Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие и функции гражданского общества




Историческое поражение революционной социаль­ной утопии в конце XX века закономерно обострило научный интерес к проблематике гражданского общества и правового государства. Он связан с поиском новой гуманистической модели социальной органи­зации общества, основанной на органической взаимосвязи процесса де­мократизации политической системы и процесса развития гражданских институтов и социальных движений.

Понятие «гражданское общество» занимает видное место в струк­турах современного социологического и политического дискурса, вы­ступая в них в трех взаимосвязанных аспектах:

во-первых, как философско-социологическая нормативная кон­цепция, определяющая не только современный этический идеал соци­ального порядка, но и отношение гражданина к нему. В этом аспекте концепция призвана способствовать мобилизации граждан и их доб­ровольных ассоциаций к социальной и гражданской активности;

во-вторых, как теоретико-аналитическая концепция, объясняющая закономерности происхождения и развития социальной реальности. В этом смысле гражданское общество выступает как «агрегированное по­нятие, обозначающее специфическую совокупность общественных ком­муникаций и социальных связей, социальных институтов и социальных ценностей, главным субъектом которых являются: гражданин со своими правами и гражданские (не политические и не государственные) органи­зации, ассоциации, объединения, общественные движения и гражданские институты».

в-третьих, как политический концепт или политический инстру­мент различных общественных и политических движений, партий, способствующий политической мобилизации масс либо в целях кри­тики определенных направлений политики правительства, например, it области средств массовой информации, либо в целях борьбы с су­ществующим режимом, как это имело место, например, в Польше, где «Солидарность» на протяжении 10 лет боролась за восстановление гражданского общества.

Понятие «гражданское общество» восходит своими корнями к понятиям полиса у Аристотеля, Цицерона и идеям так называемого естественного права. Согласно этой традиции, данное понятие обоз­начает не некое догосударственное состояние, а скорее «политическое общество». В традиции древнегреческих мыслителей понятие «поли­тическое» включало в себя все важнейшие сферы жизнедеятельности общества: семью, религию, образование, воспитание, защиту полиса и т. д. Мир человека был неразрывно слит с миром гражданской об­щины и государства. Вся жизнь в обществе, по существу, была прони­зана государственным, политическим началом. В период античности и средневековья само общество имело политический характер и ассоци­ировалось с государством. Например, в средние века такие важнейшие социальные институты, как собственность, семья, организация труда приобрели статус государственной жизни. В них воплощалось отно­шение отдельных лиц к государственной организации. Судьба каждого человека была неразрывно связана с организацией или группой, к ко­торой он принадлежал и вне которой не мыслилось его существование. Государство выступало в качестве интегрирующего политического начала, осуществляющего внеэкономическое принуждение и обеспе­чивающего определенный нормативный порядок. Государство высту­пало в качестве источника права и закона, определяющих поведение граждан. Особенностью этого периода было то, что в обществе отсутс­твовали идеи индивидуальных прав человека и представления об исто­рическом характере прав человека, ограничивающих государственную власть. В этом отношении показательным выглядит тот факт, что в сознании авторов французской теории административной монархии XVII в. общество еще слито с государством, воплощающимся в нем, и отсутствует понятие права, предшествующего политическому строю и стоящего выше него. Государство мыслится как неиссякаемый источ­ник власти, права и законов. Представления о праве, предшествующем государственному строю, впервые появляется лишь в XVII в. в трудах Г. Гроция. Только в период нового времени с развитием противоречий между индивидом и государством, с одной стороны, и между обще­ством и государством, с другой, формируется концепция гражданско­го общества, отражающая принципиальные изменения в порядке осу­ществления и распределения политической власти.

Формирование концепции гражданского общества берет свое на­чало с периода нового времени, когда личность начинает эмансипи­роваться от патриархальной зависимости и создаются социальные и экономические предпосылки для развития сущностных сил человека. В этих условиях в обществе складываются отношения экономической взаимозависимости и социальной солидарности и постепенно умножа­ются его силы. Благодаря развитию социально-экономических процес­сов общество постепенно начинает эмансипироваться от тотального господства государственной власти. Одновременно внутри самого об­щества вырастают конфликты между личными и общественными инте­ресами, которые требуют своего разрешения с помощью государства. I! этих условиях изменяется роль и функции государства, характер его взаимоотношений с обществом. Общество стремится четко определить границы и правила влияния государства на его внутреннюю жизнь и.жизнедеятельность его граждан. В результате происходит формиро­вание гражданского общества и правового государства. Хронологи­чески в Европе эти процессы можно отнести к XVII-XVIII вв.

