Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мировоззрение как феномен духовно-практи­ческой жизни человека и общества. Формы и типы мировоззрения




На вопрос "Что такое философия?" фазу ответить непросто, ведь речь идет об очень сложном, многогранном явлении духовной жизни человека и общества. Развернутый ответ на него можно получить лишь после изучения курса философии и большой самостоятельной рабо­ты. Философия — это особого рода мировоззрение, стремящее­ся к формированию рациональной и предельно обобщенной кар­тины мира и бытия (существования) человека в нем. Предлага­емое нами определение можно взять в качестве исходного и "рабоче­го". не забывая, впрочем, о том, что любые дефиниции всегда услов­ны, приблизительны, и поэтому нуждаются в развертывании и дета­лизации. Мы будем это делать, опираясь, в первую очередь, на поня­тие "мировоззрение", поскольку оно непосредственно относится к познавательной деятельности человека и его духовно-практическому

опыту.

* * *

Мировоззрение ("взгляд на мир"*) представляет собой очень слож­ный и богатый пласт духовного мира человека. Оно не исчерпыва­ется лишь знаниями и сведениями об окружающем мире. Мировоз­зрение — это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. Это убеждения и идеалы, принципы познания и прак­тической деятельности, ценностные ориентации и устремления людей. Кратко говоря, мировоззрение представляет собой образ мира, форми­руемый субъектом познания и практики (индивид, социальная группа, общество в целом). Оно является необходимой основой жизненной по­зиции человека и его бытия в мире.

Очевидно, что мировоззрение не сводится только к знаниям и пред­ставлениям человека об окружающем мире и о самом себе. Это ведь не только картина мира, но и формирующееся на ее основе отно­шение к миру, — заинтересованное или же безразличное, доброе или злое и т.д. и т.п. Мировоззрение человека не сможет сформироваться вне его духовно-практической деятельности, развития науки и техни­ки, влияния культурной среды. Без мировоззрения человек еще не стал человеком, и действовать в свой жизни он наверняка будет методом "проб и ошибок", т.е. неосознанно, вслепую. Следовательно, миро­воззрение — это не только совокупный результат, итог, но и необхо­димое условие для деятельности человека, ориентации во внешнем мире и изменения его. Без мировоззрения человек не сможет стать лич­ностью, т.е. социальным, культурным существом.

Субъектом (носителем) мировоззрения является, в первую очередь, мыслящий индивид, отдельный человек. Оно у него всегда неповторимо, так как у любого человека имеется свой жизненный опыт и знания об окружающем мире. Мировоззрением обладают и большие социальные группы людей (классы, слои и т.д.). В таком случае речь идет о типич­ных для этих групп взглядах и представлениях, оценках, идеалах. Зна­комство с художественной литературой дает нам представление, например, о мировоззрении русской интеллигенции второй половины XIX века (роман И. С. Тургенева* "Отцы и дети", роман Н.Г. Чернышевско­го "Что делать?" и другие произведения). Социологи исследуют ми­ровоззрение современной молодежи, политических элит. Существует и мировоззрение исторически конкретного общества, т.е. устоявшиеся и наиболее распространенные в нем идеи, взгляды на мир и человека, духовные ценности. Это, например, мировоззрение античного обще­ства (Древняя Греция и Рим), мировоззрение эпохи Возрождения и т.д.

Что касается структуры мировоззрения (индивида), то она вклю­чает в себя, прежде всего, знания. Они являются исходным началом, "клеточкой" мировоззрения. Знания бывают обыденными ("житейс­кими") и научными. Если нет знаний, то нет, разумеется, и мировоз­зрения. Однако, в мировоззрение влючаются не все знания, а лишь те, которые наиболее нужны человеку для объяснения мира и ориента­ции в нем.

Твердая уверенность человека в истинности своих знаний и пред­ставлений, в правоте своей жизненной позиции означает наличие в мировоззрении убеждений. Они являются важным показателем соци­альной и культурной зрелости человека, сформированности его как личности. Разумеется, прочность убеждений отнюдь не означает, что они не могут уточняться и изменяться под влиянием новых знаний и фактов, жизненных обстоятельств.

Мировоззрение включает в себя и идеал — мысленный образ со­вершенного и потому желанного будущего, которое выражает выс­шие устремления человека, цели и программы его действий. Нередко ради идеала люди отказывают себе во многом, сознательно идут на жертвы и лишения, как это делал, например, герой романа Н.А.Ост­ровского "Как закалялась сталь" Павел Корчагин. Впрочем, существу­ют не только высокие, но и низменные, реакционные и иные (в том числе и утопические) идеалы. Русский писатель А.М.Горький заметил в связи с этим, что когда-то природа лишила человека возможности передвигаться на четвереньках, но зато вручила ему в качестве посоха идеал как духовную опору и ориентир в жизни.

Специфическим духовным состоянием человека, которое форми­руется на основе мировоззрения, является вера (рациональная или же иррациональная) — психологическая установка на восприятие вообра­жаемой реальности как якобы действительно существующей. Рацио­нальная ("интеллектуальная") вера основана на знаниях и фактах (на­пример, вера в наступление весны), а иррациональная — на домыслах, фантазиях и догмах. С мировоззрением человека сопряжена надеж­да — единство знания и веры, радостное ожидание какого-то события или результата. Духовный мир человека излучает из себя и любовь, под которой понимается доброе и бескорыстное отношение к окружающе­му миру и людям, стремление человека к подлинно совершенному.

Мировоззрение индивида обусловливает и его принципы, т.е. важ­нейшие идеи и правила, которыми следует руководствоваться в жизни (например — "не укради", "не навреди природе" и т.п.). Большую роль в жизнедеятельности человека играют также его духовные ценности — идеи и понятия, с помощью которых люди определяют предметы, про­цессы и явления мира как положительные или отрицательные для них (добро и зло, прекрасное и безобразное и т.д.).

Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что мировоззре-^, ние человека как бы трехслойно в смысле своего содержания. Оно включает в себя мироощущение (чувственно-эмоциональная сторона мировоззрения), мировосприятие (целостный образ мира) и миропони-мание (рациональное истолкование мира). Мировоззрение—это при­нятие или же неприятие мира человеком, формирование образа этого мира и постижение мира средствами познающего ума. На основе ми­ровоззрения складываются различные формы отношения человека к окружающему миру — познавательное, ценностное, художественно-эстетическое, нравственное и предметно-практическое.

В своей действительности мировоззрение может быть как науч­ным, так и ненаучным, прогрессивным или же консервативным, оптимистическим или пессимистическим, обретать какой-нибудь иной вид. Кроме того, в каждую историческую эпоху формируется и существует господствующая форма мировоззрения. Например, в Древ­нем мире таковым была мифология, в средние века доминировало религиозное, а в Новое время стало быстро набирать силу и укреп­лять свои позиции научное мировоззрение.

С точки зрения своего идейного содержания, мировоззрение все­гда многогранно, и поэтому в нем можно выделить ряд сторон. На­пример, в научном мировоззрении особую роль всегда играют знания о природной среде, ее строении и формах существования, законах раз­вития и функционирования. Экономическая сторона мировоззрения предполагает знания людей об экономике общества, о роли труда и техники, рынка, денег. Социально-политический аспект касается от­ношений между большими социальными группами (классы, нации) в политической жизни общества. Существуют также нравственный и эстетический, правовой, исторический, экологический и иные сторо­ны, грани мировоззрения. В целом же мировоззрение выполняет, преж­де всего, функцию познания человеком окружающего мира и ориента­ции в нем. В этом и состоит основная роль мировоззрения, вытекаю­щая из его сущности как духовного феномена.

Мировоззрение имеет не только различные типы (сложившиеся мировоззренческие системы) и стороны своего содержания. Оно все­гда существует в разных формах, которые различаются своеобразным восприятием и истолкованием окружающего мира и человека. Назо­вем и подробнее охарактеризуем эти формы, определим специфику и место философского мировоззрения.

Что касается мифологического мировоззрения, то в его основе ле­жит фантазия, вымысел. Немецкий философ Г.Гегель замечал, что пер­вые мифы были проявлением бессилия разума перед окружающим миром. Мифотворчество возникло в глубокой древности и несло в себе наивное повествование о происхождении и судьбах мира, о борь-*бе стихий и противоположных начал в нем. Например, в древнегре­ческой мифологии полагалось, что мир якобы возник из Хаоса. Затем появились Земля, День и Ночь, боги (всемогущие существа) — Зевс, Посейдон, Аид и другие, а сам мир стал ареной их деятельности и со­перничества. Мифы выразили сознание эпохи "детства человечества", и, по сути дела, были эмоционально-образным мировоззрением лю­дей того времени.

В отличие от мифологического, религиозное мировоззрение своим основным признаком имеет веру в сверхъестественную силу (Бог) и ритуальное поклонение ему. Оно возникло в глубокой древности как выражение социальной и интеллектуальной слабости и уязвимости человека, его подавленности природными и общественными силами. В основе религии лежит догма (непререкаемое положение) о сотво-ренности мира и человека Богом. Поэтому ее называют иногда дог­матическим мировоззрением, которое существует в различных вари­антах (ислам, буддизм, христианство и другие религии мира).

Специфическим способом духовного освоения человеком мира яв­ляется художественное мировоззрение, которое "присутствует" в раз­личных видах искусства (литература, живопись, танец и др.) и формах народного фольклора. В основе этого мировоззрения лежит художе­ственный образ как единство эмоционального и рационального, инди­видуального и типического начал.

Обыденное ("житейское") мировоззрение формируется и существует на почве простейших знаний и представлений человека об окружающем мире. В нем воплощается личный опыт людей, непосредственные усло­вия их жизнедеятельности. Обыденное, или "повседневное" мировоззре­ние имеет тесную связь с формами народной мудрости (приметы, сказа­ния, афоризмы и др.), в которых аккумулируется совокупный познава­тельный опыт человечества.

Большой вес в современном обществе имеет научное мировоззре­ние, основой которого являются достоверные (истинные) знания че­ловека о внешнем мире и самом себе. Научное знание — это выраже­ние и олицетворение познавательной мощи и социальной силы человека. Для него не существует чудес, а есть лишь пока еще непоз­нанные явления и процессы. По своей сути наука является словно бы "расколдовыванием" мира, поэтому она всегда была надежной опо­рой и союзницей для ряда школ и течений в философии. Зачатки на­уки ("преднаука") возникли еще в Древнем мире, а систематическая наука сформировалась в Новое время, оказав в последующем колос­сальное влияние на ход человеческой истории, — как умственной,

так и социальной.

Что касается философии, то она, как уже нами отмечалось, является специфической формой мировоззрения и сферой духовной деятельности. Она возникла и сформировалась на пересечении названных выше пяти форм мировоззрения, в которых воплощены те или иные "сгустки" духовного опыта человечества. Философия выросла из них как из своих источников, но в последующем не утратила органической связи с ними. Она родилась из потребности систематизировать и обобщить весь опыт познания мира человеком, сформировать целостную теоретическую картину мира и бы­тия человека в нем. Наличие всесторонних и богатых связей философии с духовным опытом человека и общества дает основание говорить о том, что философия — это многогранное явление, которое требует различных определений —как формы мировоззрения, как формы познания и как фор­мы общественного сознания.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2057 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2480 - | 2215 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.