Экономическая карта мира (показатели, различие стран по структуре народного хозяйства).
Положение любой страны на мировой экономической карте, т. е. в мировой системе экономических координат, определяется такими основными параметрами, как экономическая мощь страны (которая чаще всего измеряется величиной валового внутреннего продукта – ВВП), эффективность использования этой мощи, уровень социально-экономического и научно технического развития, качество населения, уровень и качество его жизни, многими другими характеристиками.
Большое значение имеют различия между странами по структуре ВВП, т. е. по структуре народного хозяйства. В этом отношения можно (достаточно условно) выделить три основные группы стран.
1)Постиндустриальные страны, для которых характерна повышенная доля сферы услуг (свыше 60% стоимости ВВП) и пониженная доля сельского (и лесного) хозяйства (менее пяти процентов). Это страны Европы, Северной Америки и Япония.
2)Индустриальные страны – с высоким удельным весом промышленности (более 40%), средней долей сельского хозяйства (10-20%) и не высокой долей сферы услуг. Это большинство стран с переходной экономикой (постсоциалистические страны) и новые индустриальные страны Азии и Южной Америки.
3)Аграрные страны с долей сельского хозяйства свыше 40% и удельным весом промышленности менее 20%. К этой группе относятся подавляющая часть стран Африки, многие государства Азии и Южной Америки.
География религий.
На этническуюмозаику «наслаивается» тесно связанная с ней этноконфессиональная картина мира – география религий.
Религия всегда составляла важнейший элемент духовной культуры, она непосредственно участвовала в формировании цивилизации.
В классификации религий выделяются традиционные (местные) религии, дошедшие до наших дней от далёких предков. И в настоящее время география их распространения довольна широка, но численность верующих относительно невелика, за исключением Африки.
Неизмеримо большую роль играют мировые рели, среди которых самой распространённой остаётся христианство (около 2 млрд последователей в 2000г.,что составляет более 40% числа всех верующих в мире). 27% всех христианин сосредоточено в Европе и СНГ, 14% живёт в Азии, 19% - в Африке, около 25% - в Латинской Америке и примерно 14% - в Северной Америке.
Выделяются пять основных направлений христианства – православие, католицизм, протестантизм, а также несторианство и монофизитство.
Православие занимает наиболее прочные позиции в России и некоторых странах Восточной и Юго-Восточной Европы (в Сербии, Болгарии, Украине, Чехии, Словакии, Румынии, Греции и др.). Здесь сосредоточено 96% всех православных.
В 1054 г. произошел полный разрыв между римской (западной) и константинопольской (восточной) ветвями христианства и раскол его на католицизм и православие. При этом на долю католиков приходится свыше 53% общего числа христиан.
В отличие от православия Римская католическая церковь характеризуется высокой степенью централизации. Ее глава — Папа Римский — почитается верующими как наместник Христа на Земле; его резиденция имеет свое суверенное государство — Ватикан.
В Европе католики преобладают среди верующих Испании, Португалии, Италии, Ирландии, Франции, Бельгии, Польши и некоторых других стран. Много их в Германии, Швейцарии, Нидерландах. Самым «католическим» регионом мира стала Латинская Америка (здесь католики составляют около 90% всего верующего населения).
Протестантизм не представляет собой единого по вероучению направления, а является совокупностью различных течений и церквей. Среди них наиболее влиятельны лютеранство (в основном страны Северной Европы), кальвинизм (главным образом, Западная Европа, Африка и Северная Америка) и англиканство (Африка и Европа).
Священным для всех христиан, а также для мусульман и иудеев, стал город Иерусалим. Рим же, в котором расположен Ватикан, — чисто католическая святыня.
Вторая по численности верующих мировая религия — ислам (мусульманство, магометанство). Ислам — единственная мировая религия, численность приверженцев которой в XX в. возросла почти в 4 раза — примерно до 1,2 млрд человек, и их доля в мировом населении достигла 20%. Основная причина такого роста — высокая рождаемость мусульманских народов, которая при современном уровне медицинского обслуживания (а значит, резкого снижения смертности) привела к демографическому взрыву во многих странах исламского мира.
Исламские страны размещены довольно компактно — от Северной Африки до Южной Азии. Крупный исламский очаг — в Юго- Восточной Азии.
В современном исламе существуют два основных направления — суннизм (большинство верующих мусульман) и шиизм (его приверженцы — в Иране и частично Ираке). Эти религиозные различия иногда вызывают в исламском политическом мире довольно сложные конфликты.
Буддизм считается третьей мировой религией, значительно уступающей по численности верующих первым двум религиям (примерно 350 млн в 2000 г.). Буддизм распространен в ряде азиатских стран (Шри- Ланка, Индия, Мьянма, Таиланд, Лаос, Камбоджа, Вьетнам, Ки тай, Япония, Северная и Южная Корея и др.). Одна из разновидностей буддизма — ламаизм — распространена в Монголии, Тибете, Бутане, а также в некоторых регионах России — Бурятии, Тыве, Калмыкии.
Среди множества других религий, распространенных в современном мире, выделяется по числу последователей индуизм (Индия); видное положение занимают конфуцианство и даосизм (Китай), иудаизм (верующие евреи), синтоизм (Япония).
Индуизм — единственная национальная традиционная религия, которая в XX в. не только сохранила, но и усилила свои позиции. Доля индуистов (индусов) в мире выросла за 100 лет с 13,7 до 14,7%, а их численность увеличилась в 4 раза, достигнув 888 млн чел.
Конфессиональная картина мира гораздо сложнее этногеографиче- ской. Многие родственные народы исповедуют различные религии и их разновидности, что часто выступает одной из причин межэтнических и межгосударственных противоречий и конфликтов. Хорошо известно, как сложно и временами кроваво складывались в XX в. отношения между двумя южнославянскими народами — хорватами-католиками и сербами-православными.
Многие страны мира (в том числе и Россия) характеризуются сложным религиозным составом верующего населения. Это не может не сказываться на развитии стран и их взаимоотношениях в международном сообществе. Особую опасность представляют экстремистские, крайние течения в мировых религиях, которые часто пытаются утвердить свое влияние с помощью вооруженной силы, терроризмом и т.п.
Влияние религий в жизни современного человечества велико и многообразно, оно воздействует на все стороны жизни общества. Так, выступая против искусственного ограничения деторождения, католицизм влияет на уровень рождаемости, т. е. на демографические процессы. Законы индуизма, запрещающие убивать многих вредных животных, а также непродуктивных коров, заметно сказываются на экономике Индии. Каноны ислама закрепляют неравноправное положение женщины в обществе и семье. А ведь в ряде стран Азии ислам возведен в ранг государственной религии, что определяет его господствующее положение во всех сферах жизни этих стран.
34.Современная политическая карта мира.
Современная политическая карта мира отражает территориально-политическое деление земного шара, особенно глубокие изменения она претерпела в 20в. Этот век принёс с собой две мировые и множество малых воин, аооружённых восстаний, мятежей, социальных революций. Колониальная система достигла пика в своём расширении в начале века, а затем во второй его половине фактически распалась.
По оценке немецкого географа Х.Нуна, только за 40 лет (1945-1985) в мире произошло 214 воин, в том числе 83 межгоссударственных и 131 внутренняя; из них 35 воин за предоставление независимости или широкой автономии. Репутация самого конфликтоопасного региона мира утвердила за собой Африка. В межгоссударственных и внутренних конфликтах в Африке находят отражение проблемы её современной жизни. Они обусловлены клановой, этнической и конфессиональной рознью, противоречиями социально-экономического и политического характера. В 20в. вслед за появлением первого социалистического государства (СССР) возникла группа подобных стран, образовалась мировая социалистическая система, которая перестала существовать в начале 1990х годов. Это было обусловлено распадом СССР и появлением на его месте 15 новых суверенных государств.
Эти многоие другие социально-политические процессы вызвали коренные преобразования политико-географического облика мира к началу 11в., что выразилось в резком усилении,,раздробленности,, мира и увеличении более чем в три раза числа суверенных государств
Регионы мира | |||
Европа | |||
Азия | |||
Африка | |||
Америка | |||
Австралия и Океания | |||
итого |
35. Понятия – природные условия и природные ресурсы. Классификация природных ресурсов. Природные (естественные) ресурсы – это те тела и силы природы, которые при данном уровне производительных сил изучённости могут быть использованы для удовлетворения потребностей человека; они непосредственно участвуют в производстве материальных благ.
Природные условия – это те тела и силы природы, которые на данном уровне производительных сил имеют существенное значение для жизни и производственной деятельности человеческого общества, но не участвуют непосредственно материальном производстве и непроизводственной сфере.
Классификация природных ресурсов. Используемые человеческим обществом природные ресурсы весьма разнообразны, поэтому для их изучения необходима классификация. При этом возможны разные подходы к их исследованию, например можно разделить природные ресурсы по принадлежности к тому или иному классу явлений природы.
В такой природной классификации выделяются следующие основные группы ресурсов:
-ископаемые
-климатические
-водные
-земельные
-растительные
-фаунистические
Классификация природных ресурсов с точки зрения их исчерпаемости и возобновимости (т. е. возможности самовосстановления и культирования). В этом отношении выделяются ресурсы:
-Исчерпаемые невозобновимые
-исчерпаемые, но возобновимые
Классификация природных ресурсов по признаку (характеру) использования в отрослях народного хозяйства (без учёта конечных результатов освоения данного вида ресурсов). Здесь выявляются в первую очередь две большие группы:
-ресурсы материального производства, включая ресурсы промышленности и ресурсы промышленности и ресурсы с/х.
-ресурсы непроизводственной сферы.
Региональная оценка минеральных ресурсов.
Одна из ведущих глобальных проблем современности – проблема ресурсообеспеченности человеческого общества.
Учитывая степень изученности и освоенности человечеством природных ресурсов планеты Земля, на основе природной классификации оценим их состояние на конец XX-начало XXI вв.
Минеральные ресурсы, или полезные ископаемые, - это большая группа ресурсов литосферы, которая представлена естественными образованиями земной коры органического и неорганического происхождения.
В силу тех или иных природных процессов в недрах сформировались скопления полезных ископаемых – месторождения. По степени разведанности запасы месторождения относятся к определённым категориям, которые обозначаются латинскими буквами А, В, С.
Категория А – это достоверные запасы, доказанные разведочными работами. При этом свойства полезного ископаемого достаточно хорошо изучены.
Категория В – вероятные запасы; их наличие доказано геологоразведочными работами.
Категория С – возможные запасы, существование которых в недрах предполагается.
Особую группу составляют категории промышленных запасов – это запасы, которые реально могут быть добыты на данном месторождении.
Наряду с отдельными месторождениями в географии минеральных ресурсов выделяют бассейн полезного ископаемого – замкнутую область непрерывного или почти непрерывного распространения пластовых осадочных полезных ископаемых (например, бассейны нефтегазоносные, угольные, соляные, рудных месторождений и др.) и подземных вод (например, артезианский бассейн).
37. Региональная оценка земельных ресурсов.
Земельные ресурсы характеризуются сочетанием самых разнообразных видов их использования – от интенсивно используемых в промышленности и сельском хозяйстве до непригодных для хозяйственных целей ледников и пустынь (табл 5). При этом соотношение различных категорий земель постоянно меняется. Особенно заметно – более чем в 2 раза в течение XX в. – увеличилась площадь (и доля) пахотных земель, причём это наиболее характерно для развивающихся стран. А в развитых странах в последние десятилетия, наоборот, шло сокращение площади пашни. За счёт которых растёт доля экологически значимых территорий: национальных парков, заповедников, рекреационных угодий и т. п.
Пригодные для хозяйственного (прежде всего – сельскохозяйственного) использования земельные ресурсы нашей планеты практически на исходе. Неиспользуемыми остаются в основном земли, освоение которых требует огромных затрат. Их площадь достаточно велика, но это преимущественно разнообразные неудобья – болота, тундры, полярные и высокогорные пустыни и т.п., а также удалённые от центров цивилизации и не используемые в хозяйстве леса, подвижные пески, солончаки и др.
Главная проблема в сфере использования земельных ресурсов мира – деградация земель, которая обусловлена действием множества факторов: истощением почвенного плодородия, водной и ветровой эрозией, загрязнением почв, подтоплением, вторичным засолонением и заболачиванием орошаемых земель и др. По некоторым подсчётам, человечество потеряло более 2 млрд га некогда продуктивных земель. Только в результате эрозии ежегодно из сельскохозяйственного оборота выпадает 6-7 млн га земель. Около половины орошаемых земель мираохвачена засолением и заболачиванием, что ежегодно приводит к утрате 1,5 млн га.
Категория земель | Площадь, | % от общей |
млн км2 | площади | |
Ледники | 16,3 | 11,0 |
Полярные и высокогорные пустыни | 5,0 | 3,3 |
Тундра и лесотундра | 7,0 | 4,7 |
Болота (вне тундр) | 4,0 | 2,7 |
Озера, реки, водохранилища | 3,2 | 2,1 |
Аридные пустыни, скальные грунты, прибрежные пески | 18,2 | 12,2 |
Леса | 40,3 | 27,0 |
Естественные луга и пастбища | 28,5 | 19,0 |
Земледельческие угодья, | ||
в том числе пашня | 3,2 | 2,2 |
Городские и промышленные земли | 3,0 | 2,0 |
Антропогенный бедленд* | 4,5 | 3,0 |
Суша в целом | 149,0 |
Примечание: Бедленд — резко и сложно расчлененный рельеф, трудно проходимый и непригодный для земледелия
38 билет: Цивилизация Востока.
Ответ:1) Индуистская цивилизация. Вклад в мировую культуру поистине велик. Прежде всего религия, индуистская цивилизация подарила миру учение Махатмы Ганди о ненасилии. Эта цивилизация обогатила мир памятниками духовной и материальной культуры. 2) Китайско-конфуцианская цивилизация. Ядро этой цивилизации сформировалось в пределах Великой китайской равнины, в бассейне реки Хуанхэ. Затем распространилась в Индокитай, Японию, Монголию и в другие страны Восточной Азии. Огромную роль в развития китайской цивилизации сыграло конфуцианство. Превратившись в гос. Религию на протяжении двух тысячелетий, сохраняло ведущую роль в духовной жизни китайского общество. Конфуцианство способствовало высокой организации труда. На протяжении многих веков китайцы создавали материальные ценности памятники культуры. 4 величайших изобретений древних китайцев: компас, бумага, книгопечатание и порох. 3) Японская цивилизация. – молодая, в отличии от китайской. Государственность стала складываться в 4-6 века нашей эры и начала развиваться высокими темпами. В развитии активную роль сыграло заимствование чужого опыта. Япония существует в постэндустриальном, или информационном, обществе, в условиях своеобразного, органического синтеза национальных традиций и европейской современности. 4) Исламская цивилизация. Одна из самых молодых на Востоке. Начала формироваться в 7 веке нашей эры, в Аравии. Религиозные основы заложил Мухаммад. Ислам проник в тропическую Африку, в страны южной и юго-восточной азии и другие районы мира. Культурное наследие богатое и разнообразное. К нему относятся замечательные произведения архитектуры- дворцы халифов, мечети и иные сооружения в Дамаске, Иерусалиме, Багдаде, Каире и ряде других городов. Европейская медицина, география, математика и другие науки развивались под влиянием трудов арабских учёных. 5) Негро-африканская цивилизация. Археологи утверждают, что именно Африка была колыбелью всего человеческого рода, что около 1,5 млн. лет назад человек прямоходящий шагнул из Восточной Африки навстречу будущему. Ещё до рассвета письменной истории многочисленные этнические группы Тропической Африки создали огромное кол-во разнообразных культур и обществ. Не многие государства Африки сохранили свою целостность после колонизации. Развитие культуры Тропической Африки испытало на себе влияние колонизации и работорговли, расистских идей, массовой исламизации и христианизации. Самобытность африканской цивилизации проявляется в гармоничном сосуществовании с природой.