69-05 По поводу твоего второго вопроса: Тхакур Бхактивинода формально не был духовным учителем Гауракишора-даса Бабаджи Махараджи. Гауракишора-дас Бабаджи Махараджа уже находился в отрешенном состоянии, он был Парамахамсой, но к Тхакуру Бхактивиноде, хотя тот играл роль домохозяина, Гауракишора-дас Бабаджи Махараджа относился как к старшему, поскольку тот обладал очень высоким духовным сознанием. Поэтому Гауракишора-дас Бабаджи обращался с ним как со своим духовным учителем. Духовный учитель бывает двух категорий: дикша-гуру и шикша-гуру. С формальной точки зрения, Бхактивинода Тхакур был шикша-гуру Гауракишора-даса Бабаджи Махараджи. (ПШП Даянанде, 1 мая 1969)
Гаури-даси
74-12 Твой отчет о санкиртане весьма вдохновляет, особенно упоминание о девушке по имени Гаури-даси, которая установила рекорд для женщин в ИСККОН: 108 больших книг. Это чудесно. Раньше это считалось невозможным, но теперь, по милости Кришны, все стало возможным. Вдохновляй всех наращивать объем. Сейчас там Трипурари Прабху, и он может обучать других. Распространение книг — это смысл нашей миссии. (ПШП Рупануге, 19 декабря 1974)
Гопи
67-12 Канчанбала — это гопи из окружения Кришны. Индира — также одна из гопи Кришны. (ПШП Балаи, декабрь 1967)
70-05 По поводу двух твоих вопросов. Первый: Шри Гададхара является экспансией Радхарани, а Шриниваса — экспансия Нарады Муни, они представляют собой внутреннюю энергию и энергию преданности соответственно. Второй вопрос: да, Рупа Госвами — это гопи по имени Рупа-Манджари, но не все шесть Госвами Вриндавана являются гопи. Вот список некоторых главных гопи, из которых первые восемь называются Аштасакхи:
1) Лалита
2) Вишакха
3) Шучитра
4) Чампакалата
5) Рангадеви
6) Судеви
7) Тунгавидья
8) Индурекха
9) Рупаманджари
10) Ратиманджари
11) Лабангаманджари
12) Расаманджари
13) Манджуали
14) Кастурика
И т.д. Ты можешь повторять отдельно имена гопи, вреда не будет, но когда мы поем молитву шри-радха-кришна-падан саха-гана-лалита-шри-вишакхатвитамш ча, она включает их все. (ПШП Тамале, 27 мая 1970)
Шесть Госвами
67-09 В твоем письме от 24 августа есть важные вопросы. Не все шесть Госвами являются вечными спутниками Кришны. Только Рупа и Рагхунатха. Ты знаешь, что существует два вида живых существ: нитья-мукта, вечные спутники Господа, и нитья-баддха, вечно обусловленные души. Материальное проявление это шанс для вечно обусловленных душ вернуться домой, к Богу, но когда они уже вернулись, разницы между теми и другими нет. Когда Кришна является в этот мир, некоторые из Его вечных спутников приходят вместе с Ним, чтобы помогать Ему в разнообразной деятельности в данном Его воплощении, а некоторые из живых существ, ведущих обусловленную жизнь, получают освобождение, поскольку следуют по стопам Господа Кришны и Его достойных доверия спутников. Таким образом, все шестеро Госвами становятся вечными спутниками Кришны. (ПШП Джадурани, сентябрь 1967)
68-03 Вечная раса Рупы Госвами — это супружеская любовь. Он является одной из спутниц Радхарани и помогает Радхарани служить Кришне. В духовном мире он известен под именем Рупы Манджари. (ПШП Рупануге, 12 марта 1968)
68-12 Что касается шести Госвами Вриндавана — это наше руководство в сознании Кришны. Санатана-дас Тхакур сказал, что хочет стать слугой любого, кто следует по стопам шести Госвами. Мы должны всегда стараться следовать по стопам шести Госвами, и тогда нам будет легко понять философию сознания Кришны. (ПШП Джанардане, 19 декабря 1968)
69-01 По поводу твоего вопроса: отношения между Санатаной Госвами и Рупой Госвами следует понимать так: Рупа Госвами считал Санатану Госвами своим духовным учителем, а молиться Кришне о том, чтобы служить Кришне или духовному учителю весьма хорошо. Подобно этому, если дом можно использовать в служении Кришне, это очень хорошо. Однако молиться о своих собственных удобствах мы не должны. Но об удобствах Кришны или духовного учителя мы должны молиться всегда. (ПШП Хамсадуте, 16 января 1969)
70-05 Да, Рупа Госвами — это гопи по имени Рупа Манджари, но не все шесть Госвами Вриндавана являются гопи. (ПШП Тамале, 27 мая 1970)
70-11 Я очень ценю Вашу тенденцию признать истинное положение Шрилы Дживы Госвами как философа. Несколько лет назад я был в Калькутте на встрече, на которой присутствовал Праматханатх Траквхушна[КМ-д137], образованный ученый-санскритолог. Он очень превозносил Дживу Госвами, говоря, что в мире нет ни одного философа, который мог бы сравниться с Дживой Госвами. Гаудия-вайшнавизм по праву гордится таким великим ачарьей, как Джива Госвами. (ПШП д-ру Чакраварти, 3 ноября 1970)
Гуру Нанак
75-06 Не будешь ли ты так добр сообщить мне, что говорит Гуру Нанакджи о Господе Кришне и Господе Раме в своем «Грантха Сахибе»? Как мы можем сотрудничать с общиной сикхов? (ПШП Чайтья-гуру-дасу, 10 июня 1975)
Харидас Тхакур
72-01 Во многих ведических писаниях — в «Агни-пуране», «Кали-Сантарана-упанишад», «Брихан-нарадия-пуране» и многих других — можно найти упоминания о том, что маха-мантра особенно рекомендуется для осознания Бога в эпоху Кали. Харидас Тхакур повторял три лакха имен каждый день, то есть, шестнадцать имен в каждой мантре, 108 умножить на шестнадцать, это 1728 имен на каждом круге малы. Разделить 300 000 на 1728 получается около 175 кругов ежедневно. А нам трудно повторить шестнадцать кругов! Вот почему Харидас Тхакур — это Намачарья. Чайтанья-чаритамрита сообщает нам о том, что Господь Чайтанья и Харидас Тхакур были постоянно погружены в повторение харе-кришна-мантры: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. (ПШП Ягьешваре, 2 января 1972)
Харидас Пандит
73-06 Нет, Харидас Пандит не то же лицо, что Намачарья Харидас Тхакур. Харидас Пандит был пуджари в храме. (ПШП Джадурани, 28 июня 1973)
Хирджи-баба
76-02 Членам семьи Хирджибхай Гелабхай Бабы.
Почтенные леди и джентльмены семьи,
Я весьма скорблю о том, что Его Святейшество Хирджи-баба недавно покинул этот материальный мир. В последний раз, когда я был в Найроби, я беседовал с ним перед обедом в доме Дамджи Девджи. Это была наша последняя беседа. Да, это большой удар, [большая потеря] что мы больше не сможем видеть его. Но как мы знаем, живые существа не умирают. О святых людях говорят: моро ва дживо ва, это значит, что святой человек, преданный лотосу стоп Господа, всегда достоин славы, независимо от того, присутствует ли он в своем физическом теле или нет. Я желаю, чтобы преданные, принявшие прибежище у этого святого человека, продолжали духовно прогрессировать. Да благословит Кришна вас всех в духовной жизни. (ПШП членам семьи Хирджибхай Гелабхай Бабы, 9 февраля 1976)
Гитлер
72-11 По поводу Гитлера: не знаю, был Гитлер хорошим человеком или плохим, но какое это имеет отношение к нашему Движению сознания Кришны? Конечно, против него была развернута большая пропаганда, насколько я знаю, а британцы — мастера пропаганды. Я слышал, что его подчиненные делали что хотели, не ставя его в известность, у нас в ИСККОН тоже немало врут: «Прабхупада сказал то, Прабхупада сказал это». Но нам нет никакого дела до Гитлера в нашем сознании Кришны. Не отвлекайся на подобные мысли; джнанам джнейам джнана-гамйам, Кришна есть знание, Он — объект познания, Он — цель познания. И:
йо мам эвам асаммудхо джанати пурушоттамам
са сарва-вид бхаджати мам сарва-бхавена бхарата
«Тот, кто непоколебимо уверен в том, что Я — Верховная Личность Бога, познал все. Такой человек, о, сын Бхараты, целиком посвящает себя преданному служению Мне». Так смотрит на вещи возвышенный преданный, так что лучшее, что я могу тебе посоветовать, это согласиться прийти к такому пониманию (ПШП Кришнадасу, 7 ноября 1972)
76-05 Почему наши храмы должны поддерживать или порицать Гитлера? Если кто-то что-то говорит по этому поводу, нужно воспринимать это как просто сантименты. Мы не имеем отношения к политике. Ты что-то сказал, я что-то сказал — все это сантименты. В этом материальном мире высказывания типа «это хорошо», «это плохо» не имеют ценности. Для нас все материальное плохо, так как в нем недостает сознания Кришны. Это как сухие испражнения и влажные испражнения. Испражнения есть испражнения, но некоторые говорят, что влажные испражнения лучше сухих. Что значат эти определения — хороший, плохой? Сверху любая куча испражнений сухая, а снизу влажная, но с какой стороны ни посмотри, материальный мир — это испражнения, его нужно оставить. Поэтому мы стараемся вырваться из материального мира и вернуться домой, к Богу.
