Наличие огромного количества общеобязательных правовых норм, которые создавались самыми различными способами уже к концу периода республики, подвели к вопросу о кодификации римского права двух выдающихся правителей, Помпея и Цезаря. Между тем, им так и не удалось ничего предпринять в этом плане.
Несмотря на это, активная роль преторов в приспособлении римского jus civile к потребностям рабовладельческой экономики и рабовладельческих общественных отношений способствовала тому, что и некодифицированное римское право в основном успешно справлялось со своими задачами и действовало как единая гармоничная синхронизированная система. Кодификация права стала необходимой, когда дело дошло до резкого разделения между органами, принимающими законы, и органами, применяющими законы. Преторы не могли больше исполнять свою функцию адаптации права к новым общественно-экономическим отношениям, функция создания права сконцентрировались в руках принцепсов.
Римские кодификации до Юстиниана
Наиболее ранней кодификацией римского права являются Законы XII таблиц. Затем Адриан совершил кодификацию эдиктов городских и перегринских преторов. Частные кодификации (codex Gregorianus и codex Hermogenianus) в последующем сменяются официальными кодификациями: Codex Theodosianus — первая официальная кодификация leges, собранных от начала правления Константина Великого до Феодосия. Комиссия, работавшая над этой кодификацией, составила 16 книг, разделенных на главы и параграфы. Труд комиссии был освящен и санкционирован императором Феодосием в 438;
— Novelae leges или novellae constitutiones были дополнением кодекса Феодосия, содержащим конституции, изданные Феодосием после принятия кодекса конституций императора Валентина II и Майориана. Части этого собрания сохранились в варварских кодификациях римского права;
— Constitutiones Sirmondi — содержит 16 конституций церковно-правового содержания. Вероятно, была написана в пятом веке. Ее обнаружил Jacobus Sirmondus в 1631 году.
Варварские кодификации римского права
Когда на территории Западной римской империи были созданы раннефеодальные государства, варварские правители галло-римского населения, согласно персональному принципу, не применяли варварское право, а создали собрания правовых норм — некую разновидность кодификации римского права, которые были источником права римских подданных варварского происхождения. Эти собрания, скромные по своему объему и содержанию, далекие от своих классических образцов, известны под общим названием lex romanae barbarorum — варварские собрания римского права.
— Codex Eureci (codex Euricianus) составлен около 475 года по приказу вестготского короля Эриха, который действовал как заместитель префекта в Галлии. Это согласуется с тем, что кодекс был составлен в виде эдикта. Сохранилась лишь малая его часть, хотя и сам эдикт был невелик по объему. Содержит части ранее принятых кодификаций.
— Lex romana Visigothorum или Breviarum Alaricianum. Составлена в 506 году по приказу короля вестготов Алариха II. Содержит части ранее обнародованных кодификаций и фрагменты трудов Гая, Павла и Папиниана.
— Lex Romana Burgundionum. Гундобад, король Бургундии, принял варварский сборник, разработанный на основе более ранних кодексов, Sententiae Павла и Instituciones Гая.
— Edictum Theodorici. Теодорих, король остготов и патриций Восточной римской империи, в 507 году провозгласил собрание законов, которые были обязательны для бывших жителей Италии. Разработан на основе постоянных кодексов и Sententiae Павла.
Кодификация Юстиниана
Император Юстиниан (527—566) — последний, кто сумел объединить большие части Восточной и прежней Западной римской империи. Согласно некоторым авторам, это последний римский правитель, а согласно другим — первый византийский правитель. Юстиниан сознавал, что правовая неопределенность является результатом неупорядоченности римского права и прежде всего — противоречия между jus и leges. Понимая, что государство основывается не только на силе оружия, но и на праве, Юстиниан решил провести кодификацию всего римского права: источников, содержащих jus, и источников, содержащих leges. Особенно он хотел устранить различия между jus vetus и jus novum (древним римским правом, содержащимся в трудах классических правоведов, и новым правом, проистекающим из конституций римских императоров), создав, таким образом, единую правовую систему и стремясь с ее помощью вернуть стабильность римскому государству.
Работа над кодификацией осуществлялась с помощью юристов, занимающихся практической и теоретической деятельностью, под руководством прославленного Трибониана, который был главным и подлинным творцом кодификации.
Хронологически рассматриваемая кодификация создавалась в таком порядке: сразу после вступления на престол Юстиниан приказал комиссии кодифицировать установления императоров — leges. Комиссия разработала Novus codex Justinijanus.
