§ 5. Защита авторских прав
Для этого можно воспользоваться разными мерами. Правообладатель вправе различными способами поместить на экземплярах информацию о себе, о допущенных им условиях использования произведения, в том числе проставить знак авторско-правовой охраны. Для контроля за доступом к произведению и исключения его несанкционированного использования могут быть применены и технические средства защиты (ст. 1299 ГК). Если произошло нарушение прав, можно воспользоваться общими мерами защиты и ответственности, предусмотренными соответствующими статьями гл. 69 ГК. В том числе можно применить меру, альтернативную взысканию убытков: потребовать выплаты компенсации. Для определения ее размера на выбор правообладателя предложено три варианта: 1) денежная сумма в пределах от 10 тыс. до 5 млн. руб.; 2) двукратная стоимость контрафактных (т.е. изготовленных и используемых с нарушением исключительного права - п. 4 ст. 1252 ГК) экземпляров; 3) двукратная стоимость исключительного права. В связи с распространенностью нарушений авторских прав в Интернете суд может принять меры по ограничению доступа к материалам, в которых содержатся незаконно используемые произведения.
§ 6. Права, смежные с авторскими
Само название прав, о которых пойдет речь, свидетельствует об их близости к авторским <1>.
--------------------------------
<1> В Соглашении ТРИПС используется термин related - связанные права.
Творческие личности заинтересованы в том, чтобы их произведения стали известны людям. Причины разные: это и удовлетворение честолюбия, и возможность получить вознаграждение и т.д. Но для того чтобы это случилось, надо довести результат творчества до публики. Иногда это делает сам автор, но чаще другие лица - исполнители. Много столетий их труд считался мастерством, но не творчеством, потому что они всего лишь исполняют чужие произведения. И, возникнув в XIX в. (после появления возможности аудиофиксации исполнений), только в XX в. была реализована идея о необходимости охраны тех, кто знакомит общество с достижениями культуры, путем наделения их интеллектуальными правами. Была принята Международная (Римская) конвенция по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций от 26 октября 1961 г. Постепенно в законодательство многих (но все же до сих пор далеко не всех) стран, в том числе и России, были включены нормы о смежных правах.
§ 7. Субъекты смежных прав
Их перечень четко и исчерпывающе определен в законе.
1. Исполнитель. Это физическое лицо, которое непосредственно исполняет чье-то произведение (артисты) - певцы, музыканты, танцоры и т.п. Иногда автор произведения и исполнитель совпадают, когда, например, А. Розенбаум сам поет свои песни, М. Жванецкий сам исполняет свои юмористические произведения. Кроме артистов это еще и организаторы исполнения: дирижер и режиссер-постановщик спектакля, которые сами обычно не вовлечены в исполнительский процесс (правда, В. Спиваков, Ю. Башмет порой берут в руки скрипку и одновременно с дирижированием становятся исполнителями). Но без труда дирижера невозможно представить исполнение музыкального произведения оркестром, особенно если это произведение большой формы (симфония, опера и т.п.). Поведение драматических актеров тоже должно быть подчинено общему замыслу, скоординировано.
2. Изготовитель фонограммы (звукозаписывающая организация). Это лицо, которое впервые записало <1> звучание чьего-либо исполнения или какие-то иные звуки.
--------------------------------
<1> По терминологии ГК - взяло на себя инициативу и ответственность за это.
3. Организация эфирного и кабельного вещания (далее - вещательная организация) - юридическое лицо, которое сообщает в эфир или по кабелю (осуществляет вещание) радио- и телепередачи.
4. Изготовитель базы данных. С развитием производства и введением в экономический оборот баз данных возникла необходимость предоставить правовую охрану тем, кто этим занимается, вкладывая свои силы и средства (финансовые и технические) в их создание. Изготовитель базы данных - это любое (физическое или юридическое) лицо, которое выступило в роли организатора работ интеллектуального (по сбору, обработке и расположению входящих в базу материалов) и технического (само изготовление) характера.