Но, конечно, у каждого есть какие-то чувства. Если ты хочешь оскорбить мои чувства, то что же неправильного в том, что твои чувства будут оскорблены? В этом мире двойственности «хорошо» и «плохо» не имеют смысла, это называется манодхарма, умственные спекуляции. Однако истина в том, что Кришна сказал: духкхалайам ашаватам; мир — это юдоль страданий, где повторяются рождения и смерти. Так что же это — хорошие страдания или плохие страдания? Страдания есть страдания, и тебе придется умереть — это будет хорошая смерть или плохая смерть? Поэтому мы считаем, что все материальное, не связанное с Кришной, должно быть отвергнуто, как испражнения, иначе мы потеряем драгоценное время, необходимое нам для решения настоящих проблем жизни, то есть, проблем рождения, смерти, болезней и старости. (ПШП д-ру Вольфу, 20 мая 1976)
Воплощения
67-12 В ответ на твой вопрос о твоем имени: Балаи — это имя Баладевы, старшего брата Кришны. Его жену зовут Балаи-даси, или Его подругу можно назвать Балаи-даси. Баладева неотличен от Кришны. Он является первой экспансией Кришны. Все воплощения и экспансии исходят из Баладевы. (ПШП Балаи, декабрь 1967)
69-01 Статуя, которую ты получил, не является Вишну-Мурти. Вишну-Мурти никогда не воюет ни с кем. Когда Господь воплощается в материальном мире, Он не приходит в виде Вишну-Мурти. Господь Нрисимхадева, хотя Он — Сам Вишну, Сам Кришна, когда сражается с Хираньякашипу, отличается от Вишну-Мурти. Поэтому я думаю, что мурти, которое ты получил — это не Вишну-Мурти, скорее всего, это мурти Господа Шивы. Так или иначе, мы не поклоняемся таким мурти. В наших храмах мы должны поклоняться мурти Радхи-Кришны или Господа Джаганнатхи. Если есть возможность, продай это мурти в какой-нибудь антикварный магазин и получи прибыль. (ПШП Кришна-дасу, 15 января 1969)
70-07 Что касается аватар, они бывают двух типов. Один называется нитья, а другой — наимитик. Нитья означает вечные, а наимиттика-аватары являются ради исполнения определенных функций в материальном мире. Поэтому нечеловеческие формы аватар не имеют своих собственных планет в духовном мире. (ПШП Экаяни, 25 июля 1970)
74-05 Ты просишь разъяснить тебе, почему в книге «Кришна» Маха-Вишну говорит Кришне и Арджуне: «Вы — Мои воплощения Нара-Нараяны». Ты спрашиваешь, как такое возможно. По этому поводу отвечаю: когда Кришна является, все воплощения содержатся в Нем. На самом деле это очень сложный вопрос. Ты пока не очень-то задумывайся об этом. Со временем ты все поймешь. (ПШП Лилавати, 12 мая 1974)
75-02 По поводу Вашего вопроса: Верховную Божественную Личность можно распознать только с помощью шастр, и никак иначе. Например, в Шримад-Бхагаватам, Песнь Первая, Глава Третья, перечислены все главные воплощения Бога. Во многих случаях упомянуты также назначенное время воплощения и семья, в которую придет Господь. Воплощение Господа должно быть упомянуто в писаниях, иначе мы не можем принять его как воплощение. Сейчас стало много фальшивых «воплощений», но мы не принимаем их. Верховный Господь может явиться в этом мире в любое время, но делает он это в соответствии с расписанием Своих явлений, данным в шастрах. Согласно шастрам, последним воплощением был Шри Чайтанья Махапрабху, Который явился в Западной Бенгалии около 500 лет назад. Мы стоим в прямой линии учеников, идущей от Него. Кроме того, слова Господа записаны в Бхагавад-гите, поэтому когда кто-нибудь заявляет о себе, что он — воплощение, но при этом противоречит Бхагавад-гите, можно быть уверенным — это пустозвон. Пожалуйста, постарайтесь внимательно прочитать и осмыслить мои книги. Там все это объясняется. (ПШП д-ру Кумаре, 16 февраля 1975)
Джамбаван
70-06 Имя Джамбаван не означает, что его обладатель «медведь», ведь его дочь была одной из цариц Двараки, женой Кришны. Например, если человека зовут Кришна, это же не значит, что он действительно Кришна, это Кришна-дас, слуга Кришны. Из Шримад-Бхагаватам мы узнаём, что этот Джамбаван был очень сильным и могучим воином. Иногда можно видеть такое телосложение на изображениях чернокожих в вашей стране. Так вы можете представить себе до некоторой степени, как выглядело его тело. Но он, конечно же, не был медведем. (ПШП Джадурани, Барадрадже и Муралидхаре, 4 июня 1970)
Джая и Виджая
68-10 По поводу твоего вопроса о Раване: совсем не факт, что каждый раз, как Кришна нисходит в материальный мир, демоны являются, подобно Раване, Его спутниками, которые приходят, чтобы сражаться с Ним. Случай Джаи и Виджаи единичный. Они не приходят каждый раз. Им Господь пообещал, что они примут только три рождения, а затем вернутся домой. Вот они и вернулись, они не обязаны всякий раз возвращаться и играть роль демонов. В материальном мире демонов и без того хватает. Демонов полным-полно, так что Кришне есть с кем сражаться. Но то был особый случай, они, Джая и Виджая, играли роль Раваны. (ПШП Нандарани, 15 октября 1968)
Джаянанда
67-09 Прими, пожалуйста, мои благословения. Благодарю тебя за твое письмо (без даты). Поздравляю тебя с избранием, теперь ты президент нашего отделения ИСККОН в Сан-Франциско. Твое избрание — это знак признания от Кришны, поэтому я полностью тебя поддерживаю. Мукунда и другие сделали правильный выбор, избрав тебя президентом. Твоя искренняя привязанность к Кришне и твое искреннее старание продвинуться в сознании Кришны, будут помогать тебе, и жизнь твоя будет становиться все более славной и счастливой. Я очень рад, что ты и сам видишь результат искренней практики сознания Кришны. У меня нет для тебя никаких новых наставлений, все то же самое: постоянно повторение и внимательное слушание духовной вибрации «Харе Кришна» — единственный способ самоосознания в эту эпоху. В Сан-Франциско я сидел рядом с тобой, когда ты вел автомобиль, и слушал духовный звук; это искреннее старание обогатило твое сознание, поэтому единственное наставление, которое я могу тебе дать, пожалуйста, продолжай так же, не отклоняясь. Относительно дискуссии в твоей голове, остаться тебе брахмачари, стать грихастхой или принять санньясу, не беспокойся об этом. Каждый, кто полон сознания Кришны и посвящает свою жизнь Кришне, уже является санньяси, даже если у него есть жена. Если хочешь, может стать домохозяином, я не возражаю.
