Вообще, реальное сплочение социума едва ли может претендовать на стабильность и долговечность в любом экстраординарном варианте. Зато оно может быть стабильным и долговечным на экономической основе. Примером такого союза наций и культур в варианте, характеризуемом известным выражением multing pot, служат Соединенные Штаты Америки - страна-идеология, страна-бизнес-корпорация, уникальная и почти безупречно действующая машина для зарабатывания денег. Межнациональные конфликты не возникают там, скорее всего, просто потому, что живущим в США людям не до них: они заняты активным зарабатыванием, go-getting, либо не менее активным, поставленным на широкую ногу потреблением материальных благ.
Однако даже такая уникальная система оказывается уязвимой как перед внешними, так и перед внутренними угрозами, что со всей серьезностью продемонстрировали трагические события 11 сентября 2001 года, и особенно в Новом Орлеане. Есть немало поводов для опасений, что американский колосс, объединяющий и переплавляющий нации, не сталкивается с межнациональными и межкультурными конфликтами только до тех пор, пока безупречно функционирует механизм приобретения и потребления материальных благ, и при первых признаках сбоев в его работе механизм начнет разваливаться на куски.
Еще одно направление, на котором можно обеспечить эффективное межцивилизационное сотрудничество, - это приоритетное соблюдение прав человека, предполагающее в качестве важнейших аспектов толерантность и политкорректность всякого диалога.
Взявшая после Второй мировой войны курс на всемерное обеспечение свободного и комфортного развития личности Европа на протяжении долгого времени считалась эталоном и гарантом стабильности, соблюдения прав и свобод граждан, толерантности и веротерпимости. Однако социальные катаклизмы, замешенные на межнациональных противоречиях, стали сегодня повседневным атрибутом европейской действительности, и необходимость уживаться в прочно выстроенном и чисто прибранном европейском доме с уже многочисленной, постоянно увеличивающейся, жизнестойкой и активно настроенной инокультурной диаспорой европейцы вынуждены сегодня воспринимать как долгосрочную неизбежность. Что же касается межнациональной толерантности в смысле политкорректности, то европейские события показали недостаточность простых призывов к соблюдению прав национальных и религиозных меньшинств для устойчивости межконфессионального и межнационального мира.
Толерантность как вежливая терпимость к чужеродной культуре неизбежно предполагает ее оценку исключительно сквозь призму собственных ценностных представлений, в том числе тяготеющих к стереотипам, что в конечном итоге способно приводить к подозрительному и отчужденному восприятию другого. Так, ислам в западном сознании начинает восприниматься как глобальный вызов фундаментальным европейским и атлантическим ценностям. В свою очередь в исламском мире формируется образ Запада как цивилизации, стремящейся к тотальному экономическому и политическому диктату, навязывающей сомнительные ценности массовой культуры, разрушающей культурное своеобразие и независимость стран Востока. В результате в довольно сжатые сроки проходится путь от призывов к толерантности до введения в обиход опасного термина "исламский фашизм" - quod erat demonstrandum.
При подобном подходе конфликт цивилизаций - содержание знаменитой теории американского исследователя Самуэля Хантингтона - действительно может выглядеть неизбежным. Но критическое осмысление этой теории вызывает подозрения в ее ангажированности, в том, что она призвана подвести теоретическую базу под перспективу силового способа решения проблем и противоречий. Ни экономическое доминирование, ни активное навязывание одной системы ценностей, ни силовой диктат в принципе не в состоянии обеспечить сосуществование культур, основанное на доверии, открытости и взаимопонимании.