса и, наконец, изменения 1996 года. По этим причинам белорусское общество отличает довольно низкий уровень социальной активности. Как и в советские времена, она протекает в основном в пространстве их частной жизни и почти не выражена в публичной сфере.

Согласно официальной трактовке белорусская государственность начинается лишь с образования в 1919 году БССР. Славная, сколь же и трагичная, история Великого княжества Литовского и Белорусской Народной Республики, роль которой в политической ресоциализации граждан, формировании белоруской идентичности, гражданственности и патриотизма трудно переоценить, практически не культивируется как предмет национальной гордости. Поэтому неудивительно, что у подавляющего большинства населения все еще отсутствует развитое национальное самосознание, т.е. сознание принадлежности к Беларуси не только на основе сходного жизненного опыта, объективной общности «крови» или «почвы», но и на основе общей системы национальных ценностей. Отсутствие в массовом сознании вдохновляющей национальной идеи является, пожалуй, самым главным фактором гражданской и политической индифферентности граждан. гражданское общество беларусь социальный

Социальной основой гражданского общества является так называемый средний слой. В формировании этого слоя в РБ, рождаемого научно-технической революцией и рыночной экономикой, необходимо выделить 2 аспекта:

· Существует старый номенклатурный слой, сегодня идет процесс обновления и расширения этого слоя с помощью приватизации государственной собственности, возникновения малых и совместных предприятий, иных форм деятельности.

· На базе возникновения кооперативных, арендных, совместных предприятий, бирж, банков, фермерских хозяйств и прочего образуется новый пласт в составе среднего слоя. Теперь он развивается, сближается со всем слоем. Но процесс этот идет тяжело, тем не менее, экономическая ситуация, проблема выживания стимулируют приток граждан в этот средний слой, который постепенно займет мощные позиции в нашем государстве.

Также важной характеристикой гражданского общества является существование правового государства, демократического режима. Конституция РБ и разработанные и принятые пакеты законов лягут в основу и составят правовую базу гражданского общества. Сложность сегодня заключается в том, что принятое законодательство пока малоэффективно и недоскональное, но дело еще заключается в правовом нигилизме и неуважении закона. Поэтому в этой области предстоит еще большая работа. Что касается распространения и развития самоорганизации и самоуправления населения на местах, отсутствия прямого вмешательства государственных служб в решение вопросов жизни и деятельности граждан, то в нашей действительности все крупные и многие мелкие вопросы обычно решались и решаются государственными органами, местное самоуправление только зарождается.

Плюрализм (еще одна особенность гражданского общества) в нашем обществе тоже завоевывает право на существование. Но только с течением времени, вместе со становлением настоящего гражданского общества у нас сложится плюрализм.

И, наконец, важной чертой духовной жизни гражданского общества является свобода личности, сосуществование различных культур, конфессий, взглядов, формирование политической культуры консенсуса вместо демократического решения проблем путем восхваления его большинством. Возрождаются духовные национальные ценности и язык. В результате все ярче вырисовываются культурные контуры гражданского общества, на это направлен ряд условий, важнейшее из которых — свобода творчества, право на свободную интеллектуальную деятельность. Основная причина остающегося низким уровня культуры — низкое финансирование.

Органы государственной власти Беларуси сейчас стараются взять под контроль гражданское общество и его развитие в стране.

В результате, активность гражданского общества почти не сказывается на повседневной жизни основной массы людей, от чего и уровень общественной поддержки гражданских организаций и инициатив остается очень низким. Люди предпочитают прибегать к отработанным за многие десятилетия механизмам индивидуальной адаптации к условиям своей жизни. Высокая степень индивидуального приспособления к любой общественной системе, в том числе и к ныне существующей – основная черта традиционной поведенческой модели белорусов и одна из основных причин общественной пассивности.

На основе вышеперечисленного, можно выделить фундаментальные причины низкого уровня организации гражданского общества в Беларуси:

1) Низкий процент частного сектора в экономике. Т.е. отсутствие большой независящей от государства социальной группы с весомым капиталом и собственностью, способной на серьезную защиту своих интересов, а главное имущества, на политическом и законодательном уровнях.

