В середине 1-го тыс. н.э. тюрко – язычные народы уже пользовались собственной системой письма, названного рунической письменность. Письменность, которая зародилась еще до н.э. возможно в сакское время. В 3-5 веках н.э. существовало два варианта рунического письма: гуннское и восточное, на территориях Жетысу и Монголии. В 6-7 веках н.э. на базе последнего развивается древне-тюрнетюркская письменность названая орхоно-енисейской. Гуннское руническое письмо послужило основой для развития булгарского и хазарского письма, а также письменности кангаров и кыпчаков. Основным материалом для письма были деревянные дощечки. Памятник тюрской рунической письменности 8-го века Кюль-Тегину найден в 1889 году Н.М.Ядринцевым в долине Кошо-Цайдам на берегу реки Орхон «Монголия». Памятник Бильге кагану расположен на степных просторах у левого берега реки Орхон в 400км. К юго-западу от нынешней столицы Монголии Улан-Батора. На трёх лицевых частях стелы и на двух боковых частях памятника находятся символы тюрской надписи которые высечены сверху в низ выразительно и одинаково на четвертой боковой части памятника высечен текст древнетюркскими битиками и китайскими иероглифами, где выражается соболезнование.
21) Западно-Тюркский каганат: политическая история (603-640гг).
Западный Тюркский каганат (среднеазиатская часть). Столица Суяб. Государство располагалось от Азовского моря и Дона до восточных отрогов Тянь-Шаня и северо-восточной Индии. Опорой Западно-Тюрского каганата на севере были кыпчаки. При каганах Шегуе (610-618) и Тон – ябгу (618-630) восстановил границы на Алтае, в бассейне реки Тарим и по Амударье. Борьба за престол переросла в затяжную войну, которую вели два главных племенных союза каганата – дулу и нушиби. Не смогла прекратить войну и административная реформа Ышбара – Хилаш – кагана (634-639), разделившего страну на 10 «стрел» - племенных территорий. В 658-659 основные земли Западного Тюркского каганата были оккупированы китайскими войсками. В 704 каганат освободился от Китайской зависимости, однако нападение агрессивных соседей и внутренние противоречия привели к гибели в 740 году. Тюркский каганат сыграл важную роль в консолидации тюрко-язычного населения Евразии и способствовал дальнейшему развитию этнических групп, составивших впоследствии основу современных тюрко-язычных народов.
22) Общественная система «Он ок будун» Западно-Тюркского каганата.
Этническим ядром Западно-тюркского каганата стали «10 Племён», к востоку от Чу выделились 5 племён – дулу, а к западу от неё 5 племён – нушиби. В ист. источниках Западный-Тюркский каганат по другому называют «Он ок будун» (страна 10 стрел). Наиболее крупные племена каганата – это уйсуны, канглы –Семиречье, район Сырдарьи; Тюргеши – районы Балхаша, Карлуки – Вост. Туркестан. Общ-венное уст-во Зап. Тюрк. каганата. Каган – первое лицо, его избирали из аристок. рода «тюрк-ашна». Власть кагана: верховный владыка, правитель, военачальник, собственник всех земель, верховный судья. Тегины – наследники кагана. Ябгу, шад, эльнебер – высшие гос-ные титулы принадлежали каганскому роду. Буюруки, тарханы – выполняли судебные функции. Тудуны – наместники кагана, на завоёванных землях. Они контр. сбор податей. Беки – правители родов и племён Кара – будун – основное население каганата. Таты – рабы.
Тюргешский каганат.
Тюргешский каганат (704-756гг.). Тюргеши – многочисленные племена, входившие в племенной союз дулу Западно-Тюркского каганата, населяли междуречье Чу и Или. В 704 году тюргеши захватили власть в Семиречье и на смену Западного-тюркскому каганату пришло Тюргешский каганат. Основатель – Уш – елик каган (704-706гг.). Территория – от Шаша (Ташкента) до Турфана и Бешбалыка. Семиречье, бассейны рек Или, Шу, Таласа. Столица – Суяб, вторая ставка – Кунгут на реке Или. Уш-елик каган разделил страну на 20 уделов (тутуков), по 7 тыс. воинов в каждом. Тюргеши делились на две группировки:
1. Жёлтые тюргеши – на берегу реки Чу. Ставка – Суяб.
