Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия как особого рода мировоззрение и форма познания. Социокультурная миссия философии




Философия, как специфическая форма духовного опыта человека и общества, зародилась около 2500 лет назад в ряде наиболее разви­тых стран того времени (Индия и Китай, Вавилон и Египет, Греция, Рим). Ее расцвет произошел в Древней Греции, где философия стала относительно самостоятельной областью духовной культуры обще­ства. Среди первых греческих философов были Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор. Они впервые стали употреблять и термин "фило­софия", переводя его как "любовь к мудрости". Философия стала ассо­циироваться со стремлением ответить на самые сложные вопросы, которые касаются сущности и природы мира, существования в нем человека. Философская мысль изначально пыталась вобрать в себя и обобщить весь познавательный опыт человечества, и не удивительно, что очень многие философы отличались богатой эрудицией и высо­кой культурой мышления.

Появление философии было связано с тем, что отдельные виды познания (астрономия, биология, математика и др.) по природе своей не в состоянии сформировать целостную картину мира и бытия человека в нем. Это произошло и в силу того, что в раннеклассовом обще­стве возникла потребность в выработке альтернативной по отноше­нию к мифологии и религии рациональной (теоретической) картине мира, построенной на знаниях и логической аргументации. На этой основе постепенно и стали формироваться такие философские вопро­сы, как "Что такое мир?", "Что является его основой?", "Какими ха­рактеристиками обладает этот мир?", "Что такое человек?", "Для чего человеку жить?", "Что такое истина?". Философия рождалась также и в связи с появлением в античном обществе (Греция, Рим) немногочис­ленного слоя свободных граждан, избиравших философию в качестве своего мировоззрения.

Вопрос о мире и бытии человека в нем — это, по сути дела, исход­ный вопрос философии. Он вытекает из естественного стремления философии постигнуть окружающую человека действительность как единое целое, раскрыть взаимоотношения между человеком и этим миром. Это вопрос о сущности (сути) мира и его важнейших свой­ствах (атрибутах) и формах существования, о возможностях познания мира и его практического преобразования. Важнейшей мировоззрен­ческой проблемой является вопрос о предельном основании (матери­альном или же духовном. Материи или же Духе), о первоначале всего сущего. Это — так называемый основной вопрос философии, который имеет два аспекта — онтологический (бытие мира) и гносеологичес­кий (познание мира). По определению Ф.Энгельса, "...основной воп­рос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отноше­нии мышления к бытию"*. (• Данное определение было дано Энгельсом в его работе "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" (1886 г.).) Этот вопрос был обозначен еще в ходе воз­никновения и становления философской мысли — в Древнем мире. Основной вопрос неисчерпаем и поэтому вечен, получая различные способы решения в философских школах и течениях. Наличие этого "коренного", по определению В.И.Ленина, вопроса со временем обус­ловило раскол и распад истории философской мысли на два главных направления (мировоззренческие ориентации) — философский мате­риализм ("линия Демокрита) и философский идеализм ("линия Пла­тона"), названные именами их основателей — древнегреческих фило­софов. Эти направления обрели многочисленные исторические фор­мы и в итоге образовали весьма сложную и многокрасочную картину противоречивого и вместе с тем — единого историко-философского процесса.

Можно сказать, что философствование начинается там и тогда, где и когда человек пытается рациональными средствами постигнуть окружающий мир и определить свое место в нем, осмыслить цели своей жизни и призвание в этом мире. В связи с этим можно сказать, что философия — это и способ познания мира, и специфическая форма мировоззрения. Наличие в философии мироощущения, мировосприя­тия и миропонимания, посредством которых отражается бытие чело­века в мире, дает основание представить ее также и как форму обще­ственного сознания. Но философию всегда интересовал не только мир вне человека (природа, общество). В такой же мере она стремится по­стигнуть и внутренний мир самого человека. ("Философия есть наука о духе", — подчеркивал Н.А.Бердяев). Подлинная философия рассмат­ривает мир, всегда взятый вместе с человеком. Человек ведь рождает­ся, существует и умирает в этом мире. В нем он живет, радуется и стра­дает, познает и действует. Вот почему философия — это "очеловечен­ная" по своему характеру и содержанию область познания и форма мировоззрения. Ни одна из существующих наук не способна исследо­вать все богатство сложной связки "Человек — Мир". Эти две реаль­ности и образуют два полюса в объекте философии. Они являются ос­новными центрами ее познавательного интереса и образуют проблем­ное поле философии, т.е. круг вопросов, традиционно находящихся в поле ее зрения.

