Юстинианова кодификация вступила в силу в Италии в 554 году. Это было сделано особой конституцией, принятой по просьбе папы Вергилия, т. е. с sanctio pragmatica pro petitione Virgili. Италия вскоре после смерти Юстиниана попала под власть лангобардов. Короли лангобардов и другие германские короли для регулирования отношений в государстве издавали собственные сборники. Между тем, влияние Юстиниановой кодификации очевидно не только в этих сборниках, но и в формулировании канонического права католической церкви, чье влияние как организованной системы началось тогда на территории Западной римской империи.
Между тем, Юстинианова кодификация, которая базировалась на чистой частной собственности, теряет свое влияние в период феодализма, характеризующийся утратой интереса к товарному производству и возвратом к натуральной экономике. Лишь с оживлением городского хозяйства, торговых связей между городами и областями усиливается интерес к Юстиниановой кодификации и римскому праву.
Школой, которая начала заниматься научным изучением Юстиниановой кодификации, прежде всего Дигестами, была школа глоссаторов. Начало деятельности этой школы положил Ирений, который в Болонском университете начал изучать римское право. Он первым начал производить глоссирование, т. е. писание объяснений на полях или между строк оригинального текста кодификации. Его последователями являются четверо докторов права: Martinus, Bulgarus, Jacobus, Hugo.
Из разных земель Европы приезжали молодые люди в Болонью и другие города Италии изучать римское право. Студенты этих правовых школ возвращались домой и встраивали в уставы своих родных городов идеи римского права. Принятие римского права уставами отдельных городов охватывало части Юстиниановой кодификации, обработанные глоссаторами. Глоссированные части Кодекса Юстиниана составили труд "Glossa ordinaria", созданный Аккурсием (середина XIII века).
Изучение римского права с целью приспособления Юстиниановой кодификации и применения ее в действующем правовом порядке (mos docendi italicus) являлось основной задачей глоссаторов. Но с середины XIII века, беря отталкиваясь от Glossa ordinaria, развивается новый вариант mos docendi italicus — итальянский метод изучения. Это - — школа комментаторов, или постглоссаторов. Исходя из глоссированных частей Юстиниановой кодификации, представители этой школы приспособили римское право к новым условиям жизни, к практическим потребностям, создавая абстрактные юридические понятия — обобщали, извлекали основы и определения из конкретных решений. Многие дефиниции и выражения, приписываемые римлянам, в сущности, являются плодами деятельности школ глоссаторов и постглоссаторов.
Крупнейшими представителями школы постглоссаторов-комментаторов являются: Cinus, Bartolus, Baldus и другие. Внедрение римского права в практику самым непосредственным образом реализовалось в Германии, причем по приказу правителей. Причины этого многочисленны: во-первых, германские властители считали себя законными наследниками римских императоров, во-вторых, феодальная раздробленность и т. д. По решению императора Максимилиана I в 1495 году римское право, обработанное глоссаторами и постглоссаторами, было реципировано — принято в качестве правового порядка, согласно с которым мог действовать Верховный суд германской империи, как того требовали стороны. Право, содержащееся в Юстиниановой кодификации, трактовалось как субсидиарное право (применялось по просьбе сторон и тогда, когда не было правовых норм для регулирования данных отношений), а также как общее право, единое на всей территории государства. Римское право как субсидиарное право и общее право стало основным правовым порядком благодаря предпочтению, которое ему отдавали стороны, действовавшие по этому правовому порядку. Таким образом, предполагалось — jure novit curia, что суд признает римское право, в то время как те, кто ссылались на императорское право, должны были доказывать не только факты, рассматриваемые судом, но и существование соответствующих царских указов.
Нормы римского права включались в новый порядок, который рождался в Европе, в период первичного накопления капитала. Римское право находилось в согласии с интересами молодого буржуазного класса, и это право было принято не только в Германии, но и в Англии, Голландии, Франции и в других государствах Европы. Такое внедрение римского права было противно интересам крестьян, которые кроме войн, восстаний и других проявлений своего недовольства, вели борьбу и за то, чтобы все доктора права были изгнаны с территории государства.
Новым течением в правовой науке, появившимся в конце XV и начале XVI века и тесно связанным с изучением положений Юстиниановой кодификации, является историко-правовая школа, или школа "элегантной юриспруденции" (названная так из-за стремления ее представителей к элегантному стилю письма, или mos docendi gallicus). Представители этой школы, опираясь на идеи гуманизма и ренессанса, приступили к изучению истории римского права, возвращаясь к оригинальным античным источникам права. Представителями этой школы являются итальянец Alciatus, француз Buddaeus, немец Zasius. Среди представителей этой школы — Cuiacius и Gothofredus, который первым издал Юстинианову кодификацию под названием Corpus juris civilis, применив новое изобретение — типографию.
Практическое изучение предписаний римского права предприняли камералисты (от названия верховного суда) или пандектисты (от Pandectae — греческого названия важнейшей части Юстиниановой кодификации.) Они обработали главнейшие части Юстиниановой кодификации, сообразуясь с новым временем. Так было создано новое право, которое не было римским, хотя и исходило из него; пандектное право, или usus modernum pandectarum. Представители: Duaren и Donelo во Франции, Karpcov в Германии. Пандектное право сохранялось и развивалось в XIX и XX веках. Представители: Dernburg, Vindstajn и другие.
Школа натурального права появилась в XVII веке. Ее основатель — Гроциус. Эта школа стремилась к созданию правового порядка, основанного на принципах человеческого разума и человеческой природы. Этот порядок должен быть вечным и неизменным. Стремясь к единому рациональному правовому порядку, представители этой школы пытались обойти различия между семейным и общественным римским правом. Под влиянием школы натурального права в XVIII и XIX веках были приняты законодательства, которые представляют собой буржуазные гражданские законодательства периода либерального капитализма. Самым известным из них является французский Гражданский кодекс 1804 года — Code civile. Этим законодательством было исключено непосредственное применение римского права как субсидиарного права и были приняты те правовые нормы, которые соответствовали молодому буржуазному классу и содержались уже в римском праве.
Обновленная историческая школа считала, что право и правовой порядок не являются отражением абстрактной человеческой природы и абстрактного человеческого ума, но проистекают из национальной природы и национальных свойств каждого отдельного народа. Так как представители этой школы исходили из отказа от принятия единого правового порядка, без того, чтобы изучать историю каждого народа и независимо от национального духа, это способствовало развитию изучения римского государства и римского права. Ученые, которые таким способом изучали римское государство и право, многочисленны. Среди них — Савиньи, Пухта, Иеринг, Момзен, Брунс, Ленел, Карлова, Кик, Моние, Бонфанте, Аранго-Руиз, Венгер, Касер и др.
Историки римского права, которые исходят из положений историко-материалистического и диалектического метода, стремятся объяснять возникновение и развитие римского государства и права в соответствии с развитием общественно-экономических отношений, столкновением классовых интересов и классовой борьбой в римском общественном и государственном сообществе.
КНИГА ВТОРАЯ. Частное, имущественное и процессуальное право (JUS QUOD AD PERSONAS, JUS QUOD AD RES ET JUS QUOD AD ACTIONES PERTINET)
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Частное право (JUS QUOD AD PERSONAS PERTINET)