Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Э.Шилз - в общности центральной власти, территориальной целостности и согласии центра и периферии.




(Основные подходы к пониманию общества и человека в социально-философской мысли)

Социально-философский анализ общества и человека возможен с различных теоретических позиций, принципов и исходных оснований. Поэтому существуют различные теоретические модели исследования и социального познания общества, в том числе и российского общества, нашей истории и современности.

В различных философских учениях вычленяются те или иные системно-образующие факторы общественной жизни в ее целостности и единстве. В качестве таковых выделяются 1. дух, идеи, сознание; 2.или труд, кооперация и в целом способ производства материальных благ в совокупности производительных сил и производственных отношений; 3.религия, традиции и ментальность народов; 4.культура и цивилизация; 5.политика и власть; 6.знание, техника и технологии; 7.природно-географическая среда, народонаселение и т. п.

Многообразие социально-философских подходов к пониманию сущностных основ общественной жизни объясняется как невероятной сложностью самого феномена общества, так и различием мировоззренческих, методологических и теоретических позиций к его философскому осмыслению.

Если идти от «головы до пят» самого человека, через акцентацию в нем в качестве определяющего фактора той или иной сущностной грани (будь-то разум или вера, природно-биологическое или социальное), то в упрощенно схематической форме диапазон подходов социально-философского анализа общества можно представить следующим образом.

1. Решающую и регулятивную роль в обществе выполняет разумное, рациональное, идеальное начало (оно ассоциируется и символизируется головой человека).

2. Религиозно-мистическое, божественное начало, вера в Бога-Творца лежит в основании общества (оно ассоциируется и символизируется сердцем человека). П.А.Флоренский в своем труде «Столп и утверждение истины» обратил внимание на то, что в разных языках и культурах термин «сердце» имеет значение «стержня», «середины», «средоточия», «нутра», «ядра» и т. п. Понятие «сердце» присутствует чуть ли не на каждой странице Библии и других священных книг. Именно религия в наиболее доступной и общезначимой форме выразила и санкционировала нравственные заповеди задолго до наступления рационализма Нового времени и кантовского априоризма, его знаменитого «нравственного императива». (Ветхозаветный Декалог и Новозаветные Заповеди блаженства).

3. Потребности, интересы человека, отливаясь и выражаясь в общественных отношениях, определяют характер и направленность социального развития, составляют социальную материю общественной жизни (ее можно уподобить и сравнить, пусть и в грубо упрощенном виде, с животом человека).

4. Натуралистические концепции основаны на признании детерминирующей роли в формировании и функционировании общества природно-космического, географического, биологического или демографического факторов в духе дарвинизма и генетики. Один из основоположников русского космизма А.Л.Чижевский (1897-1964) рассматривал общефизические законы как основу исторического процесса. В своей работе «Физические факторы исторического процесса» он утверждал: «Жизнь... в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное». В понятие «среды» как детерминанты биологической и социальной формы организации материи в географической оболочке Земли им было включено космическое пространство - факт принципиальной мировоззренческой значимости. (Образно и зримо эту позицию можно представить с позиции человека как то, что над его головой и под его ногами).

5. Возведение биологической необходимости и бессознательно-инстинктивного начала в социальный и даже этический порядок общественной жизни. 3игмунд Фрейд и современные неофрейдисты усматривают определяющую основу общественного развития в бессознательном человека или в коллективном бессознательном, в глубоко укорененных архетипах сознания и поведения людей. Инстинкты, а их насчитывают от нескольких основных до полутора десятка тысяч, - вот главная пружина общественного развития. Инстинкт продолжения рода (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос) формируют в конечном счете облик общества и человека. (Если продолжить сравнительную аналогию с человеком, то инстинктивизм займет подобающую ему позицию «ниже живота»).

6. Следующее направление в понимании общественной жизни можно охарактеризовать как психологизм. Один из основателей современного позитивизма Дж. Ст. Милль (1806-1873), стремясь к созданию научного взгляда на общество с позиций духа и человеческой природы психологизировал общественно-исторические законы. Так, он считал, что «в общественной жизни люди обладают лишь такими свойствами, которые вытекают из законов природы человека и могут быть к ним сведены». Но естественно задаться вопросом: можно ли из свойств отдельных людей вывести социальный характер таких общностей как нации, классы, или понять сущность таких общественных явлений как политика, экономика? Вопрос значительно усложнится, если иметь в виду, что современная психология как наука ищет и находит свою детерминанту в физиологии, опускается до плоского редукционизма. Справедливо замечено, что психология при таком подходе лишается вначале Бога, затем души и, наконец, самого разума.

7. В концепциях социального действия Макса Вебера (1864-1920) и Толкотта Парсонса (1902-1979) общество представляется как система социальных взаимодействий, как интегративная совокупность социальных ролей и социальных ожиданий. Причем социальное взаимодействие может рассматриваться как в форме непосредственных личных отношений и социальных взаимосвязей, но и выступать как символический акт.

Разновидность концепции социального действия сформировалась в русле «лингвистического поворота» в философии XX века, согласно которому лицо человека, и соответственно общества, определяют его язык и его речь. Общество следует рассматривать как развертывающееся коммуникативно-дискурсивное поле, в границах которого вырабатываются правила общежития и совместного действия.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 346 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2220 - | 2173 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.