Социологические теории социальных изменений принято разделять на:
1)Теории эволюционного развития общества (социальный эволюционизм).
2)Теории революционного развития общества (социальный революционизм).
3) Циклические теории (теории культурно-исторических типов).
Социальный эволюционизм.
Теории социальной эволюции определяли социальные изменения как переход от одних стадий развития общества к более сложным. Предшественником эволюционистских теорий следует считать А. Сен-Симона. Распространенную в консервативной традиции конца XVIII — начала XIX в. идею о жизни общества как равновесии, он дополнил положением о неуклонном последовательном продвижении общества к более высоким уровням развития.
О. Конт связал процессы развития общества, человеческого знания и культуры. Все общества проходят три стадии: примитивную, промежуточную и научную, которым соответствуют формы человеческого знания (теологического, метафизического и позитивного). Эволюция общества для него — это рост функциональной специализации структур и улучшение адаптации частей к обществу как целостному организму.
Виднейший представитель эволюционизма Г. Спенсер представлял эволюцию как восходящее движение, переход от простого к сложному, от традиционного к рациональному, от непросвещенного к просвещенному, от общества с ручной технологией к обществу с машинной технологией, от нечетко интегрированного к строго интегрированному.
Любая эволюция состоит из двух взаимосвязанных процессов: дифференциации структур и их интеграции на более высоком уровне. В результате общества распределяются на расходящиеся и разветвляющиеся группы.
Современный структурный функционализм, продолжая спенсеровскую традицию, отвергавшую непрерывность и однолинейность эволюции, дополнил ее идеей большей функциональной приспособленности, возникающей в ходе дифференциации структур. Социальное изменение рассматривается как результат адаптации системы к своему окружению. Только те структуры, которые обеспечивают социальной системе большую приспособленность к среде, продвигают эволюцию вперед. Поэтому, хотя общество и изменяется, оно сохраняет стабильность благодаря новым полезным формам социальной интеграции.
Приведенные эволюционистские концепции главным образом объясняли происхождение социальных изменений эндогенными, то есть внутренними причинами. Процессы, происходящие в обществе, объясняли по аналогии с биологическими организмами.
Другой подход — экзогенный — представлен теорией диффузии, просачиванием культурных образцов из одного общества в другие. В центр анализа здесь помещены каналы и механизмы проникновения внешних влияний. К ним относились завоевания, торговля, миграция, колонизация, подражание и др. Любая из культур неизбежно испытывает на себе влияние других культур, в том числе культур завоеванных народов. Этот встречный процесс взаимовлияния и взаимопроникновения культур называется в социологии аккультурацией. Так, Ральф Линтон (1937) обратил внимание на то, что ткань, впервые сделанная в Азии, часы, появившиеся в Европе, и пр. стали неотъемлемой и привычной частью жизни американского общества. В тех же США важнейшую роль на протяжении всей истории играли иммигранты из самых разных стран мира. Можно даже говорить об усилении в последние годы влияния на прежде практически неизменную англоязычную культуру американского общества испаноязычной и афроамериканской субкультур.
В рамках социального эволюционизма возник ряд теорий, поставивших перед собой цель отразить поступательное движение общества на основе сравнения его прошлого и нынешнего состояния. Первую попытку создания такой теории предпринял Ф. Тённис. Он разграничивает понятия «община» (гемейншафт) и «общество» (гезельшафт).
Община (гемейншафт) | Общество (гезельшафт) |
1.Люди живут в соответствии с общинным принципом и мирскими ценностями. | 1.Основано на стремлении к личной выгоде. |
2.Придается основное значение обычаям. | 2.Придается основное значение формальным законам. |
3.Предполагает ограниченную и неразвитую специализацию. | 3.Появляются специализированные профессиональные роли. |
4.Опирается на религиозные ценности. | 4.Опирается на светские ценности. |
5.В основе лежит семья и община. | 5.В основе лежат крупные корпоративные и ассоциативные формы объединения людей. |
47.лекция
48. http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1257
49. Общественное мнение - понятие, давно вошедшее в обиход исследователей права. Оно органически связано с понятием общественности. В социологическом понимании общественность - это множество людей, по численности составляющее значительное большинство общества и обладающее активной позицией по различным проблемам социальной жизни. По мнению С.С. Фролова, понятие "общественность" используется социологами в двух различных смыслах:
1) рассеянное в пространстве множество людей, обладающих сходными интересами в отношении некоторого объекта, например, общественность, поддерживающая политическое движение или партию;
2) множество людей, разделенных между собой по признаку отношения к определенному событию социальной жизни, способных оценивать это событие, влиять в известных пределах на его ход и обсуждать его последствия1.
