Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Краткая характеристика цивилизаций: Востока и Запада.




 

Цивилизации Востока

Индуистская цивилизация. На рубеже старой и но­вой эры, т.е. более 2000 лет назад, цивилизационными процессами был охвачен весь Индостан и соседние регионы Азии. В середине пер­вого тысячелетия новой эры сложилось вероучение индуизма, отли­чительной чертой которого является разделение общества по касто­вому признаку.

Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру поистине велик. Это прежде всего религия — индуизм как комплекс собственно религиозных, этических и философских представлений, которые про­низывают всю жизнь подавляющего большинства населения Индии и жителей некоторых соседних стран. Индуистская цивилизация пода­рила миру учение «отца индийской нации» Махатмы Ганди (1869— 1948) о ненасилии. Он разработал тактику ненасильственной борьбы за независимость (сатьяграха).

Эта цивилизация обогатила человечество многочисленными па­мятниками духовной и материальной культуры.

Китайско-конфуцианская цивилизация. Ядро этой древнейшей цивилизации сформировалось в пределах Великой Ки­тайской равнины, в бассейне реки Хуанхэ. Затем она распространи­лась в Индокитай, Японию, Монголию, Маньчжурию и другие райо­ны Восточной Азии.

Термин конфуцианство — своеобраз­ная религия-этика.

Превратившись в государственную религию, конфуцианство на протяжении более чем двух тысячелетий, почти не изменившись, со­храняло ведущую роль в духовной жизни китайского общества. Глав­ная цель философской системы Конфуция заключалась в том, чтобы сделать государство идеальным, основанным на твердых нравствен­ных принципах, с гармоничными социальными отношениями. Госу­дарство рассматривалось как большая семья, стержень которой со­ставляют преданность и покорность: дети почитают родителей, под­данные — своих правителей, младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий — вышестоящему и т.д.

Конфуцианство способствовало высокой организации труда, ко­торым издревле отличались китайцы, создавшие на протяжении мно­гих веков замечательные материальные ценности и памятники куль­туры.

 

Японская цивилизация. В отличие от китайской, япон­ская цивилизация — молодая: государственность здесь стала склады­ваться лишь в IV—VI вв. н. э., и именно с VI в. начала развиваться очень высокими темпами, преодолевая гигантскую пропасть, которая отде­ляла ее от великой цивилизации Китая.

Япония существует в постиндустриальном, или информационном, обществе, в условиях своеобразного, органичного синтеза национальных (цивилизационных) традиций и европейской современности. Характер­ная черта японского общества — ведущая роль коллектива, который в современных условиях рассматривается как средство решения произ­водственных и научно-технических задач, средство, выгодное, хотя и в разной степени, и управляющему, и управляемым слоям.

Исламская цивилизация. Исламская цивилизация — одна из самых молодых на Востоке. Она начала формироваться лишь в VII в. н. э., а ее колыбелью была Аравия. Религиозные основы будущей цивилизации заложил Мухаммад (570-632).

Со временем ислам проник в Тропическую Африку, в страны Юж­ной и Юго-Восточной Азии и другие районы мира. Современный мир ислама значительно шире арабского мира. В его рамках различают суб­культуры (варианты цивилизации): арабскую, тюркскую, в частно­сти, турецкую, иранскую (или персидскую) и малайскую.

Огромна сфера воздействия культуры исламской цивилизации. Европейская медицина, география, математика и другие науки раз­вивались под влиянием трудов арабских ученых. Широко известен вклад в мировую культуру поэтов и писателей исламского Востока (Низа­ми, Фирдоуси, Омар Хайям и др.), ученых (Авиценна — Ибн-Сина, Бируни), философов.

10.3.6. Негро-африканская цивилизация. При всем много­образии африканских этносов, языков и культур к югу от Сахары сложилась своеобразная цивилизация — традиционная африканская культура, определенная система духовных и материальных ценностей. Сходные исторические, природные и экономические условия разви­тия народов Тропической Африки определили много общих черт в социальных укладах, искусстве, менталитете негроидных народов бан­ту, манде и др.