Философия — это знание о мире как едином целом и месте чело­века в нем, об отношении человека к миру, о путях и способах позна­ния и практического освоения человеком мира, о будущем мирозда­ния. Из этого определения видно, что объект философии принципиаль­но отличается от объектов познания других наук. Философия — это очень емкая, развивающаяся система теоретического знания. Она включает в себя такие области философствования, как онтология и гносеология, ди­алектика, антропология и аксиология, социальная философия. По мере развития философии в ее истории от нее отпочковались отрасли знания, ставшие со временем самостоятельными науками — логика, эстетика, этика. В XX веке большое развитие получили философия науки и техни­ки, а в последнее время — философия глобальных проблем. В своем объек­те философия вычленяет и исследует свой предмет, т.е. наиболее важное, интересующее философию в силу ее природы как специфической формы познания. Предметом философии является всеобщее в системе "Чело­век — Мир"— предельные начала (основания), принципы, связи, свой­ства и законы всего сущего. (По определению Платона, философия — это "постижение непреходящего", т.е. вечного). В системе "Человек — Мир", как своем объекте, философия рассматривает мир с точки зрения его значения для человека — как объект того или иного отношения (по­знавательного, ценностного, практического и иного). Сам же человек вос­принимается в философии в контексте его органичной связи и взаимо­действия с этим миром, а не в отрыве от мироздания.

Своеобразие объекта и предмета философии обусловливает и особенности философского знания. Назовем и охарактеризуем наиболее значемые из них.

Известно, что духовный опыт человечества проявляет себя в трех основных сферах культуры. Это такие, как Истина (наука, идеология и иные формы познания); Добро (мораль и религия); Красота (искус­ство в различных его видах и формах). Что касается философии, то она всегда находилась и находится на стыке этих сфер, на пересече­нии потоков духовного творчества человека. Она опирается на них и взаимодействует с ними, впитывая тем самым все богатство и много­образие духовной культуры общества. Очевидно, например, огром­ное влияние на философскую мысль России XIX века со стороны оте­чественной художественной литературы того времени в лице А. И. Гер­цена, Ф.М.Достоевского, Л.Н. Толстого и других писателей. То же са­мое можно сказать и о православной религии, которая наложила пе­чать своего воздействия на русскую философию. Философия испыты­вает на себе большое влияние со стороны "частных" наук — астроно­мии, биологии, физики и многих других. Они дают исходный матери­ал для глубоких мировоззренческих обобщений и выводов, как это случилось, например, при появлении теории естественного отбора Ч.Дарвина или специальной теории относительности А.Эйнштейна. Философия же для частных наук издавна выступает как всеобщий ме­тод ("путь") познания. Вот почему иногда говорят, что философия есть, по выражению Л.Фейербаха, "мать наук". Г. Гегель называл ее "коро­левой наук", которая ведет активный диалог с различными науками, полезный для обеих сторон. Образно говоря, философия — это "кры­ша" над зданием духовной культуры общества, обобщение и "завер­шение" познавательного опыта человечества, его итог и резюме.