2) Неразбитый миф государства-отца.

3) Отсутствие политической элиты, осуществляющей национально-ориентированную внешнюю и внутреннею политику.

4) Страх перед расправой за социальную и политическую активность очень четко отпечаталось на сознании большинства белорусских людей еще со времен СССР.

В итоге можно отметить, что формирование гражданского общества в нашей стране будет долгим, сложным и противоречивым, но надежда все-таки есть.

 

 

Избирательная система. Выделите достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Какая из этих избирательных систем используется в РБ? Свой ответ аргументируйте.

Мажоритарная избирательная система – система большинства. Это значит, что избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей.

Существует две разновидности мажоритарной системы:

· Мажоритарная система абсолютного большинства;

· Мажоритарная система относительного, или простого, большинства.

При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов избирателей (больше 50 %, т.е. как минимум 50 % + 1 голос)

Особенности мажоритарной избирательной системы:

· Мажоритарная избирательная система применяется при выборах по одномандатным административно –территориальным округам. Первая характеристика (одномандатный избирательный округ) означает, что в таком округе должен быть избран только один депутат, хотя кандидатов в депутаты может быть сколько угодно. Вторая характеристика (административно –территориальный округ) означает, что избирательные округа формируются по одному –единственному, причём чисто формальному признаку –в них должно быть примерно равное число граждан, обладающих правом голоса. Никакие качественные критерии –тип поселения, этнический состав населения и т.п. –не учитываются. Административно –территориальные округа –это не географическая или административная данность. Они создаются только на период выборов и в таком количестве, которое соответствует числу депутатских мандатов в законодательном органе власти.

· При мажоритарной системе выборы проводятся в два тура. В первом туре – по мажоритарной системе абсолютного большинства (для того, чтобы исключить возможность формирования нелегитимного органа власти). Если первый тур не определил победителя, то во второй тур выходят два кандидата, получившие наибольшее число голосов избирателей в первом туре. Во втором туре голосование проводится всегда по мажоритарной системе относительного большинства.

Недостатки мажоритарной системы:

· Несоответствие между числом проголосовавших за партию избирателей и количеством полученных ею депутатских мандатов

· Невыгодна для мелких и средних партий, а именно –отданных за них голоса избирателей попросту пропадает, и интересы этих избирателей оказываются не представленными в органах власти.

Для преодоления недостатков мажоритарной системы была разработана пропорциональная избирательная система.

Согласно данным нормативным правовым актам избирательная система Республики Беларусь –это мажоритарная система абсолютного большинства. Причём это большинство неодинаково при избрании Президента страны, депутатов нижней палаты Национального собрания и депутатов местных Советов. Президентские выборы считаются состоявшимися, если в них участвовало более 50 % граждан, включённых в списки для голосования. Победа признаётся за кандидатом, который набрал более 50 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если этого не произошло, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. Избранным считается тот кандидат, который при повторном голосовании набрал больше 50 % голосов и выборщиков, принявших участие в голосовании. Выборы в Палату представителей и местные Советы признаются состоявшимися, если в них приняло не менее 25 % граждан, включённых в списки избирателей. Избранным считается кандидат, набравший 25 % + 1 голос избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один кандидат не получает требуемого числа голосов, то назначается второй тур выборов. В нём принимают участие два кандидата, набравших больше всего голосов в первом туре.

 

Личность как объект и субъект политики. Объясните, используя главу 2 Конституции РБ, сущность основной формы прямого участия граждан в решении важнейших вопросов государственной и общественной жизни – референдумов. Как выдумаете, каковы основные причины абсентеизма?

