Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Становление партийной системы в современной России в 1991-2007 гг.




После крушения монопольного статуса коммунистической идеологии в общественном мнении, казалось, установилось нечто наподобие аллергии относительно идейно-целевых течений. Сложилась ситуация, которую специалисты на­зывали идеологическим вакуумом. Но она продолжалась недолго. Активность новых политических элит, пытавшихся отстоять интересы вступающих в борьбу за власть групп, а главное - стремление широких слоев населения концептуально оформить свои политические чувства, надежды и разочарования, породили всплеск различных идеоло­гических доктрин. Временное затишье сменилось идеологическим бумом. Однако не­смотря на обилие идеологических конструкций в настоящее время доминирующее по­ложение в политико-идеологическом пространстве занимают три идеологических тече­ния: коммунистическое, национально-патриотическое и либерально-демократическое. В то же время в коммунистической идеологии явно ощущаются две тенденции. Одна из них выражает стремление к либерализации этой доктрины, приближение ее к идеалам, разделяемым социал-демократией, это находит свое выражение в признании права ча­стной собственности, отказе от воинствующего атеизма, более лояльном отношении к правам человека, провозглашении; норм правовой государственности и т.д. Однако и такие модификации, сочетаясь с идеями приоритетного положения общественной соб­ственности, государственного регулирования экономики, сохранения социально-классовых приоритетов, жесткими геополитическими целями и рядом других традици­онных положений, показывают противоречивость и непоследовательность такой обнов­ленческой тенденции.

Наряду с ней существует и фундаменталистское течение, опирающееся на хорошо из­вестные политические ценности и цели и исключающее саму возможность развития в стране отношений буржуазного типа. Учитывая же, что реальные социально-экономические и политические процессы в значительной мере связаны именно с такой перспективой развития общества, данное идеологическое течение нередко провоцирует экстремистские требования и формы политического протеста. Всплеск активности на­ционально-патриотических идеологий, поставивших в центр своих требований образ Родины, обусловлен сложными процесса-ми развития национального самосознания рос­сийского народа и особенно «кризисом национальной идентичности, утратой чувств исторической перспективы и понимания уровня самооценки нации». По своему идейному и политическому содержанию - это самое противоречивое и разнообразное течение, со­бирающее под свои знамена как приверженцев самобытности России и ее культуры, ра­тующих за их обогащение и развитие в процессе равноправного диалога с иными куль­турами и цивилизациями, так и сторонников этногегемонизма, направленного против прав иных народов и враждебно настроенных к представителям других национальных групп. Либерально-демократическая идеология, придерживаясь своих основополагаю­щих ценностей, представлена в виде трех относительно самостоятельных идейных тен­денций, так называемый радикальный либерализм настаивает на последовательном уменьшении регулирующей роли государства и поощрении стихийных процессов, ви­дит главную задачу в осуществлении макроэкономических реформ и всемерной адапта­ции западного опыта, выступает против авторитаризма, но тем не менее допускает воз­можность преодоления сопротивления архаичных социальных структур насильствен­ными мерами. В противоположность такой постановке задачи консервативный либера­лизм, испытывая страх перед сопротивлением традиционалистски настроенных слоев, ратует за максимальную ориентацию на сложившиеся хозяйственные связи, большую роль государства в осуществлении намеченных - и главное реальных - преобразований, предполагает учет массовых ценностей и избирательное отношение к западному опыту, достижение большего психологического комфорта для населения при проведении ре­форм, третья версия либерализма - это социал-либерализм, по своим установкам он дос­таточно близок к социал-демократической идеологии. Главной ценностью в нем высту­пает свобода, понимаемая не только в духе классического либерализма как независи­мость от государства и других людей, но и как установление примерно равных для всех стартовых возможностей. Это предполагает позитивное отношение к государственным программам в области образования, здравоохранения и социального обеспечения, при­знание важности принципов социальной справедливости, ценности труда и т.д. С теоретической точки зрения дискурс отмеченных идеологических течений вполне может предполагать их определенное сближение и даже синтез отдельных положений, например, требование коммунистов о движении к бесклассовому обществу вполне соче­тается с либеральной идеей изживания социальной дихотомии за счет высокой социаль­ной мобильности индивидов. На практике же, хоть и происходит известное сближение позиций между ними, по ряду политических проблем (например, уважению прав чело­века, защите национальных интересов и некоторым другим вопросам) все же пока до­минирует противостояние, оборачивающееся ростом политической напряженности и борьбы.

Как показывает опыт преобразований в обществах с переходными общественными от­ношениями, одним из важнейших условий стабилизации политической обстановки яв­ляется выработка долговременной идейно-целевой доктрины, которой руководствуется государство в своей деятельности и которую можно условно назвать государственной идеологией. Являясь составной частью процесса развития национального самосознания народа, выработка государственной идеологии обеспечивает интеграцию государства и общества, целостность всей социальной системы.

В свою очередь, условием выработки такого типа идеологии является достижение того минимального компромисса, который отразил бы как согласие основных групп общест­ва относительно характера общественного строя и будущих перспектив развития, так и снял бы остроту противоречий между «верхами» и «низами», управляющими и управ­ляемыми. Здесь особая роль принадлежит позиции властей, их способности выражать интересы граждан и сохранять перед ними свои обязательства.

Существенной предпосылкой выработки ценностей государственной идеологий служит сохранение духовного плюрализма, возможности различных групп излагать собствен­ное мнение относительно общественных целей и программы действий. (Исключение в такой ситуации могут составлять только экстремистские группы и идеологии, переме­щаемые на периферию политической жизни.) однако опыт свидетельствует о том, что труднее всего достигается запрет на идеологическую монополизацию государства, т.е. стремления властей руководствоваться узкогрупповыми идеями, которые жестко и од­носторонне навязываются населению. Сложная ситуация в обществе складывается и то­гда, когда прокламируемые идеалы подменяют ролевые, поведенческие цели и задачи граждан или ведут к преобладанию веры над рациональным и прагматическим отноше­нием к действительности. Еще одним условием эффективной выработки государствен­ной идеологии является сохранение исторической преемственности поколений, внима­тельный учет национальных, исторических и географических особенностей страны, обеспечение атмосферы открытого диалога между странами и цивилизациями, преодо­левающего - что особенно важно для России - предрассудки и недоверие как к западно­европейскому опыту, так и к нормам и традициям восточного типа, в настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано более 300 партий, организаций, движений, фондов и других объединении. Однако переход от однопартийности к многопартийно­сти идет крайне сложно и болезненно, не сформировались устойчивая партийно-политическая структура, четкое размежевание политических сил. Скорее, наоборот, процесс такого размежевания становится все более сложным и запутанным, возникают новые партии и политические течения, резко меняются очертания и облик ранее суще­ствовавших.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 591 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2258 - | 2106 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.