По природе своей философии присуще стремление к максимально­му обобщению результатов познания (во всех его формах) и раскрытию тем самым предельно общих черт и свойств, законов окружающего мира. ("Философия — это всегда мышление-на-пределах", — подчеркивал российский философ М.К.Мамардашвили). Она изучает не мир "в це­лом", т.е. не отдельные его фрагменты, а мир "как целое", замечал Г.Гегель. Философия есть, по его выражению,"...современная ей эпо­ха, постигнутая в мышлении" и выраженная в форме весьма абстрак­тных понятий и суждений. К.Маркс характеризовал философию как "духовную квинтэссенцию" того или иного исторического времени. В отличие от мифологии и религии, философия предпочитает опирать­ся на научные знания и логическую аргументацию, теоретическое мышление — это ее внутренний "нерв", и поэтому она всегда абст­рактна, высокотеоретична. Она есть как бы "чистая теория", облада­ющая разветвленным понятийным аппаратом и богатейшим объемом знаний о своем объекте и предмете.

Гуманитарная ориентация, т.е. нацеленность на исследование фе­номена Человека, его сложного внутреннего мира, также характери­зует философию. Начало этой традиции положил Сократ, призы­вавший человека познавать самого себя. По убеждению Л.Фейерба­ха человек — это высший и самый сложный предмет для философии. Известный русский философ Н.А.Бердяев часто определял философию как учение о смысле человеческого существования и о человеческой судьбе. "Философия человечна, философское познание — человечес­кое познание", —так писал об этой черте философии Бердяев. В наше время, когда происходит смена исторических эпох и веков, гумани­тарная ориентация философского знания проявляется в стремлении осмыслить общечеловеческие проблемы и ценности, судьбу и буду­щее современного человечества. Обращенность философии к теме ду­ховного мира человека и смыслу его существования в мире характе­ризует философию не просто как науку, а как единство науки и мудро­сти, как размышление ("вопрошание") человека о самом себе. Чело­век неустраним из философии, а подлинная философия всегда антро-пологична и ориентирована на гуманистические ценности и идеалы.

Как было замечено выше, большинство философских вопросов являются вечными, — и не только в силу своей многогранности и неис­черпаемости. Их вечность (например, вопрос о смысле жизни и при­звании человека) обусловлена также особым социальным и культур­ным значением этих вопросов. Вот почему эти проблемы вновь и вновь воспроизводятся в новых исторических условиях, но решаются они уже по-иному вступающими в самостоятельную жизнь другими поко­лениями людей. (Невозможно ведь представить себе, чтобы вопрос о смысле жизни человека, о его счастье и несчастье мог быть решен од­нажды и навсегда, не так ли?). Повышенный интерес к философским вопросам наблюдается обычно в переломные или кризисные момен­ты истории, когда происходит интенсивное переосмысление социаль­ного опыта. Тогда общество с помощью философии как бы вопроша­ет себя: "Кто мы и откуда?", "Что делать?", "Куда идти?".

Философия — это весьма многогранное явление духовной куль­туры общества. В силу специфичности своего объекта и предмета осо­бую роль в философском познании играет понятийное мышление, ко­торое связано с применением категорий. Категории философии — это ее наиболее общие понятия, которыми она оперирует при формиро­вании обобщенной картины мироздания. История философии нако­пила богатый арсенал философских категорий, в которых отражается мир (категории "материя", "пространство", "время" и др.) и человек ("индивид", "личность", "свобода" и др.), отношения между ними ("по­знание", "практика", "техника" и другие). Категории — это не толь­ко орудия философского исследования, но и основная форма сушествования философского знания, основа ее языка. В философском по­знании широко применяются такие средства, как умозрение, дискус­сия, интерпретация текстов, мысленный эксперимент, интеллектуаль­ная интуиция, метафора, исповедь, сомнение и другие. Внутренним же стержнем философского познания является, как было подчеркнуто выше, понятийное мышление, которое воплощается в форме категорий.

Философское знание всегда несет на себе печать личности мысли­теля, его жизненного пути и судьбы. В этом смысле, например, фило­софия Аристотеля, конечно же, отличается от философии Вольтера, а творчество К. Маркса совсем не похоже на творчество Платона. Не приходится удивляться, что философия в обществе не является един­ственной (разные течения, школы), хотя она и едина (как форма куль­туры). Являя собой "дело свободного мышления", как ее характери­зовал В. С. Соловьев, она несет в себе личностное отношение мыслите­ля к рассматриваемым проблемам (особенно это касается проблем об­щественной жизни). Эта особенность философского знания является одной из предпосылок огромного разнообразия в философии направ­лений и течений, школ и учений, идей. Образно философию можно представить в виде пышного букета разных цветов. Она всегда окра­шена в эмоции и страсти живых мыслителей, которые выражают че­рез нее свое мироощущение и миропонимание, отношение к окружа­ющему миру. Философская мысль общества — это всегда огромный, полноводный и глубокий океан мысли.

Философия органично вплетена в ткань человеческого общества и испытывает на себе большое и разноплановое воздействие со сторо­ны последнего. В наибольшей степени на философскую мысль влия­ют социальные процессы, общественный и политический строй, го­сударство, формы познания (наука, религия, искусство и др.). В этом смысле философия — это "дочь" исторического времени, эпохи. Не будет ошибкой подчеркнуть, что философия —это также и "дочь" де­мократии, ведь при отсутствии демократии с ее духом свободы чело­века философское творчество просто не сможет существовать. Со сво­ей стороны, философия сама активно влияет на исторический про­цесс — своими передовыми идеями, постановкой и осмыслением на­зревших социальных и иных проблем. Известно ведь, что крупнейшие революции в истории человечества — Великая французская и Великая октябрьская в России, все они вначале вызревали в головах людей в виде передовых мыслей, а уж затем осуществлялись практически.

Влияние философии на культуру человека и общества проявляет­ся еще и в том, что через постановку и осмысление мировоззренческих вопросов философия проникает в различные сферы познавательной деятельности и "присутствует" там. Философское содержание имеет­ся в мифах и религии, в научных текстах и формах народной мудрости (афоризмы, пословицы и др.), в различных видах искусства, в публицистике. По сути дела, есть все основания говорить о "везде-сущности" философии, о ее бытовании (существовании, присутствии) во всем содержании познавательной деятельности человека. Вот по­чему является верным тезис о том, что философия — это ядро, сердце­вина духовной культуры человека и общества.

Какую же роль играет философия в жизни человека и общества? Ответ на этот вопрос требует раскрытия социокультурных функций философского знания. Ведя речь о них, подчеркнем, что философия многофункциональна в силу своей органичной включенности в ду­ховную жизнь и культуру общества, в социальный процесс. Сово­купность функций философского знания можно обозначить поняти­ем миссии философии.

Философия, будучи развивающейся системой теоретического зна­ния, выполняет, в первую очередь, мировоззренческую функцию. Задача философии заключается, прежде всего, в том, чтобы, говоря словами Г.Гегеля, "постичь то, что есть" и сформировать целостную картину мира и бытия человека в нем. В этом и заключается основная, или "ге­неральная" функция философского знания в рамках всей его истории. Эта функция проявляет себя при решении философских вопросов в рам­ках всех областей философствования (онтология, гносеология, антро­пология и другие). Образно говоря, философия — это свет, призванный помочь человеку рассеивать мрак окружающего мира.

В своем исходном определении философия была определена нами как особого рода, предельно обобщенное мировоззрение, и, стало быть, она является картиной мира и бытия человека в нем. Но по­скольку по природе своей философия рационалистична (опирается на знания и логическую аргументацию), то она была определена нами и как теория всеобщего (оснований и свойств, принципов мироздания, его свойств и законов). В качестве теории всеобщего философия имеет прямое отношение к мировоззрению человека и общества. Дело в том, что называвшиеся нами формы мировоззрения (мифологическое и ре­лигиозное, художественное, научное и обыденное) в "чистом" виде нигде не встречаются. Поэтому надо вести речь об их взаимодействии, пересечении и сложном, противоречивом мировоззренческом синте­зе, в рамках которого философское знание стремится занять и освоить свою собственную нишу. Как же соотносятся философия (как система знаний) и мировоззрение?