 

1. Основные причины абсентеизма

 

Абсентеизм представляет собой естественноисторическое явление, неотъемлемый атрибут политической системы, построенной на принципах демократии и свободы. Он является феноменом политической жизни любого демократического общества и правового государства, вступившего на нисходящую ветвь своего развития. Широкое распространение абсентеизма, как в странах классической демократии, так и тех, которые недавно вступили на путь демократического развития, связано с нарастанием процессов дисфункциональности в их политических системах, исчерпанностью креативного потенциала исторически сложившихся демократических институтов, возникновением "подданнического" типа политической культуры у широких масс под воздействием СМИ.

Масштаб абсентеизма и формы его проявления напрямую связаны с историческими условиями становления институтов демократии, с различиями в менталитете народов, с существованием различных традиций и обычаев в данном социуме.

Проблема абсентеизма принадлежит к тем проблемам социологического познания, которая на протяжении последних десятилетий находится в центре внимания как отечественных, так и зарубежных социологов, исследующих процессы, протекающие в политической сфере жизни общества. Это связано с рядом объективных и субъективных причин, среди которых, прежде всего, необходимо назвать четыре основные.

Первая причина такова. Социальная практика убедительно свидетельствует, что участие населения в политическом процессе и, прежде всего, в формировании выборных органов власти является условием успешного функционирования любого общества, построенного на демократических принципах. Никто из ученых и политических деятелей, приверженных принципам демократии, не ставит под сомнение тот факт, что исключение из активной политической жизни представителей определенных социальных групп, увеличение числа тех, кто сознательно дистанцируется от политики, неизбежно препятствует формированию структур гражданского общества, негативно сказывается на эффективности деятельности выборных органов власти.

Практически для всех, кто занимается проблемами политики в научном и практическом плане, является очевидным, что рост числа абсентеистов - это свидетельство несовершенства сложившейся политической системы, показатель роста недоверия к демократическим институтам, индикатор нарастания социальной напряженности в обществе. Именно с этим обстоятельством, прежде всего, связан тот пристальный интерес к проблеме абсентеизма, который демонстрируют многие из отечественных и зарубежных ученых.

Вторая причина может быть описана следующим образом. Как известно, одной из характерных черт политической жизни постиндустриального общества является резкое снижение политической активности граждан. Рост числа абсентеистов фиксируется практически во всех высокоразвитых в экономическом отношении странах, начиная с Англии и заканчивая Японией. По данным Международного института демократии и содействия выборам (Стокгольм, Швеция), проводившего анализ активности избирателей на всеобщих парламентских и президентских выборах в 163 странах мира, среднестатистический показатель явки избирателей снизился за последние годы с 70 до 64%3. Таким образом, с известными допущениями можно утверждать, что абсентеизм стал своеобразной "визитной карточкой" новейшего времени.

Растет число абсентеистов и в России, где в выборах различного уровня не участвует от 40 до 70% потенциальных избирателей, тогда как в конце 80-х - начале 90-х годов в выборах депутатов Верховного Совета РСФСР, а затем депутатов первой и второй Государственной Думы РФ участвовало более 85% внесенных в списки избирателей.

Особенно быстрыми темпами растет число тех, кто не желает участвовать в выборах структур региональной власти, глав органов местного самоуправления. Сегодня нередки случаи, когда местными законодательными органами принимаются акты, в которых выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие 20-25% зарегистрированных избирателей. Очевидно, что снижение числа граждан, принимающих участие в голосовании, переводит в практическую плоскость проблему легитимности власти, которая сегодня многими осознается как главная проблема современного этапа развития постиндустриального общества. Примером могут служить США, где в 1996 году в президентских выборах приняло участие 43% избирателей. Из них за Б. Клинтона тогда проголосовало 47% или 23% от численности внесенных в списки избирателей. Это дало повод политическим оппонентам Клинтона поднять в Конгрессе вопрос о легитимности его избрания.

Нет необходимости доказывать тот факт, что политический деятель, не получивший поддержки большей части населения не может рассматриваться как носитель законной власти, что обычно ведет к дестабилизации социального организма, порождает многочисленные кризисные явления. Такова третья причина, обусловливающая значимость темы, вынесенной в заглавие диссертационной работы.