Наша вайшнавская философия учит как стать видвати-санньяси. Видвати-санньяси — это человек, который знает вещи такими, какие они есть, поэтому преданный, который знает, что все принадлежит Кришне, и что Он является собственником всего, такой преданный, несомненно, безусловно является видвати-санньяси. Наша философия в том, что мы всё принимаем как прасад Кришны, а не для удовлетворения собственных чувств. Тот, кто пытается наслаждаться, пусть он и одет в шафран, не является санньяси. Санньяси-майявади считает себя Богом, такая концепция жизни возникает в результате влияния иллюзии. Когда у него не получается стать Господом вселенной, он, как хитрая лисица, которая хотела и не могла достать виноград, говорит, что он кислый. Санньяси-майявади — это разочарованные существа, которые пытались наслаждаться миром и не смогли, поэтому они говорят, что мир иллюзорен, то есть, «зелен виноград». Мир отнюдь не иллюзорен, Кришна — Верховная Истина, а этот мир — Его энергия. Энергия Всевышнего не может быть иллюзорной, но ты должны знать, что эта энергия занимает подчиненное положение по отношению к Его духовной энергии. Например, у тела есть волосы и ногти, и мы периодически подстригаем их, то есть, отделяем некоторую их часть от тела. Подобно этому, когда материальная энергия отделена от служения Кришне, она становится низшей. Низшая энергия не иллюзорна, но она временна. Та же временная энергия, будучи заряжена сознанием Кришны, превращается, по высшей воле, в высшую энергию. Эта воля способна превратить любую энергию в любую другую, подобно энергии электрона, которая используется как в холодильнике, так и в обогревателе. Обычный человек видит [результат действия энергии:] холод или тепло, а электрик видит электричество. Поэтому если человек занят служением Господу, он уже пребывает в духовной энергии, а санньяси должен преобразовать себя из низшей энергии в высшую, духовную энергию. Если твоя энергия посвящена Кришне, ты уже санньяси. (ПШП Джаянанде, 29 ноября 1967)
67-09 Мой дорогой Джаянанда,
Прими, пожалуйста, мои благословения. Я был очень рад получить твое письмо от 30 августа, и я знаю, что ты искренний преданный Господа Кришны. Когда ты ведешь машину, ты всегда повторяешь «Харе Кришна». Сидя рядом с тобой, я видел, насколько искренне, всем сердцем ты принял философию сознания Кришны. Кришна очень добр ко всем, но особенно Он добр к Своим искренним преданным. Кришна всегда с нами, в нашем сердце, и Он всегда готов указать нам направление, но поскольку все такие независимые, Кришна ведет Себя соответственно. Кришна с большой готовностью отвечает на зов каждого, кто добровольно соглашается с Его желаниями. Кришна нисходит, чтобы учить нас Бхагавад-гите, Он просит нас сотрудничать с Ним, и каждый, кто вступает в такое сотрудничество с Ним, исполняется блаженства. Вы искренне сотрудничаете с Кришной, поэтому все вы, юноши и девушки в Сан-Франциско, гармонично трудитесь вместе. Гармония — это сознание Кришны. Без сознания Кришны гармония в этом мире невозможна. Я получил отчет об успешном проведении праздника Джанмаштами. Я рад тому, что ты хочешь приехать в Индию, чтобы учиться дальше. От Даянанды и его жены Нандарани я не получал писем. Я горю желанием получить отчет из лос-анджелесского центра. У меня нет их адреса. Твое замечание «Кришна был очень милостив ко мне», достойно внимания. Ты осознаёшь плоды повторения мантры. Что касается моего здоровья, то я поправляюсь, по милости Кришны, а также благодаря тому, что ты тоскуешь по мне и ждешь не дождешься моего возвращения. Пожалуйста, продолжай сотрудничать со своими духовными братьями. Я всегда с тобой, не обращай внимания, что физически меня нет рядом. Пожалуйста, передай мои благословения всем юношам и девушкам и скажи им, что я очень жду возможности вернуться. (ПШП Джаянанде, сентября 1967)
68-02 Прими, пожалуйста, мои благословения. Сим уведомляю, что получил твое последнее письмо. Я так рад, что ты организовал для меня лекции в разных местах! Надеюсь вернуться в Сан-Франциско к 10-му марта и выполнить всю программу в течение 20-30 дней от моего приезда до отбытия в Нью-Йорк. Я буду рад дать посвящение твоей девушке, если ты одобряешь ее умонастроение. Мы не будем давать посвящения тем, кто не хочет соблюдать наши правила. А ты пока устрой, чтобы она посещала наши лекции и регулярно участвовала в санкиртане. Я так рад, что ты, по милости Кришны, день за днем растешь в сознании Кришны! Большое тебе спасибо за твое искреннее служение. Надеюсь, у тебя все хорошо. (ПШП Джаянанде, 24 февраля 1968)
68-03 Прими, пожалуйста, мои благословения. Я был очень рад получить твое письмо от 23 февраля 1968 года. Описание дома, который ты хочешь приобрести, весьма привлекательно. Думаю, Кришна устроил все это с помощью Своей непостижимой энергии, в ответ на твое искреннее служение. Я прочитал все письмо — оно вдохновляет, поэтому я полностью одобряю эту сделку, и твои старания купить этот дом по разумной цене; все в целом производит хорошее впечатление. Условия выплаты тоже очень хороши. Я знаю, что ты не заплатил налог на недвижимость, поскольку дом принадлежит ИСККОН, а это организация, освобожденная от налогов. Поскольку ты хотел ликвидировать задолженность в отношении этой покупки, я уверен, что Кришна поможет тебе в этом направлении. Мы уезжаем в Сан-Франциско 8-го, рейс номер 977 в 10:10 утра. Эту информацию уже послали Уддхаве. Думаю, ты примешь необходимые меры. Надеюсь, у тебя все хорошо. (ПШП Джаянанде, 1 марта 1968)
68-03 А пока что пришла хорошая новость: Джаянанда, президент нашего центра в Сан-Франциско, сейчас пытается приобрести там дом. Я возвращаюсь в Сан-Франциско 8-го марта. Посмотрю, как там идут дела. (ПШП Раяраме, 3 марта 1968)
68-07 Мой дорогой Джаянанда,
Прими, пожалуйста, мои благословения. Я получил твое письмо от 3 июля 1968. Я слышал об успехе твоего фестиваля Ратха-ятра в Сан-Франциско из многих источников. И эти вести меня очень порадовали. Но я до сих пор не получил никаких газетных вырезок или ксерокопий заметок в новостях. Да, этот парень, Джей, приехал сюда, и я вижу, что он искренне принимает наши принципы. Я решил вскоре дать ему посвящение. Ребята получили приглашение проводить киртан в течение двух дней здесь, в выставочном павильоне, и им будут платить за это по 150 долларов в день. Если эта двухдневная программа пройдет успешно, они смогут заработать больше денег и получить больше приглашений. Да, я получил письмо Шримана Виноде Пателя, и сразу же написал ответ. Кажется, он оказывает огромную помощь вашему храму, поддерживай с ним, пожалуйста, хорошие отношения. Таков плод сознания Кришны. Он иностранец и принадлежит к другой культуре и стране, но сознание Кришны так прекрасно, что человек забывает свои материальные определения и стремиться к общению с таким же сознающим Кришну человеком. На санскрите это называется сваджати снигдха сайа. Это означает «переплавленный в чистый дух». Мы надеемся каждого возвысить до этого уровня, чтобы каждый забыл свои материальные определения и поднялся на уровень истины, стал вечным слугой Кришны. Я очень рад, что твои родители начинают понимать важность сознания Кришны через своего благородного сына, Джаянанду. Подобный случай произошел, когда на этой земле присутствовал Господь Чайтанья, один отец стал преданным по настоянию своего сына. Сын стал преданным раньше отца. Чайтанья Махапрабху спросил его, кто же из них является отцом — отец или сын, и отец ответил, что в духовной жизни его сын является его отцом. Так что ты действуешь, как добрый отец своих родителей. Сознание Кришны чудесно распространится таким образом. И Господь Чайтанья будет очень доволен твоими великодушными поступками. Я видел твоих родителей. Это добрые души. Особенно мне запомнилась твоя мать. Я надеюсь, что, по милости Кришны, они отнесутся к сознанию Кришны очень серьезно. Надеюсь, у тебя все хорошо. (ПШП Джаянанде, 12 июля 1968)
68-08 Мой дорогой Джаянанда, пожалуйста, прими мои благословения. Я получил твое письмо от 12 августа 1968 и внимательно его прочитал. Я так же сильно стремлюсь приехать в Сан-Франциско, как ты стремишься увидеть и принять меня в Сан-Франциско. Но я вовсе не говорил Прадьюмне, что могу немедленно приехать в Сан-Франциско, поэтому пока что не надо снимать для меня квартиру, поскольку я планирую посетить Ванкувер. Это еще не решено, но есть шанс, что я поеду туда, а уж оттуда я собирают приехать в Сан-Франциско. Да, я спрашивал у Говинда-даси, могут ли она и ее муж воспользоваться правом льготного проезда за полцены. Когда я решу ехать, я, конечно, попрошу тебя прислать мне необходимую сумму денег (я очень благодарен тебе за то, что ты всегда готов прислать нам необходимые деньги) и вернусь в Сан-Франциско. А пока что продолжай как обычно. Я очень рад, что Патель проявляет такой большой интерес к нашим храмовым делам. Пожалуйста, передай мои благословения всем юношам и девушкам. Вчера вечером мы провели прекрасную церемонию Джанмаштами, все преданные Сан-Франциско и несколько преданных из Нью-Йорка, в том числе и Уддхава, сейчас здесь. Местные индийцы в этом году тоже с огромным интересом отнеслись к этой программе. А сегодня здесь празднуют Вьяса-пуджу и праздник Нандотсава.
Относительно мурти Мурали-Манохары: я понял, что Патели готовы пожертвовать серебряное мурти, но мы не можем поклоняться Мурали-Манохаре одному, без Его любимейшей супруги Радхарани. Ты же знаешь, что мы поклоняемся Кришне, Который принадлежит Радхе. Мы должны всегда понимать, что Кришна куплен за преданное служение Радхи, поэтому Кришна не может быть один. Гаудия-вайшнавы желают видеть Кришну собственностью Радхи. Поэтому если г-н Патель сможет пожертвовать пару мурти — Радху и Кришну — не менее 18 дюймов высотой, то пусть даже Они будут отлиты из латуни — это будет очень хорошо. А если Они будут серебряными, это еще лучше. И я с великой радостью установлю мурти в храме, как только Они будут готовы. Если есть возможность взять в аренду большее помещение, пусть даже оно не будет у нас в собственности, как и другое наше имущество, думаю, это будет великолепная возможность. Насколько я понял, в храм сейчас приходят новые люди. Можешь посоветоваться с Пателями по этому поводу и принять необходимые меры. Большое спасибо всем вам за прекрасное служение в Сан-Франциско. Вчера Мукунда и Гурудас рассказывали мне, что один человек, известный под именем Ашока-Факир, живет сейчас в Сан-Франциско и говорит повсюду, что жители нашего храма — всё его ученики. Этот человек и мне написал письмо, из которого я понял, что в голове у него изрядная мешанина. Это не чистый преданный Кришны, да и поведение его не дотягивает до нужного уровня. Поэтому ты должен предостеречь всех наших преданных от слишком близкого общения с ним. Надеюсь, у тебя все хорошо. Твой вечный доброжелатель, А.Ч. Бхактиведанта Свами. (ПШП Джаянанде, 17 августа 1968)
68-08 Мой дорогой Джаянанда, прими, пожалуйста, мои благословения. Я получил твою записку вместе с бланками. Я очень тебе благодарен за них. На этих бланках уже есть отпечатки пальцев, поскольку их по запросу нашли в американском консульстве здесь, так что я сделал необходимые отпечатки пальцев и подал их. Посмотрим, что из этого получится. Но, как я понял, ты сможешь получить удостоверение личности здесь в полиции. Если можно, получи его. Это очень нам поможет. Может быть, ты знаешь, что лондонская группа уже выехала из Монреаля и находится сейчас в Нью-Йорке, а оттуда они на этой неделе выедут в Лондон. Из разных источников я знаю, что наш центр в Сан-Франциско развивается под твоим чутким и мудрым руководством очень хорошо. Я благодарен тебе за эту духовную деятельность, и Кришна, конечно же, тоже доволен и даст тебе еще больше сил, чтобы понять сознание Кришны и продолжать продвигаться в этом направлении. Сим также уведомляю, что получил твое письмо от 13 июля 1968, которое не было доставлено вовремя из-за забастовки почтовиков. К письму ты приложил чек на 75 долларов, который я тоже получил.
Что касается Тамала-Кришны, я ответил отдельно. Из разных источников я знаю, что он трудится великолепно. Он стал тебе хорошим помощником. Все это милость Кришны. Пожалуйста, попроси его развивать группу санкиртаны, тогда весь город Сан-Франциско наполнится последователями Движения сознания Кришны. Радостно, что все больше и больше ребят присоединяется к Движению сознания Кришны, и я надеюсь, что все, кто сейчас называется хиппи, могут воспользоваться всеми благами этого Движения, и сделать свою жизнь счастливой. Я получил письмо от Виноде Пателя и понял, что он живет в Школе Беркли, я отвечу ему отдельно. Кажется, он искренний юноша. Еще раз большое тебе спасибо за твое доброе письмо. Остаюсь, твой вечный доброжелатель. (ПШП Джаянанде, 22 августа 1968)
76-07 Прими, пожалуйста, мои благословения. Я давно хотел провести Ратха-ятру в Нью-Йорке, и теперь ты, наконец, помог мне исполнить это мое заветное желание. Колесницы- ратхи вышли мощными и очень привлекательными, и я благодарю тебя и всех твоих помощников за то, что вы так хорошо потрудились, готовя эти прекрасные колесницы. Пусть Кришна благословит тебя за всё твое искреннее служение, пусть все вы будете продвигаться все дальше и дальше в сознании Кришны. Надеюсь, сие застанет тебя в добром здравии. (ПШП Джаянанда-дасу, 19 июля 1976)
77-02 Мой дорогой Джаянанда,
Прими, пожалуйста, мои благословения. Сим уведомляю, что получил твое письмо от 21 февраля 1977, и очень благодарен тебе за чек и за выраженные тобой добрые чувства. В самом начале ты дал мне 5 000 долларов, и сейчас снова посылаешь деньги. Это тело не сегодня завтра умрет. Тело не должно нас слишком беспокоить. Деревья живут по несколько тысяч лет, но это еще не означает успешной жизни. Успешная жизнь — это жизнь в сознании Кришны. По милости Кришны, ты с самого начала преданный, и это настоящее благо твоей жизни. Я благодарен тебе за чек, но предпочел бы, чтобы ты потратил деньги на свое лечение. Поэтому если хочешь, я верну его тебе. Но я слышал, что у тебя есть какой-то доход. Я молюсь Кришне, чтобы твоя жизнь еще более впитала в себя сознание Кришны. О садху говорят: джива ва маро садхур, то есть, садху может жить или умирать, это все равно. При жизни он погружен в дело осознания Кришны, а умерев, возвращается домой, к Богу. Надеюсь, это письмо застанет тебя выздоравливающим. Твой вечный доброжелатель, А.Ч.Бхактиведанта Свами (ПШП Джаянанде, 26 февраля 1977)
77-05 Мой дорогой Джаянанда,
Пожалуйста, прими мои благословения.
Я очень остро ощущаю разлуку с тобой. В 1967 году ты присоединился ко мне в Сан-Франциско. Ты водил мой автомобиль, повторяя Харе Кришна. Ты был первым, кто дал мне пожертвование (5000 долларов) на издание моей «Бхагавад-гиты». После этого ты предложил Кришне еще много разнообразного служения. Я очень надеюсь, что в момент смерти ты помнил Кришну и, таким образом, обрел вечное общество Кришны. Если же нет, если тень материальных желаний все еще присутствовала в тебе, ты отправился в небесное царство, чтобы жить там среди полубогов в течение многих тысяч лет и наслаждаться там всей роскошью материального существования. Оттуда ты сможешь проследовать в духовный мир. Но даже если человек не сможет попасть в духовный мир, тогда в свой срок он вернется на эту планету, приняв рождение в благородной семье какого-нибудь йога, брахмана или аристократа, где у него будет возможность возродить свое сознание Кришны. Но, поскольку [в момент смерти] ты слушал кришна-киртан, я уверен, что ты отправился прямо на Кришналоку.
джанма карма ча ме дивйам эвам йо ветти таттватах
тйактва дехам пунар джанма наити мам эти со 'рджуна
Кришна оказал тебе великую милость, избавив от больного тела и дав тебе подходящее место для служения. Большое тебе спасибо. Твой вечный доброжелатель, А.Ч. Бхактиведанта Свами. (ПШП Джаянанда-дасу, 5 мая 1977)
77-05 Смерть Джаянанды достойна славы. Очень хорошо он сказал: какой прок в этом бесполезном теле, лучше оставить его. Он замечательно покинул свое тело, и ушел на Вайкунтху. Я уже послал письмо с соболезнованиями для публикации в «Обратно к Богу». Каждый должен последовать примеру Джаянанды. Я очень горд тем, что у меня был такой хороший ученик. Изображение Джаянанды должно быть, по возможности, помещено на Ратхе Господа Джаганнатхи, и во всех наших храмах должен быть учрежден праздник в его честь, так же, как празднуются дни ухода других великих вайшнавов. (ПШП Рамешваре, 11 мая 1977)
Иисус Христос
68-11 Да, господь Иисус является джива-таттвой. Он не принадлежит к категории Вишну-таттвы. Если джива-таттва получает от Господа особые полномочия, она называется шактиавеша-аватарой. Господь Будда и Господь Иисус относятся к этой категории шактйавеша-аватар. Но оба они не находились в обусловленном состоянии, они пришли сюда учить. (ПШП Анируддхе, 14 ноября 1968)
69-07 Он очень хорошо трудился на фестивале Ратха-ятры здесь, в Лос-Анджелесе. В Сан-Франциско фестиваль также имел большой успех. Я пришлю тебе попозже ксерокопии фотографий, опубликованных в местных газетах, и ты будешь рад узнать, что в этом богослужении приняло участие около 10 000 человек. Процессия растянулась почти на тринадцать километров, люди шли за колесницей на протяжение всего маршрута и непрерывно пели харе-кришна-мантру. Уникальное зрелище для этой части света. Какие-то христиане, видимо, позавидовали нам, и я получил несколько анонимок. Может быть, когда наше Движение разрастется, ортодоксальные христиане будут завидовать нашему победному маршу. Думаю, тебе следует собрать упоминания из Библии о том, что санкиртана, пение святых имен Бога, рекомендованы и в ней. Есть книга, «Евангелие Иисуса Христа эпохи Водолея», в ней говорится, что Господь Иисус Христос жил в храме Джаганнатхи. Не будучи Его преданным, как Он мог там жить? Как могло тамошнее руководство позволить непреданному жить там? Из этой книги можно сделать вывод, что Господь Иисус Христос находился в самых тесных отношениях со священством Джаганнатха-Пури. По мере возможности, ты должен упоминать в своих работах, что наше Движение не выступает против философии Иисуса Христа, но, напротив, находится в полном соответствии с его линией религиозности. Мы, на самом деле, не хулим никакую религию мира, мы выступаем лишь за то, чтобы люди научили любить Бога, соблюдая те религиозные принципы, которые им предписаны их традицией. Если человеку не посчастливилось, и он не учится любить Бога, тогда все его религиозные принципы — просто фанатизм, не имеющий никакой ценности. Мы представляем то же самое, давая практику, при помощи которой человек может быстро научиться любить Бога, и тогда его жизнь станет возвышенной. Наш метод — это система, в которой любой человек, принадлежащий к любой религиозной традиции, может присоединиться к нам и научиться любить Бога. (ПШП Хаягриве, 31 июля 1969)
69-09 По поводу «Евангелия Господа Иисуса Христа эпохи Водолея»: я сделал несколько разрозненных цитат оттуда, говорящих в пользу нашей философии, но мы не придаем этой книге никакого значения. Лучше всего принять Господа Иисуса как великого преданного Господа и как сына Бога. Будет лучше не вдаваться в детали христианства или любой другой религии. (ПШП Тамала-Кришне, 14 сентября 1969)
69-12 Я очень рад узнать, что ты испытываешь сильные чувства к Иисусу Христу. Ты уже писал о выдающихся качествах Господа Иисуса Христа, который пожертвовал для Бога всем. Такому примеру надо следовать. Метод состоит в том, чтобы следовать примеру, а не подражать конкретным видам деятельности. Например, Господь Иисус Христос хотел проповедовать среди людей, которые практически не считали Бога Всевышним, и в результате они распяли его. В наше время положение в мире гораздо опаснее, чем было тогда, люди стали настоящими безбожниками. Итак, если ты пойдешь по стопам Господа Иисуса Христа и будешь проповедовать сознание Бога в противоположность безбожию, если ты посвятишь проповеди свою жизнь, это и будет истинным следованием Иисусу Христу. Господь Иисус Христос говорил, что он сын Бога, а Кришна открывает нам, что Он — Сам Бог, Верховный Отец всех живых существ. Поэтому если ты посвятишь свою жизнь служению Кришне, Верховному Отцу, не кажется ли тебе, что Господь Иисус будет этим доволен? Сейчас мы должны проповедовать в просвещенном обществе. Сознание Кришны — это неисчерпаемая сокровищница философии, логики и науки, которые способны убедить людей принять сознание Бога.
Если ты намерен стать серьезным последователем Господа Иисуса Христа, тебе надо воспользоваться всеми преимуществами великолепной философской базы Движения сознания Кришны и посвятить свою жизнь приведению людей в сознание Бога. Надо прогрессировать, нельзя останавливаться, не достигнув совершенства. Например, одна из заповедей гласит: «Не убий». Это значит, что нельзя быть жестоким. Принцип хороший, но в реальной жизни из-за недостатка знания даже эта заповедь толкуется и используется превратно. В Бхагавадгите описываются двадцать ступеней углубления знания, ты, наверное, читал о них в Тринадцатой главе. Ненасилие — всего лишь одна из этих двадцати ступеней. Но преданное служение Кришне настолько могущественно, что если человек занимается им, все благие качества сами собой приходят к нему. Если подойти к делу практически, то ты видишь, как отличаются наши ученики от представителей всех других религиозных групп. Мы не занимаемся незаконным сексом, что включает в себя запрещение желать чужой жены или дочери. Мы не едим мяса, и это само собой означает ненасилие. Мы не употребляем одурманивающих веществ, что означает: мы здраво мыслим и способны видеть вещи такими, как они есть.
Ты спрашиваешь, в чем разница между Иисусом Христом и Кришной. Об этом мы не раз говорили на многочисленных встречах: Кришна — Бог, а Иисус Христос — сын Бога. Поскольку нет разницы между отцом и сыном, постольку же и нет разницы между Кришной и Иисусом Христом, но все же сын никогда не равен отцу. Ты с пользой для себя прочитал множество наших книг, увеличив, таким образом, свой запас знания. Для тебя лучше всего будет посвящать свое время участию в санкиртане и чтению нашей литературы по сознанию Кришны. (ПШП Сучандре, 8 декабря 1969)
70-05 По поводу твоего второго вопроса: «Где в наших писаниях упоминается Господь Иисус Христос как полномочный представитель Бога, и что там сказано?» В писаниях нет упоминания имени Господа Иисуса Христа. Есть упоминание о Господе Будде, он описан в Шримад-Бхагаватам. Что касается нас, мы выражаем Господу Иисусу Христу полное наше почтение, потому что Он посвятил всю Свою жизнь служению Господу. (ПШП Гурудасу, 16 мая 1970)
Господь Капила
76-01 В учебном плане Нрисимха-Валлабхи Госвами «Санкхья-карика» должна быть Капиладевы Девахути-путры. Другой Капила — атеист. Есть две санкхьи — теистическая и атеистическая. (ПШП Нитаю, 24 января 1976)
76-08 Можешь озаглавить книгу «Учение Господа Капилы», но там должен быть подзаголовок «Сына Девахути». Он должен остаться, не пытайся ничего изменить. Американцам это может понравиться или не понравиться, но мы обязаны провести различие между Девахути-путрой Капилой и Капилой-атеистом. Не пытайся ничего менять без моего разрешения. (ПШП Радхабаллабха-дасу, 26 августа 1976)
Карна
68-04 По поводу вашего вопроса о Карне, первом сыне Кунти. Радха, приемная мать Карны — это не та же самая Радха, что Радха Кришны. Карна родился до того, как Кунти вышла замуж, поэтому, чтобы сохранить тайну, она положила его в корзину и пустила в океан. Плотник и его жена Анурадха нашли его, взяли к себе и воспитали. Поэтому Карна был известен как сын плотника. Никто не знал, что он старший сын Кунти и кшатрий. Это не было известно до тех пор, пока он не погиб, и Кунти не стала оплакивать его. Юдхиштхира спросил ее, почему она оплакивает смерть врага, и тогда она рассказала, что это был ее первый сын. Он родился из ее уха, поэтому был назван Карной. Будучи молодой девушкой, она получила одну мантру, с помощью которой можно было вызвать любого полубога, и, просто чтобы испытать эту мантру, попробовать, как она работает, она вызвала полубога солнца. Он тут же появился перед ней и сказал: «Я дам тебе сына как благословение». Она ответила, что хотела просто проверить мантру и не хочет получать сына. Она испугалась, поскольку была незамужней девушкой. Он ответил: «Я все-таки дам тебе сына, но он родится из твоего уха». Поскольку она была невинной девушкой, она испугалась, что люди станут распускать сплетни, поэтому она бросила его в океан. Да, у Карны было множество необычных атрибутов. Он был великим воином и самым щедрым из людей. Он был настолько силен, что даже Арджуна не мог убить его, ему пришлось применить для этого нечестный прием. Карна мог убить Арджуну, но, по милости Кришны, Арджуна сам его убил, а иначе никто его убить не мог. (ПШП Нандарани и Даянанде, 29 апреля 1967)
Господь Кришна
67-12 раньше Дурьодхана пообещал Арджуне, что исполнит любую его просьбу, и Кришна, зная все это, послал Арджуну к Дурьодхане, чтобы тот попросил у него эти стрелы. Поскольку Дурьодхана дал слово, ему пришлось в ту ночь отдать стрелы Арджуне. На следующий день Бхишма понял, что все это устроил Кришна, и сказал Дурьодхане: «Сегодня один из нас погибнет — или я, или Арджуна». Он сражался изо всех сил, стремясь убить Арджуну, но никто на свете не может убить Арджуну, пока его защищает Кришна. Тело Кришны было поражено стрелами и там, и здесь, и где угодно. Будучи воином, Бхишма не имел права стрелять в колесничего, но он знал, что тело Кришны не материально, и потому останется невредимым, поэтому он наслаждался тем, что пронзал тело Господа стрелами. Сам Бхишмадева был так густо утыкан стрелами, что лежал на них, а они торчали из его тела, проткнув его насквозь. Да, Господь Брахма и Господь Шива пришли туда и вместе с другими полубогами сыпали с неба цветы. Почитай в Шримад-Бхагаватам, во второй части. (ПШП Джадурани, 29 декабря 1967)
68-01 Что касается нас, то у нас новый год каждый день, потому что Кришна принадлежит нитья-лиле. Нитья-лила означает, что Его игры происходят в одной из многочисленных вселенных. Это похоже на восход солнца. Сейчас солнце в вашей стране восходит примерно в 6:30, но в любой момент времени ты можешь обратиться к другой стране, и там тоже будет 6:30 и восход. Ты находишься на своем определенном меридиане, а в другой стране в это время 6:30 и восходит солнце. (ПШП Киртанананде, 12 января 1968)
68-01 В твоем стихотворении в последней строке я исправил «прекрасный изменчивый» на «прекрасный вечный». Кришна не изменяется, но у Него есть миллионы и миллиарды экспансий, которые существуют вечно и одновременно. Как полуденное солнце, утреннее солнце и вечернее солнце. Это просто названия, но они вечны. Для солнца нет ни утра, ни вечера, ни полудня, но мы все же говорим «утреннее солнце, вечернее солнце, полуденное солнце». Есть прекрасный стих в «Брахма-самхите», что Кришна — Верховная Божественная Личность и у Него множество экспансий, таких как Рама, Нрисимхадева, Вамана и т.д. (ПШП Джая-Мадзо, 18 января 1968)
68-02 Кажется, ты пропустил в «Учении Господа Чайтаньи» четыре пункта в описании превосходнейших качеств Кришны, их нужно добавить. Эти четыре пункта таковы: 1. Он способен непрерывно создавать волны надмирных игр, которые привлекают всеобщее внимание, включая внимание Его собственных экспансий Вишну. 2. Его прекрасное окружение — Радхарани и Ее подруги. 3. Изумительный звук Его трансцендентной флейты. 4. Его непревзойденная красота, с которой не сравнится никто и ничто в трех мирах, то есть, ни в материальном мире, ни на Вайкунтхе, ни на Кришналоке. Надеюсь, что ты добавишь эти пункты, чтобы восполнить пробел. (ПШП Брахмананаде, 8 февраля 1968)
68-06 Твой второй вопрос: «Почему после того, как Кришна явил Арджуне свою Вишварупу, Арджуна попросил Кришну вернуться в Свой четырехрукий, а не двурукий облик?» Потому что он понял, что Кришна — изначальный Нараяна. Арджуна привык видеть Кришну с двумя руками, но увидев Его Вишварупу, он понял, что перед ним Верховная личность, Бог, поэтому попросил Его вернуться в Свой первоначальный облик Нараяны. Тогда Кришна показал ему облик Нараяны, после чего вернулся в свой изначальный образ Кришны. Кришна объяснил Арджуне, что, в отличие от Нараяны, двурукий образ Кришны является изначальным, и даже полубоги жаждут лицезреть его. (ПШП Пурушоттаме, 14 июня 1968)
68-06 На поле битвы Бхишмадева тяжко ранил Кришну. Он был великим преданным Кришны, и Господь Кришна принимал стрелы, пронзавшие Его тело, как нежнейшие цветы роз. Таково духовное тело Кришны. Но материалистов Кришна вводит в заблуждение, и они думают, что Кришна был ранен. Материалисты думают, что Кришна был ранен, но тот, кто знает, что представляет собой Кришна, знает также и то, что Ему можно поклоняться стрелами. Итак, на поле битвы и Кришна не был ранен, и Бхишмадева умирал не от ран. Все это станет понятнее, когда Кришна откроет тебе Себя. Думаю, что если ты будешь развивать свое теперешнее настроение, ты вскоре разберешься во всех тонкостях духовной и материальной жизни. (ПШП Шачисуте, 17 июня 1968)
68-06 По поводу твоего вопроса, как Кришна может стать мужчиной (твой вопрос: «Я прочитал в Шримад-Бхагаватам, Глава 11, текст 7: “О, творец Вселенной, Ты — наша мать, наш благодетель, Господь, отец, духовный учитель и Божество, которому мы поклоняемся”. Меня спросили: “Как может Кришна быть матерью, если Он — Верховный Мужчина?”») Такова Его безграничная сила. Забудь навсегда все свои материальные представления о Кришне. Кришна не имеет ничего общего с материальным. С материальной точки зрения мы думаем: «Как может мужчина быть женщиной, или как женщина может быть мужчиной?» Это материально. Но ты знаешь, что Кришна как Гарбходакашайи Вишну возлежит на океане, а из Его пупка растет стебель лотоса, и на нем рождается Брахма. Жена Вишну, Лакшми, присутствует здесь же. Она массирует ноги Господа, но Господь не обращает на нее внимания и производит на свет ребенка. Здесь, в материальном мире, человек не может произвести ребенка без помощи жены. Но вот убедительный пример: Вишну, не вступая в половые отношения с женой, произвел на свет ребенка. С материальной точки зрения мы не понимаем, как может появиться на свет ребенок, не будучи рожден из живота женщины. Следовательно, к Кришне, Который одновременно играет роль и отца, и матери, можно обращаться как к матери. Он полон в Самом Себе. Поэтому Ему не требуется ничья помощь, Он и отец, и мать. Думаю, это прояснит твою мысль. Помеху создает материальное мышление. Ты думаешь о мужественности в материальном мире, а мужчина в материальном мире не может произвести ребенка. И когда ты думаешь о том, что Кришна является матерью, ты снова используешь материальный подход.
Когда мы думаем о Кришне, нам лучше избегать материальных взглядов и концепций. Поэтому, чтобы понять Его, нужно обратиться к истинному духовному учителю. Другой пример есть в Бхагавад-гите, где говорится, что Кришна зачинает всех живых существ в лоне материальной природы. Материальная природа также является экспансией энергии Кришны. Энергия неотделима от своего обладателя, подобно тому, как жар неотделим от огня. Иными словам, жар и огонь суть одно. Рассмотрим в этом духе материнство материальной природы и отцовство Кришны. Материальная природа неотделима от Кришны, поэтому Кришна становится одновременно и матерью, и отцом. Жар — это огонь, а огонь — это жар. Можно стерпеть жар, но если сунуть руку в огонь, получишь ожог. Жар и огонь одновременно едины и отличны друг от друга. Это философия непостижимого единства и различия, которую проповедовал Господь Чайтанья. Постарайся понять это так. (ПШП Шачисуте, 17 июня 1968)
68-06 М-р Роуз может быть милейшим человеком, однако он не знает, что такое сектантский, а что такое несектантский. Но ты, по крайней мере, должен знать, что Кришна не имеет никакого отношения к сектам. Кришна заявляет, что Он — Отец, дающий начало 8 400 000 видов живых существ, которых можно наблюдать в материальном творении. Они могут различаться формами, одни живут в воде, другие представляют собой овощи или травы, есть черви, птицы, звери, есть человеческие существа. Кришна заявляет, что всех их зачал Он. Никогда Кришна не называл себя индийцем, кшатрием или брахманом, белым или чернокожим. Он говорит о Себе, что наслаждается всем сущим. Он владыка всех планет и всего творения, и Он — друг всех живых существ. Он никогда не требует, чтобы Ему предлагали какие-то ценные вещи, напротив, Он заявляет, что примет листок, плод или воду, если они предложены Ему с любовью и преданностью.
Поэтому не подлежит сомнению то, что Кришна существует для всех. Кришна — не сектантский бог, и если м-р Роуз действительно хочет создать организацию, он должен знать, чтό представляет собой не-сектантская организация. Сознание Кришны — Движение не-сектантское. Оно не имеет ничего общего с сектами. Если кто-то, по недостатку понимания, считает эту не-сектантскую философию сектантской, он тут же сам становится сектантом. Поэтому я думаю, ты должен попытаться просветить м-ра Роуза насчет нашей философии сознания Кришны, чтобы он действительно перестал быть сектантом. Не понимая сознания Кришны, любой становится сектантом, и объединение таких несознающих Кришну людей никак не может стать основанием организации не-сектантского характера. Это просто невозможно. Если м-р Роуз серьезно хотел бы предоставить возможность развития не-сектантской организации в той части страны, он должен внимательно изучить философию и осознать Кришну. Наше Движение сознания Кришны — не религиозное движение в том смысле, как это обычно принято понимать. Мы проповедуем пробуждение в людях чувства к Кришне или Богу и трансцендентное любовное служение Ему. Всякий, кто понимает, что представляет собой Бог, согласится с этой философией. Есть немало сектантских направлений, которые признают Бога, но не дают любви к Нему. (ПШП Киртанананде, 30 июня 1968)
68-10 Относительно твоего вопроса об этой планете и о том, что Кришна приходит в эту вселенную один раз в день Брахмы. Продолжительность жизни Брахмы очень и очень велика, об этом говорится в Бхагавад-гите: 432 крора лет составляют 12-часовой день Брахмы. Есть еще 12-часовая ночь, итак, один раз в 864 крора лет Кришна является в эту вселенную, и, конечно, приходит на эту планету, в чем состоит великая удача обитателей этой планеты. Мы должны очень ясно сознавать, что Кришна — Верховная Личность, Бог. Он не индийский и не американский, подобно тому, как солнце не является ни индийским, ни американским. Первоначальное имя этой планеты — Бхарата-варша, а ранее она была известна под названием Илаврита-варши. Теперь, со времен императора Бхараты она называется Бхарата-варша. В ведической литературе говорится, что каждый, кто родился на этой планете, очень удачлив. Потому что это особая планета, на которую нисходит Кришна, когда посещает эту вселенную. (ПШП Тошана-Кришне, 7 октября 1968)
69-08 По поводу отпечатка стопы на груди Кришны, о котором ты говоришь, что это Радхарани: неверно. Это отпечаток стопы Бхригу Муни. (ПШП Ямуна-даси, 12 августа 1969)
69-11 По поводу твоего вопроса: я приветствую вопросы. Ничего здесь оскорбительного нет. Я приветствую любой прямой вопрос. Конечно, у Кришны есть гениталии. Говорится, что у Него вечное, полное блаженства и знания Тело. Если у Него есть тело, значит, все части тела у Него тоже есть. Но мы не должны думать, что части Его тела похожи на наши. В «Брахма-самхите» сказано, что каждая часть Его тела, каждый член Его тела наделен теми же возможностями, что и все остальные. Например, мы своими глазами можем только видеть, а есть не можем. А Кришна Своими глазами может не только видеть, но еще и есть, и зачинать детей.
В Ведах говорится, что Он бросает взгляд на майю и зачинает в ней всех живых существ. Следовательно, хотя у Него есть гениталии, Он не обязательно использует именно их для той цели, для какой используем их мы. Есть и другой пример: Гарбходакашайи Вишну зачал Господа Брахму в Своем животе, в пупке, тогда как богиня процветания, Лакшми, находилась рядом. Она массировала лотосоподобные ноги Господа, и Ему вовсе не потребовалась помощь богини, чтобы зачать Господа Брахму. Это проявление Его всемогущества. Он самодостаточен. У Него есть все члены для всех целей, но Он способен воспользоваться любым из них для достижения любой цели. Для нас это непостижимо. Поэтому мы не должны сравнивать свои телесные функции с работой тела Кришны. Его супружеские отношения несколько отличаются от тех, которые возникают у нас с нашими подругами, да и гопи дружили с Кришной не так, как здесь в материальном мире девушки дружат с юношами. Это разные сферы деятельности. Поэтому я иногда предостерегаю своих учеников от слишком подробного обсуждения взаимоотношений Кришны с гопи. В Шримад-Бхагаватам эти отношения описаны в Десятой Песни, а предыдущие девять Песней, как я уже объяснял, созданы именно для того, чтобы постичь философию Кришны.
Во Второй Песни дается совет смотреть на Кришну начиная с Его лотосподобных стоп, а не с гениталий. Постепенно, по мере того, как человек продвигается в осознании Кришны, он поднимает взгляд все выше и выше. Вот так нужно попытаться увидеть лицо Кришны, а Его отношения с гопи сравниваются с нежной улыбкой. Итак, пока что мы должны связать свою веру и медитацию с лотосом стоп Кришны и горячо молиться о том, чтобы Он даровал нам силу и способность осознать Его таким, как Он есть. Потому что как только мы поймем Его таким, как он есть, мы тут же станем освобожденными личностями, достойными царства Бога. Это подтверждается в Бхагавад-гите, Глава Четвертая, где Господь говорит: «Тот, кто знает божественную природу Моего явления и деяний, никогда больше не рождается в материальном мире. Покинув материальное тело, он достигает Моей вечной обители». (ПШП Мадхусудане, 23 ноября 1969)
70-01 Я очень рад, что «Нектар Преданности» закончен. Ты спрашиваешь о качестве номер 63 Кришны, что Он окружен любящими преданными. Объяснить это можно так: Кришна никогда не бывает один. Кришна — это Его имя, качества, слава, друзья, параферналии, спутники — все включено. Как если мы говорим о царе, следует понимать, что он окружен министрами, секретарями, военачальниками и множеством других людей. Кришна не безличен, поэтому, особенно в Своей вриндавана-лиле, он всегда окружен гопи, мальчиками-пастушками, рядом с Ним Его отец и мать и все обитатели Вриндавана. (ПШП Джаядвайте, 30 января 1970)
70-06 Кришна — глава нашей семьи. Картамаши означает «предводитель». Согласно ведической системе, каждое утро жена Картамаши спрашивает Его, какую еду Ему сегодня готовить. Картамаши, глава семьи, распоряжается, какие блюда готовить, и все принимают в этот день эту пищу. Подобно этому, мы должны поставить себе принципом действовать так, чтобы Кришна был удовлетворен. (ПШП Джадурани, Барадрадже и Муралидхаре, 4 июня 1970)
70-07 Относительно твоего вопроса: первый ответ таков: верно, что трансцендентное, тело Кришны и Сам Кришна неотличны друг от друга. Неужели трудно понять, что душа Агхасуры растворилась в теле Кришны? Кришна благословляет демонов, которых Он лично убивает, имперсональным освобождением, слиянием с Ним. Есть разница между деятельностью Кришны, которая представляется обусловленным душам в материальном мире, и Его деятельностью на Голоке Вриндаване. Поскольку Кришна играл обычного человека, Его деятельность здесь кажется деятельностью обычного человека, но в духовном небе в такой деятельности нет никакой необходимости. Там, в духовном небе, Кришна также занят различными делами, однако обычные живые существа их понять не могут, не могут осознать, как творятся эти дела, совершенно непохожие на механическое взаимодействие предметов в материальном мире. В духовном небе, да и в материальном небе тоже, не может быть и речи о разлуке с Кришной. Кришна пронизывает все Свое творение, так где же можно находиться вне Его присутствия? Все, что имеет отношение к Кришне, находится на духовном уровне, а там нет разницы между тем, чтобы находиться вместе с Кришной или в разлуке с Ним. Даже в чувстве разлуки с Кришной присутствует Кришна. (ПШП Экаяни, 25 июля 1970)
Кунти
68-12 В ответ на твой второй вопрос: ты должна знать, что Арджуна и Кунти-деви не живут на Кришналоке. Они вечно сопровождают Кришну только в материальном мире. Как Кришна вечно пребывает в духовном мире, так Он вечно пребывает и в материальном мире, и Его игры здесь тоже вечны. В материальном мире у Кришны также есть вечные спутники, такие как Арджуна и Кунти-деви. У Арджуны и Кунти-деви есть различие между душой и телом. Но, хотя Арджуна пребывает с Кришной в бесчисленных материальных вселенных одновременно, душа, которая является Арджуной, одна. Вечная душа распространяется во множество тел, и из этого ты можешь сделать вывод, что у преданных, также, как и у Кришны, есть воплощения. Таково могущество вечной души, она беспредельна. Эту концепцию невозможно понять, находясь в обусловленном состоянии. (ПШП Шарадии, 12 декабря 1968)
Лакшми
69-11 По поводу твоего последнего вопроса о Лакшмиджи: она никогда не вступает в супружеские отношения с Господом Нараяной. Нет у нее и желания супружеских отношений с Кришной. Она желает следовать по стопам вриндаванских гопи. (ПШП Кришне-двеи, 2 ноября 1969)
70-01 В Бостоне от 50 до 100 преданных постоянно поют, танцуют и занимаются делами сознания Кришны. Это цель нашего Движения сознания Кришны. Мы не препятствуем естественным склонностям живого существа. Мы лишь хотим приспособить их к служению Кришне. Твоя страна взыскана милостью богини удачи. Богиня удачи, Лакшми-деви, вечно занята служением Господу. Поэтому расположение богини удачи, проявленное ею в отношении американского народа, нужно использовать целиком и полностью в служении Кришне. Это будет последним штрихом в картине вашего материального процветания. Если люди не обращаются к Кришне, а хотят просто использовать богиню процветания для наслаждения чувств, как это обычно делали демоны вроде Раваны или Хираньякашипу, тогда последним штрихом станет, несомненно, применение ядерного оружия, подобно тому, как из-за этой своей склонности, был уничтожен Равана. (ПШП Бхагаван-дасу, 2 января 1970)
73-03 На самом деле все пытаются наслаждаться Лакшми без Нараяны. В конечном счете, майявади завидуют Кришне и хотят наслаждаться изначальной Лакшми, поэтому они приветствуют друг друга «намо нарайана», и когда беседуют, называют друг друга Нараяной. Это величайшее оскорбление, и они, на самом деле, неудачники, потому что не занимаются преданным служением. Богиня удачи, Лакшми, непостоянна с материалистами, она делает материалиста то принцем, то нищим. Но от Господа Нараяны Лакшми не уходит никогда, и там, где Господу Нараяне поклоняются со всем тщанием, там будут и процветание, и удача. Поэтому самыми удачливыми считаются преданные, а вы, американские юноши и девушки удачливее всех. Теперь принесите удачу всем, распространяя сознание Кришны. (ПШП Виджитатме, 8 марта 1973)
Демон Мадху
70-02 Демон Мадху был убит очень, очень давно, в начале времен. История об этом содержится в одной из Пуран. (ПШП Экаяни, 10 февраля 1970)
Мадхвачарья
76-04 Яшоданандана Свами написал статью о Мадхвачарье и об Удупи и послал ее в мой ежемесячный журнал «Обратно к Богу», который расходится в 10 лакхах экземпляров. (ПШП Шри Вишвеше Тиртхе Свамиджи, 20 апреля 1976)
Махариши
69-08 По поводу твоей встречи с человеком из Миссии Рамакришны: ты пишешь, что он посоветовал тебе работать совместно с группой Махариши в Гамбурге, и сказал при этом, что у нас практически одни и те же цели. Как это у нас одни и те же цели? Наша цель — Кришна, и мы проповедуем евангелие Кришны, «Бхагавад-гиту как она есть». В Бхагавад-гите упор делается на то, что нужно сосредоточиться на одном лишь Кришне, и что высшее совершенство йоги состоит в осознании Кришны, как внутреннем, так и внешнем. Мы учим произносить духовный звук Кришны, мы видим все как различные проявления внешней энергии Кришны. И, поскольку, что бы мы ни делали, мы постоянно думаем о Кришне, мы круглосуточно пребываем в медитации на Кришну. Не думаю, чтобы группа Махариши или Миссия Рамакришны учили чему-то подобному. Как же можно согласиться с тем, что у нас одинаковые цели?
Если принять, что Кришна есть всё, тогда всё, к чему стремятся Миссия Рамакришны и группа Махариши, тоже есть Кришна, но Кришна говорит, что хотя все сущее есть его экспансии, Он не пребывает во всем. В своем материальном опыте мы видим, например, что в конечном итоге все происходит из солнечного света, но это не значит, что всё есть солнечный свет. Напротив, некоторые вещи заслоняют солнечный свет и создают тень. Миссия Рамакришны или деятельность Махариши суть не что иное, как экспансии энергии Кришны, но их деятельность заслоняет Кришну. Поэтому она называется майей. Майя не существует сама по себе, без Кришны, но она заслоняет Кришну. В точности как облака, которые являются порождением солнечного света — облака не существуют сами по себе — но там, где есть облака, солнечный свет оказывается закрыт ими. Поэтому это майя. Майя — это то, что не существует независимо от Бога, но ее дело — заслонять Бога. Подобным образом, и Миссия Рамакришны, и группа Махариши не существуют сами по себе, независимо от Кришны, но их деятельность подобна облакам, заслоняющим Кришну. На самом деле, они никогда не проповедуют прямо сознание Кришны. С другой стороны, они делают что-то, чтобы заслонить сознание Кришны. Хотя вода возникает из огня, лить воду в горящий огонь не следует. Не нужно смешивать сознание Кришны с Миссией Рамакришны или чем-то еще. Мы должны представлять сознание Кришны в его чистой форме. (ПШП Джая-Говинде, 13 августа 1969)
Махавишну
75-04 По поводу твоего вопроса: обратись к Ади-лиле, Главе 6, тексту 79, причем прочитай и комментарий. (Чайтанья-чаритамрита). Там ты найдешь ответ. Смысл в том, что Садашива является экспансией Маха-Вишну, и этот самый Садашива воплощается в облике Адвайты Ачарьи. Следовательно, поскольку Адвайта Ачарья представляет собой воплощение Садашивы, который тождественен Маха-Вишну, мы можем сказать, что Адвайта Ачарья является воплощением Маха-Вишну. Можно сказать и так, и так, то есть, что он воплощение и Садашивы, и Маха-Вишну. (ПШП м-ру Карлу, 6 апреля 1975)
Мухаммед
76-04 Вопрос №5: Что Хазур Мухаммед Сахиб сказал о 14-м веке и почему?
Ответ: Я не располагаю достаточной информацией о том, какое наставление дал Хазур Мохаммед Сахиб, но если Вы имеете в виду Мухаммеда, основателя ислама, я считаю его уполномоченным слугой Бога, потому что он проповедовал сознание Бога в определенных частях мира и побуждал людей принять авторитет Бога. Он считается слугой Бога, и мы весьма его почитаем. Не знаю, что он сказал о 14-м веке, поэтому не могу ответить на этот вопрос. Вы упоминаете святые имена Нанака, Кришны, Кабира, Христа, Мухаммеда и др. Из всех упомянутых имен Кришну мы принимаем как Господа, а все остальные — слуги Бога, Кришны, посланные с определенной миссией. В английском словаре сказано, что Бог — это Верховное Существо, и когда Кришна являлся на этой планете, Он доказал, что Он Верховное Существо, во всех отношениях. Мы распространяем Движение сознания Кришны по всему миру, и если бы все руководители приняли философию «Бхагавад-гиты как она есть», тогда, я уверен, мир освободился бы от всяких ошибочных религиозных взглядов и, счастливо следуя одной религии, принял бы Бога. (ПШП г-ну Дхавану, 2 апреля 1976)
Нарада Муни
70-05 По поводу двух твоих вопросов. Первый: Шри Гададхара является экспансией Радхарани, а Шриниваса — экспансия Нарады Муни, они представляют собой внутреннюю энергию и энергию преданности соответственно. (ПШП Тамале, 27 мая 1970)
Нитьянанда
69-12 Господь Нитьянанда есть Сам Баларама, а не Его экспансия. Шрила Нароттама-дас Тхакур пел, что Господь, явившийся как сын Нанды Махараджи, ныне явился как сын Шачидеви; так же и Баларама явился как Нитьянанда. (ПШП Джаяговинде, 8 декабря 1969)
72-06 По поводу твоего вопроса: нет, потомков Адвайты Ачарьи нужно считать двиджа-бандху. Это означает, что если они не похожи на брахманов, то есть, не обладают высочайшим знанием высших ценностей жизни, соответствующих ведической традиции, то пусть это даже отдаленные потомки самого Адвайты, им не нужно поклоняться, ведь у них нет качеств. У Нитьянанды нет кровных потомков, его сын Бирбхадра никогда не был женат. Если кто-то говорит, что он потомок Нитьянанды, это означает, что он потомок о