Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Характерные черты развития архитектуры, иконописи и живописи.




- Усиление светских мотивов (внешняя нарядность, усиление декоративного начала) в церковном зодчестве первой половины XVII в.

- Отход от традиционного крестово-купольного стиля в первой половине XVII в. Тенденции стремления к внешней нарядности, декоративности убранства в шатровом стиле церквей. (Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе (1628), церковь Троицы в Никитниках (Москва) (1631-1634), церковь Рождества Богоматери в Путинках (Москва) (1649-1652) и др.)

- Попытка отказа от шатрового стиля и сохранение традиционного пятиглавия в середине – второй половине XVII века. (Церковь Ильи Пророка в Ярославле (1647-1650), Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках (Ярославль) (40-80-е гг. XVII в.), церковь Иоанна Предтечи в Толчкове (Ярославль) (1671-1687), Патриаршьи палаты и собор Двенадцати апостолов в Московском Кремле, резиденция митрополита в Ростовском кремле (60-70-е гг. XVII в.) и др.).

Особо ратовал и боролся за отказ от шатрового стиля и «украшательства» как отхода от строгих церковных канонов («обмирщения» церковного зодчества) патриарх Никон. В 50-х гг. XVII в. он запретил возводить шатровые храмы, требуя соблюдать традиционное пятиглавие.

- Появление стиля «московского» или «нарышкинского» барокко в конце XVII в. после смещения Никона, в архитектурных образцах которого были использованы элементы западноевропейского барокко (колонны, наличники, фигурные фронтоны, цветные изразцы, белокаменная резьба и др. элементы). (Храм Покрова в Филях (1693-1694), колокольня Новодевичьего монастыря в Москве, трапезная Троице-Сергиева монастыря.)

- Усиление декоративного начала в строительстве светских зданий государственного, частного и церковного предназначения. (Надстройка Спасской башни Московского Кремля (1624-1625), Теремный дворец в Московском Кремле (1635-1636), построенный Баженом Огурцовым и Трефилом Шарутиным, декоративная отделка стен и башен Ново-Девичьего, Донского, Данилова, Троице-Сергиева и др. монастырей, палаты думного дьяка Аверкия Кириллова на Берсеньевой набережной, дом дьяка Ивана Волкова в Харитоньевском перулке Москвы, купеческие здания в Ярославле, Калуге, Нижнем Новгороде и др. городах.).

- Совершенствование традиций деревянного зодчества. (Дворец в селе Коломенском (1667-1681), построенный Семёном Петровым и Иваном Михайловым, деревянное церковное и светское строительство на севере России.)

- Сосуществование традиционных форм в иконописи («годуновская школа») (первая половина XVII в.) и поиск новых путей развития станковой живописи (Становление высокохудожественной «строгановской школы» иконописи: Никифор Савин, Прокопий Чирин (конец XVI-начало XVII вв.)

- Формирование новой школы русского иконописи под влиянием европейской живописи. Выдвижение Симоном Ушаковым и Иосифом Владимировым новых принципов «иконного писания», в основе которого лежало «живоподобие», попытка отражения земной красоты в искусстве. (Иконы Ушакова «Спас Нерукотворный», «Архиерей Великий», «Богоматерь Кикская», «Троица» и др.).

- Становление портретной живописи светского характера. Постепенный отход от иконописной манеры в изображении людей и развитие реалистического письма в европейской манере. (Портреты на дереве («парсуны») царей Ивана Грозного, Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича (авторы Е. Елин и Л. Смолянинов), князя М. В. Скопина-Шуйского. Портреты на холсте масляными красками князя Б. И. Репнина, стольника Г. П. Годунова, Л. К. Нарышкина и др.)

Возникшее на рубеже XVI-XVII вв. искусство портрета, или, как тогда говорили парсуны (от слова «персона») к концу XVII в. прошло путь от полуиконных форм до вполне реалистических портретных изображений. В портрете старались запечатлеть свой образ все именитые люди страны, а царские иконописцы Симон Ушаков, Федор Юрьев, Иван Максимов писали не только иконы, но и портреты различных высокопоставленных лиц. Парсуны второй половины – конца XVII в. (царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, юного царевича Петра, стольника В.Ф. Люткина, дяди и матери Петра I) предначертали особенности русского портрета грядущего столетия. Земной реализм, присущий светскому искусству, начал влиять и на иконопись. В трактатах крупнейшего художника Симона Ушакова и его друга Иосифа Владимирова утверждалось новое понимание искусства и его призвания точно отражать окружающую действительность. В свете посюстороннего реализма Симон Ушаков писал и некоторые иконы, что приводило его к отходу от строго православной иконографической традиции. Это заметно в таких его работах, как «Нерукотворный спас» и «Насаждение древа государства Российского».

- Развитие фресковой живописи. (Фрески церкви Троицы в Никитниках, в храмах Ростовского кремля, в церквях Ярославля, Костромы и др. городах.)

Наиболее замечательным явлением в истории русской живописи XVII в. стала школа ярославских мастеров, на высокохудожественном уровне совместившая в себе традиционное религиозное и «мирское» начала. Её наиболее известным представителем были Гурий Никитин и Сила Савин. Шедеврами фресковой росписи ярославской школы стали росписи церкви Ильи Пророка, Иоанна Предтечи и др.

Музыка и театр.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 517 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2486 - | 2179 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.