5. Публикатор. Иногда произведения, написанные автором, при его жизни остаются неизвестными. И. Бах, создавший бессмертные произведения, служил простым органистом в церкви. После смерти о нем забыли, и только через 80 лет другой композитор Я. Мендельсон, обнаружив его ноты и опубликовав их, открыл его гений людям. В XX в. в обществе постепенно сформировалось мнение, что труд таких людей должен быть оценен по заслугам в виде предоставления им возможности получать доход от использования опубликованного ими чужого произведения. Публикатором признается гражданин, который сам обнародовал чье-то произведение, ранее "не видевшее свет", или это организовал.
§ 8. Объекты смежных прав
1. В отношении объекта прав исполнителей нет единства мнений ученых и практиков. Как представляется, в этом вопросе важно определить, что копируют незаконные подражатели ("двойники") артистов. Они пытаются воспроизвести особый, присущий именно этому актеру стиль (его манеру поведения, движения, голос, использованные им для создания художественного образа какого-либо персонажа). Следовательно, охраняться должен созданный исполнителем его своеобразный стиль.
Это касается и других субъектов права на исполнение. Исполнения одного и того же музыкального произведения под руководством разных дирижеров будут отличаться друг от друга. Один и тот же спектакль каждый режиссер ставит по-своему. Поэтому нередко в театр (музыкальный или драматический) приглашаются режиссеры и дирижеры со стороны.
2. Для облегчения доказывания в случае спора законом введено условие о необходимости фиксации исполнения, т.е. выражения в форме, позволяющей с помощью технических средств его воспроизвести и распространить (п. 1 ст. 1304 ГК). Такое же условие предусмотрено и для результатов труда дирижеров (это исполнение произведения оркестром под его управлением) и режиссеров-постановщиков (сценическое решение драматического произведения, постановка спектакля).
3. Для изготовителя фонограммы объектом охраны выступает сама звукозапись (фиксация звуков, позволяющая воспроизводить их неоднократно).
Для вещательной организации - сообщение передачи в эфир или по кабелю (процесс вещания как передача сигнала).
Для изготовителя базы данных объектом охраны выступает сама база данных как совокупность определенных материалов, систематизированных таким образом, чтобы их можно было найти и обработать с помощью ЭВМ (абз. 2 п. 2 ст. 1260 ГК). Это своеобразное электронное хранилище информации.
Если при создании базы данных творчески были отобраны и расположены ее элементы, она охраняется нормами авторского права как составное произведение (сборник), а у ее составителя, соответственно, появляется набор правомочий автора. Нетворческие базы данных не могут охраняться в качестве объектов авторского права, но их создание (особенно крупных) требует немалых затрат. При этом извлечь из них необходимые данные (а затем использовать их, в том числе и в коммерческих целях) не представляет большого труда. Нормы § 5 гл. 71 ГК позволили ввести охрану для изготовителей и таких баз данных путем предоставления им не авторских, а смежных прав при условии, что база данных включает не менее 10 тыс. элементов.
4. Объектом охраны прав публикатора является то произведение другого автора, с которым он ознакомил общество. Обязательное условие: произведение должно быть неохраняемым. Следовательно, в отношении него уже истек срок действия авторского права, либо оно никогда не охранялось авторским правом. Последнее возможно хотя бы потому, что условия предоставления охраны в разных странах могут различаться (это допускается международными актами).
§ 9. Содержание субъективного смежного права
1. В законе содержание субъективного права излагается отдельно для каждого из субъектов смежных прав (ст. ст. 1313 - 1344 ГК). И все же могут быть выделены общие подходы.
На все объекты смежных прав возникает одно имущественное - исключительное право, понимаемое как возможность использовать охраняемый объект. Набор способов его реализации похож на тот, что указан в нормах авторского права.
2. Различаются сроки действия этого права. Для исполнителя - в течение всей его жизни, но не менее 50 лет после того, как исполнение было осуществлено или записано либо передано вещательной организацией. Для изготовителя фонограммы или вещательной организации - 50 лет с момента осуществления звукозаписи либо вещания. Для изготовителя базы данных - 15 лет после создания базы. Для публикатора - 25 лет после обнародования чужого произведения. Все указанные сроки начинают течь с 1 января года, следующего за тем, в котором произошли указанные события.
