Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Принятие Христианства Русью и исторические последствия этого события.




Важнейшую роль в формировании Руси как крупнейшего европейского государства, в развитии ее экономических, политических, семейных связей с Европой и Византией сыграло принятие в 988 году князем Владимиром христианства, в качестве государственной религии на Руси было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в городе Корсуни (Херсонесе) - центре византийских владений в Крыму. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение, поскольку оно способствовало скорейшему отмиранию пережитков родового строя. В первую очередь это касалось брачного права. В высших кругах господствовало многоженство. Христианская церковь с самого начала способствовала ликвидации старых брачных форм и последовательно проводила эту линию в практику. И если уже в XI в. моногамный брак получил на Руси окончательное признание, то в этом была немалая заслуга христианской церкви.

Христианство сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей: церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, чеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.

Принятие на Руси христианства как государственной религии определялось рядом причин. Возникновение в VII - IX вв. классового раннефеодального строя и государственной религии явилось результатом связанных друг с другом процессов. Формирование местных княжений и создание на их основе в IX в. древнерусского государства с центром в Киеве требовало в свою очередь изменений в идеологической области, религии. Попытки же противопоставить христианству реформированный языческий культ не привели к успеху. Русь в IX - X вв. традиционно была связана с Константинополем - “Царьградом” и со славянами в Центральной Европе и на Балканском полуострове, также находившемся в тесном общении с Византией. Эти связи в значительной степени определяли церковную ориентацию Руси на восточно-христианский мир и на константинопольскую кафедру. Киевские князья могли сами выбирать то направление христианства, в наибольшей степени отвечающее политическим и культурным нуждам государства.

Христианство утверждало равенство людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле. Принятие христианства укрепило государственную власть и территориальное единство киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской и античной культуры.

Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом, отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

Русь стала страной где осуществилось необычайное и довольно прочное сочетание христианских догматов, правил, традиций и старых языческих представлений. Возникло так называемое двоеверие. Христиане молились в церквях, клали поклоны перед домашними иконами, но одновременно справляли старые языческие праздники. Так, праздник Коляды слился с Рождеством Христовым и Крещением. Сохранился и праздник Масленицы, который и доныне отмечается перед Великим постом. Народное сознание упорно вплетало старые языческие поверья в свой быт, приспосабливая христианскую обрядность к провеянным веками явлениям природы, которые так внимательно и точно определялись язычеством. Двоеверие стало удивительной отличительной чертой истории русского и других христианских народов, населявших Россию. Когда мы говорим об историческая значении христианства, то, прежде всего, имеем в виду последующее развитие церкви, её постепенное укоренение на русской почве и то всестороннее влияние на русскую жизнь - экономическое, политическое, духовное культурное, которое церковь стала со временем оказывать. При церквях и монастырях создавались школы, и первые древнерусские грамотеи прошли выучку в монастырских кельях. Здесь же трудились и первые русские художники, создавшие с течением времени прекрасную школу иконописи. Монахами, деятелями церкви в основном являлись создатели замечательных летописных сводов, разного рода светских и церковных сочинений, поучительных бесед, философских трактатов.

Церковь и духовенство активно работали на укрепление семьи, общества, государства, способствовали унижению уровня эксплуатации. Однако, содействуя развитию культуры, грамотности, церковь одновременно всеми силами подавляла культуру, основанную на языческих традициях и обрядах.

5. Культура Древней Руси. Письменность, литература, зодчество, живопись.

Основой любой древней культуры является письменность. Когда она зародилась на Руси? Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами. Однако согласиться с этим трудно. Есть свидетельство о существовании славянской письменности задолго до христианизации Руси. В 1949 г. советский археолог Д.В. Авдусин во время раскопок под Смоленском нашел глиняный сосуд, относящийся к началу X в., на котором было написано "горушна" (пряность). Это означало, что уже в это время в восточнославянской среде бытовало письмо, существовал алфавит. Об этом же говорит и свидетельство византийского дипломата и славянского просветителя Кирилла. Во время отбывания в Херсонесе в 60-е годы IX в. он познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами. В дальнейшем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками славянской азбуки, которая, видимо, в какой-то части основывалась на принципах славянского письма, существовавшего у восточных, южных и западных славян задолго до их христианизации.