Вероятно, под влиянием Трибониана было решено приступить к разработке новых собраний, прежде всего имея в виду наиболее известные труды по римскому праву, труды классических юристов — jus. Так была создана Digesta (Pandectae). Позднее приступили к работе над официальным учебником права — Institutiones. Составленный перед этим сборник императорских установлений был дополнен, и таким образом был создан Codex repetitae praelactionis. Под конец был составлен сборник конституций, которые были плодом законодательной деятельности Юстиниана — Novelae.
1. Novus codex Justinijanus (529 год) был лишь зачатком кодификационной работы Юстиниана. Кодекс — собрание императорских конституций (leges). Работа началась с учреждения комиссии под предводительством Трибониана. Пользуясь ранее созданными кодексами (Gregorianus, Hermogenianus, Theodosianus) и новыми конституциями, комиссия создала первый кодекс Юстиниана, который вступил в силу в 529 году.
2. Digesta или Pandectae (533 год) — наиболее объемная и значимая часть кодификации. Была сформирована новая комиссия, в которую вошли самые известные юристы, правоведы, высшие государственные чиновники и адвокаты под председательством Трибониана, имевшая своей задачей проведение кодификации всего jus, начиная с Законво XII таблиц до источников права в постклассическом Риме. В ходе трехлетней интенсивной работы комиссия просмотрела около 2000 книг. Конечным результатом явились Digesta, или по-гречески Pandectae, большое собрание jus, которое вступило в силу в 533 году. Дигесты были поделены на 50 книг, в которых были проработаны все установления в области публичного и частного права. Книги делятся на заглавия (титулы), кроме трех, содержащих один единственный titulus. Отдельные титулы поделены на фрагменты с указанием имени автора и труда, из которого был взят фрагмент. Такая система работы сделала возможным позднее осуществить реконструкцию многих трудов классических юристов и эдиктов преторов. Таким образом, благодаря методам, использованным при ее составлении, эта часть кодификации имеет особое значение для изучения истории всего римского правового порядка, а благодаря своему содержанию, Digesta, или Pandectae, носит общеэнциклопедический характер.
3. Institutiones (533 год) представляют собой краткий справочник, который имеет вводный характер и предназначен для молодежи ("cupida legum juventus"), желающей изучать законы. Институции состояли из четырех книг и очень кратко трактовали проблемы в области статусного, семейного, имущественного, обязательственного и наследственного права. Книги состояли из титулов. Деления на фрагменты не производилось. Позднее отдельные титулы были разделены на principium и фрагменты.
4. Codex repetitae praelactionis (534 год) был очищенным, т. е. переработанным Novus codex Justinijanus. Он был принят после неудачной попытки с Quinquaginta desisiones — пятьюдесятью постановлениями, которые издал Юстиниан под влиянием Трибониана с целью разрешения несогласованных противоречий между Дигестами и Институциями, с одной стороны, и Новым кодексом Юстиниана, с другой. Но это решение не было практически применимым, и вместо него был разработан Codex repetitiae praelactionis, который сохранился до нашего времени. Его материалы поделены на 12 книг, которые также поделены на титулы. В рамках титулов собраны законы (leges) с обозначением авторов конституций, предписания которых охватывали кодификаторы.
5. Novellae — это конституции, которые Юстиниан провозгласил после завершения работы над Институциями, Дигестами и Кодексом. Это частная кодификация, состоящая из 150 конституций, плод законодательной деятельности Юстиниана, охватывающая все области правовой жизни.
Принимая во внимание, что Novus codex Justinijanus не сохранился, Юстинианова кодификация — Corpus juris civilis, как она была названа в средние века, состоит из: Digesta (или Pandectae), Institutiones, Codex repetitae praelactionis и Novellae.
Значение Юстиниановой кодификации, без сомнения, велико. Это крупнейший кодификационный труд во всей античности, а может быть, и во всей истории права, если принимать во внимание его содержание и влияние, оказанное на дальнейшее развитие права.
Система, по которой работала комиссия, дает возможность изучать историю всего римского права в совокупности. С другой стороны, начало развития правовой науки в средние века связано с изучением Дигест, им же обязаны своим появлением новые школы, такие как — школа глоссаторов, постглоссаторов, школы "элегантной юриспруденции" и пандектистов.
Установления Юстиниановой кодификации долгое время применялись в Европе в качестве субсидиарного правового порядка буржуазного общества в период его становления, а также во время становления первых гражданских кодексов, которые восприняли многие положения римского права в регулировании товарно-денежных отношений в период либерального капитализма.