им используется. Если бы мы обратились к инструментарию когнитивной лингвистики, то мы бы сказали, что репрезентативная система — это структуры знаний, фреймы, в терминах которых человек осмысляет свой опыт и структурирует его, придает ему смысл. На поверхностном уровне, на уровне речевого поведения эти фреймы могут быть представлены метафорами, точнее метафорическими моделями.
Как уже отмечалось выше, в НЛП выделяется четыре типа репрезентативных систем: 1) визуальная PC, которая позволяет структурировать и осмыслять опыт как последовательность визуальных изображений, «картинок», возникающих в сознании человека; 2) аудиальная PC, в рамках которой опыт структурируется как последовательности звуков различного типа, музыки, шумов и т.п.; 3) кинестетическая PC, которая позволяет осмыслять опыт как смену ощущений тела, и, наконец, 4) обонятельно-вкусовая PC, воссоздающая опыт как последовательность запахов и вкусовых ощущений. Одна из PC является для человека первичной, самой главной. Ее-то и должен выявить коммуникатор на этапе сбора информации о клиенте. В этом случае анализируется как вербальное, так и невербальное поведение клиента. Невербальная составляющая — это исследование ключей доступа, которыми оказываются движения глаз. Для каждого типа PC они совершенно специфичны (см. подробнее, например, [Трансформация личности 1995, с. 70-75]). При исследовании вербального поведения для выявления PC огромное значение имеет анализ метафор, используемых клиентом. В НЛП эти выражения часто называются «процессуальными словами». Фактически речь идет о метафорических моделях, заложенных в переносных значениях слов и в оригинальной метафорике клиента. Например, визуальная PC устанавливается по таким выражениям, как Я вижу, что он меня не понимает', Я смутно понимаю, что здесь что-то не то; Мне кажется, что все против меня; Эта картина так и стоит передо мной. Примеры апелляций к визуальной PC легко обнаружить и в художественной литературе:
На миг, вспомнив одинокую фигуру мамы, сидящей под лампой и штопающей носок, я чувствую укол стыда: мама вечно дома одна, а мы почти каждый вечер собираемся у тетушки на кухне, как в клубе. Но это мгновенное озарение быстро проходит.
[Ф. Искандер. Школьный вальс, или Энергия стыда]
Предчувствие близкой опасности заставило разум перенапрячься. Озарение, яркое как свет молнии, позволило мне решить головоломку.
[Л. Резник. Дом в центре]
О том, что бензин куплен у шкипера, знала вся деревня, но, пожалуй, только один председатель ясно понимал, чем ему это грозит.
[В. Распутин. Деньги для Матрены]
Аудиальная PC проявляется в метафорических моделях, источником которых является область звука, а также в развернутых сравнениях с таким же источником. Например, Эта простая, но ясная мысль просто
оглушила меня; Воспоминания того лета остались как хоровод нестройных звуков над поверхностью реки на рассвете [К. Паустовский]. Кроме того, на тип PC может указывать и внутренняя форма языкового выражения: Мне были созвучны его идеи. Кинестетическая PC устанавливается по значениям слов, в основе которых лежат метафоры с источником — областью ощущений: Я чувствую, что вы правы/неправы; Я нащупал в своих воспоминаниях что-то нужное, но не могу это ухватить; Мама была всегда суха со мной и не замечала, что я для нее делала. Обонятельно-вкусовая PC обнаруживается в высказываниях типа Мое детство всегда вызывает у меня горькие воспоминания; Я попробую сосредоточиться, но не уверен, что это мне сейчас удастся; Что-то вы сегодня кислый; С лица отца не сходила кислая мина.
Разумеется, тип PC может определяться не только по метафорам, но и по прямым значениям слов, указывающим на соответствующую сферу опыта, или по значениям, близким к прямым, ср. Я прекрасно слышу, что вы говорите; Я вижу, что вы выбрали правильный вариант, однако метафоры часто оказываются более точным показателем. Выявление первичной PC позволяет как установить раппорт с клиентом, подстраиваясь в вербальных реакциях под его первичную PC, так и расширить пространство выбора клиента, переведя осмысление опыта в другие типы PC.
Еще одна сфера применения метафор, правда в расширительном понимании, — это техники субмодальностей, которые позволяют изменять субъективную значимость события. Например, в визуальной PC неприятное событие может быть представлено как изображение, картинка (как на экране телевизора). Человек может научиться менять яркость изображения, его величину, расстояние, с которого смотрится картинка, изменить расположение объектов на картинке и пр. Уменьшение яркости изображения неприятного события или его размера уменьшит его субъективную значимость для субъекта. Перенесение тех или иных объектов картинки на задний или, наоборот, передний план приведет к изменению точки зрения на ситуацию. Здесь работают хорошо известные метафорические модели, представленные во фразеологических выражениях типа видеть все в черном цвете; смотреть сквозь розовые очки; раздувать дело/пустяк до неимоверных размеров; выдвинуть на передний план; выйти за пределы/рамки чего-л. Анализ языковых метафор, представленных в речи клиента и в естественном языке в целом, позволяет более точно подобрать необходимую технику субмодальности.
Метафора как языковой, так и когнитивный феномен, реализующийся не только в языковых метафорах, но и в историях-метафорах или рассказах-аллегориях. Эта сторона метафоры также не прошла мимо создателей НЛП. В процессе рефрейминга рекомендуется использовать метафоры-аллегории двух типов. Первый основан на изоморфизме проблемной ситуации и метафоры. Например, когда к коммуникатору пришла клиентка с жалобой на дочерей, которые постоянно ссорятся между собой, то тот рассказал ей историю о садовнике, у которого в саду