Как отмечалось выше, полномочия, направленные на предупреждение нарушений законов, отдельными авторами выделяются в самостоятельную группу. Этому имеется законодательное обоснование.
Например, в п. 1 ст. 27 Закона о прокуратуре закреплено, что прокурор наряду с реализацией других полномочий принимает меры по предупреждению нарушений прав и свобод человека и гражданина. О каких же мерах может идти речь?
В 1999 г. арсенал прокурорских полномочий пополнился известным до 1992 г. правовым средством — правом объявлять в письменной форме должностному лицу (а речь идёт о соответствующих лицах, имеющих отношение к государственным и муниципальным структурам) предостережение о недопустимости нарушения закона. Статья 25.1 Закона о прокуратуре четко устанавливает основания применения прокурором такой превентивной меры — наличие сведений о готовящихся противоправных деяниях, а целью - предупреждение правонарушений (следует отметить, что не любых, а связанных с возможным нарушением закона, что прямо вытекает из названия прокурорского документа).
Разновидностью указанного правового средства выступает предусмотренное ст. 6 Закона о противодействии экстремизму предостережение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, которое объявляется в письменной форме руководителю общественного либо религиозного объединения или руководителю иной организации, а также другим соответствующим лицам с указанием конкретных обстоятельств. Применение названного полномочия законодатель тесно увязывает с наличием у прокурора достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности.
Законодательством предусмотрено, что в случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, соответствующие лица, которым оно было объявлено, могут быть привлечены к ответственности в установленном законом порядке.
Как отмечалось, что такой распространенный акт прокурорского реагирования, как представление об устранении нарушений закона, в качестве одной из целей имеет превентивное назначение, поскольку п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре обязывает соответствующих адресатов в течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению не только нарушений закона, но и их причин и условий, им способствующих.
В свою очередь, само название рассмотренных в предыдущем параграфе предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, выносимого общественному или религиозному объединению либо иной организации (ст. 7 Закона о противодействии экстремизму), и предупреждения о недопустимости распространения экстремистских материалов и (или) осуществления экстремистской деятельности, адресуемого учредителю или главному редактору средства массовой информации (ст. 8 Закона о противодействии экстремизму), несмотря на применение их по свершившимся фактам нарушений закона, говорит о профилактическом характере, поскольку игнорирование требований прокурора, а равно повторное совершение нарушений экстремистской направленности влечёт за собой соответственно:
• ликвидацию общественного либо религиозного объединения (в случае отсутствия у таковых статуса юридического лица — запрет деятельности);
• прекращение деятельности средства массовой информации.
Профилактические начала можно найти практически и любом акте прокурорского реагирования, поскольку посредством их применения пресекаются имеющие место нарушения законов, в том числе и длящиеся, например, когда долгое время действовал противоречащий закону правовой акт, факты несоблюдения прав и свобод человека и гражданина, бездействие органов дознания и предварительного следствия и т.д. Главное, чтобы прокурор четко представлял себе характер и последствия действий и решений, к совершению которых он понуждает своих оппонентов, а также была обеспечена надлежащая система контроля за исполнением прокурорских требований.