Первое. Мировоззрение вбирает в себя весь опыт познания челове­ком окружающего мира. Философия же, как форма познания, ориенти­рована на раскрытие наиболее общих (коренных) принципов устрой­ства этого мира и важнейших его характеристик, определяет методы познавательной и практической деятельности человека. Она не стре мится да и не в состоянии ответить на все познавательные вопросы-Своими средствами философия решает лишь наиболее общие (миро-я воззренческие) вопросы. К числу таковых относятся, прежде всего, воп-я росы о том, что есть мир, что есть человек и т.п. На частные же вопро-Д сы типа "Какова скорость света?", "Какой состав у воды?" ответы даютд соответствующие науки — физика, химия, иные источники знаний. |

Второе. С помощью философии мировоззрение достигает высокой' степени упорядоченности, теоретичности и обобщенности. Со своей;

стороны, крупные открытия и повороты в развитии научного знания— приводили, как правило, и к смене сложившихся философских представ-Я лений о мире. Так было, например, в связи с появлением теорий Н.Ко­перника, Ч.Дарвина, А.Эйнштейна и других известных ученых. |

Третье. Развитое, богатое по своему содержанию мировоззрение] стимулирует и облегчает постановку и осмысление человеком философских вопросов. Это становится возможным благодаря самым разнообразным знаниям о мире, которые обретает человек по мере фор­мирования собственного мировоззрения.

Четвертое. Философия нередко определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например, в эпоху Возрождения оно было антропоцентристским, в связи с активным осмыслением в фило­софии и культуре феномена человека. Идея человека, как некоего цен­тра мироздания, пронизывала собой не только передовую философс­кую мысль того времени, но и иные формы общественного сознания.

Пятое. Мировоззрение и философию объединяет постановка и решение проблемы человека в различных ее аспектах. Мировоззре­ние включает в себя различные сведения о человеке, почерпнутые из;

многих источников — из религии, из обыденного познания, из на­уки и т.д. Философия же решает эту проблему в самой общей форме, отвечая, прежде всего, на вопросы о том, что такое человек, каково его место в мире, для чего он живет.

В развитых мировоззренческих системах философия, как прави­ло, является основным интегрирующим началом. Без нее нет и не мо­жет быть завершенного, "достроенного" мировоззрения. Вот почему | принято считать, что философия является теоретическим стержнем мировоззрения. Во многом благодаря этому и существует ее особая роль в духовном опыте человека и общества.

Раскрывая миссию философии, отметим, что ей присуща и методо­логическая, или поисковая функция. Философия формулирует исходные I принципы (правила, подходы) познания для всего комплекса частных наук. Это, например, принцип единства и развития окружающего мира, принцип неисчерпаемости познания, принцип творческой свободы че­ловека и многие другие. Данные подходы реализуются в различных фор­мах познания (искусство, наука) и в практической деятельности.

Функция социальной критики означает, что философия дает оцен­ку сущего, т.е. имеющегося в обществе порядка вещей (политический строй, мораль и т.д.) с точки зрения их соответствия идеалу. Этой тра­диции был привержен еще Сократ, погибший в тюрьме от преследо­ваний со стороны властей. Говоря о данной функции, уместно напом­нить о наличии большого потенциала социальной критики в класси­ческой марксистской философии. Размышляя о социальной критике, Н.К.Мамардашвили подчеркивал, что, в отличие от религии, филосо­фия не может останавливаться на состояниях почтения и послушания, преклонении перед авторитетами, ибо это противоречит ее природе.

Конструктивная функция философии означает ее способность формулировать то, что в будущем должно прийти на смену старому порядку в обществе. Н.А.Заболоцкий сказал об этом образным язы­ком поэзии:

Мир должен быть иным, Мир должен быть круглей, Величественнее, чище. справедливей, Мир должен быть разумней и счастливей, Чем раньше был и чем он есть сейчас.

Философия стремится предвосхитить наступление грядущего, и эту роль выполняет в ней футурология как учение о будущем.

