Через семь лет после подавления Крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева, в которой казахи приняли активное участие, в Младшем жузе в 1783 г. снова вспыхнуло восстание шаруа, во главе, которого стал Срым Датов. Поводом для выступления С.Д. послужили события 1782 – 1783 гг., когда во время воинских поисков из казахских аулов, самовольно перешедших на внутреннюю сторону, было угнано более 4 тыс. лошадей. Это переполнило чашу терпения казахских шаруа. В 1783 г. Срым стал жертвой предательства хана Нуралы, был захвачен русской карательной экспедицией и заключен в тюрьму. После освобождения, весной 1784г., батыр вновь приступил к организации вооруженных повстанческих отрядов, вскоре в них было более 6 тыс. человек. Борьба, начавшаяся столкновениями с казачьими отрядами теперь была направлена (в 1785 – 1789) против ханов и султанов. Чтобы предотвратить дальнейшие волнения среди казахов, генерал-губернатор Оренбургского края барон Игельстром установил непосредственные связи с Датовым, старшинами его сторонников – и вручил им «открытые листы», в которых участникам восстания было обещано прощение царского правительства. Обсудив на собрании старейшин обещание Игельстрома Срым и его сторонники, в свою очередь, потребовали от него устранения Нуралы и его родственников от ханской власти и отмены каких бы то ни было ограничений в пользовании землями на внутренней стороне. Тем временем повстанческие отряды Срыма усилили свои нападения на аулы ханов и султанов. Они напали на Илецкий городок и Красногорскую крепость. Весной 1786 г. хан Нуралы бежал в Россию, где 3 июня 1786 г. Екатерина II подписала указ об отстранении Нуралы от ханской власти. Игельстром попытался опереться на Датова и старшин и построить управление Мл. жуза без хана. В 1786 – 1787 гг. были организованы новые органы власти: пограничный суд. Но власть после бегства Нуралы перешла в руки Срыма и наиболее влиятельных старшин и биев. Однако новый Оренбургский генерал-губернатор Путлинг, стоявший на восстановлении ханской власти, постарался установить связи с некоторыми султанами и старшинами. Срым и его отряды, не признав избранного в августе 1891 г. в ханы ненавистного народу султана Ералы – брата Нуралы, усилили нападения на аулы султанов. Восстание развернулось с новой силой. 27 марта 1797 г. Датов напал на аул хана Есима, которого казнил в своей ставке. Для управления Мл. жузом в августе 1797 г. был создан ханский совет под председательством старейшего из султанов Айшуака, куда также вошли представители царской администрации, муфтий Хусаинов и 6 старшин. В состав ханского совета вошел и Датов. Таким образом, удалось восстановить управление Мл. жузом как оно сложилось в 1785 – 1787 гг. Избрание ханом Айшуака лишило Срыма поддержки старшин, он потерял опору в жузе и откочевал со своими сторонниками в Хивинское ханство. Дальнейшая судьба Срыма неизвестна. Восстание С.Д. вовлекшее в свою орбиту широкие народные массы – шаруа, как антифеодальное и антиколониальное, является крупным этапом в истории казахского народа. Его поражение было вызвано общими причинами, присущими крестьянским движениям феодального периода: стихийность, неорганизованность, отсутствие ясной программы, силы повстанцев были значительно слабее хорошо вооруженных частей русских регулярных войск.
37. Культура Казахстана в XVIII – в первой половине XIX вв.
Культура казахского народа XVIII – первой половине XIX вв. была преемственно связана с культурой прошлого, с ее лучшим и традициями. Вместе с тем в ней наметились новые явления. Для дальнейшего развития казахской культуры большое положительное значение имело присоединение КЗ. к России. Это был период зарождения и начала развития индивидуального поэтического творчества. Сохранилось несколько произведений известного жырау XVIII в. Бухара (1693-1787), которому принадлежит видное место в истории казахской литературы. Одна из стержневых тем сочинений Бухар-жырау – любовь к Родине, патриотизм. Он воспевал освободительную борьбу казахского народа против джунгар, призывал народ к единству, к подвигам, прославлял героев этой борьбы – батыров Богенбая, Кабанбая. Сочинения Б-ж, который благодаря своему таланту пользовался большим авторитетом не только среди ханов-поддерживал хана Аблая, султанов и феодалов, но и в народе, явились могучей идеологической силой, оказавшей благотворное воздействие на общественное сознание казахов XVIII в. Актамберды-жырау (1675-1768) был акыном эпического жанра. В своих песнях он восхищался героизмом, доблестью батыров. Бухар, Жанкиси, Татикара, Актамберды и др. певцы-импровизаторы и сказители являются зачинателями индивидуального поэтического творчества в казахской литературе. Несмотря на противоречия, характерные для творчества многих жырау XVIII – нач. XIX вв., они занимают видное место в истории казахской литературы. Песни этого периода по художественной форме совершеннее, чем песни более раннего периода. В этих песнях, сохранивших все основные черты и традиции устного творчества казахов, уже имелись элементы, свойственные письменной поэзии. Устное творчество казахов XVIII – первой половины XIX вв. охватывало самые разнообразные темы, сохраняя в то же время ранее возникшие жанры и их художественные особенности. Основной темой исторических песен XVIII в. являлась борьба казахов против джунгар. Крупное поражение казахов в борьбе с Джунгарией в 1723 г. было увековечено в известной народной песне«Елим-ай». В песнях преданиях и сказаниях народа о битвах с Джунгарией прославляются подвиги казахских батыров и рядовых воинов, воспевается их жгучая ненависть к врагу, их стойкость и доблесть в борьбе за свободу и независимость своего народа. Органичной частью духовной культуры каз.народа являлась музыка. Муз. произведения по содержанию и сложности были разными. Наиболее выдающим присваивали уважительные приставки к имени – сал или серы. В условиях почти полной неграмотности музыка, как и поэзия, оказывала огромное влияние на формирование мировоззрения моральных устоев и эстетических вкусов людей.
