Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общественное движение середины 19в.: славянофилы и западники. Теория официальной народности.




Необходимость общественных перемен все более активно отражается в общественном сознании. Поколение дворян-интеллигентов, выросших в условиях широких связей с Европой, впитавших в себя как подъем национального самосознания, так и достижения европейской культуры, столкнулось с проблемой разработки путей дальнейшего развития России. В 30 — 40-х гг. сложилось три направления общественно-политической мысли в понимании исторического пути развития России: либеральное, революционное и консервативное.

Либеральное направление включало два резко полемизирующих течения: «славянофильское» и «западническое». Оба в том или ином виде развивались в течение XIX — XX вв. и существуют с опреде­ленными изменениями в наши дни.

Славянофилы (А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские, братья К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев, В. И. Даль) считали, что Россия идет своим историческим путем, отличным от европейского (в своей основе эти взгляды предвосхитили современную концепцию «независимых» цивилизаций, так называемый «цивилизационный» подход к истории). В основе русской истории, считали они, была община, где все ее члены связаны общими интересами в отличие от классово-антагонистического и индивидуалистического Запада. Православие укрепляло изначальную готовность русского человека жертвовать личными интересами ради общих, оказывать помощь слабым и терпеливо выносить все тяготы земной жизни. Государственная власть опекала русский народ, защищала от внешних врагов, поддерживала необходимый порядок, не вмешиваясь в духовную, частную, местную жизнь, поддерживая связь с народом через Земские соборы. Реформы Петра I разрушили гармоничное устройство Руси, так как он, на их взгляд, ввел крепостное право, разделившее русский народ на рабов и господ, последним привил западноевропейские нравы, оторвав от народной массы. Государство при нем приобрело деспотический характер, превратив народ в строительный материал для создания империи. Славянофилы призывали восстановить старорусские устой общественной и государственной жизни, возродив духовное единство народа. Для этого следовало отменить крепостное право, затем, сохраняя самодержавие, изжить его деспотический характер, наладив связь между государством и народом через Земские соборы.

Идейная татформа западничества сложилась в противовес сла­вянофильству примерно к 1841 г. Ведущую роль у «западников» играли: историки Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, П. Н. Кудрявцев, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин; литераторы П. Я. Чаадаев, П. В. Анненков и др. К ним примыкали и некоторые классики литературы — И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и др. Они идеализировали Запад, его культуру и преувеличивали благотворность его влияния на Россию, считая, что она отстала от Запада, так как вступила на путь «цивилизованного развития» лишь в результате реформ Петра I и будет повторять западноевропейский путь, на котором предстоит отмена крепостного права и преобразование самодержавия в конституционную монархию западного типа. Задача образованной части общества — подготовить и провести в сотрудничестве с властью последовательные реформы, в результате которых будет постепенно ликвидирован разрыв между Россией и Европой.

Революционное направление 30 — 40-х гг. резко выступило против самодержавного строя и за его устранение революционным путем. Оно продолжило традиции декабристов и стало более демократичным. Его идеологами были А. И. Герцен, Н. П. Огарев и В. Г. Белинский (последний — с некоторыми временными колебаниями).

19 июля 1826 г. на торжественном молебне в Кремле по случаю казни декабристов 14-летний Герцен поклялся «отомстить за казненных». Восприняв положения европейского утопического социализма, Герцен и Огарев в отличие от них сочетали их с идеей революции. Присмотревшись в эмиграции к Европе, Герцен понял, что буржуазный строй, утверждающийся на Западе, имеет коренные пороки и не может служить образцом для России, как считали «западники». Россия должна не просто догнать европейские страны, повторив пороки их общественного устройства, а совершить переход к принципиально новому строю жизни, основанному на принципах коллективизма и взаимопомощи — социализму, развивающемуся на базе сохранившейся русской крестьянской общины. Необходимо отметить, что в Европе в этот период развивается марксистское течение, также радикально-революционной направленности.

Консервативная, преимущественно официальная идеология была выдвинута против всех оппозиционных идейных течений. В борьбе с прогрессивными силами николаевская реакция применяла все способы действий. Наряду с жестокими репрессиями и легковесными реформами использовалась и идеологическая борьба — разработка и пропаганда собственной официальной идеологии. Так появилась теория «официальной народности», призванная обосновать незыблемость существующих устоев российского общества. Она включала в совокупности: «православие, самодержавие, народность». Формулировка «официальной народности» выдвинута министром просвещения С. С. Уваровым. Николай I не очень жаловал его, но принял идею официальной народности, сделав ее государственной идеологией. По оценке выдающегося русского историка С. М. Соловьева, Уваров «выдвигал принципы православия — будучи безбожником, самодержавия — будучи либералом, народности, не прочитав за свою жизнь ни одной русской книги».

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1119 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2675 - | 2239 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.