Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культура России первой половины 19 века.




Образование и наука. Начало XIX в. — время культурного и духовного подъема в России. Культурному подъему содействовала также политика “просвещенного абсолютизма”, которой придерживался Александр I в начале своего царствования. В XVIII в. в России был открыт только один университет - Московский. Согласно указу 1803 г., страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых намечалось основать университет. В самом большом университете. Московском, в 1811 г. училось всего 215 студентов, в 1831 г. их было 814. Н I запретил принимать в университеты детей крепостных крестьян. Уровень знаний, близкий к университетскому, давали лицеи. Но они сохраняли, в основном, сословно-дворянский характер. К началу XIX в. в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля — Горный институт в Петербурге. При А I был открыт Лесной институт. Николай I покровительствовал инженерно-техническому и военному образованию. При нем были открыты Петербургский технологич. институт и Московское технич. училище, а также Академия Генерального штаба. Инженерная академия и Артиллерийская академия. Средние учебные заведения (гимназии) по указу 1803 г. предполагалось открыть в каждом губернском городе. Но это было сделано далеко не сразу. В 1824 г. в России действовало 49 гимназий. Через 30 лет число гимназий было доведено до 77. Многие дворянские дети воспитывались в частных пансионах или домашними учителями и гувернерами. Среди последних преобладали французы и немцы. В первой половине XIX в. продолж. развитие женского образования, основы которого были заложены при Ек II. Новые институты для дворянских дочерей были открыты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске и других городах. Сильно отставало развитие начального народного образования. Церковь, некоторые помещики, отдельные ведомства открывали кое-где школы для детей из народа. Но общей системы начального образования не было. Среди крестьян грамотность составляла около 5%. Русская наука в те годы достигла больших успехов. Н.И. Лобачевский (1792— 1856) построил новую, неевклидову, геометрическую систему. Н.Н. Зинину (1812—1880) удалось осуществить синтез анилина — органического красителя для текстильной промышленности. Это был один из первых крупных успехов в развитии органической химии. В 1839 г. завершилось строительство Пулковской обсерватории под Петербургом, где трудился выдающийся астроном XIX в. В.Я. Струве (1793—1864), обнаруживший концентрацию звезд в главной плоскости Млечного пути. Стал известен Н.И. Пирогов, благодаря своим операция под эфирным наркозом.Александр I поручил Николаю Михайловичу Карамзину (1766—1826) написать историю России. Карамзин, писатель и публицист, не был профессиональным историком. Первые 8 томов его “Истории государства Российского” вышли в 1816—1817 гг., последний, 12 том, — в 1829 г. Автор успел довести события до 1611 г. Карамзин считал, что история человечества — это история борьбы разума с заблуждением, просвещения — с невежеством.

Архитектура. В архитектуре первой половины века классицизм задержался дольше, чем в других жанрах худож. творчества. Он господствовал практически до 40-х годов. Его вершиной на протяжении первой трети 19 в. являлся ампир, выраж. в массивных монументальных формах, богатых украшениях, строгости линий, унаследованных от императорского Рима. Важным элементом Ампира были также скульптурные композиции, дополнявшие архитектурное оформление зданий. В стиле ампир возв. дворцы и особняки петербургской знати, здания высших правительственных учреждений, дворянских собраний, присутственных мест, театры и даже храмы. Первая треть 19 в. была временем интенсивной застройки столиц – Петербурга и Москвы, а также центр. части губернских городов. Особенностью градостроительства этого периода стало развитие ансамблевой застройки, а также сооружение специальных зданий государственного и общественного значения: административных, научных, учебных, библиотек и др. в Петербурге в этот период сформировалась Дворцовая, Адмиралтейская и Сенатская площади, в Москве – Театральная. Губернские города перестраивались по спец. планам. Их центр. часть теперь составляли не только соборы, дворцы губернаторов и особняки знати, здания дворянских собраний, но и новые социо-культурные учреждения – музеи, школы, библиотеки, театры.