1 Фролов С.С. Социология. М., 1999. С. 246.
Общественность как единое целое существует благодаря наличию такого явления, как социальная коммуникация. Свободная циркуляция информации и распространение ее системой СМИ позволяют каждому конкретному индивиду формировать собственное мнение по поводу происходящих в обществе событий, а также ориентироваться на реальных и потенциальных единомышленников, находить себе референтную группу, с мнением которой он чувствует себя солидарным.
Общественное мнение - это совокупность суждений и оценок, выносимых различными социальными группами и слоями по поводу событий общественной жизни, деятельности и поведения отдельных личностей, организаций и партий, насущных социальных, политических, культурных проблем, Именно в общественном мнении проявляется социальная активность большинства населения, прямо не задействованного в политическом и законодательном процессах. Общественное мнение выражается в массовом одобрении или осуждении определенных действий и поступков. Чем больше в обществе процент населения, обладающего собственными взглядами, активной жизненной позицией, гражданственностью, тем сильнее и эффективнее общественное мнение.
Развитое общество обладает соответствующими институциональными структурами, функционирующими в качестве узаконенных каналов выражения общественного мнения. К таким каналам относятся выборы органов власти, разделение властей, наличие гарантированных гражданских свобод, в частности, свободы избирательного права, свободы слова, печати, собраний, совести, участие масс в законодательном процессе путем проведения референдумов, деятельность средств массовой информации и т.д.
Видный российский правовед В.В. Лапаева, определяя общественное мнение как "состояние массового сознания, связанное с высказыванием суждений по общественно значимым проблемам", справедливо подчеркивает тем самым, что об общественном мнении как социальном институте вообще может идти речь только применительно к тому обществу, где обеспечена полнота и свобода его открытого выражения. То есть наличие общественного мнения - это качественная характеристика уровня общественного сознания и социальных отношений в целом. Согласно такой точке зрения, общественное мнение как социальный институт существует только в обществе, достигшем состояния гражданского.
При всей привлекательности и справедливости такого понимания общественного мнения нам представляется все же, что корни и основа его институционали-зации в гражданском обществе кроются в том самом "народном мнении", о котором идет речь в приведенной В.В. Лапаевой цитате из поэмы А.С. Пушкина "Борис Годунов". На возможность латентного существования общественного мнения писал еще декабрист М.С. Лунин: "Народ мыслит, несмотря на глубокое молчание. Доказательством, что он мыслит, служат миллионы, тратимые с целью послушать мнения, которые мешают ему выразить". Вряд ли стоит считать, что досовременные общества в принципе лишены такого явления, как общественное мнение. Оно существует и там, однако его содержание, уровень и формы выражения соответствуют общему уровню социальной организации таких обществ. Кроме того, в таких обществах, как правило, носителями общественного мнения являются узкие социально активные группы населения.
50. Влияя на общественное мнение, СМИ выполняют следующие задачи:
1. формирование повестки дня (списка приоритетов): что именно и в каком аспекте обсуждается общественным мнением;
2. переключение общественного мнения с одного аспекта на другой;
3. введение в общественное мнение новых тем и ситуаций;
4.организация поддержки инициатив властных структур общественным мнением;
5. контрпропагандистская работа, заключающаяся в ответе на информационные действия другой страны [2, 42].
Общественное мнение во многом определяет общественную жизнь и направляет деятельность некоторых социальных институтов, в том числе и деятельность СМИ. Поскольку СМИ стараются освещать значимые, актуальные для общества проблемы и во многом рассматривают их с точки зрения общественного мнения, можно сделать вывод, что и общественное мнение определяет деятельность СМИ.
Само общественное мнение формируется как отражение объективно происходящих процессов с одной стороны, а с другой - является результатом целенаправленного воздействия, реализуемого через различные коммуникационные каналы, в первую очередь - через СМИ. [2, 47]
Механизмы формирования общественного мнения весьма разнообразны и существенно зависят от способов коммуникаций гражданского общества с властью, уровня институциализации демократии, организованности общественности. В самом общем виде различают эмоциональные, рационально-сознательные, стихийные способы формирования общественного мнения и опросы общественного мнения.
Эмоциональные, чувственные способы и механизмы складываются главным образом на основе межличностной коммуникации. Должно пройти немало времени, чтобы через такого рода каналы выкристаллизовалось групповое и тем более массовое мнение.
Общественное мнение формируется также и за счет действия специальных структур, которые практически на профессиональной основе вырабатывают и транслируют определенные оценки от лица общественности. Профессионализация здесь неразрывно связана с рациональными процедурами подготовки общественных позиций, формированием каналов, отслеживанием распространяемой информации и ее доведения до властных структур.