В разд. II "Человек и гражданин" Конституции Республики Казахстан регулированию личных прав посвящена по меньшей мере треть статей.
Важнейшее из провозглашаемых личных прав — право на жизнь (ст. 15), которое принадлежит каждому. Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления с предоставлением приговоренному лицу права ходатайствовать о помиловании.
В середине 90-х гг., по данным общественной организации "Международная амнистия", Казахстан занимал четвертое место в мире после Китая, Саудовской Аравии и Нигерии по соотношению числа казненных с численностью населения. В 1995 г. при населении Казахстана, не достигавшем 17 млн. человек, в республике был казнен 101 осужденный.
Принятый в 1997 г. новый Уголовный кодекс предусмотрел возможность назначения смертной казни лишь за убийство или посягательство на жизнь людей при отягчающих обстоятельствах (террористический акт, захват заложников и т. п.). Альтернатива расстрелу — пожизненное заключение.
Согласно Конституции (ст. 16) каждый имеет право наличную свободу. Арест и содержание под стражей допускаются только в предусмотренных законом случаях и лишь с санкции суда или прокурора, с предоставлением арестованному права судебного обжалования. Без санкции прокурора лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более 72 часов.
Каждый задержанный, арестованный, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, ареста или предъявления обвинения. Очевидно, что эти весьма прогрессивные нормы нуждаются не только в законодательном, но и в материальном обеспечении, которое в условиях посттоталитарного общества не всегда бывает возможно реализовать в необходимой мере. Например, Казахстану (как, впрочем, и России) еще потребуется время, чтобы подготовить необходимое число адвокатов.
В ст. 17 Конституция провозглашает неприкосновенность достоинства человека. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Конституция гарантирует каждому неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и достоинства (ст. 18). В связи с этим каждый имеет право на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Ограничения этого права допускаются только в случаях и в порядке, прямо установленных законом. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации; как отмечалось, последнее относится только к гражданам.
Гарантия данных прав имеет важное юридическое значение для характеристики отношений государства с человеком, недопустимости незаконного вторжения государства в частную жизнь и служит критерием личной свободы человека.
Одно из проявлений личной свободы — свобода передвижения и поселения. Каждому, кто законно находится на территории Республики Казахстан, принадлежит согласно ст. 21 Конституции право свободного передвижения по ее территории и свободного выбора местожительства, кроме случаев, оговоренных законом. Каждый также вправе выезжать за пределы республики, а граждане — и беспрепятственно возвращаться.
В ч. 1 ст. 25 Конституция гарантирует неприкосновенность жилища, устанавливая, что проникновение в жилище, производство его осмотра и обыска допускаются лишь в случаях и в порядке, установленных законом.
Осуществление каждым права на свободу совести (ст. 22) не должно обусловливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством. В со-ответствии с положениями ст. 5 Закона "О свободе вероисповедания" от 15 января 1992 г. государственная система образования и воспитания в республике отделена от религиозных объединений и носит светский характер. В школах, вузах и других учебных заведениях не допускается религиозная пропаганда.
Указанная норма означает, что религиозные дисциплины не могут включаться в программы государственных учебных заведений в качестве идеологии. Информация о религии может содержаться в учебных программах указанных учебных заведений только в качестве составной части научного знания об обществе и человеке в силу присущей религиозным сведениям культурной ценности.
Для Казахстана как многонационального и многоконфессионального государства серьезное значение имеет гарантированное ст. 19 Конституции право определять и указывать или не указывать свою национальность, а также партийную и религиозную принадлежность. В этой же статье провозглашено право каждого также на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Однако изданный в 1997 г. Закон "О языках", похоже, не вполне отвечает данному конституционному принципу. Он хотя и запретил ущемлять права граждан по языковому основанию, но предусмотрел среди прочего создание перечня профессий, специальностей и должностей, для которых необходимо знание государственного языка в определенном объеме и в соответствии с квалификационными требованиями. Закон предписал также, что объем телерадиовещательных программ на казахском языке независимо от форм собственности на телерадиостанции не должен быть менее суммарного объема на других языках.
Конечно, при этом нельзя не учитывать болезненную проблему недостаточной развитости казахского языка, который в советское время оставался преимущественно бытовым языком, вследствие чего образованные казахи предпочитали даже в быту русский язык. Проблема развития казахского языка, конечно, должна решаться, но пока это не достигнуто, искусственное его насаждение порождает сложности как для неказахов, составляющих почти половину населения республики, так и для самих казахов.
К конституционным личным обязанностям можно отнести предусмотренную в ч. 1 ст. 34 обязанность уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц.