Лекции.Орг


Поиск:




распространяются претензии Китая к соседним странам




В апреле 2005 года премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао в ходе визита в Исламабад заключил двусторонний Договор о дружбе, добрососедстве и взаимной помощи. В своё время КНР создал в Пакистане целый ряд военных предприятий и даже способствовал осуществлению ядерной программы Пакистана. В перспективе планируется построить нефтепровод от побережья Аравийского моря до китайского Синьцзяна, обеспечив таким образом доставку нефти в Китай в обход узкого Малаккского пролива. Китай поддерживает намерение Пакистана стать полноправным членом ШОС.

Начало 2005 года характеризовалось обострением отношений между КНР и Японией, вызванным недовольством Китая позицией Японии по Тайваню. Правительство тогдашнего японского премьера Дзюнъитиро Коидзуми впервые после Второй мировой войны открыто поддержало позицию США, объявив, что выступает против попыток изменить ситуацию в Тайваньском проливе с помощью силы. посещениями японского премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми храма Ясукуни, где Китай обеспокоен изданием в Японии нового учебника истории, оправдывающего агрессивную экспансию Японии в 1930 – 1940-е годы, и стремлением Японии добиться места постоянного члена Совета Безопасности ООН. Не меньшее беспокойство в Пекине вызывают планы Токио создать при содействии США собственную систему противоракетной обороны. Создание этой системы, считают в КНР, будет направлено в первую очередь против неё. По мнению специалистов, установленные в 1972 году в результате взаимного дипломатического признания отношения между КНР и Японией оказались отброшены на беспрецедентно низкий уровень. Следует также отметить, что, начиная с 2002 года, Япония и Китай открыто соперничали в вопросе о строительстве так называемого «Восточного нефтепровода» из Восточной Сибири на Дальний Восток. Китай пытался пролоббировать маршрут, заканчивавшийся на российско-китайской границе. В этом случае весь экспортный объём направлялся бы в Китай, а Япония настаивала на том, что этот нефтепровод должен заканчиваться на российском побережье Тихого океана. В конце концов российское руководство выбрало второй вариант, что ударило по интересам КНР. На встрече между председателем КНР Ху Цзиньтао и Коидзуми в кулуарах международного афро-азиатского саммита вДжакарте (Индонезия) стороны выявили готовность преодолеть возникшие трения. Коидзуми принёс извинения всем участникам форума за все те страдания, которые причинила его страна многим народам «в годы колониального правления и агрессии», а Ху Цзиньтао пообещал забыть обиды, если японское правительство будет впредь руководствоваться программой из предложенных им «пяти принципов», которые фактически предусматривали пересмотр японской позиции. В мае 2005 года заместитель премьера Госсовета КНР У И неожиданно прервала свой визит в Японию, отказавшись встретиться с японским премьером Дзюнъитиро Коидзуми. Этот демарш был вызван намерением Коидзуми в очередной раз посетить храм Ясукуни, где поклоняются душам 2,5 млн японских воинов, павших за свою страну, в том числе и 14 главных японских военных преступников, казнённых в 1948 года по приговору Токийского международного трибунала. Пекин, как и сегодня считают в Токио, стремится создать вокруг Японии «обстановку скандала», продемонстрировав, что её отношения с соседями не урегулированы. И тем самым помешать повышению международного статуса своего извечного «стратегического соперника». Китай отказался от участия в трёхсторонней встрече с представителями Японии и Южной Кореи, которая должна была пройти в Малайзии после завершения ежегодного саммита Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Тогда министр иностранных дел Японии (до 2008) Таро Асо заявил: «Увеличение военного бюджета Китая представляет угрозу для соседних стран… У этой страны по соседству есть ядерное оружие, и затраты Китая на оборону неуклонно повышаются в течение 12 лет. Это начинает представлять серьёзную угрозу». Это заявление вызвало в Китае крайне негативную реакцию. Сегодня отношения между Китаем и Японией сохраняются в рамках обозначенной конфронтационной проблематики. С 2012 года китайско-японские отношения обострились из-за спора об островах Сенкаку (кит. Дяоюйдао) – архипелага в Восточно-Китайском море в 170 км. к северо-востоку от Тайваня.

Менталитет китайцев. Сами китайцы (по-китайски «ханьцы») называют свою страну Чжун-го или Чжун-хуа, что в переводе с китайского языка означает Срединное Царство – центральная часть страны – исторически земли в среднем течении Хуанхэ) или Срединное Процветающее. Другое название Китая – Поднебесная, восходит к мифологическому небесному дракону – покровителю и защитнику государства ханьцев.

Ментальность китайцев, сформировавшаяся на основе конфуцианства, даосизма и буддизма, базируется на многовековых традициях, ритуалах и правилах. Духовное наследие их великих соотечественников для жителей Китая не просто «философские памятники», а неукоснительное руководство к действию. Знание истории Китая так же значимо, как и сегодняшние постановления Правительства. В Китае новые идеи получают отклик, если они подкрепляются историческим прецедентом, а решающим аргументом в ходе предметной дискуссии часто бывают ссылки на классиков или канонические книги.