2. Чёрные тюргеши – на берегу реки Талас. Ставка – Тараз.
Вся политическая история Тюргешского каганата полна междоусобной войны между двумя группировками.
24) Государство карлуков: политическая история, хозяйство, культура.
Карлуки, расселявшиеся на склонах Алтая, входили в состав Западного каганата и имели правителя с титулом ельтебер. После падения Западного-Тюркского каганата карлуки попадают под влияние Китая. С начала 8века начинается постепенное переселение карлуков на территорию Жетысу. Именно, вмешательство карлукских отрядов позволило арабам победить в Таласской битве в 751 году. После победы над туркешами и восточными тюрками карлукский правитель – джабгу был признан «царём Алтая». Укрепление карлуков обеспокоило утвердившуюся в Средней Азии династию Саманидов, правитель Самарканда в 840 году объявил «священную войну» против тюрков, овладел Испиджабом, который стал центром распространение ислама в Южном Казахстане. Основная часть каруков приняла ислам в 960шоду. В 940 году столица государства Баласагун была захвачена тюрками Восточного Туркестана – чигилями и ягма и Карлукский каганат перестал существовать. Карлуки состояли из многочисленных родоплеменных групп – 9 племён. Население не было этнически однородным. В 8-10 веке шёл процесс тюркизации осёдло-земледельческих жителей. Общество пронизывало социальное и сословное неравенство. В стране насчитывались окло 25 городов и поселений. Государство раздирали усобицы.
25) Государство огузов: политическая история, хозяйство, культура.
Кимаки – тюркский кочевой народ, занимавший терр. вост. и центр. Каз-на. В конце 9 века в состав кимакского гос-ва входило 7 племенных групп шик, ланиказ, аджлад, эймур, баяндур, татар, кыпчак. Гос-во кимаков прекратило своё существование в рез-те миграции кочевых племён в 30-х годах 11 века, когда кимаки оказались в зависимости от кыпчаков. Согласно некоторым источникам предполагают, что кимаки – представляют собой тюрок, которые пришли на Иртыш после падения тюркского каганата. В 10 веке союзниками кимаков были огузы, у них были даже совместные пастбища к северу от Аральского моря. В 11-10 веках в бассейне ср. и ниж. течения Сырдарьи и примыкающих к ней степях Зап. Каз-на сложилось полит. объединение огузов. Кочевавшие по Сырдарье племена кангаров вынуждены были войти в состав огузов. Государство огузов не было монолитным. Главой был верховный правитель «джабгу», его власть ограничивалась советом крупной военно-племенной аристократии. Огузские племена, участвовали в формировании многих современных тюркских народов. В середине 11 века в силу внутренних и внешних противоречий огузское государство пало, а его население вошло в состав кыпчакской державы.
26) Государство кимаков: политическая история, хозяйство, культура.
27) Караханидское ханство: политическая история, хозяйство, культура.
После распада в 10 веке Карлук. каг-та на терр. Вост. Турк. и Семиречья возникло новое гос-во – караханидов (942-1210 гг.). Родонач. династии был Сатун-Богра-хан (915-955гг.), который подчинил Тараз и Кашгар. В 942 году Сатук сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. С этого времени нач. история гос-ва караханидов, в состав которого входили тюркские племена (ягма, чигили, карлуки). Власть в ханстве передавалась не по наследству, а по «лестничной системе» от старшего к младшему. В 960 году в гос-ве караханидов ислам был объявлен гос-венной религией. Главным занятием населения было экстен. кочевое и полукочевое скотоводство. В 11-12 веках часть тюркских племён перешла к земледелию и приобщалось к городской культуре. В идеологии кочевого и оседлого населения важное место занимали религиозные древнетюркские представления. Проникновение мусульманской религии привели к вытеснению древнетюрк. рун. письм. и сложению письменности на арабской графике.