Дело Бурдов (Burdov) против России (Жалоба N 59498/00)
В решении по делу Бурдов против России — самом первом решении, вынесенном против России — Суд повторил, что ст. 6 гарантирует право на подачу иска, относящегося к гражданским правам и обязанностям, в суд или трибунал, или «право на судебное разбирательство», а одним из аспектов этого права является право доступа к суду,
т.е. право инициировать судебное разбирательство по гражданским делам. Однако это право было бы иллюзорным, если бы внутренняя правовая система государства допускала, чтобы окончательное, вступившее в силу судебное решение оставалось недействующим в ущерб одной из сторон. Суд заявил, что было бы немыслимо, чтобы ст. 6 предписывала в подробностях процессуальные гарантии, предоставляемые сторонам в разбирательстве, не гарантируя при этом исполнения судебных решений; толкование ст. 6 как касающейся исключительно доступа к суду и проведения разбирательства привело бы к ситуациям, несовместимым с принципом верховенства закона, который Договаривающиеся государства обязались соблюдать при ратификации Конвенции. Поэтому исполнение решение должно рассматриваться как неотъемлемая часть «судебного разбирательства» по смыслу ст. 6. Заявитель по делу Бурдова принимал участие в спасательной операции в районе катастрофы на Чернобыльской АЭС и в результате пострадал от обширного радиоактивного облучения. В 1991 г. ему была назначена компенсация за вред, причиненный здоровью, однако эти деньги ему не выплачивались, несмотря на обращение в суд с иском против службы социального обеспечения. В своем решении Суд постановил, что государственные органы не имеют права ссылаться, как это сделали российские власти, на недостаток средств в качестве оправдания невыплаты средств, причитающихся согласно решению. Несмотря на то, что в определенных обстоятельствах задержка при исполнении решения может быть оправдана, она, тем не менее, никогда не должна умалять самую суть права по ст. 6. В деле Бурдова несоблюдение российскими властями судебных решений о выплате заявителю компенсации полностью лишило ст. 6 какого-либо смысла и потому представляет собой нарушение Конвенции.
Принимая во внимание серьезные проблемы, которые испытывает государство с приведением ситуации в соответствие с Конвенцией и выполнением своих обязательств по Конвенции, Европейский суд принял так называемое «пилотное» постановление по делу Бурдов 2 против России – заявителю повторно по новым периодам пришлось ставить перед Европейским судом по правам человека вопрос о нарушении права на исполнение национальных судебных решений. Европейский Суд уже рассматривал жалобу гражданина Бурдова, по которой было вынесено Постановление Суда от 7 мая 2002г. Пострадавший от сильного радиоактивного излучения при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, заявитель имел право на различные социальные пособия, которые выплачивались не в полном объеме и не своевременно. И хотя суды РФ многократно удовлетворяли требования заявителя, большинство из этих решений оставались не исполненными. Этот пробел и исправил Европейский Суд, признав в действиях государства нарушение Статьи 6 Конвенции и Статьи 1 Протокола № 1. Во исполнение постановления Суда Российская Федерация выплатила определенные суммы, однако истцу была позднее присуждена компенсация за задержки платежей, однако и соответствующие решения национальных судов от 17 апреля 2003г., 4 декабря 2003г., 24 марта 2006г, 22 мая 2007г. и от 21 августа 2007г. исполнены не были, что и стало предметом рассмотрения Европейским Судом.
Так, в деле Бурдов 2 против России Европейский суд по правам человека установил, что вышеуказанные нарушения имели место вследствие практики, несовместимой с Конвенцией, которая состоит в повторяющихся невыплатах государством своих долгов по судебным решениям и в отношении которой пострадавшие не имеют эффективного внутригосударственного средства правовой защиты; что государство-ответчик должно создать в течение шести месяцев с момента, в который настоящее постановление станет окончательным, эффективное внутригосударственное средство правовой защиты или комплекс таких средств, которые обеспечили бы быстрое и адекватное восстановление нарушенных прав, включая возмещение ущерба, в случае неисполнения или задержек в исполнении национальных судебных решений в соответствии с принципами Конвенции, закрепленными в постановлениях Суда; что государство-ответчик должно обеспечить такое восстановление прав, включая возмещение ущерба, в течение одного года с момента, в который настоящее постановление станет окончательным, в пользу всех пострадавших от невыплаты или чрезмерных задержек в выплате государственными властями долгов по судебным решениям во всех делах, поданных в Суд до вынесения настоящего постановления и направленных правительству в соответствии с Правилом 54 пар. 2(b) Правил процедуры Суда.
Основным шагом в данном направлении, безусловно, стало принятие 30.04.2010 Федерального закона РФ №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», вступившего в силу 4 мая 2010 год а, а также пакета соответствующих поправок в другие нормативные акты Российской Федерации.
Данный закон наделяет граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, российские, иностранные и международные организации при отсутствии их собственной вины правом требовать компенсации за нарушение их права на судопроизводство (гражданское, административное и уголовное) в разумный срок или задержку исполнения решения суда из средств бюджета РФ. Важной гарантией защиты этого права является тот факт, что компенсация присуждается вне зависимости от наличия либо отсутствия вины суда и иных государственных органов. Кроме того, установлены и определенные сроки отдельных разбирательств (так, например, дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления с возможностью продления, но не более чем еще на три месяца).