«Пратекстом» китайской культуры можно назвать Книгу Перемен – по-китайски «Ицзин», каноны которой являются фундаментом китайского традиционного мышления. В отличие от Запада с его «аналитическим» подходом к изучению мира, в Китае утвердилось интуитивное мышление с его недуальной (не двойственной) картиной мира. Согласно представлениям древних китайцев: «миром правит закон перемен, всему есть своя противоположность – вселенский маятник колеблется между двумя великими первоначалами Инь (женское) и Ян (мужское)», и это приводит к тому, что «всё в одном и одно во всём».

Китайской национальной чертой характера является мышление «Цзи» как путь к достижению военных, гражданских, политических, экономических или личных целей. Китайские мудрецы пришли к выводу, что человек в течение жизни сталкивается с 36 «стандартными» ситуациями, для обеспечения успеха в каждой ситуации и были выведены стратагемы (план, уловка, хитрость). Приведём некоторые из стратагем, к примеру, ассоциирующиеся у русских с восточной коварностью: «Сманить тигра с горы на равнину», «Скрывать за улыбкой кинжал», «Убить курицу, чтобы запугать обезьяну», «Сидя на горе, наблюдать за борьбой тигров». Китайскую стратегию часто называют доктриной непрямых действий.

Традиционная китайская культура, как и японская, является коллективистской: интересы коллектива довлеют над интересами индивидуума, ценность и социальный статус которого определяется именно его важностью для успешного функционирования коллектива. Следствием этого являются необычайно высокий патриотизм, дисциплинированность, работоспособность и ответственность китайцев вкупе с высочайшей производительностью труда, а также их безоговорочное уважение и подчинение старшим по возрасту и званию.

Китайская письменность во многом сформировала китайский характер. Во-первых, язык изолировал китайцев от других людей и за 5 тысяч лет создал огромные различия между Китаем и всем остальным миром. Во-вторых, существует зависимость между письменным китайским языком и мышлением жителей этой страны. Иероглифы в некотором смысле защищают Китай от вторжения чужой культуры и навязывания зарубежных традиций. Зависимость между китайским мышлением и письменным языком хорошо можно продемонстрировать при помощи передачи китайскими иероглифами слова «братство». Для русского это слово означает «родственные отношения, общность, дружба». Китайцы передают на письме это слово при помощи двух знаков — «старший брат» и «младший брат». В их понимании это подчиненные отношения, при которых младший брат зависит от старшего. Поэтому в период советско-китайской дружбы оказаться в положении «младшего брата» для китайцев было оскорбительно. Китайцам не нравилось то, что СССР занимал более высокое положение по сравнению с одной из древнейших стран мира.

Китайская вежливость – это в нашем понимании «антивежливость». То, что европеец воспринимает как галантность, для большинства китайцев простой расчёт. Китаец, приглашающий вас войти в помещение первым, предполагает, что вы уступите ему это право. Зачастую китайцы воспринимают и истолковывают действия иностранцев по-своему. Классическим подтверждением этому может явиться интервью, данное Мао Цзэдуном американскому журналисту, о том, как в 1950 году ему прислуживал лично И.В. Сталин: во время визита в Москву, на котором китайский лидер вымаливал у советского руководства помощь, в том числе и в создании китайского ядерного оружия. На «ближней даче» Сталин, выполняя роль гостеприимного хозяина, лично подал Мао чай и перед сном застелил ему постель. Эти действия Мао Цзэдун затем истолковал как стремление советского руководства услужить Китаю, а лидера величайшей страны, разгромившей фашизм, представил как своего личного денщика.

Специалисты выделяют следующие характерные черты жителей Китая: терпение, внушаемость, перерастающая в фанатизм, дисциплинированность, коллективизм, щедрость к другу, патриотизм, завышенная самооценка, настойчивость и сплочённость. Большинство из перечисленных черт относятся к положительным, за исключением фанатизма и завышенной самооценки.

Физическая смерть предпочтительнее «потери лица». Смерть на поле боя для китайца есть меньшее зло, чем возможность быть расстрелянным за бегство от врага. Важнейшим качеством китайца является также патриотизм, готовность принести себя в жертву ради интересов страны. По представлению китайца второй половины ХХ века, человек – это всего лишь винтик в миллиардном механизме государства. Интересы государства требуют жертв. По сведениям иностранной прессы, только в 1989 году при подавлении выступлений китайских студентов было расстреляно около 30 тыс. участников уличных беспорядков. Их жизни были без колебаний принесены в жертву стабильности государства.

Союзник в понятии китайских стратегов – временно выгодный партнер. Получив все выгоды от дружбы с СССР, китайское руководство поспешило объявить о своих претензиях. Нынешнее состояние российско-китайских отношений базируется на определённом балансе взаимных интересов. Хотя опасение вызывают проявления высокомерного отношения китайцев различных уровней к России и русским людям. Продолжающийся более 10 лет тесный контакт между представителями различных социальных групп двух стран, и прежде всего, далеко не самых культурных их слоев, создает неважный стереотип представлений двух народов друг о друге.

Возможность есть досыта ту пищу, которую можно выбирать, ассоциируется у большинства жителей Поднебесной с благополучием, а нездоровый с точки зрения европейца вид ожиревшего человека – с богатством.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 335 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

845 - | 713 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.