Период марта—августа 1953 г. часто именуют «смутным временем» послесталинского Советского Союза. Нараставший кризис в руководстве КПС С разрешился 5 марта 1953 г. смертью И. В. Сталина. Внезапный инсульт произошел тогда, когда заменили начальника Лечебного управ- лени я Кремля, а все врачи, лечившие вождя, оказались под арестом.
В последние Часы жизн и Сталина в стране были произведены изме- нения, сопоставимые с государственным переворотом. Предварительное распределение должностей осуществили Маленков и Берия. Это произо- шл о 4 марта, когда стало ясно, что вождь смертельно болен. Перестанов- ки в высшем партийно м руководстве по уставу КПС С являлись незакон- ными. Их целью было восстановление позиций узкого круга лиц, считав- шихся сталинскими сподвижниками. Уже 6 марта избранный XIX съездом партии Президиум ЦК был сокращен до 10 членов и четырех кандидатов. Тем самым от власти был и отстранены выдвиженцы 1952 г.
Первое место в сложившейся иерархии занял Г. М. Маленков, кото- ры й получил пост Председателя Совета Министров. Одновременн о он возглавил и Секретариа т ЦК. В Совмин е у Маленкова оказалось четы- ре заместителя: Л. П. Берия, вновь возглавивший объединенное ведом- ство МВД и МГБ, В. М. Молотов, вернувшийся на должность министра иностранныхдел, а также Л. М. Каганович и Н. А. Булганин. Единствен- ным человеком, не получившим первоначально никакого государствен- ного поста, стал Н. С. Хрущев. Он, правда, оказался вторы м по значи - мости лицо м в Секретариате ЦК. В конечно м итоге глава правительства Маленко в был поставлен перед дилеммой: руководить Совмино м или Секретариатом ЦК. Выбрав первое, «пятый премьер» уступил Секрета- риат Хрущеву, которы й у своих коллег вызывал так же мал о подозрений, как и Сталин в апреле 1922 г., когда заня л этот ключевой пост.
Вскоре после похорон Сталина ново е руководство предпринял о ряд шагов, направленны х на ликвидаци ю злоупотреблений прошлых лет. Уже 27 марта 1953 г. по предложению Л. П. Берия Президиумом Вер- ховного Совета ССС Р была объявлена амнистия для заключенных, осуж- денных на срок до пят и лет включительно (за должностные, хозяйствен- ные и некоторые воински е преступления). К 10 августа 1953 г. по Указу
«Об амнистии» был о освобождено из мест заключения свыш е 1 млн че- ловек. Однако эта мер а практически не касалась политзаключенны х (троцкистов, эсеров, националистов и т. д.). На свободе оказалось боль- шое число уголовных элементов, которые создали в ряде городов напря- женную криминогенну ю обстановку.
В то же время по приказу Берия были созданы комиссии по проверке
«дел» врачей и мингрельского, которое касалось его лично, ибо Сталин говорил тогдашнему руководству МГБ: «Ищите большого мингрела». Пе- ресматривались дела сотрудников Главного артиллерийского управления М инистерства обороны, работников Министерства госбезопасности, об-
виненных в создании «контрреволюционной сионистской организации», и др. Однако большинство репрессированных за «контрреволюционные преступления» были амнистированы лиш ь после XX съезда КПСС.
Любое начинание Берия не без оснований трактовалось сталинским окружение м ка к попытка к захвату единоличной власти. В результате
26 июн я 1953 г. в ходе заседания Президиума ЦК он был арестован, а
23 декабр я приговорен к расстрелу с конфискацие й имущества, лише - ние м воинских званий и наград.
В новом руководстве постепенно усиливались позиции Хрущева, и в сентябр е 1953 г. на Пленуме ЦК КПС С он был избран Первы м секрета- ре м Центрального Комитета партии.
Арест и расстрел Берия существенно снизил и влияние Маленкова, которог о Хрущев и некоторые другие руководители стали подвергать резко й критик е за стремление изменить приоритеты хозяйственного развития в пользу легкой промышленности. 25—31 января 1955 г. состо- ялс я Пленум ЦК КПСС, на котором Хрущев внес предложение об осво- бождени и Маленкова от обязанностей Председателя Совета Министров СССР. Его назначили министром электростанций и заместителем пред- седателя Совмин а СССР. После этого Маленко в по-прежнем у входил в соста в Президиума ЦК КПСС. Правительство возглавил Н. А. Булга- нин, а освободившийся пост министра обороны занял Г. К. Жуков.