 

История создания славянской азбуки такова: византийские монахи Кирилл и Мефодий распространяли христианство среди славянских народов юго-восточной Европы. Греческие богословские книги необходимо было перевести на славянские языки, но азбуки, соответствующей особенностям звучания славянских языков, не существовало. Ее то и задумали создать братья, благо образованность и талант Кирилла делали эту задачу выполнимой.

Талантливый лингвист, Кирилл взял за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил его характерными для славянских языков шипящими (ж, щ, ш, ч) и несколькими другими буквами, Некоторые из них сохранились в современном алфавите - б, ь, ъ, ы, другие давно вышли из употребления - ять, юс, ижица, фита.

Итак славянский алфавит первоначально состоял из 43 букв, близких по написанию греческим. Каждая из них имела свое название: А - "аз", Б - "буки" (их сочетание образовало слово "азбука"), В - "веди", Г - "глаголь", Д - "добро" и так далее. Буквы на письме обозначали не только звуки, но и цифры. "А" - цифру 1, "В" - 2, "Р" - 100. На Руси только в XVIII в. арабские цифры вытеснили "буквенные".

В честь своего создателя новая азбука получила название "кириллица".

Некоторое время наряду с кириллицей была в употреблении и другая славянская азбука - глаголица. Она имела тот же состав букв, но с более сложным, витиеватым написанием. Видимо, эта особенность и предопределила дальнейшую судьбу глаголицы: к ХIII в. она почти полностью исчезла.

Надо вспомнить и о том, что договоры Руси с Византией, относящиеся к первой половине X в., имели "противени" - копии, также написанные на славянском языке. К этому времени относится существование толмачей-переводчиков н писцов, которые записывали речи послов на пергамент.

Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности.

В связи с принятием христианства стали создаваться школы для книжного учения. В Киеве при соборе Святой Софии была создана библиотека. На русский язык переводились греческие богослужебные книги, исторические хроники, повести. Уже в 11 в. начинается формирование древнерусской литературы. Летописи – «Повесть Врем. Лет». Главная тематика - отстаивание христианской веры и защита земли. Автором ПВЛ считают монаха Нестора. «Слово о законе и благодате», написанное в середине 11 века митрополитом Илларионом, посвящено прославлению христианства. В «поучении Владимира Мономаха» создан образ идеального князя. Крупнейшие центры летописания – Новгородская, Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская земли.

Сознание единства Русской земли – основная тема литературы 12-13 вв. Крупнейшее произведение – «Слово о Полку Игореве».

Важный вид литературы – жития святых. «Сказание о Борисе и Глебе».

С принятием христианства стали возводиться храмы. В конце 10 в. Был построен первый русский каменный храм – Десятинная церковь. Самый ранний из сохранившихся – собор святой Софии в Киеве, построенный при Ярославе Мудром (11 в). Немного позже был построен собор Святой Софии в Новгороде. В 11 веке возводились в Новгороде и монастырские каменные церкви.

В 12 в.быстро развивалось каменное строительство. В Новгороде княжеское строительство не велось, церкви сооружались на деньги горожан, предназначались для повседневной службы и были невелики и просты в убранстве: Георгиевский собор Юрьева монастыря, церковь Спаса на Нередице.

Во Владимире соборы были величественны и нарядны: Успенский собор, Дмитриевский собор, княжеский замок в Боголюбове, Золотые ворота.

С распространением каменного строительства стала распространяться монументальная живопись, фрески, мозаики. В каждой церкви находились иконы, самая знаменитая – «Богоматерь Владимирская».

Существовала и книжная миниатюра. В 12-13 вв.живопись также была связана с росписью храмов, в основном фресками.

 

6. Предпосылки и исторические последствия политической раздробленности Киевской Руси в ХП-ХШ вв.

Основные политические центры и пути их развития.

Главной причиной раздробленности стал закономерный процесс возникновения частного землевладения.

Экономич.развитие отдельных княжеств – социал.конфликты.

Главная разъединит.сила – боярство (не хотело завис.от князя). Оно помогло установ.власть на местах.

