(Основные подходы к пониманию общества и человека в социально-философской мысли)
Социально-философский анализ общества и человека возможен с различных теоретических позиций, принципов и исходных оснований. Поэтому существуют различные теоретические модели исследования и социального познания общества, в том числе и российского общества, нашей истории и современности.
В различных философских учениях вычленяются те или иные системно-образующие факторы общественной жизни в ее целостности и единстве. В качестве таковых выделяются 1. дух, идеи, сознание; 2.или труд, кооперация и в целом способ производства материальных благ в совокупности производительных сил и производственных отношений; 3.религия, традиции и ментальность народов; 4.культура и цивилизация; 5.политика и власть; 6.знание, техника и технологии; 7.природно-географическая среда, народонаселение и т. п.
Многообразие социально-философских подходов к пониманию сущностных основ общественной жизни объясняется как невероятной сложностью самого феномена общества, так и различием мировоззренческих, методологических и теоретических позиций к его философскому осмыслению.
Если идти от «головы до пят» самого человека, через акцентацию в нем в качестве определяющего фактора той или иной сущностной грани (будь-то разум или вера, природно-биологическое или социальное), то в упрощенно схематической форме диапазон подходов социально-философского анализа общества можно представить следующим образом.
1. Решающую и регулятивную роль в обществе выполняет разумное, рациональное, идеальное начало (оно ассоциируется и символизируется головой человека).
2. Религиозно-мистическое, божественное начало, вера в Бога-Творца лежит в основании общества (оно ассоциируется и символизируется сердцем человека). П.А.Флоренский в своем труде «Столп и утверждение истины» обратил внимание на то, что в разных языках и культурах термин «сердце» имеет значение «стержня», «середины», «средоточия», «нутра», «ядра» и т. п. Понятие «сердце» присутствует чуть ли не на каждой странице Библии и других священных книг. Именно религия в наиболее доступной и общезначимой форме выразила и санкционировала нравственные заповеди задолго до наступления рационализма Нового времени и кантовского априоризма, его знаменитого «нравственного императива». (Ветхозаветный Декалог и Новозаветные Заповеди блаженства).
3. Потребности, интересы человека, отливаясь и выражаясь в общественных отношениях, определяют характер и направленность социального развития, составляют социальную материю общественной жизни (ее можно уподобить и сравнить, пусть и в грубо упрощенном виде, с животом человека).
4. Натуралистические концепции основаны на признании детерминирующей роли в формировании и функционировании общества природно-космического, географического, биологического или демографического факторов в духе дарвинизма и генетики. Один из основоположников русского космизма А.Л.Чижевский (1897-1964) рассматривал общефизические законы как основу исторического процесса. В своей работе «Физические факторы исторического процесса» он утверждал: «Жизнь... в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное». В понятие «среды» как детерминанты биологической и социальной формы организации материи в географической оболочке Земли им было включено космическое пространство - факт принципиальной мировоззренческой значимости. (Образно и зримо эту позицию можно представить с позиции человека как то, что над его головой и под его ногами).
5. Возведение биологической необходимости и бессознательно-инстинктивного начала в социальный и даже этический порядок общественной жизни. 3игмунд Фрейд и современные неофрейдисты усматривают определяющую основу общественного развития в бессознательном человека или в коллективном бессознательном, в глубоко укорененных архетипах сознания и поведения людей. Инстинкты, а их насчитывают от нескольких основных до полутора десятка тысяч, - вот главная пружина общественного развития. Инстинкт продолжения рода (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос) формируют в конечном счете облик общества и человека. (Если продолжить сравнительную аналогию с человеком, то инстинктивизм займет подобающую ему позицию «ниже живота»).
6. Следующее направление в понимании общественной жизни можно охарактеризовать как психологизм. Один из основателей современного позитивизма Дж. Ст. Милль (1806-1873), стремясь к созданию научного взгляда на общество с позиций духа и человеческой природы психологизировал общественно-исторические законы. Так, он считал, что «в общественной жизни люди обладают лишь такими свойствами, которые вытекают из законов природы человека и могут быть к ним сведены». Но естественно задаться вопросом: можно ли из свойств отдельных людей вывести социальный характер таких общностей как нации, классы, или понять сущность таких общественных явлений как политика, экономика? Вопрос значительно усложнится, если иметь в виду, что современная психология как наука ищет и находит свою детерминанту в физиологии, опускается до плоского редукционизма. Справедливо замечено, что психология при таком подходе лишается вначале Бога, затем души и, наконец, самого разума.
7. В концепциях социального действия Макса Вебера (1864-1920) и Толкотта Парсонса (1902-1979) общество представляется как система социальных взаимодействий, как интегративная совокупность социальных ролей и социальных ожиданий. Причем социальное взаимодействие может рассматриваться как в форме непосредственных личных отношений и социальных взаимосвязей, но и выступать как символический акт.
Разновидность концепции социального действия сформировалась в русле «лингвистического поворота» в философии XX века, согласно которому лицо человека, и соответственно общества, определяют его язык и его речь. Общество следует рассматривать как развертывающееся коммуникативно-дискурсивное поле, в границах которого вырабатываются правила общежития и совместного действия.