Живопись. Крупнейшей фигурой классицизма в русской живописи первой половины века стал К.П. Брюллов. В одной из известных и масштабных своих работ – “Последний день Помпеи”, он впервые в качестве героя представил народ, передав достоинство, героизм и величие простого человека в условиях природной катастрофы. В этой работе Брюллова обозначилось стремление к реализму, которое проявилось и в других его картинах – “Автопортрете”, “Всаднице”. Одним из крупнейших мастеров русской живописи стал А.И. Иванов. Основным произведением его жизни стала картина “Явление Христа народу”, над созданием котрой он трудился 20 лет. Основная идея картины – уверенность в необходимости нравственного обновления людей. Художнику удалось показать высокое предназначение просвещения, Слова, способного указать народу путь к лучшему будущему. Основоположником критич. реализма в русской живописи стал П.А. Федотов. В своих жанровых картинах он сумел выразить крупные соц. проблемы. Такими стали его работы “Свежий кавалер”, “Сватовство Майора”, в которых видны драматизм ситуаций, метафоричность автора, его критич. позицию по отн. к окруж. действительности. Рождение популярного в 19 в. бытового жанра связано с творчеством А.Г. Венецианова. Его картины были посвящены повседневному труду и быту крестьян. В работах 20 гг. “На пашне. Весна”, “На жатве. Лето”, “Захарка” он изображал жизнь крестьян в поэтических красках, тонко чувствуя и передавая красоту родной природы. Это напр-е живописи принято называть “венециановской школой”. Театр и музыка. В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренерами (театральными предпринимателями). Их театры превращались в общедоступные. В них выст. и крепостные и вольнонаемные актеры. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. М.С. Щепкин до 33 лет был крепостным. П.С. Мочалов вырос в семье крепостного актера. Исполнение Мочаловым роли Гамлета вызывало восхищенные отзывы Белинского. Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского “Ревизора” — сначала в петербургском Александрийском театре, а затем в московском Малом, где роль городничего играл Щепкин. Цензура не пропускала пьесу, и только личное вмешательство Николая I позволило ее поставить. После спектакля царь смущенно сказал: “Всем досталось, а мне более всех!” В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М.И. Глинки “Жизнь за царя” (впоследствии “Иван Сусанин”). В творчестве М.И. Глинки русское муз. искусство, усвоив западные средства выражения, поднялось на новую высоту. Глинка первый создал неувядаемые образцы новейшей нац. русской музыки. Обаятельно талантливые А.А. Алябьев, А.Е. Варламов и А.Л. Гурилев обогатили русскую музыку многими очаровательными романсами. Русская литература. В эти годы русская литература вступила в свой “золотой век”. Она поднимала важнейшие обществ. проблемы, одной из которых была проблема формирования нац. самосознания. Писатели и поэты обращ. к историч. прошлому страны, пытались найти в нем ответы на возникающие вопросы. Ярким примером сочетания литературной работы и деят-ти историка стало творчество Н.М. Карамзина, написавшего научный труд “История гос-ва российского”, который стал крупнейшим обществ. и научным явление первой четверти 19 в. Появлений романтизма в русской лит-ре связ. с именами Жуковского, Рылеева, Кюхельбекера, Одоевского. В начале своего творчества романтические произведения создали Пушки и Лермонтов. Их произведениям были присуще жизненный оптимизм, акт. позиция в борьбе за идеалы свободы и гуманизма. Именно эти черты в романтической литературе наметили переход к реализму, ставшему основным стилем в 30-40 гг. образцами этого направления стали работы “позднего” Пушкина “Борис Годунов”, “Дубровский”, “Капитанская дочка” и др.; а также роман Лермонтова “Герой нашего времени”. Основателем школы критич. реализма стал Н.В. Гоголь, создавший одно из ярких произведений этого направления – повесть “Шинель”, положившую, наряду с другими его работами (“Мертвые души”, “Ревизор” и др.), начало “гоголевскому периоду” русской литературы (30-40 гг.) Новый, незнакомый и реалистичный мир русского купечества открыл читателю в первой своей драме “Свои люди – сочтемся” А.Н. Островский, обличивший самодурство и ханжество представителей стремительно растущего купеческого сословия. В 40-50 гг. центральное место в литературе заняла тема крепостной деревни, ее обычаев и нравов, новых явлений жизни. Литературным событием стал выход “Записок охотника” И.С. Тургенева.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 998 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2307 - | 2069 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.