Libertini. По акту об освобождении рабы становились вольноотпущенниками, или libertini. Правовое положение вольноотпущенников зависело от правового положения господ: рабы, освобожденные перегринами, получали правовое положение перегринов, освобожденные латинянами — правовое положение латинян, в то время как рабы, освобожденные римскими гражданами, могли обрести или положение гражданина (status civitatis), или положение свободного (status libertatis).
Согласно установлениям римского права правовое положение римских граждан получали лишь те вольноотпущенники, которые были освобождены одним из формальных способов освобождения из рабства, а это значило: в древнем праве — те, кто был освобожден по manumissio censu; в классическом праве — те, кто был освобожден по одному из упомянутых формальных способов, поскольку их освободил собственник, следующий установлениям Lex Fufia Caninia и Lex Aelia Sentia, а в постклассическом праве — те, кто был освобожден гражданином старше 20 лет, если освобождение не совершалось в ущерб кредитору (in fraudem creditorum).
Правовое положение вольноотпущеников — римских граждан — существенно отличалось от правового положения римских граждан, рожденных на свободе, или ingenui. На этом различии основывался и один из существенных разделов частного римского права: rursus liberorum hominum alii ingenui sunt, alii libertini.
Libertini, или вольноотпущенники, по сравнению с римскими гражданами, рожденными на свободе, были в худшем положении по двум аспектам: 1) правовое положение вольноотпущенников в публичном и в частном праве было хуже даже положения граждан minuto jure, рожденных на свободе; 2) либертины и по акту манумиссии, или освобождения, оставались в относительной зависимости от прежних господ, которые оставались их патронами.
Худшее положение вольноотпущенников по сравнению с гражданами minuto jure, рожденных на свободе, в области политических и частных гражданских прав проявлялось в том, что вольноотпущенники не имели jus honorum, или права исполнять публичные избирательные функции, и в том, что имели ограниченный jus conlubii; вольноотпущенникам было запрещено вступать в брак с лицами высшего общественного ранга (сенаторами).
Обязанности, которые римский правовой порядок возлагал на вольноотпущенников на основании актов манумиссии перед прежними господами, регулировались юридическими установлениями так называемого патроната. На основании патроната прежний господин получал положение патрона, прежний раб, его вольноотпущенник, — положение клиента. Каждый вольноотпущенник, или клиент, должен был выражать свое почтение (obsequium) патрону, другими словами, должен был относиться к патрону и членам его семьи таким образом, чтобы не возникло сомнения в его благодарности за акт освобождения. В противном случае он мог быть опять превращен в раба (revocatio in servitutem).
Обычными способами высказывания благодарности патрону были: подношение подарков по случаю праздника, помощь на издержки семье патрона, помощь "при выкупе патрона из рабства, отказ от права на иск тогда, когда это было бы допустимо между лицами, рожденными на свободе. Кроме того, на вольноотпущенников, на основании акта манумиссии, могли возлагаться и некоторые другие обязанности, известные как орегае.
Эти обязанности, или орегае, работы в интересах патрона, делились на так называемые орегае officiales и орегае fabriles. Орегае officiales обязывали вольноотпущенника, по просьбе патрона, помогать ему при выполнении обычных работ в семье, чья эко- номическая стоимость не могла быть точно определена. Напротив, operae fabriles представляли обязанность вольноотпущенника известное время производить продукцию для патрона, работая в сельскохозяйственном имении, в ремесленной мастерской или занимаясь какой-либо другой хозяйственной деятельностью.
Третья группа полномочий патрона обозначалась как "bona": патрон имел интестатное наследственное право на имущество вольноотпущенника, умершего без потомства, рожденного в римском браке, заключенном по акту об освобождении, и право на необходимую часть, если вольноотпущенник, путем завещания, распорядился своим имуществом на случай смерти. Такое патронатное отношение, возникающее в момент освобождения, длилось, как правило, до смерти вольноотпущенника. К потомству вольнотпущенника переходили только обязательства по "obsequium". После смерти патрона некоторые патронатные права переходили к его интестатным наследникам (operae fabriles).
В классическом праве положение вольноотпущенников — римских граждан — было немного улучшено. Вольноотпущенник cives rornani, на основании rescriptum императора, мог получить так называемое jus aureorum annulorum, или право ношения золотого перстня. Благодаря этой привилегии вольноотпущенник получал права, одинаковые с лицами, рожденными на свободе (ingenui), во всех областях, кроме тех, которые и в этом случае оставались отягощенными обязательствами по отношению к патрону.