3. Исключительное право оборотоспособно, т.е. оно может быть передано по договору или перейти в порядке универсального правопреемства.
4. Исполнители и изготовители фонограмм для оповещения о принадлежности им исключительного права могут использовать знак охраны смежных прав. В отличие от такого же знака в авторском праве здесь используется латинская буква "P" (от анг. phonogramma).
5. Личные неимущественные права. Труд исполнителей (наконец-то!) признан творческим, поэтому у артистов, режиссеров-постановщиков и дирижеров на результат их труда возникает право авторства.
Право на имя (возможность указать свое имя, а для организации - наименование) предоставлено исполнителям, звукозаписывающим организациям, изготовителям баз данных и публикатору. Свое имя публикатор указать может, а имя автора произведения, которое он обнародует, - обязан.
Право на обнародование есть у студий звукозаписи и изготовителей баз данных. Исполнители в таком праве не нуждаются, так как исполнение происходит всегда для публики. Исполнение не может быть необнародованным. А для публикатора обнародование чужого произведения - условие возникновения его смежных прав. Пока не произойдет обнародование, нельзя говорить о публикаторе, а значит, и не появятся смежные права.
Правом на неприкосновенность наделены исполнители, изготовители фонограмм и публикатор.
Иными (по терминологии ст. 1226 ГК) интеллектуальными правами субъекты смежных прав не наделены.
Глава 20. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРАВА НА РЕЗУЛЬТАТЫ
ТЕХНИЧЕСКОГО И ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
(ПРАВО ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ)
§ 1. Права на изобретение, полезную модель,
промышленный образец (патентное право)
1. Принципы правовой охраны результатов технического творчества. Патентное право. Техническое творчество - такая научно-техническая творческая деятельность, цель которой - разработка новых технических (прикладных) идей, создание новых конструкций в промышленности, строительстве, на транспорте и т.д. <1>.
--------------------------------
<1> См.: Красавчиков О.А. Творчество и гражданское право (понятие, предмет и состав подотрасли) // Красавчиков О.А. Категории науки гражданского права: Избранные труды: В 2 т. М., 2005. Т. 2. С. 473.
Техническое творчество объективируется в материальных продуктах или в технологическом процессе. Охраняемыми результатами технического творчества являются изобретения и полезные модели (но не научные открытия, научные теории или математические методы, которые в силу своей фундаментальности не могут монопольно принадлежать первооткрывателю).
Критерий творческой деятельности объединяет результаты технического творчества и результаты художественного творчества (объекты авторского права). Однако принципы правовой охраны результатов технического творчества имеют существенные особенности, которые отличаются от принципов охраны объектов авторского права:
- в результатах технического творчества охраняется идея, т.е. содержание научно-технического решения;
- результаты технического творчества являются повторимыми, т.е. могут быть одновременно созданы несколькими авторами при параллельном независимом творчестве (идеи, как известно, "носятся в воздухе");
- результаты технического творчества получают правовую охрану при условии их новизны в мировом масштабе;
- установление приоритета (первенства) научно-технического решения осуществляется формально по дате подачи заявки в патентное ведомство любого государства (дата приоритета);
- права на результаты технического творчества признаются и охраняются только в случае государственной регистрации таких результатов в специальных реестрах патентным ведомством одного или нескольких государств на территории этого государства или государств;
- по итогам государственной регистрации выдается патент - документ, удостоверяющий права на результаты технического творчества;
- все заявки, а также решения о государственной регистрации и выдаче патентов находятся в открытом доступе (кроме материалов по секретным изобретениям);
- споры, связанные с недействительностью патента, рассматриваются по общему правилу в административном порядке органом, который является компетентным в технических вопросах, с последующим судебным контролем;
- устанавливаются краткие сроки действия исключительного права на результаты технического творчества.
