Опыт «Переправы». Весьма выразителен и поучителен. Духовное подземелье. О чем это свидетельствует. О глубинном провале, базовом упущении и деформации всего строя жизни общества и человека. В образовании и воспитании; в хозяйственно-экономической жизни; в политике; социальном устроении; семье. Практически во всех звеньях и порах общественного организма.
Что такое человек по своей природе, существу, предназначению?
Единого классического и общепринятого определения не существует. Точки, вернее, кочки зрения, подглядывания и угадывания. От и до. Десятки.
Человек существует не с нуля. Он имеет начало. Человек - Боготварное, Богоподобное, Богообразное существо.
Многомерное и бесконечно многогранное, универсальное существо. (Растяжка: Человек человеку – абонент! Клиент! Абитуриент! Респодент! Экспонент! Рецепиент! И т.д. Возобладал чисто функциональный подход, объекту, предмету купли-продажи).
Природное, телесное, чувствующее, страдающее, мыслящее, разумное, общественное (социальное, семейное, политическое, правовое и т.д.), созидающее, стремящееся к свободе, духовно-нравственное, верующее существо. Взор с вершины блокирует плоский редукционизм, сведение высшего к низшему. Главное в человеке дух, его духовное состоянии. В нем он живет главными и благородными силами и устремлениями. Как заложить духовно-нравственный вектор в образование и воспитание, в труд и хозяйство, во все сферы жизнедеятельности общества и человека? Как преодолеть дефицит совести, самый блокирующий фактор социального и экономического развития. (ОПК и светской этики - в образовании. Духовная основа гармонизации социально-трудовых отношений (Велес).
Уже в античности был выдвинут целый ряд основополагающих идей в понимании общества. Диалоги Платон а «Государство», «Политик» «Законы» составляют основу его учения об обществе. Периодизация общественного развития представлялась мыслителю в трех основных этапах:
1. Естественное природное состояние;
2. Общественное состояние, не отвечающее природе человека и социальному идеалу.
3. Идеальное общество будущего.
Описывая идеальное государство, Платон не ставит своей целью «сделать как-то особенно счастливым один из слоев общества, но наоборот, сделать таким все государство в целом». При этом следует устранить всех богатых, так как роскошь ведет к лени, и бедных, так как нищета ведет к злодеяниям. А то и другое - к торжеству неразумного, неизменного.
Аристотель в своей «Политике» считал, что создание такого идеального государства в земных условиях, в силу слабости и несовершенства человеческого рода, невозможно. Он вдохновлялся идеями формирования многочисленного среднего класса. Для достижения благой жизни и «совершенного самодовлеющего существования» нужен не только материальный достаток, но справедливость, венчающая все добродетели, и хорошие законы.
Средневековые, да и современные религиозные мыслители дают теологическое объяснение истории, видя в ней воплощение Божественного провидения. История человечества представляется от Адама и Евы и вплоть до страшного суда как непрерывная борьба «царства благодати» с «царством зла». Так, Августин рассматривает общество как «град земной» в свете «града Божьего».
Со времен Т.Гоббса и Д.Локка начинается разведение понятий общества и государства. В трудах просветителей (Вольтер, Руссо, Кондорсе) общество стало пониматься как идея человека, как его морально-духовное единство, а государство как выражение его «общей воли».
С эпохи Возрождения и в Новое время складываются элементы светской философии истории. Утверждается понимание того, что люди сами творят историю. Они - авторы и режиссеры, актеры и зрители разыгрывающейся человеческой истории в ее драматических, трагических, а порой и комических коллизиях. Общество выходит из своего предшествующего естественного состояния «войны всех против всех» на путь общественного договора, своеобразного социального контракта общества, его гражданских структур с государством.
И. Гердер рассматривал человеческую историю как непосредственное продолжение истории природы. Исследуемые законы развития общества, по Гердеру, носят естественно-исторический характер. Поэтому в общественных явлениях надо искать не какие-то тайные предначертания, а причины, их породившие. Общество понимается как единое органическое целое, как цепь универсальных взаимодействий между людьми. Движущие силы, причины, пружины общественных изменений надо искать в людях, человеке, в живых человеческих способностях. Гердером обоснована и выдвинута идея всемирности истории и преемственности в развитии культуры.
Научное исследование исторического процесса подобно изучению природы и начинается там и тогда, когда удается выделить и определить объективные законы, лежащие в основе общественного развития. Вслед за Гердером Кант и Гегель более глубоко раскрыли проблему объективных оснований исторического процесса. Потребности и интересы, воля и желания людей, а особенно их действия, как правило, разнонаправлены. Но хаос случайного есть только внешний рисунок истории, за событийной паутиной которой скрывается внутренняя логика исторического процесса, его объективные законы. И поэтому в философско-историческом постижении надо идти не от субъективных намерений отдельных личностей, участников исторического процесса, в том числе и самых возвышенных и благородных устремлений, а от внутренних, глубинных, объективных оснований, которые и придают истории определенный смысл и направленность, делают ее упорядоченным процессом.