В отличие от традиционного общества, в котором социальное пространство было жестко структурировано, предельно закрыто, «сверну­то» и ограничивало свободу личности патриархальными, семейными, цеховыми, сословными отношениями, в гражданском обществе проис­ходит освобождение социального пространства личности, его раскры­тие. Оно устанавливает менее жесткие рамки структурирования, создает больше свободы для реализации индивидуальных возможностей каж­дого человека. В то же время социальное пространство гражданского общества ограничивает человека рамками конфессий, этносов, классов, социальных и профессиональных групп, которые становятся одними из главных действующих лиц политической жизни нового времени.

Переход от традиционного к современному обществу ознамено­вался формированием определенных представлений о гражданском обществе и выявлением различий между собственно социальными и политическими (государственными) институтами. Идеи индивиду­альной свободы и равенства граждан перед государством поставили па повестку дня вопрос о свободе человека как личности, как члена гражданского общества, как субъекта экономической деятельности, независимого от государства. В этом плане разрушение сословий, кор­пораций, цехов, привилегий, узаконенных государством, выступало и качестве утверждения принципа равенства всех граждан перед государством. Таким образом, политическая эмансипация человека исто­рически совпала с эмансипацией гражданского общества от политики п преодолением его политического характера.

Начиная со второй половины XVIII века традиционная средневековая теория единого общества-государства стала подвергаться эрозии и на ее место приходит идея гражданского правового общества и правового государства. Эти идеи в XVII-XVIII вв. получили развитие в трудах Дж. Локка, А. Фергюсона, С. Пуфендорфа, И. Канта, Т. Пайна. В XIX в. эта традиция была усилена в работах Г. Гегеля, А. де Токвиля, Дж. С. Милля.

В творчестве европейских мыслителей гражданское общество пред­ставлено как особая ступень развития социума, которая создает есте­ственный фундамент политической демократии. В основании граж­данского общества лежит понятие «гражданство». Гражданство есть признание полного членства индивида в каком-либо обществе, дающее ему возможность и право определять условия существования и функцио­нирования общества, к которому он принадлежит. Гражданство, по сло­вам английского социолога Т. Маршалла, дает каждому индивиду равные права и обязанности, власть и ответственность, свободу и подчинение.

Главная заслуга в разработке философской концепции граждан­ского общества в его взаимосвязи с государством принадлежит Гегелю, который систематизировал идейно-теоретическое наследие француз­ской, английской и немецкой общественно-политической мысли. Он пришел к выводу, что гражданское общество представляет собой осо­бую веху на пути от семьи к государству. По своим свойствам и функци­ям гражданское общество отличается как от семьи, так и от государства и составляет необходимый элемент рационального устройства челове­ческого сообщества. Согласно его концепции, в понятие «гражданс­кое общество» включаются все индивиды, социальные институты и их взаимодействия, непосредственно не зависящие от государства, обес­печивающие жизнеспособность общества, реализующие гражданские права. Гегель считал, что гражданское общество составляют различные элементы, находящиеся между собой в постоянном конфликте вслед­ствие стремления к реализации частного и особенного интересов. Регу­лировать, управлять этими конфликтами само общество не в состоянии. Поэтому сохранение «гражданского общества» возможно только на условии политического управления под контролем государства. Только верховная публичная власть — конституционное государство — может эффективно решать проблемы, связанные с существующей в обществе несправедливостью, борьбой интересов и синтезировать все конкрет­ные интересы в универсальное политическое сообщество.

Гражданское общество — необходимый, но подчиненный элемент более широкого, более сложного и более высокоорганизованного со­общества — политического общества.

Социологические теории гражданского общества представлены в трудах К. Маркса и А. де Токвиля.

К. Маркс занял особую позицию в отношении проблемы граждан­ского общества, которая неоднократно воспроизводилась и совершенст­вовалась в последующей марксистской традиции. Идея гражданского общества вошла в теоретическую деятельность Маркса на заре его на­учной карьеры. Маркс, признавая значимость проблемы применитель­но к истории человеческого общества, особенно к истории перехода от феодализма к капитализму, в то же время отказал ей в праве на сущест­вование и не усматривал большого значения для материалистического понимания истории. В работе «Тезисы о Фейербахе» он пишет: «Точка фения старого материализма есть "гражданское общество", точка зре­ния нового материализма есть человеческое общество или обобщест­вившееся человечество».