Преимущества патентной охраны, связанные с большей формализованностью и, как следствие, с большей определенностью, привели к тому, что некоторые объекты авторского права получили возможность правовой охраны на указанных выше принципах (объекты двойной охраны по выбору правообладателя). Это объекты, являющиеся результатами художественно-технического творчества.
Художественно-техническое творчество - это творческая деятельность в сфере промышленного (индустриального) дизайна, "имеющая цель улучшать внешние достоинства объектов, производимых в промышленности" <1>. Охраняемым результатом художественно-технического творчества является промышленный образец.
--------------------------------
<1> Определение, которое дал в 1969 г. Т. Малдонадо (см. статью "Промышленный дизайн" в Википедии).
Особенности правовой охраны результатов технического творчества привели к формированию самостоятельного института "патентное право" - подотрасли интеллектуальных прав.
Патентное право - это институт гражданского права, регулирующий имущественные и личные неимущественные отношения, связанные с официальным признанием, использованием и охраной изобретений, полезных моделей (в сфере технического творчества) и промышленных образцов (в сфере художественно-технического творчества).
2. Объекты патентного права. Условия патентоспособности. Существуют три объекта патентных прав:
1) изобретение - техническое решение, относящееся к продукту или способу. Под продуктом понимаются устройство, вещество, штамм (т.е. чистая культура) микроорганизма, культура клеток растений или животных и т.п. Под способом понимают процесс осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств. С помощью запатентованного способа часто получают материальный продукт;
2) полезная модель - техническое решение, относящееся исключительно к устройству. Устройство - одна из разновидностей продукта: конструкция, машина, механизм, агрегат и т.п., да и просто изделие (шариковая ручка, телефон и т.д.). Полезную модель иногда называют "малое изобретение";
3) промышленный образец - решение внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства. Под решением внешнего вида изделия понимают решения, которые касаются формы, конфигурации, орнамента и сочетания цветов. В качестве промышленных образцов могут быть зарегистрированы внешний вид автомобилей, смартфонов и прочей бытовой техники, мебели, печатной продукции (обложки книжной серии, этикетки и т.д.), орнамент тканей, расцветка одежды, форма бутылки и т.п.
Различие объектов патентных прав проявляется не только в их относимости к определенным материальным носителям (это фактические различия), но и в условиях патентоспособности (это юридические различия). Условия патентоспособности - это критерии, при наличии которых решению предоставляется правовая охрана, а само решение признается подлежащим государственной регистрации.
Условия патентоспособности имеют двоякое значение. С одной стороны, патентное ведомство проверяет решение, содержащееся в заявке на выдачу патента, на соответствие условиям патентоспособности, - проводится предварительная экспертиза заявки по существу, тем самым осуществляется предварительный контроль охраноспособности заявленного на регистрацию решения. С другой стороны, после выдачи патента любое лицо может подать в патентное ведомство возражения, в которых указывается на то, что при экспертизе заявки была допущена ошибка, и решение все же не отвечает условиям патентоспособности - в этом случае патентное ведомство может принять решение о признании патента недействительным, тем самым осуществляется последующий контроль охраноспособности запатентованного решения.
В целом условиями патентоспособности являются новизна, промышленная применимость, изобретательский уровень и оригинальность. Но для каждого объекта патентных прав существует свой собственный строго определенный набор условий патентоспособности (см. табл. 1):
Таблица 1
Объект патентных прав | Новизна | Промышленная применимость | Изобретательский уровень | Оригинальность |
Изобретение | + | + | + | - |
Полезная модель | + | + | - | - |
Промышленный образец | + | - | - | + |
Новизна как условие патентоспособности свойственна всем объектам патентных прав. Новизна объекта патентных прав - это неизвестность его из "уровня техники", т.е. отсутствие на дату приоритета в общедоступных источниках информации всего мира сведений о решении или даже о фактическом применении решения, в отношении которого запрашивается патент. Общедоступными являются сведения, доступ к которым открыт для неограниченного круга лиц на законном основании, в том числе и за плату. В первую очередь при определении новизны анализируются патентные материалы: выданные когда-либо патенты, заявки на выдачу патентов (даже если по результатам их рассмотрения было отказано в выдаче патентов).