До середины 1950-х гг. партийное руководство не могло отбросить психологический груз старых догм и отказаться от версий о «врагах наро- да».Темн е менее «очищение» началось уже в 1953 г. В марте был аресто- ва н заместитель министр а государственной безопасности Рюмин, счи- тавшийс я одни м из главных истязателей арестованных по «делу о вра- чах-вредителях».
Вслед за этим дошла очередь до бывшего руководителя М ГБ Абаку- мова, одного из инициаторо в сфабрикованного «ленинградского дела». Смерт ь Сталина и арест Берия лишил и его шансо в на освобождение из тюрьмы, куда он попал еще в 1951 г. по личному решени ю вождя. 14де- кабр я 1954 г. в Ленинграде в здании Дома офицеров, где за четыре года до этого проходил процесс по «ленинградскому делу», состоялся суд над Абакумовым и некоторыми из его ближайших подручных. Большинство из них были приговорены к высшей мере наказания.
Ликвидировалис ь особые совещания, «тройки» и другие внесудеб- ны е органы. 13 марта 1954 г. был образован Комитет государственной безопасност и (КГБ) при Совете Министро в СССР. Таким образом, но- вое ведомство получило формально статус не министерства, а комитета.
Несмотр я на то что многие непосредственные виновник и инспири - рованны х процессов не могли быть привлечены к ответственности в силу занимаемы х им и высоких государственных постов, скрывать большое количество нарушений законности стало невозможно. С целью получе- ни я информаци и по данном у вопросу было принят о решени е о созда- ни и специально й комисси и во главе с бывши м директором института Маркса—Энгельса—Ленина—Сталина и редактором «Правды», секре- таре м Ц К КПС С академиком П. Н. Поспеловым.
«Звездным часом» руководителя партии Н. С. Хрущева стал XX съезд КПСС, открывшийс я 14 февраля 1956 т. С отчетным докладом перед представителям и 55 коммунистически х и рабочих партий выступил Первый секретарь ЦК. Им подтверждалось наметившееся после смерти Сталин а изменени е политического курса ка к во внутренней политике, так и на международной арене. Развивая вопрос об экономической стра- тегии государства, Хрущев предлагал первостепенное внимание уделить сельскому хозяйству и жилищном у строительству, изложив при этом ос- новны е направления шестого пятилетнего плана. Касаясь политичес - кой ситуации в стране, Хрущев ограничился упоминанием Берия, кото- рого назвал «матерым агентом империализма», пролезши м на руково- дящи е посты. В духе прежних лет клеймилис ь троцкисты и бухаринцы, названны е «злейшими врагами народа».
Центральным событием съезда, несомненно, стал знамениты й док - лад Н. С. Хрущева «О культе личност и и его последствиях», прочитан - ны й на закрыто м заседании 25 февраля. В основе доклада лежали мате- риал ы комисси и П. Н. Поспелова. Выступление Хрущева не стеногра- фировалось, его не обсуждали. 5 марта 1956 г. высше е руководств о принял о решени е ознакомит ь с отредактированным текстом доклада
«всех коммунистов и комсомольцев, а также беспартийный актив рабо - чих, служащих и колхозников». Это была беспрецедентная акци я при - общени я населения страны к высокой политике.
Доклад был насыще н деталями, которые поразили аудиторию. Ста - ли н представлялся слушателям не как «отец всех народов», а ка к убийц а и тиран. Однак о докладу не хватало стройности и четкости, его вывод ы были несколько однобоки. Все преступления 1930-х — начала 1950-х гг. приписывалис ь исключительно Сталину и его личны м качествам, а к жертвам культа личности были отнесены преимущественно коммунис - ты. Таким образом, доклад обходил стороной вопрос об ответственнос- ти всего сталинского руководства за многочисленные репрессии.
Официальн о по вопросу о преодолении культа личности последова- ло постановление ЦК КПС С от 30 июня 1956 г. Вплоть до XXII съезда партии, состоявшегося в 1961 г., оно являлось идеологической базой послесталинского периода, но по сравнени ю с «секретным» докладо м Хрущева на XX съезде было шагом назад. Все сталинские преступления характеризовались в нем не иначе как «некоторые ограничения внутри- партийной и советской демократии», а сам вождь был представлен чело- веком, которы й боролся задел о социализма.
