Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Учение Аквинского о труде, собственности, торговле.




О труде: Общественное разделение труда он характеризовал как естественное природное явление и считал, что оно лежит в основе разделения общества на сословия. Аквинский утверждал, что люди рождаются разными по своей природе и, исходя из естественных различий, делал вывод, что крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия должны посвящать себя духовной деятельности "во имя спасения остальных". Подобно античным мыслителям он ставил интеллектуальный труд выше физического и трактовал последний как рабское занятие.

О собственности: В ней он видел основу хозяйства и полагал, что человек от природы имеет право на присвоение богатства. Отсюда собственность, приобретаемая для удовлетворения необходимых нужд, является естественным и необходимым институтом человеческой жизни. Он защищает частную собственность - она естественна и необходима,т.к. устанавливает отношения между людьми на мирной основе.

О торговле: Аквинский выделял 2 типа обмена товара:

1) для собственного потребления

2) для наживы (труд купцов,банкиров и торговлю)

Случаи, когда не грех продать подороже чем купил:

- Произошло некоторое улучшение вещи

- Когда имеет место изменения,относящиеся ко времени(затраты,издержки)

- Имеют место изменения, относящиеся к пространству (транспорт. Затраты)

Важное место в учении Аквинского занимает теория "справедливой цены".

Согласно канонистам, цена, которая основывалась на трудовых затратах, т.е. на обмене эквивалентов, считалась справедливой ценой. С точки зрения Аквинского, справедливой считалась не одинаковая, а разная для различных сословий цена на один и тот же товар.

Безоговорочно оправдывая получение земельной ренты, по отношению к прибыли и проценту он занимал двойственную позицию.

Аквинский был сторонником натурализации хозяйственной жизни и враждебно относился к крупной торговле, ростовщичеству. Один из вопросов своего основного сочинения он посвятил проблеме греховности взимания процента.

Прибыль, получаемая купцами, не противоречит, по его мнению, христианской добродетели и ее следует рассматривать как плату за труд.

Уровень прибыли является нормальным, если он обеспечивает семье купца возможность жить соответственно его месту в сословной иерархии общества.

Взимание процента он трактует как вознаграждение кредитору за риск неуплаты, за предоставление отсрочки должнику в платеже его долга или как получение от должника бескорыстных подарков.

 

10. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ (ЗАКОНЫ МАНУ, ТРАКТАТ «АРТХАШАСТРА»)

"Законы Ману" составлялись на протяжении ряда столетий, и трактуются как свод пред­писаний, ниспосланных людям "божественным законодателем". Законы выражают устами жрецов (брахманов) экономи­ческие взгляды рабовладельцев и содержат богатый материал о социально-экономических условиях Индии III ты­с. до н.э.. В них устанавливались формы превращения свободного человека в раба (даса), закреплялось его бесправное положение в обществе. "За­коны Ману" отразили существование наследственных каст. Обосно­ванная в них брахманская концепция экономической политики отво­дила существенную роль государству, на которое возлагалось обес­печение доходов, регламентация хозяйственной деятельности, экс­плуатация свободного населения и др.

Трактат "Артхашастра" (Древняя Индия, 4 в. до н.э.) - учение о доходах, представляет собой свод советов и рекомендаций для царя по управлению и хозяйственному развитию древнеиндийского государства; автор - советник царя брахман Каутилья.

Трактат посвящен артхе – материальной выгоде: приобретению земли, получению налогов, торговой прибыли, процентов и т. д. Целью правильного управления является рост государственного богатства, которое складывается из результатов труда населения, поэтому расходоваться должно на общественные нужды.

"Артхашастра" характеризует эффективное социально-экономическое и политическое устройство страны:

Государство:

- обеспечивает строительство и охрану сооружений, а также ирригационных систем, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство колодцев и дорог, развитие промыслов, создание новых деревень, борьбу со спекулирующими торговцами и т.д.

- активно вмешивается в экономическую жизнь, регламентирует общественные отношения.

- глава государства должен быть деятелен и установить твердый распорядок своей работы в течение дня и ночи; должен пресекать казнокрадство чиновников.

- государственный аппарат составляли чиновники-надзиратели, контролировавшие те или иные отрасли хозяйства страны.

- верховная власть должна создавать страховые запасы "на несколько лет пользования", для поддержания жизнедеятельности государства в случае войны или неурожая. Приводится подробный перечень продуктов и материалов (от лекарств и вяленого мяса до оружия, щитов, камней), подлежащих включению в общий запас.

Рабство:

- сохраняет патриархальные черты. Рекомендовались меры, ограничивающие развитие рабства, предупреждавшие обострение классовых конфликтов.

- раб мог обладать собственностью, имел право на получение наследства и право самовыкупа за счёт своего имущества.

Труд:

- является источником богатства

- торговая прибыль распределяется между купцами и государством.

Ведущая сфера материального производства - сельское хозяйство, и прежде всего земледелие, зависевшее во многом от орошения. Земля предоставлялась поселянам в личное пользование при условии уплаты налогов. Строительство и поддержание оросительных систем квалифицировались как основа урожая. Ущерб, наносимый оросительной системе, рассматривался как тяжкое злодеяние. Негодную для пахоты землю Каутилья рекомендовал предоставить под пастбища (скотоводство). Однако занятие торговлей и ростовщичеством считалось наиболее предпочтительным.

Регламентируется кастовое деление, возникшее первоначально на основе разделения жителей по роду занятий. Выше всех стояли брахманы (ученые, жрецы) и кшатрии (правители). Затем шли вайды (купцы, торговцы) и, наконец, шудры (работники).

Упоминается о размещении и поселении в городе представителей различных каст и профессий.

 

11. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИДЕИ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ («САЛЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА», «КАПИТУЛЯРИЙ О ПОМЕСТЬЯХ»)

Средневековая европейская мысль испытывала сильное влияние Античности.

Особенностью средневековых учений стало участие в их создании католической церкви, ставшей крупным феодалом, обладающим землями и крестьянами. Вопросы эффективного управления землей, получения дохода стали для церкви так же важны, как и для любого другого хозяйствующего субъекта. В поисках ответа на экономические вопросы стали принимать участие монахи – каноники (канонисты), церковные юристы, одни из самых образованных людей своего времени.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2170 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2524 - | 2183 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.