1. Главная причина – шляхетские вольности: liberum veto; выборность монарха шляхтой, создание конфедераций. Шляхта ввергла страну в анархию.
2. Религиозная политика. Брестская уния расколола народ.
3. Сочетание национального и религиозного гнета с феодальным. Это вызывало крестьянское сопротивление. Крупнейшее восстание было в Кричевском старостве под руководством Василя Ващило (1740–1744), также крестьянские волнения были в Мозырьском повете (1745 г.), в Гомельском старостве (1747 г.) и др.
4. Вооруженная борьба магнатов за власть.
Во время правления Августа III (1733–1763) феодальная анархия углубляется. В политической жизни появляется новая черта – обращение шляхты за помощью в решении внутренних дел к другим государствам. Многие чувствовали конец РП. В 1764 г. Чарторыйские предложили ряд реформ, но это вызвало недовольство у части шляхты, Пруссии и России. При поддержке российского посла Репнина были созданы 2 конфедерации: протестантская в Торуне и православная в Слуцке. На помощь им пришла 40-тысячная русская армия, пользуясь правом защиты православных, согласно Вечного мира 1686 г., и в 1768 г. сейм уравнял с католиками протестантов и православных.
В феврале 1768 г. католики в Баре (около Винницы) в противовес православной создают свою конфедерацию. Вскоре разгорелась война, в которой конфедеративное движение было подавлено русской армией.
5 августа 1772 г. по предложению прусского короля Фридриха II великого в Петербурге была подписана конвенция о разделе РП между Россией, Пруссией, Австрией. Пруссии отошла Померания и часть Большой Польши. Австрии – юг Польши и часть западной Украины с Львовом. России – восточная Беларусь с Гомелем. Это явилось холодным душем для поляков.
3 мая 1791 г. сейм принял конституцию РП: отмена выборности короля; отмена liberum veto; исполнительную власть осуществляла рада в составе короля, католического примаса и 5 министров; объявлялась свобода вероисповедания, но официальной оставалась католическая.
Противники конституции в мае 1792 г. в Торговицах создали конфедерацию и попросили Екатерину II восстановить старые порядки («шляхетские вольности»).
В 1793 г. – второй раздел РП между Пруссией и Россией. Пруссии отошел Данциг и Великая Польша. России – центральная Беларусь с Минском и правобережную Украину.
24 марта 1794 г. в Кракове началось восстание во главе с генерал-лейтенантом Тадеушем Костюшко. Цель: независимость РП в границах 1772 г.
7 мая 1794 г. был издан «Полонецкий универсал», который объявлял крестьян лично свободными, но без земли.
23 апреля 1794 г. восставшие взяли Вильно и создали «Наивысшую литовскую Раду» во главе с Якубом Ясинским.
Пруссия, Австрия и Россия ввели войска. Главная битва состоялась 10 октября 1794 г. вблизи Варшавы при Мацеёвицах. Русские войска во главе с А.В. Суворовым разбили поляков и 6 ноября 1794 г. капитулировала Варшава, восстание было подавлено.
1795 г. – третий раздел РП. России отошла западная Беларусь, восточная Литва и часть западной Украины, Пруссия получила Краков, Австрия – Сандомир, Хелм, Люблин. После третьего раздела РП прекратила свое существование.
Культура Речи Посполитой
Сосуществование и совмещение старых и новых тенденций и течений в архитектуре, общественной мысли, литературе, естествознании, философии становится нормой и свидетельствует о том, что XVIII в. был для Беларуси местом встречи двух культурных эпох.
Просветители отдавали предпочтение классицизму (барокко считали старомодным), который стремился все подчинить законам разума, красоты и величественной простоты.
В 1773 г. создана Эдукационная комиссия (1-ое созданное в Европе министерство народного образования). Она отменила преподавание в рамках школьных программ религии.
Во 2-ой половине XVIII в. растет интерес к наукам естествознания. Создаются кабинеты в школах для опытных работ.
Научным центром Беларуси являлась Виленская академия. Также большую роль играла основанная Антонием Тизенгаузом Гродненская медицинская школа. Возглавил ее в 1775 г. французский врач и натуралист Жан Жилибер. Он создал при школе кабинет естествознания, аптеку, анатомический театр и ботанический сад.
Происходят качественные изменения в гуманитарных науках, которые обуславливались отходом их от теологии.
Большую роль играли произведения просветителей: Вольтера, Руссо, Радищева, Козельского, Калантая, Сташица и др.
Идеи просвещения вызвали мощное противодействие церкви. В 80-ые годы XVIII в. была развернута целая антивольтеровская компания. Но основоположники Просвещения были окружены большим почетом. А. Тизенгауз даже приглашал поселиться в Беларуси Ж.-Ж. Руссо.
Появилось первое на белорусской земле периодическое издание «Gazeta Grodzenska» (1776–1783). Росли личные библиотеки: Несвижская (Радзивилы) – богатейшая в РП, библиотека Сапег, Хрептовича в Щорсах.
Усадьбы магнатов становятся центрами культурной жизни. Магнаты окружали себя роскошью, выписывали из-за границы лучших архитекторов, музыкантов, художников (зодчие Глаубитц, Сакко, Спампани).
Крепостные театры: Радзивилов в Несвиже (1740–90-ые гг.) и с 1751 по 1760 гг. – в Слуцке; в Слониме с 1771 по 1791 гг. театр М. Огинского; в Гродно с 1769 по 1789 гг. театр А. Тизенгауза.
Русские помещики также имели театры на Беларуси: Чернышов в Могилеве и Чечерске, С.Зорич в Шклове (1778-1800). Все эти театры характеризуются высоким профессиональным уровнем. Магнаты принимали в свои театры местных и европейских мастеров (композиторы Альбертини, Голанд и др.; музыканты Данези, Ситанский и т.д.).
Существовали балетные и музыкальные школы в Слуцке, Слониме, Несвиже, Гродно, Шклове, где дети мещан и крепостных крестьян обучались сценическому мастерству, танцам, пению, владению музыкальными инструментами. Воспитанники Гродненской школы Тизенгауза блистали на польской сцене и сложили ядро королевского балета, а выпускники шкловских балетных и музыкальных школ пополняли труппы императорских театров в Петербурге.
Литература. Постепенно начало преобладать светское направление. В конце XVIII в. на Беларуси печатались книги на польском, французском, латинском, итальянском, немецком, русском, еврейском и латышском языках. Стили: классицизм и сентиментализм.
Белорусская литература проявилась в политической сатире (легальной трибуны не было): «Указ гарачы», «Праспект», «Песнь руская» и т. д. В 1794 г. возникла «Песня беларускiх жаýнераý». Это первое в белорусской литературе непосредственное обращение к народу с призывом борьбы с царизмом. Видоизменяется жанровая структура: на первый план выходит поэзия. Развивалась комедийная поэзия (в основном библейские сюжеты). В 1787 г. появилась первая многоактовая белорусская «Камедыя» Каэтана Марашэвского.
Тема 4. БЕЛАРУСЬ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