Разоблачение сталинизма Н. Хрущевым послужило толчком к спло- чению «твердых» сталинцев и некоторых членов руководства, недоволь- ных усилением позици й Первого секретаря, создававших угрозу для их собственного положения. В вину Хрущеву, помим о нарушения принци - па коллективного руководства, ставились и форсированно е освоени е целины, укрупнение колхозов, наступление на лично е подсобное хо - зяйство колхозников, декларативные призывы в кратчайший сро к до - гнать и перегнать СШ А по производству молока, мяса, масла на душу населения.
В конц е концо в большинство членов Президиума ЦК решило, что Хруще в мало пригоден для рол и Первого секретаря ЦК, что ран о ил и поздн о ЦК долже н освободиться от него. Воспользовавшись визитом Хрущева в Финляндию, он и подготовили и созвали Президиум ЦК. На заседани и 18 июн я 1957 г. семь из 11 его членов (Булганин, Ворошилов, Каганович, Молотов, Маленков, Первухин и Сабуров) потребовали от- ставк и Хрущева. Последни й сослался на принцип ы демократического централизм а и потребовал, чтобы вопрос был перенесен в ЦК — выс - шу ю инстанцию, из состава которой, собственно, и формировался Пре- зидиум. Значительная часть обновленного аппарата ЦК партии, а глав- но е — арми я и КГ Б поддержали Хрущева. Минист р оборон ы Г. К. Жу- ко в и председатель КГ Б И. Серов организовали доставку военным и самолетам и в Москву членов ЦК. Большую роль в поддержке Хрущева сыграл и первый секретарь Ленинградского обкома КПС С Ф. Р. Козлов.
Состоявшийся 22—29 июня 1957 г. Пленум ЦК охарактеризовал дей- стви я сталинистов ка к фракционные, а их группа была назван а «анти- партийной». Г. М. Маленков, Л. М. Каганович, В. М. Молото в был и исключен ы и з состава членов Президиума Ц К и и з членов Ц К КПСС. Д. Т. Шепилов был снят с поста Секретаря ЦК КПСС, выведен из соста- ва кандидатов в члены Президиума ЦК и из состава членов ЦК. Чуть позже, в марте 1958 г., был смещен с поста Председателя Совета Мини - стро в и Н. А. Булганин.
Решающу ю роль в дн и июньского кризиса 1957 г. сыграл Г. К. Жу- ков. Хрущев, разумеется, не забыл, что в 1953 г. своенравны й маршал занима л активную позици ю в вопросе устранения Берия. Инстинктив - но чувствуя угрозу своему положению, Хрущев инициирова л отставку Жукова. 26 октября 1957 г. на заседании Президиума ЦК он был осво- божде н от обязанностей министра обороны СССР. Через три дн я состо- ялс я Пленум ЦК, на котором Жуков был выведен из состава Президиума Ц К и Ц К КПСС. Одни м и з основных обвинений, предъявленных мар - шалу, был «отрыв» Вооруженных Сил от партии, их «уход» из-по д конт - рол я Центрального Комитета.
Новы м министро м обороны в октябре 1957 г. был назначе н маршал Р. Я. Малиновский. Сам Н. С. Хрущев в начале 1958 г. совместил посты Первог о секретаря и главы правительства, оттеснив с должност и Пред- седателя Совмина Н. А. Булганина. Это положило коне ц коллегиально- сти в руководстве, провозглашенной на XX съезде партии.
В октябре 1961 г. на XXII съезде КПС С разоблачение сталинизма был о продолжено. Однако вопрос об ответственности партийного руко- водства за репресси и и на этот раз был обойден стороной. Правда, те- пер ь совершённые преступления приписывались не одному только Ста- лину, а узкому кругу людей, который совпадал с составом «антипартий- но й группы». По мнени ю ряда исследователей, разоблачение «культа личности» рассматривалось Хрущевым в качестве орудия в борьбе про - ти в недавних соратников, не признававших в не м лидера.
После XXII съезда КПС С тело Сталина было вынесено из Мавзо - лея. Сталинград переименовали в Волгоград, убрали портреты и статуи
вождя, которых немало насчитывалось по всей стране. Предложени е Хрущева воздвигнуть памятни к жертвам сталинских репресси й был о спущено на тормозах и всерьез не обсуждалось, сформулированное в ре- золюци и съезда положение о том, что партия сказала народу «всю прав- ду о злоупотреблениях в период культа личности», указывало на то, что данны й вопрос закрыт окончательно и дальнейшему обсуждению не подлежит.