В чем проявляется самобытность африканской цивилизации, ее не­похожесть на другие региональные цивилизации?

Прежде всего — в гармоничном сосуществовании с природой, пол­ном симбиозе человека и природы, что составляет основу этой свое­образной цивилизации и определяет многое в традиционной афри­канской жизни — от особенности психологии людей до специфиче­ских типов хозяйства, нацеленных на охрану и умножение естественных источников существования. Огромную роль в развитии негро-африкан- ской цивилизации сыграла традиционная община — вековая форма орга­низации крестьянской жизни с коллективной собственностью, при­вычной к коллективным отношениям, трудовой взаимопомощи и т.д.

Цивилизации Запада

Западноевропейская цивилизация. К цивилизаци­ям Запада обычно относят:

♦ западноевропейскую;

♦ латиноамериканскую;

♦ православную.

Несмотря на все различия, их иногда объединяют в одну — христи­анскую, или западную. Они во многом противоположны цивилизациям Востока, отличаются относительной молодостью, особенно в сравне­нии с индуистской или китайской цивилизациями. Основы западноевро­пейской цивилизации как своеобразной культурно-исторической общно­сти с единой судьбой в мировой истории были созданы в эпоху раннего средневековья. Это произошло в результате органического соединения наследия античного мира (цивилизации Древнего Рима), порожденно­го им христианства и культур варварских народов, разрушивших Римс­кую империю. Очень большое влияние на формирование этой цивили­зации оказали разносторонние связи с культурой Востока.

Латиноамериканская цивилизация. Важнейшие осо­бенности этой цивилизации определяются, прежде всего, тем, что она в значительной степени была порождена европейской колониза­цией, вторжением европейских завоевателей, которые превратили весь этот огромный регион в «заповедное поле охоты на краснокожих» — коренных жителей Северной, Центральной и Южной Америки — ин­дейцев. Это причинило большие потери доколумбовым культурам и цивилизациям майя, инков, ацтеков, других индейских народов.

Становлению самобытной латиноамериканской цивилизации спо­собствовал и способствует в настоящее время происшедший здесь сим­биоз разных культур — смешение индейской, европейской и негро- африканской цивилизаций в этом своеобразном латиноамериканском «котле», что сформировало оригинальные черты духовной жизни, элементы культуры (музыки, литературы, искусства и т.д.) народов Мексики, Бразилии, Аргентины, Венесуэлы, Кубы и других стран региона при всех существенных различиях между ними.

Православная цивилизация. Православная (восточ- но-европейская) цивилизация, распространенная преимущественно на большей части постсоветского пространства, отделена от западно­европейской линией, проходящей вдоль нынешней границы России с Финляндией, странами Балтии и отсекающей католические окраи­ны Западной Украины и Западной Белоруссии от православных обла­стей этих государств. Далее эта граница идет на запад, отделяя Трансиль- ванию, запад Румынии, от остальной части страны; затем она прак­тически совпадает с границей между католической Хорватией (более 3Л верующих — католики) и православной Сербией, т. е. с историчес­кой границей между Габсбургской и Османской империями.

Определяющую роль в формировании этой цивилизации истори­чески играла Россия— специфическая евразийская страна, служащая своеобразным мостом между западным и восточным мирами.

Черты характера русского народа, главного носителя православ­ной цивилизации, сформировались не только под влиянием право­славной теологии и литургии, русской культуры (прежде всего — ли­тературы), но и в результате несомненного воздействия цивилизаций других народов. В самой основе православной цивилизации заложены восприимчивость к чужому опыту, склонность к переменам, духов­ность, открытость к общечеловеческим интересам.

Огромное влияние на судьбы русского народа и русского государ­ства оказала географическая среда.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 5724 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2328 - | 2116 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.