Философии присуща также и идеологическая функция, которая оз­начает участие философии в выработке идеологии как системы взгля­дов, ценностей и идеалов той или иной социальной группы. Идеология отражает потребности и интересы больших социальных групп и слу­жит для них программой и ориентиром практической деятельности.

Функция отражения (обобщения) культуры означает, что фило­софия является стержнем ("душой") духовной жизни общества. Она улавливает и формулирует наиболее типичные и значимые идеи и умо­настроения, идеалы своего общества. В этих целях она опирается на все иные области духовной культуры общества и как бы "присутству­ет" в них изнутри.

Кроме названных выше, философия выполняет также и интеллек­туальную функцию. Поскольку философия является синтезом совокуп­ного знания человечества, то ее изучение (особенно это относится к истории философской мысли) есть прямой путь к развитию у челове­ка способности к теоретическому мышлению. Через философию пере­даются познавательный опыт и образцы (формы, способы) мышле­ния от поколения к поколению. Как писал П.Л.Лавров, философство­вать — означает развивать в себе человека как единое, стройное су­щество. Р.Декарт подчеркивал, что философия отличает нас от дика­рей и варваров, и каждый народ тем более гражданственен и образо­ван, чем лучше в нем философствуют. В этом смысле философия выполняет интелектуальную функцию, помогая человеку войти в мир культуры и освоить его.

Ведя речь о миссии философии в жизни человека и общества, нельз» применять к философскому знанию так называемый утилитарный подход и искать в нем некую "пользу". В отличие от предметов до­машней утвари и иных вещей духовная культура ведь не несет в себе непосредственной практической пользы. Роль философии вернее все­го будет сравнивать с ролью серьезного искусства. В самом деле, мож­но ли вести речь о "пользе" музыки Моцарта? картин Рафаэля? книг Л.Н. Толстого? По-видимому, в данном случае требуются иные мерки и оценки.

Известно, что искусство развивает у человека чувственность и образное (художественное) мышление. Философия же формирует ин­теллект, развивает способность к теоретическому, понятийному в своей основе мышлению. Искусство учит находить прекрасное в жизни, а философия научает мыслить свободно и критически. Искусство помо­гает человеку рождать фантазии, а философия — делать высокие обоб­щения. Вот почему она есть, по словам И.Канта, "законодатель чело­веческого разума".

Кратко говоря, философия развивает у человека способность к теоретическому мышлению и формированию собственного мировоззре­ния. Она является искусством мышления, которое призвано помочь человеку обрести мудрость ("добрый разум") как важную интеллек­туальную характеристику. Подлинная же мудрость состоит в том, что­бы, говоря словами Гераклита, "говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно ней". Мудрость — это знание вечных истин, которые необходимы человеку в его жизненном пути. Мудрым является тот, кто не только правильно мыслит, но и так же правильно поступает в жизни.

Такова, если говорить кратко, миссия философии, т.е. ее социо-культурное значение — быть особого рода мировоззрением, которое интегрировано в ткань духовной жизни и культуры человека и обще­ства. В связи с этим будет уместным заметить, что философская куль­тура человека означает приобщенность к философии как специфичес­кой форме знаний о мире и бытии человека в нем, способность приме­нять философские знания в своей духовно-практической деятельнос­ти. Философская культура — это не только умение формулировать мировоззренческие вопросы и находить ответы на них, но и особого рода ("по-философски") мироощущение и мировосприятие. Мыслить по-философски означает воспринимать мир как единое, многоликое и живое целое, а себя — как частицу этого великого целого, активного созерцателя и соучастника миротворения.

Итак, философия — это древнее и многомерное явление духов­ной жизни и культуры человечества. Ее специфика и особая роль в лсизни человека и общества требуют серьезного и вдумчивого от­ношения к ней. Философия — это гармоничное единство Истины, Добра и Красоты, сердцевина духовной культуры человечества.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1188 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2503 - | 2301 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.