Договор поручения, или mandatum, являлся консенсуальным и двусторонним неравным договором и устанавливался соглашением между доверителем и поверенным о том, что поверенный в пользу доверителя бесплатно исполнит какой-либо правовой акт, доверенный ему доверителем. (454)
Предметом договора поручения, или mandatum -а, являлось исполнение какого-либо правового акта в пользу доверителя. То есть, из договора mandatum проистекало обязательство facere. Природа деятельности поверенного могла быть разной: это могла быть физическая (operae illiberales) и интеллектуальная (operae liberates) работа. (455) По объему и природе работ договоры поручения делились на несколько видов. Договор поручения, на основании которого поверенный должен был выполнить все действия, необходимые для правильного управления имуществом доверителя, назывался mandatum generale или procuratio omnium bonorum. Договор, по которому поверенный должен был совершить точно определенные действия, назывался mandatum speciale или procuratio unius rei. Договор, по которому поверенный получал указание дать какому-либо лицу определенную сумму денег в долг, причем доверитель выступал гарантом, назывался mandatum qualificatum или mandatum pecuniae credendae.
Договор поручения был двусторонне неравным: на основании этого договора устанавливались требования доверителя (dominus negotii) и обязанности поверенного (procurator), а в виде исключения — требования поверенного и обязанности доверителя.
Основной обязанностью поверенного являлось добросовестное исполнение порученного доверителем. За добросовестное исполнение этой обязанности поверенный нес ответственность по culpa lata, а с постклассического права и по culpa levis in abstracto. Второй обязанностью поверенного являлось предоставление доверителю результатов исполненного поручения. Передача результатов доверителю, особенно в случае, когда речь шла о полномочиях по заключению какого-либо договора, должна была завершаться или традиционным получением вещи или процессуальным отказом от требований (actiones per transpositionem). Так было потому, что римский мандатум являлся договором, по которому устанавливалось т. н. опосредованное исполнение: при исполнении указаний доверителя поверенный не действовал от имени доверителя, но заключал договоры от своего имени и по своему разумению. Согласно этому, все права и все обязанности на основании заключенных договоров принадлежали поверенному лично. Поэтому после исполнения договора мандатум поверенный должен был передать доверителю все приобретенные права.
На основании договора мандатум поверенный обычно не получал никаких прав: договор мандатум являлся бесплатным договором (456) и лукративным для доверителя. Только в постклассическом праве можно было устанавливать скромные гонорары для поверенного. (457) В виде исключения, если поверенный при исполнении взятых обязательств терпел убытки, он был правомочен требовать от доверителя их возмещения.
Для защиты прав доверителя, как и возможных прав поверенного, служил actio mandati. Доверитель защищал свои права посредством actio mandati directa, а поверенный с помощью actio mandati contraria. Оба иска являлись actiones bonae fidei и приводили к инфамии осужденных лиц.
Отношения между доверителем и поверенным могли разрешаться и до исполнения обязательств поверенным в случае, когда стороны это обговорили (dissensus), или когда одна из сторон умерла или обрела capitis deminutio, или когда проходил срок действия договора. Кроме того, договор мандатум мог быть расторгнут и односторонним отказом от него какой-либо из сторон. Если договор расторгал поверенный, зная, что этим нанесет ущерб доверителю, то он обязывался возместить этот ущерб.