Политическая, или феодальная, раздробленность является закономерным этапом в развитии государственности. Поэтому Древняя Русь в этом смысле не является исключением. По определению большинства историков, феодальная раздробленность стала новой формой организации русской государственности, соответствующая миру отдельных феодальных мирков, новая форма взаимодействия власти и общества. Во 2-й половине XIII в. Древнерусское государство окончательно распалось на ряд самостоятельных княжеств и земель, границы которых сформировались в рамках Киевской державы как рубежи уделов, волостей, где правили местные династии (отдельные ветви княжеского рода Рюриковичей). Титулом великого князя теперь величали не только киевских, но и князей других земель. Процесс дробления привел к тому, что внутри отдельных земель и княжеств образовались новые более мелкие уделы. Политическая раздробленность не означала разрыва связей между отдельными русскими землями. Сохранялись единая вера и церковная организация, единый язык, культурные связи и правовые нормы «Русской правды». Наиболее крупными с момента отделения русских земель от Киева стали Новгородско-Псковская земля, Юго-Западная Русь и Северо-Восточная - Владимиро-Суздальская земля. Их обособление усилилось в результате татаро-монгольского завоевания. Эти три области существенно отличались друг от друга особенностями внутриполитической структуры и путями дальнейшего развития.

Самой зажиточной и богатой оказалась территория Новгородской республики. После того, как путь «из варяг в греки» пришел в упадок, именно Новгород стал центром русской заморской торговли. Владения Новгорода простирались от Белого моря до Урала. Здесь сложился и особый политический строй - феодальная демократия. Высшим органом государственной власти считалось вече, обладавшее широкими полномочиями и решавшее важнейшие для республики вопросы. Здесь же выбирались высшие должностные лица государства: посадник, ведавший управлением и судом; тысяцкий, который возглавит ополчение в случае войны, а в мирное время исполнял полицейские функции; архиепископ; князь призывался в основном для обороны республики и для отправления некоторых судебных полномочий.Слабость Новгорода заключалась в продовольственной зависимости от «низа» - земледельческих княжеств Центральной и Южной Руси.

Конец ХШ- ХIV вв. - время расцвета Новгорода. Новгород не подвергался монголо-татарскому разгрому, хотя и платил дань. Фактически Новгород был аналогом городов-республик Италии: Венеции, Генуи, Флоренции. Самобытностью отличалась и новгородская культура. Здесь возникли былины «О Василии Буслаеве» и «Садко», прославлявшие богатство Новгорода. Значительное распространение получила грамотность. В условиях давления как с Запада, так и с Востока, республика стремилась отстоять независимость, особенно при Александре Невском. С. М. Соловьев писал о нем: «Соблюдение Русской земли от беды на Востоке, знаменательные подвиги за веру и землю на Западе доставили Александру Невскому славную память на Руси». Новгородцы осуждали Александра за уступки Золотой Орде, но, видимо, потому, что там сохранялись устойчивые западнические настроения. С конца XIV в. обостряется социальная рознь в новгородском обществе, а со 2-й половины XV в. республика, в политическом плане представлявшая комбинацию боярской олигархии и вырождавшейся вечевой демократии, стала клониться к упадку. К этому времени Новгород все больше подпадал под влияние нового могущественного соседа - Великого княжества Московского и был окончательно включен в его состав в 1478г.

Южные, Юго-Западные и Западные земли вошли в состав Галицко-Волынского, Киевского и некоторых других княжеств. Активную роль в их жизни играло сильное местное боярство, соперничавшее с княжеской властью. Накануне Батыева нашествия Галицко-Волынская и Киевская земли были объединены под властью могущественного князя Даниила Романовича (1205-1264 гг.). Однако в конце Х1П - первой половине XIV в. все эти территории постепенно вошли в состав Великого Княжества Литовского и Русского. Важным фактором сближения русских и литовских земель являлась совместная борьба против Золотой Орды.