Четвертая причина связана с разработкой проблемы абсентеизма представителями социологической науки. Как показывает анализ ряд аспектов данной проблемы не получили должного освещения в научной литературе. В частности, не выработана единая точка зрения на природу абсентеизма; нет четкого представления о главных причинах, заставляющих индивидов принимать решения "не участвовать в политике вообще" и в выборах в частности; не сформировалось мнение и относительно того, как связан абсентеизм с формой правления, с эффективностью деятельности институтов государства, семьи, образования и т.д.

Главной причиной абсентеизма является неприемлемость для части избирателей социального строя, института выборов, отсутствие интереса к политике и потребности заниматься политической деятельностью, а не сложности технического или организационного порядка, как это утверждает ряд западных авторов.

 

Политическое развитие. Страны Латинской Америки страдают слабостью демократических институтов, большим числом переворотов, которые совершаются в них. Часть западных исследователей объясняют это господством католицизма в регионе. Как вы считаете, правы ли те исследователи, которые выделяют религию как силу влияния на политическое развитие.

 

Безусловно, религия в некоторых странах играет важную роль, но нельзя преувеличивать влияние её на политическую жизнь в стране, если только религия является институтом государства и не отделена от политической власти государства.(по конституции РБ религия отделена от государства, во многих же мусульманских странах она очень сильно влияет на политическую жизнь).

Страны Латинской Америки прошли через много модернизации и трансформации политического строя. Если посмотреть в глубину веков, то мы увидим, что институт религии в Латинской Америке играет не последнюю, но и не ведущую роль. Потрясения, переворотов, революции в ХХ в. в Латинской Америке вызваны отнюдь не влиянием религии на массы, а социально-экономическими противоречиями.

Латинская Америка к началу новейшего времени в своем историческом развитии прошла несколько этапов. Особенностью становления колониальных систем Испании и Португалии в Америке является то, что огромную роль в колониальном управлении Латинской Америкой играла католическая церковь. Папская булла в 1493 г. дала испанским королям право патронажа над церковью в колониях, в частности право назначать на церковные должности. В результате церковь стала органической частью колониального аппарата, хотя и использовала при этом свои специфические духовные средства воздействия на население колоний. Церковь была крупным землевладельцем, сосредоточившим в своих руках одну треть всей пахотной земли колоний. Экономическая мощь церкви позволяла ей вступать в конфликты с самой колониальной администрацией, претендовать на самостоятельность в политической жизни.

Война за независимость испанских колоний 1810–1826 гг. и провозглашение независимости Бразилией (1822) положили конец колониальному господству Испании и Португалии в регионе (кроме Кубы и Пуэрто-Рико, остававшихся под властью Испании до 1898 г.). Начался новый этап истории Латинской Америки – этап становления и развития политически независимых латиноамериканских государств и соответственно латиноамериканских наций. Все эти страны, за исключением Бразилии, сразу или вскоре после провозглашения независимости стали республиками. Остается огромное влияние религии (католичества) на политическую жизнь в стране.

Слабость законодательной и судебной ветвей власт и. В Южной Америке признания армии как залог политического порядка и стабильности было естественным явлением, то в США такой постулат не воспринимался. Партии не играли значительной роли в политической жизни страны, находясь в тени борьбы за власть, которая велась между элитными группами. Принципы свободы слова, собраний и собраний, независимости прессы и другие демократические свободы, в Латинской Америке признавались за вторичные после таких факторов, как единство, стабильность и авторитет государства.

Эти обстоятельства, дополнены традиционным влиянием католической церкви, пронизывал все времена государственных структур, создали в регионе частично унаследованную от средневековой Испании, необычную и неповторимую государственную модель, которую условно можно определить как «латиноамериканизм».

На современном этапе развития нельзя говорить о ведущей роли католицизма в этом регионе. Современные тенденции показывают, что на первый план внутреннеполитических программ выходят экономические положения, а не религиозные. Страны Латинской Америки во второй половине ХХ в. – начале ХХI в. пришли к тендеции веротерпимости. Религия в ХХI в. не играет такую же роль как в начале ХХ в.