Суть гегелевской философии истории выражена его знаменитым афоризмом из одноименной работы: «Все разумное - действительно, все действительное - разумно». Что означают «разум в истории» и «хитрость» исторического разума применительно к общественному развитию? Для Гегеля противоречия, движущие историей, существуют, прежде всего, в сфере сознания, то есть на уровне определенных идей. Речь идет, конечно, не о простых и тривиальных идеях-истинах, а о широких объединяющих взглядах-теориях, которые можно назвать идеологиями. Он включает в них религию, нравственность, право, культуру, основополагающие духовно-нравственные ценности, принципы, идеалы. Человеческое поведение в материальном мире и, следовательно, вся человеческая история укоренены в предшествующем состоянии сознания. И в конечном итоге сфера сознания с необходимостью воплощается в социальном мире. Более того, она творит этот социальный мир по своему образу и подобию. Сознание - причина, а не следствие общественного развития, хотя оно не может функционировать вне и помимо социальных условий. Но именно сознание в логическом комплексе его основополагающих идей является конечной и определяющей силой исторического процесса.
Материалистический подход к пониманию общества Ф.Энгельс характеризует как «взгляд на ход всемирной истории, который конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий находит в экономическом развитии общества, в изменении способа производства и обмена, в вытекающем отсюда разделении общества на различные классы и в борьбе этих классов между собой» [5]. С классической ясностью суть своего подхода К.Маркс раскрывает таким образом: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот их общественное бытие определяет их сознание» [6].
Вместе с тем указывается и на обратное воздействие идей, сознания на социально-экономический строй общества: «Политическое, правовое, философское, религиозное, литературное, художественное и т. д. развитие основано на экономическом развитии. Но все они также оказывают влияние друг на друга и на экономический базис. Дело обстоит совсем не так, что только экономическое положение является причиной, что только оно является активным, а все остальное - лишь пассивное следствие. Нет, тут взаимодействие на основе экономической необходимости, в конечном счете всегда прокладывающей себе путь» [7]. И в качестве практической установки следует вывод: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке» [8].
За пределами основного вопроса философии применительно к общественной жизни соотношение духовного и материального не имеет абсолютного смысла, их противопоставление приобретает относительный характер. Применительно к обществу и человеку это становится тем более очевидным, так как в их действительной жизнедеятельности все переплетено и находится в постоянном взаимодействии.
Если глубоко вдуматься и философски серьезно подойти к анализу общественной жизни, ее «пульсу и градусу», то можно невооруженным глазом приметить известное «напряжение» в обществе и между людьми, которое заложено в самой их социальной природе и носит по своей сути духовный характер. На социальной поверхности это проявляется в столкновении воль, разнонаправленности интересов различных общностей людей, борьбе за свое место и роль под «общественным солнцем», касается ли это решения ключевых общественных проблем - власти, собственности, богатства и распределения благ или второстепенных и частных вопросов.
Поступки людей, общественные и исторические деяния имеют в конечном счете мировоззренческую основу и духовную подоплеку. Воля может быть направлена на свершение добра или на причинение зла; интересы могут быть возвышенными или низменными, а место и роль в обществе тех или иных общностей и людей чисто формальными, законническими или духовноблагодатными, родом творчества и служения.
Все Евангелие пронизано жаждой правды, в том числе и социальной, неприятием обывательских и потребительских ценностей. Вопреки расхожей пословице «Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше», человек - не рыба. «Их Бог - брюхо» - новозаветная характеристика общества потребления точна и актуальна как никогда. Является ли беспредельное потребительство смыслом человеческого бытия? Ответ, как говорится, налицо.
Иоанн Кронштадтский (1829-1908) утверждал в своих проповедях, что род человеческий подчинен одному нравственному закону - совести. Совестное самосознание человека Гегель рассматривал как познание им своей божественной сущности. Это означает, что благая сила Божия, скрытая в глубине субъективного духа, познает себя через человеческую совесть как осуществленный и действительный образ нравственности. Совесть вводит человека в новый способ жизни. Внутренний строй душевной жизни обновляется в том смысле, что человек достигает истинной правоты, свободы и цельности. Само человеческое общество, развернувшееся в нравственную систему, можно считать «живым образом или органической тотальностью», т. е. целостностью и всеобщностью. Абсолютная нравственность как «живой образ мира» должна непременно «организовать себя в совершенстве», т. е. развернуть себя в стройном, содержательном и гармоничном сочетании всех сопринадлежащих ему сторон.
Сердцевиной, внутренней и сущностной стороной жизни социума на всех его уровнях и формах структурной организации, начиная от первичного звена и непосредственных общностей людей (семья, производственно-трудовые ячейки и т. д.) и завершая обществом как единым социальным организмом в целом, - является духовно-нравственный миропорядок.
Внешние отношения социальности - в экономике, в общественно-государственном устройстве и политике, в любой другой сфере - предполагают внутреннюю связь между людьми, духовную в своей основе. Именно духовный нерв животворит ткань общественных отношений, деятельности, организационно-структурных форм и институтов общества. Без учета этого определяющего фактора невозможны человеческие контакты и нормальное функционирование любой сферы общественной жизни.