И эти обязательства можно было погасить путем так называемого natalium restitutio, или выделением права лиц, рожденных на свободе. При выделении этих прав принцепсы получали согласие от патрона. Кроме того, патронатные отношения можно было прекратить и в силу закона в случае, когда патрон покидал вольноотпущенника в крайней беде; когда подавал иск против него с требованием смертной казни (poena capitalis); когда отдавал в наем operae officiates вольноотпущенника; когда при акте манумисии требовал денежного подаяния и когда брал клятву у вольноотпущенника, что тот не женится, чтобы сохранить за собой наследственные права.
Законы Junia Norbana, Aelia Sentia и Fufia Caninia внесли много нового в отношения между патронами и клиентами. На основании предписаний этих законов некоторые рабы, освобожденные римскими гражданами, достигали положения граждан, другие получали статус латинов (latini Juniani), а некоторые становились покоренными перегринами (dediticiorum numero). Status civitatis получали рабы, освобожденные квиритским собственником формальным способом с соблюдением предписаний о числе освобождаемых и возрасте освобождаемых и освобождающего.
Статус латинов получали рабы, освобожденные квиритским или бонитарным собственником, если освобождение было совершено каким-либо неформальным способом (pet epistolam, inter amicos), а также каким-либо формальным способом, если при освобождении не принимались в расчет рескрипции упомянутых законов. Статус peregrini dediticii, освобожденных кем либо актом освобождения, получали рабы, которые во время рабства были окованы, клеймены и пытаемы и осужденные на гладиаторские бои или борьбу со зверями.
Латины, т. е. рабы, освобожденные каким-нибудь неформальным способом или противно рескрипциям законов Aelia Sentia и Fufia Caninia, получали лишь jus commercii в ограниченном объеме.
На основании этого jus comercii они могли свободно заключать имущественно-правовые сделки inter vivos, или при жизни, но не имели права свободно распорядиться своим имуществом на случай смерти (mortis causa). Они жили как свободные, но умирали как рабы. После их смерти все их имущество наследовал патрон.
Неблагоприятное положение латинов было смягчено тем, что они относительно широко получали гражданство по милости принцепса, благодаря рождению детей в браке, благодаря повторному акту манумиссии, благодаря военной службе и работе по снабжению Рима. Латины, достигшие римского гражданства каким-нибудь из упомянутых способов, обладали статусом, идентичным статусу вольноотпущенников — римских граждан.
Рабы, освобожденные по отбытии наказания, достигали положения dediticii, т. е. правового положения, равному тому, в котором находились представители враждебных народов, покоренные после военной интервенции. Они обладали ограниченной свободой (libertas): должны были покинуть Рим и его окрестности (100 миль от стен города) и никогда не могли достигнуть гражданства или статуса латинов. Всякое нарушение этих запретов каралось revocatio in servitutem.
Когда в постклассический период были отменены рескрипции законов Aelia Sentia и Fufia Caninia, было отменено и различие правового положения вольноотпущенников latini juniani и вольноотпущенных граждан, а также покоренных. Кроме того, всякое освобождение Юстиниан соединил с предоставлением привилегий jus aureorum annulorum и natalium restitutio, так что согласно праву Юстиниана, не существовало правовых различий между вольноотпущенниками и свободнорожденными, кроме определенных реликтов патронатных отношений.
Под именем колона в классическую эпоху подразумевали арендатора земли (мелкого фермера), формально свободного, хотя экономически зависимого от землевладельца. Процветавшее в последние годы республики плантаторское хозяйство с рабским трудом перестало быть выгодным. Римские землевладельцы стали предпочитать сдавать землю в аренду мелкими участками, нередко даже не за денежное вознаграждение, а за известную долю урожая и с возложением на арендатора также обязанности обрабатывать и землю собственника (барщины).
С развитием Римского государства правовое положение колонов ухудшалось, они были обложены государственными налогами, им запрещалось покидать арендованные земли. В результате колоны из свободных людей превращались в крепостных, в рабов земли. Колонат в этом смысле был зародышем феодализма.
Колон имеет право вступать в брак, иметь собственность, но он и его дети прикреплены к земле. Подобно рабам колоны могли отпускаться на свободу, но это освобождение означало для них отрыв от земельного участка, которым они кормились.