Литовское государство сложилось как федерация отдельных земель и княжеств. 9/10-х ее территории составляли древнерусские земли, поэтому государь его носил титул Великого князя Литовского и Русского, а в официальном делопроизводстве господствовал русский язык. При князьях Гедимине (1316-1341 гг.) и Ольгерде (1345-1377 гг.) это было достаточно прочное государственное образование, выведшее многие русские территории из-под власти татарской Орды. Политическое и материальное положение Руси в составе Литвы было благоприятным. Наиболее крупные города имели магдебургское право, а жителей пограничных территорий, проживающих в «зоне риска», пишет Л.И. Семеникова, под угрозой монголо-татарского нашествия или набегов московитов, освобождали от уплаты податей и давали дополнительные привилегии. С конца XIV в. Здесь наблюдалась стойкая тенденция к объединению с Польшей и распространению католицизма. Началом этого процесса стала уния Литвы и Польши (1385 г.). Религиозный вопрос превратился в камень преткновения на пути дальнейшей консолидации русских земель в составе Литвы. С конца XV в. наблюдается тенденция их постепенно усиливавшейся ориентации на Московское княжество. В то время Литовское княжество вместе с входившими в его состав русскими территориями все больше подпадает под влияние Польши и окончательно сливается с ней в единое государство - Речь Посполитую во 2-й половине XV 1в.

Ни Новгород, ни Литва оказались не в состоянии вновь объединить, восточных славян как в силу специфики географического положения и узкого, чисто коммерческого кругозора, так и из-за религиозного вопроса. Эта задача легла на плечи Северо-Восточной Руси.

Освоение земель на северо-востоке Руси в основном началось с выделением их в удел рода Мономаха в начале XII в. При младшем сыне Владимира Мономаха Юрии Долгоруком (1125-1157 гг.), получившим свое прозвище за энергичную захватническую политику, Владимиро- Суздальская

земля отделилась от Киева. Старший сын Юрия Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.) перенес столицу во Владимир Захватив и разорив Киев, он остался в своем княжестве, проводя политику его укрепления. За стремление к самовластию был убит боярскими заговорщиками. При брате Андрея – Всеволоде Большое Гнездо,- прозванного так из-за большой семьи (у князя было 12 детей), княжество достигло наивысшего могущества. Первым был в летописях этот князь назван «господином». Он значительно расширил свои территории, подчинив своему влиянию Новгород, Рязань, контролировал киевские и черниговские земли. Заселение (колонизация) этих земель осуществлялась, большей частью, по инициативе князей. В силу этого князь чувствовал себя здесь не только политическим лидером, но, прежде всего, собственником находившейся под его юрисдикцией территории. В повседневной деятельности удельной князь на северо-востоке не делал различий между частной хозяйственной практикой и отправлением функций публичной власти. Эти особенности развития государственности на северо-востоке были усугублены монголо-татарским игом, которое приняло в северо-восточных землях наиболее законченную форму.

Во Владимиро-Суздальском княжестве сложилась выдающаяся архитектура, представленная такими шедеврами, как Успенский и Дмитровский соборы во Владимире,церковь церковь Покрова-на-Нерли, дворец в Боголюбове. Здесь создано высокохудожественное произведение литературы - «Слово Даниила Заточника».

С начала XIV в. обозначилась стойкая тенденция к возвышению Москвы и собиранию других русских земель вокруг нее. Основными факторами, повлиявшими на этот процесс, были выгодное географическое положение города (на перекрестке торговых путей и в относительной удаленности от главных маршрутов татарских набегов) и политиканство московских князей, снискавших благосклонность татарских ханов и содействие бояр и духовенства. Этапными моментами на пути возвышения Москвы, укрепления ее политического престижа и объединения вокруг нее других русских земель стали — овладение ярлыком на Великое княжение и право сбора дани Иваном Калитой в 1328 г. После этого ярлык практически навсегда закрепился за московскими князьями; перенос в том же году митрополичьей кафедры в Москву, в результате чего город стал церковной столицей «всея Руси»; победа над татарами русских дружин под руководством Московского князя Дмитрия Ивановича (Донского) в 1380 г. на поле Куликовом. В итоге Москва становится центром формирующегося Российского централизованного государства, а Владимиро-Суздальская земля - ядром формирования великорусской нации.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1746 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2218 - | 2181 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.