В последующем творчестве Маркса проблемы гражданского обще­ства ушли на второй план. Более того, переход от онтологического под­хода к обществу и его развитию к подходу социально-политическому выявил несовместимость политического учения марксизма с присущи­ми ему идеями классовой борьбы, революционного насилия и диктату­ры пролетариата с природой и логикой развития гражданского обще­ства. Естественно, что такая постановка проблемы лишила перспектив дальнейший анализ гражданского общества в рамках марксистско-ле­нинской традиции. Возврат к идее гражданского общества произошел только в последнее десятилетие, когда встал вопрос о формировании гражданина, об утверждении принципов свободы и демократии. Одна­ко подлинного понимания значения идеи гражданского общества для современных политических процессов развития России до сих пор не произошло. Показательными в этом плане являются идеи, высказанные рядом политиков посткоммунистического периода, о необходимости «строить», «создать» гражданское общество с помощью государствен­ной власти. Абсурдность подобного рода идей очевидна. Сознавая, что без институтов гражданского общества невозможно утвердить демо­кратию, недалекие политики высказываются в пользу усиления воздей­ствия государства на процессы формирования и функционирования институтов гражданского общества. Тем самым проявляется полное непонимание природы гражданского общества и сохранение старых принципов политического мышления, покоящихся на представлении о государстве как главном орудии социального прогресса, основном инструменте социального моделирования.

А. де Токвиль создал одну из интереснейших работ, посвященных проблемам демократии и развития гражданского общества. Он был аристократ, смирившийся с поражением. Он не был демократом и едва ли его можно считать либералом в классическом смысле этого слова. Но он был убежденным приверженцем идеи свободы и таким же убежден­ным противником тирании — как тирании монарха, так и тирании тол­пы. Стремление сохранить эту свободу как психологическую атмосферу для социального действия стало движущей силой всей его деятельности. Он хотел во что бы то ни стало защитить индивидуальность каждой лич­ности и с ясностью мыслителя, никогда не боявшегося противостоять самому худшему, признавал, что нарождающаяся цивилизация имеет тенденцию к уничтожению индивидуальности. Именно забота о защи­те свободы личности от навязываемого ей, по его мнению, эгалитарны­ми принципами скучного однообразия подвигла Токвиля на путешест­вие в Америку и написание книги, которая не потеряла актуальности и в настоящее время.

Людей развращает не сама власть как таковая и не привычка к по­корности, а употребление той власти, которую они считают незакон­ной, и покорность тем правителям, которых они воспринимают как узурпаторов и угнетателей. Противостоять тирании может гражданское общество, понимаемое им как свободная ассоци­ация граждан.

Именно оно, по мнению Токвиля, способно защитить государство и от опасности тирании, и от угрозы вседозволенности толпы. Граждан­ское общество основывается на свободе и равенстве, уважении к закону.

«В данной связи я вполне представляю себе, — писал он, — такое общество, в котором каждый, относясь к закону как к своему личному делу, любил бы его и подчинялся бы ему без труда; где власть прави­тельства, не будучи обожествляемой, пользовалась бы уважением в качестве земной необходимости; где любовь, питаемая людьми к главе государства, была бы не страстью, а разумным, спокойным чувством».

Когда каждый человек наделен правами и уверен в неотъемлемос­ти этих прав, между всеми классами общества может установиться мужественное доверие и своего рода взаимная благосклонность, не имеющая равным образом ничего общего ни с чувством гордыни, ни с низкопоклонством. Обычаи и нравы тоже, в определенной степени, ограничивают тиранию, утверждая своего рода законность в мире, ос­нованном на насилии.

Подобным образом организованное общество, считал он, может быть устойчивым, могущественным и, что особенно характерно, стре­мящимся к славе.

Не потеряла актуальность в нашем обществе и еще одна ценная мысль Токвиля.

Ему внушала страх власть условностей. Он боялся, как бы матери­альный комфорт не одержал верх над великой идеей, как бы деньги не i тали оценочной шкалой для определения положения человека в обще­стве. Не менее его пугал и тот факт, что стремление к материальному благосостоянию может ускорить процесс разделения труда, который принесет на жертвенный алтарь массового комфорта возможность для простого гражданина развивать в себе личность, способную взглянуть на жизнь более широко и спокойно, стремящуюся к развитию своих да­рований не менее, чем к удовлетворению материальных потребностей.

Токвиль был сторонником демократического государства, основан­ного на принципах разделения властей, законе, отделении церкви от го­сударства, уважении прав и свобод гражданина, активной деятельности политической власти и институтов гражданского общества.