Промышленная применимость как условие патентоспособности свойственна изобретениям и полезным моделям. Промышленная применимость - это возможность технического решения быть реализованным практически в соответствии с заявленным предназначением. Вечный двигатель, например, не будет запатентован именно потому, что на самом деле он не может быть вечным.
Изобретательский уровень как условие патентоспособности свойствен, как это следует из названия, только изобретению. Изобретательский уровень - это субъективный критерий, когда специалист в соответствующей технической отрасли признает, что представленное решение не вытекает само собой из "уровня техники": не создано путем объединения, изменения или совместного использования известных сведений. По данному критерию разграничивают изобретения и полезные модели. Если решение не имеет изобретательского уровня, оно все же может быть признано полезной моделью при условии новизны. Так, например, в свое время двухкассетный магнитофон не мог претендовать на уровень изобретения, но вполне отвечал критериям полезной модели.
Оригинальность как условие патентоспособности свойственна только промышленному образцу. Оригинальность традиционно считается признаком объектов авторского права. Требование к промышленному образцу иметь как новизну, так и оригинальность объясняется двойной природой промышленного образца как объекта авторского права, охраняемого средствами патентного права. В патентном праве оригинальность понимается в первую очередь как отсутствие с точки зрения информированного потребителя схожести заявленного на регистрацию промышленного образца до степени смешения с другими уже существующими изделиями.
3. Интеллектуальные права на объекты патентных прав. Субъекты патентных прав. В состав интеллектуальных прав на изобретения, полезные модели и промышленные образцы входят все три разновидности этих прав:
1) личное неимущественное право (ст. 1356 ГК) - право авторства. Это единственное личное неимущественное интеллектуальное право, которое признается за автором объекта патентных прав. Имя автора указывается в патенте;
2) иные интеллектуальные права - право на получение патента (ст. 1357 ГК) и право на вознаграждение за использование служебного объекта патентных прав (п. 4 ст. 1370 ГК).
Принципиально важным является право на получение патента - право автора или иного физического или юридического лица, к которому это право перешло по договору или в порядке правопреемства, на подачу в патентное ведомство заявки на выдачу патента. Право на получение патента существует со дня создания технического решения и до момента подачи заявки на выдачу патента. Переход права на получение патента к иным лицам не подлежит государственной регистрации (поскольку это право не является исключительным и действует в период, предшествующий государственной регистрации объекта патентных прав). Лицо, реализующее право на получение патента, именуется заявителем;
3) исключительное право (ст. 1358 ГК) - это абсолютное имущественное право, включающее в себя правомочия патентообладателя: а) самому использовать объект патентных прав любым не противоречащим закону способом; б) по своему усмотрению разрешать другим лицам использование объекта; в) запрещать другим лицам использование объекта. Патент выдается заявителю. Патентообладателем именуется лицо, которому принадлежит исключительное право (впервые возникшее у него или перешедшее к нему по договору либо в порядке правопреемства).
Сроки действия исключительного патентного права. Началом срока действия является дата подачи заявки на выдачу патента ("дата приоритета"). Длительность сроков устанавливается различная для каждого объекта патентных прав:
- для полезной модели - 10 лет;
- для изобретения - 20 лет (дополнительные сроки, не более пяти лет, существуют только для изобретений, относящихся к лекарственному средству и некоторым удобрениям);
- для промышленного образца - до 25 лет (пять лет первоначального срока с возможностью его продления через каждые пять лет).