38. Политическое и социально-экономическое положение Казахстана в первой половине 19 века. «Устав о Сибирских киргизах». «Устав о Оренбургских киргизах».
«Устав об сибирских киргизах» 1822 г. Создание укреплений ограничивало традиционные кочевья казахов, создавало напряженность между сибирской администрацией и казахскими султанами. Усиление военных акций в регионе, угроза вторжения цинских войск в пределы К. побудило Аблая принять сюзеренитет цинского богдыхана при сохранении российского подданства. Политика лавирования Россией и Цинской империи, которую проводил приемник Аблая Уали хан, утвердила правящие круги России в мнении во упразднении ханской власти и в Ср. жузе. 1815 г., стремясь ослабить позицию Уали в Ср. жузе, правительство назначило второго хана – Букея, после смерти которого в 1817 г. и Уали в 1819 г. новые ханы в Ср. жузе больше не назначались старшины, они избирались жителями аула.. Генералом-губернатором Сибири Сперанским был разработан «устав об Сибирских киргизах» принятый в 1822 г. Согласно его реформе Сибирь была разделена на две части – Восточную с управлением в Иркутске и Западную с центром в Тобольске, а с 1839 г. в Омске. Эта часть получила название «Область сибирских киргизов» для них был разработан устав 1822 г. Согласно которому область сибирских киргизов была разделена на округи, округи делились на волости, волости на аулы. При организации округов за основу брались зимние кочевья. Реформа касалась и суда. Их цели распространить на территории К. общеимперские законы. Традиционный суд биев сохранялся на уровне исковых дел. Уставом устанавливались сборы и подати. Во главе округов стояли окружные султаны. Во главе волости стояли волостные султаны. Во главе аула стояли аульные.
Ликвидация ханской власти в Мл. жузе: «Устав об орен. киргизах» 1824 г. и «полож. об управ. оренбургскими казахами» 1844 г. Отстранением в 1821 г. от ханского престола Арынгазы, а в 1824 г. – Шергазы Айчуакова заканчивается традиционная государственность в младшем жузе. Принятие в 1824 г. устава об оренбурских киргизах обусловило отмену ханской власти в младшем жузе и заменой её системой административно-политического управления, сходного с российской. В 1824 г. правительством России был принят «устав об оренбургских кирги-зах», разработанный Оренбург-ским генерал-губернатором П. К. Эссеном в 1822 г., проект аналогичного устава для Младшего жуза был принят Азиатским комитетом. В этой связи сразу же было принято решение об отмене ханской власти. Последний хан младшего жуза Сергазы был вызван в Оренбург и оставлен там на постоянное место жительство с жалованием 150 руб. серебром в месяц. Ему было присвоено звание «первоприсутствующего в Орен-бургской пограничной комиссии». Младший жуз был разделен на три части: западную – из родов байтулы, среднюю – жетыру и отчасти алимулы, восточную – из алимулы, кыпчаков и аргынов. Султаны-правители, поста-вленные во главе частей, были чино-вниками Оренбургской погран. Комис-сии, куда вошли председатель, по 4 советника и заседателя из состоятельных казахов. Все должностные лица в Младшем жузе, начиная от аульного старшины и кончая султаном-правите-лем, назначались Оренбургским генерал-губернатором, по рекомендации пограничной комиссии. Как султаны -правители, так и их помощники ставились из среды султанов. Проведение в жизнь положений этих документов означало колониальное закабаление К. Что вызвало выступления в степи. Условно казахов разделили на прилинейных и степных, независимых. В 1831г. среди прилинейного населения стали организовываться админи-стративные единицы для регулирования учета населения и сбора податей– дистанции. дистанции делились по старшинству. И дистанционные начальники, и старшины назначались оренбургской администрацией. Дистанционные начальники обязаны были выполнить все предписания и распоряжения султана-правителя, пограничной комиссии, военного губернатора и линейного начальника, а также извещать линейные власти о «злонамерных слухах и намерениях подданных и казахов». В 1844 г. было принято «положение об управлении оренбургскими казахами». Разделение на части и дистанции оставались без изменений, однако, были введены должности попечителей из русских чиновников, контролировавших действия казахской администрации. Полностью была ликвидирована самостоятельность казахских аулов, административные единицы стали строиться без учета родоплеменного деления казахов.