Современная национальная политика России в числе прочих направлений реализуется и в отношении культур народов финно-угорской группы, проживающих в стране. Роль этих этносов в истории становления российской государственности трудно переоценить - уже на самых ранних этапах существования нашего государства союзы славянских и финно-угорских племен были его важной составляющей. И сегодня интеллектуальный потенциал этих народов продолжает оставаться весьма значительным. В последнее время интерес к финно-угорской тематике был вызван еще и тем, что уровень и качество жизни народов финно-угорской группы, условия, созданные властями для сохранения их национальной самобытности, стали предметом акцентированного внимания наших европейских партнеров.
Хронологическое совпадение этого интереса с активизацией усилий России по защите русскоязычного населения в странах Прибалтики, конечно, неслучайно. Однако впечатляют непосредственность и прямота, с которыми европейские парламентарии, принявшие в мае прошлого года резолюцию по Республике Марий-Эл, сделали выводы чуть ли не о геноциде марийского народа. Этот документ был принят кворумом в 65 депутатов из 700 с лишним действующих, и основан он на докладе венгерского профессора-филолога Яноша Пустаи по итогам его ознакомления с социально-экономической и общественно-политической обстановкой в Марий-Эл. При всем уважении к ученому, его выводы носят тенденциозный характер и, очевидно, вырваны из контекста общей ситуации в стране, демонстрируя непонимание этой ситуации и, вероятно, нежелание ее понимать. На самом деле для сохранения национальных языков и национальной культуры в России делается, скорее всего, больше, чем в любой стране Европы. Для последней проблема исчезновения национальной самобытности этнических групп по-прежнему остается актуальной, несмотря на то, что в целом ассимиляция европейских этносов произошла в массовом порядке много лет назад: едва ли кто-то из европарламентариев сейчас вспоминает о существовании в Европе бургундов, лангобардов, бретонцев и т.д. В непосредственной близости от Европарламента умирает, по сути, без какой-либо системной государственной поддержки эльзасский язык, и никого это всерьез не беспокоит.
Поверхностность представлений наших оппонентов о реальном положении дел в современной России и несостоятельность предъявляемых ими претензий продемон-стрировали как прошлогодний традиционный международный конгресс финно-угроведов, прошедший в Йошкар-Оле, так и состоявшиеся в конце сентября - начале октября текущего года презентация финно-угорских культур Поволжья в Европарламенте и ПАСЕ и заседание интергруппы Европарламента по вопросам национальных меньшинств.
Искренний и непредвзятый подход должен базироваться на понимании причин объективно существующих проблем. А таковыми являются как общие ассимиляционные и глобализационные процессы современной цивилизации, так и наследие советского и "перестроечного" периодов для России в виде неэффективно организованной системы хозяйствования. Основная тяжесть последнего сегодня приходится на село, где в силу исторических причин оказалось сосредоточено в основном финно-угорское население. Все эти проблемы государство пытается преодолевать сегодня в рамках национальных проектов.
Главное, на чем должна основываться государственная национальная политика, - это стремление всемерно повышать качество жизни населения, представителей всех народов России, обеспечивая уважительное и бережное отношение к сохранению самобытности национальных культур, понимание того, что полиэтничность при правильном подходе к ее восприятию - это не проблема современной России, а ее серьезная преференция. Меры тут должны быть современными и эффективными, направленными на интеграцию достояния этих культур в сегодняшний жизненный уклад - не в виде этнографических экспонатов, покрытых музейной пылью, а в качестве адекватных и самодостаточных ценностей. Именно через создание условий для экономической, общественной и творческой активности населения, а главное - через общероссийскую интеграцию - сегодня вполне реально обеспечить сохранение и развитие национальной культурной самобытности народов России.
Примеры применения самых современных экономических и социальных технологий, не только не мешающих развитию национальных культур, но и способствующих этому развитию, мы можем наблюдать в Чувашской Республике, республиках Татарстан и Башкортостан. Национальная самобытность давно перестала быть в этих регионах самодостаточным символом, поставленным во главу угла, а рассматривается как важный аспект общероссийского достояния, обеспечивающий в совокупности с другими факторами перспективу развития национальных республик в составе российского государства.
Финно-угорская культура, как и культуры других народов многонациональной России, а также осознание своей национальной идентичности призваны сегодня стать дополнительным источником развития и преуспеяния российской государственности, субстанцией для творчества, подобной трем волшебным яйцам на колене плавающего в праокеане Вяйнямейнена из эпоса "Калевала". Именно такой подход - сохранение и развитие национальной самобытности народов России ради их взаимообогащающего добрососедского существования, а не ради изоляционизма и дезинтеграции - формирует единственно возможную и востребованную модель национальной политики России.