4. Содержание исключительного права на объекты патентных прав. Ограничения исключительного права. Содержанием исключительного права являются способы использования объекта патентных прав (ст. 1358 ГК):
- использование продукта, т.е. материальной вещи, в которой применены запатентованные изобретение, полезная модель или промышленный образец:
а) ввоз продукта на территорию РФ;
б) изготовление продукта;
в) введение продукта в гражданский оборот (применение, продажа, предложение о продаже и т.п.);
г) хранение продукта для целей введения продукта в оборот;
- использование запатентованного способа (применимо только к изобретениям):
а) реализация способа, сводящегося к получению продукта;
б) автоматическое осуществление способа при функционировании уже существующих устройств;
в) непосредственное применение способа, т.е. осуществление процесса действий, не приводящего к появлению нового продукта.
Ограничениями исключительного права патентообладателя (использование результата интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя) являются:
- свободное использование объекта патентных прав, прежде всего исчерпание исключительного права (п. 6 ст. 1359 ГК) и использование объекта патентных прав для удовлетворения не связанных с предпринимательской деятельностью нужд (п. 4 ст. 1359 ГК);
- использование объекта патентных прав в интересах национальной безопасности (ст. 1360 ГК);
- принудительное лицензирование (ст. 1362 ГК);
- право преждепользования (ст. 1361 ГК) и право послепользования (п. 3 ст. 1400 ГК).
Остановимся на ограничениях, которым присуща специфика патентного права.
Принудительное лицензирование (выдача принудительной лицензии) - это предоставление заинтересованному лицу возможности по решению суда и на установленных судом условиях использовать запатентованный результат, исключительное право на который принадлежит другому лицу. Принудительное лицензирование осуществляется помимо воли патентообладателя, но с выплатой ему вознаграждения.
Существует два случая принудительного лицензирования:
1) в связи с неиспользованием патентообладателем запатентованного решения. Предпосылками выдачи принудительной лицензии в данном случае являются:
- неиспользование или недостаточное использование патентообладателем объекта патентных прав в течение определенного срока;
- отсутствие в связи с неиспользованием объекта достаточного предложения соответствующих товаров, работ, услуг;
2) в связи с патентованием зависимого объекта патентных прав. Зависимое изобретение, полезная модель или промышленный образец - это такие объекты патентных прав, использование которых невозможно без использования других объектов, уже охраняемых патентом. Зависимые решения - это творческое усложнение, дополнение уже существующих решений, в результате чего появляется качественно новое решение.
Предпосылками выдачи принудительной лицензии в данном случае являются:
- наличие двух патентов (основного и зависимого);
- значимость зависимого объекта в техническом и экономическом плане.
Кроме того, в данном случае возможно перекрестное принудительное лицензирование: в случае удовлетворения требования обладателя зависимого патента о выдаче принудительной лицензии обладатель основного патента также имеет право на получение лицензии на использование зависимого объекта.
Право преждепользования - это субъективное право лица, не являющегося патентообладателем (преждепользователя), на безвозмездное использование решения, которое охраняется патентом, если неохраняемое решение было создано преждепользователем в процессе параллельного творчества до даты приоритета запатентованного решения.
Преждепользование известно только патентному праву, поскольку только в патентном праве признается, что охраняемое решение не является уникальным (неповторимым). Но тогда получение патента одним из авторов идеи может зависеть от случайности - даты подачи заявки в патентное ведомство. Право преждепользования устанавливается в целях противовеса такому формальному подходу. Право преждепользования принадлежит только автору неохраняемого решения, на третьих лиц не распространяется, само по себе патента не порочит.
Пределы права преждепользования: преждепользователь без согласия патентообладателя не вправе расширять объем использования решения, который существовал до даты приоритета запатентованного решения.
Право послепользования - это субъективное право лица, не являющегося патентообладателем, на безвозмездное использование решения, в отношении которого восстановлено действие досрочно прекращенного патента.
Патентообладатель обязан ежегодно уплачивать пошлины за поддержание в силе выданного патента. При неуплате пошлин за поддержание патента в силе его действие прекращается, но может быть восстановлено. Со дня прекращения действия патента изобретению, полезной модели или промышленному образцу правовая охрана не предоставляется. Следовательно, в указанный период использование объекта является свободным для любых лиц. Если действие патента будет восстановлено, интересы таких добросовестных пользователей должны быть защищены.