Токвиль одним из первых показал, как общественный строй влияет на политическую жизнь страны. Обычаи, нравы, традиции гражданско­го общества, гражданской солидарности и гражданской инициативы со­здают, по его мнению, социальную основу политической жизни. Равен­ство и свобода, характерные для различных сфер человеческой жизни, и конце концов обязательно находят свое проявление в политике. «Не­возможно представить себе, — писал он, — чтобы люди, равные между собой во многих отношениях, в одной какой-то области оставались навечно неравными, поэтому, естественно, со временем они должны до­биться равенства во всем».

Но он прекрасно понимал разницу между равенством в толпе и ра­венством в ассоциации свободных граждан. Первая ведет к установле­нию тирании и рабству. Вторая — к демократии.

В условиях формального равенства и отсутствия гражданских орга­низаций, существующих независимо от государства, гражданам слож­но защищать свою независимость от нажима властей. Поэтому лишь объединяя свои усилия, сообща, люди способны гарантировать себе охранение свободы. Однако подобное объединение сил достижимо не всегда. Для этого необходимы определенные социально-экономические и политические условия. Демократические политические институты основываются на развитии институтов гражданского общества. Демо­кратические традиции и нормы гражданского общества являются той социальной основой, на которой вырастают современные демократи­ческие политические институты. Вот почему проблемы развития граж­данского общества в России вышли сегодня на первый план. Укрепле­ние и развитие современной демократии невозможно осуществить без развития институтов гражданского общества, без утверждения в нем норм свободы и равенства, законности и толерантности.

В настоящее время в качестве системообразующих признаков гражданского общества многие исследователи предлагают: высокий уровень самоорганизации, особое качественное состояние обществен­ных связей и социальных взаимодействий, свободное и добровольное участие в общественных делах, преобладание горизонтальных связей между людьми, независимость или автономия индивидов как субъек­тов общественной жизни, наличие реальных гражданских прав и сво­бод, самоосуществление человека как гражданина и т. д. Примером интерпретаций такого рода могут служить, например, следующие формулировки П. Андерсона: гражданское общество — это «практи­ческое поле действия очень автономных, негосударственных институ­тов».

Гражданское общество как система неполитических обществен­ных отношений, проявляющихся через добровольно сформировавши­еся ассоциации и организации граждан, законодательно огражденные от прямого вмешательства со стороны государственной власти, выпол­няет в социуме важные функции. Оно формирует гражданские добро­детели, создает структуры гражданской вовлеченности, гражданской солидарности, доверия и терпимости.

Гражданское общество имеет ряд существенных функций, кото­рые оно способно выполнять при наличии соответствующих полити­ко-правовых и социально-экономических условий:

В качестве таких функций можно указать на следующие: саморе­гуляции (гомеостазис), т. е. сохранения определенного типа динамиче­ского равновесия, системных параметров и свойств в заданной среде; социальной интеграции как саморегуляции; саморазвития социальных субъектов гражданского общества. Следует отметить, что, в отличие от традиционного общества, в котором эти функции в основном ложи­лись на государство и оно выступало как внешняя сила принуждения, в гражданском обществе эти функции легли на плечи общества, а по­литическая (государственная) власть выступает как гарант сохранения условий существования и стабильности системы.

Кроме указанных функций, она также выполняет и другие функ­ции, а именно:

— социализирующую, которая заключается в создании благо­приятной социальной среды для формирования общественно активных и свободных индивидов;

— воспроизводящую, обеспечивающую продуцирование демо­кратических ценностей, норм, представлений, знаний, форм деятельности;

— инструментальную, заключающуюся в коллективном целедостижении общественного блага и благополучия всех членов общества;

— коммуникативную, которая заключается в достижении взаи­мопонимания, консенсуса противоречивых и разнонаправлен­ных интересов и устремлений индивидов, групп, ассоциаций, движений;

— контрэтатистскую, заключающуюся в оказании давления на государство в соответствии с принципами политической демо­кратии и способности сдерживать чрезмерное усиление государ­ственной власти в ее авторитарной и тоталитарной формах;

— регулятивную, которая заключается в регуляции социального поведения людей и определенном контроле за ним посредством системы гражданских ценностей, норм и санкций, не носящих правового характера (преимущественно морально-нравствен­ного характера);

— стабилизирующую, которая заключается в сохранении и обеспе­чении определенных социально-экономических условий, стаби­лизации различных сфер жизнедеятельности индивидов и групп.

Таким образом, объем и значимость функций гражданского обще­ства, как и утверждал А. де Токвиль, определяют меру его воздействия на политическую жизнь.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 400 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2474 - | 2397 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.