 

 

Политические идеологии. Современная ситуация в западных государствах такова, что в чистом виде консервативная и либеральная идеология не существует: они очень тесно переплетены. Чем, на Ваш взгляд, вызвано данное слияние этих идеологий? Свой ответ аргументируйте.

К началу ХХ в. объективные предпосылки существования охранительного традиционного консерватизма были исчерпаны. С углублением модернизационных процессов, сокращением традиционных социальных групп и укреплением основных классов индустриального общества, консервативная идеология оказалась лишена прежнего охранительного пафоса. Начался распад консервативной идеологической традиции на два течения, которые ориентировались на совершенно разные модели политического поведения и представляли собой результаты синтеза отдельных аспектов традиционного консерватизма с либеральной идеологической доктриной. Одно из них носило этатистский (этатизм –мировоззрение и идеология, абсолютизирующие роль государства в обществе и пропагандирующая максимальное подчинение интересов личностей и групп интересам государства, которое полагается стоящим над обществом; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни) характер, воспроизводило консервативную концепцию органического государства. Второе основывалось прежде всего на присущих традиционному консерватизму идеях естественности, стихийности общественного развития.

Предпосылки для становления идеологии либерального консерватизма сформировались на рубеже XIX-XX вв. прежде всего в тех странах Европы, которые оказались охвачены процессов ускоренной, "догоняющей" модернизации. В Германии, России, Австро-Венгрии, Италии начались крупномасштабные реформы в социально-экономической и политической сферах, призванные ответить на "вызов Запада", предотвратить превращение этих стран в периферию индустриально развитого мира. Но прямое восприятие опыта либеральных преобразований, ориентация на принципы классического либерализма угрожали могуществу правящей элиты этих стран - непосредственного инициатора проводимых реформ. Не соответствовал либеральный проект и особенностям политической культуры данного общества, специфике массового сознания. Образовавшаяся идеологическая ниша была заполнена либерально-консервативным этатизмом.

Либеральный консерватизм являлся умеренно-реформистской концепцией. Он не подвергал сомнению общую целесообразность модернизации, однако ограничивал ее рядом оговорок. С точки зрения либерально-консервативного этатизма реформаторство может носить лишь прагматический и ограниченный характер, тогда как приоритет национальных, культурных, религиозных ценностей является бесспорным. Речь может вестись только о реформах, призванных продолжить исторически избранный путь нации. Тем самым, конечной целью преобразований считалось благо государства, а специфика проводимых реформ зависела, прежде всего, от своеобразия национальной государственности, религиозно-конфессиональной системы ценностей.

Идея нации не входила в идеологический арсенал традиционного консерватизма. Напротив, она была востребована, прежде всего, либеральной идеологией в эпоху становления буржуазной государственности. Апелляция консерватизма к национальной идее была спровоцирована угрозой разрушения исторически сложившегося общественно организма в условиях начала ускоренной модернизации. Либерально-консервативная идеология трактовала именно нацию как основной фактор человеческой истории, хранительницу традиций и накопленного опыта, единый организм, имеющий общие цели, преобладающие над интересами отдельной личности. Национальная идея в либерально-консервативной интерпретации стала мощным аргументом в поддержку нового политического курса. Она позволила консервативным реформаторам уйти от жесткого этатизма, чрезмерного преувеличения значимости "государственного интереса", в значительной степени преодолеть духовную поляризацию общества в условиях крупномасштабных, форсированных реформ, сопровождающихся большими социальными издержками [Соловьёв А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М.:Аспект пресс, 2001.].

С точки зрения либерального консерватизма даже демократия является системой элитарного властвования, но с особым механизмом формирования элиты и осуществления ею своих полномочий. Последовательная же реализация принципа народовластия может лишь создать предпосылки для распада государственного механизма, для торжества интересов толпы. Демократия, понимаемая как непосредственное народовластие, является отвлеченной идеей, несовместимой с подлинным предназначением власти. Она переносит лейтмотив политической жизни с поиска эффективных механизмов обеспечения реальных потребностей всего народа на совершенствование форм волеизъявления большинства, не готового к ответственности за свои решения. Тем самым, последовательная демократия становится основой для политического произвола и нелегитимного насилия.

Либерально-консервативная идеология оказалась широко востребована в странах, совершавших форсированный индустриальный рывок на рубеже XIX-XX вв. Эффективность этой доктрины обусловлена попыткой предложить синтез традиционных, коллективистских ценностных ориентаций и новых либеральных целей реальной политики, выработать сценарий естественной интеграции этих стран в ход мирового развития, не ставя под сомнение их национальную самобытность и значимость. Однако, в этой двойственности заключалась и уязвимость либерального консерватизма.

 

 

Какие формы зависимости используются высокоразвитыми государствами для давления на страны «третьего мира»? Не является ли использование этих форм зависимости более эффективным, чем применение силы или угрозы применения силы? Свой ответ аргументируйте.

 

 

Страны Третьего мира (развивающиеся страны) — те страны, которые отстают в своем развитии от индустриально развитых стран Запада со свободным рынком (Первый мир) и индустриально развитых бывших социалистических стран (Второй мир).

Изначально термин относился к странам, которые во время Холодной войны не относились ни к Первому миру (НАТО), ни ко Второму миру (Варшавский договор).

Страны Третьего мира наиболее бедные, что измеряется по уровню дохода в них на душу населения, и сконцентрированы в основном в Азии, Африке, и Латинской Америке. Они подразделяются на страны с низким доходом, страны со средним доходом, такие как Нигерия, Индонезия и Боливия, страны с доходами выше среднего, например Алжир и Малайзия.

Освободившиеся от колониальной зависимости страны получили название стран Третьего мира. В начавшемся после завершения постколониальный период развитые западные страны экономически и политически намного превосходили страны Третьего Мира. Некоторые из Стран Третьего Мира всё ещё выступают в роли источников сырья, что позволяет им обеспечить уровень благосостояния населения, сравнимый, а в некоторых случаях и превосходящий уровень европейских стран (Арабские Эмираты). Низкий уровень зарплаты делает их резервуарами дешёвой рабочей силы, что даёт возможность международным корпорациям минимизировать свои издержки, перемещая в них своё производство, в первую очередь — товаров массового потребления.

Ликвидация колониальной системы не во всех случаях имела положительные последствия. Поскольку на место смешанной администрации в лице собственного чиновничества и чиновничества метрополии с их в течение многих лет отрабатываемой управленческой политики, пришли слабые коррумпированные режимы стран Третьего Мира, которые не способны добиться справедливого соотношения цен на внутренних рынках, обеспечить контроль за возвратом валютной выручки и увеличить собираемость налогов для развития собственной образовательной и научной сферы. Хронически растёт задолженность многих развивающихся стран.

Неоколониализм — термин, которым обозначают вмешательство развитых стран в дела развивающихся.

Существует также понятие как белый колониализм. Страны третьего мира экономически эксплуатируются развитыми странами.

После получения независимости, некоторые национальные лидеры и группы оппозиции начали утверждать, что их страны подвергнуты новой форме колониализма, проводимого бывшими колониальными державами и другими развитыми нациями. Кваме Нкрума, который в 1957 году стал во главе независимой республики Гана, был первым критиком того, что в дальнейшем получило классическое определение неоколониализма. Результатом неоколониализма является эксплуатация, а не развитие менее развитых частей света. Вложения при неоколониализме увеличивают, вместо того чтобы уменьшать, пропасть между богатыми и бедными странами мира. Борьба против неоколониализма заключается не в исключении участия капитала развитых стран в экономиках менее развитых. Она нацелена на препятствование финансовой силе развитых стран в обеднении менее развитых.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
The Linguistic Consequences of the Norman Conquest. | Опасности. Виды опасностей. Их классификация.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 647 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

975 - | 840 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.