Книга Судей Израилевых
1:1,2. Вопрошание Господа. Прежде чем начать какую-либо военную операцию, на древнем Ближнем Востоке было принято осведомляться о воле богов и заручаться их поддержкой (см.: 20:18). Например, одна ассирийская царская надпись гласит, что война произошла «по повелению бога Ашшура». Для того чтобы выяснить характер божественного повеления, использовались самые разнообразные способы гадания: исследование внутренностей животных, бросание жребия, наблюдение за полетом птиц или формой облаков и т. п. Ответ божества, или оракул, определял, следует ли проводить сражение в тот же день и какой тактики необходимо придерживаться.
1:3. Территория Симеона и Иуды. Удел, полученный Симеоном в Нав. 19:1-9, находился в южной части Палестины «среди удела» Иуды. В данном эпизоде разделение этих колен логически оправдано. Но в конечном счете Симеон был поглощен более сильным и многочисленным коленом Иуды. Таким образом, предложенная Иудой помощь в завоевании их общего удела положила начало исчезновению Симеона как самостоятельного колена.
1:4. Везек. Место битвы, в которой Иуда и Симеон нанесли поражение хананеям и ферезееям, возглавляемым Адони-Везеком. Географические сведения здесь не приводятся, но название этого места встречается в рассказе о Сауле (1 Цар. 11:8-11), откуда следует, что это была открытая равнина, подходящая для проведения смотра войск, не более чем в 12 милях к юго-западу от Иависа Галаадского (El Maklub). Исследования горной местности между Сихемом и Иорданской долиной позволяют локализовать древний Везек в Khirbet Salhab, где обнаружены остатки поселения железного века.
1:6. Отсечение больших пальцев рук и ног. Как и в 1 Цар. 11:2, увечье наносилось для того, чтобы унизить пленников и исключить возможность их возвращения в строй. Воинам, неуверенно стоящим на ногах и неспособным держать меч, копье или лук, оставалось только молить о пощаде. Такие изувеченные пленники изображены на рельефах времен Салманасара III (IX в. до н. э.).
1:7. Собирание крошек под столом. Победитель, демонстрируя свое могущество, нередко выставлял напоказ пленников, которые, как собаки, подбирали объедки под столом (угаритская параллель — обращение бога Эла с враждебными богами). По иронии судьбы Адони-Везеку пришлось испытать такое же унижение, какому он сам подвергал прежде семьдесят царей.
1:7,8. Иерусалим. Вопреки сообщению о захвате и сожжении Иерусалима в этом фрагменте, все остальные упоминания этого города и его жителей, иевусеев, в рассказе о заселении Ханаана израильтянами указывают на то, что ни Иуде (Нав. 15:63), ни Вениамину (Суд. 1:21) не удалось захватить Иерусалим. В Суд. 19:10-12 он все еще считается «городом иноплеменников». Скудость археологических данных об этом периоде (лакуна и значительные разрушения в слоях, относящихся ко времени нашествия «народов моря») оставляет многие вопросы без ответа. Некоторые комментаторы полагают, что Иуда захватил и предал огню неукрепленные участки города, но эту гипотезу невозможно доказать. Честь окончательного завоевания Иерусалима принадлежит Давиду, который превратил его в свою столицу (2 Цар. 5:6-10).
1:9. География. Как явствует из этого стиха, израильтяне двигались в южном и юго-западном направлении: к Хеврону и северной окраине пустыни Негев, затем к Шфеле и прибрежной равнине филистимлян. Отсюда следует, что они намеревались завоевать как можно большую территорию, выделенную Иуде (Нав. 15:1-12,21-63) и Халеву (15:13—19).
1:10. Хеврон. Хеврон расположен у горы ег-Rumeidah, в 23 милях к северо-востоку от Беэршивы и в 19 милях к югу от Иерусалима, на пересечении дорог, ведущих в Шфелу и Негев. Старое название города, Кириаф-Арба (см.: Быт. 23:2;Неем. 11:25), напоминает о том времени, когда он был клановым центром енакимов (Нав. 14:15; 15:13). Дополнительную информацию см. в коммент, к Нав. 10:3.
1:11. Давир. Расположенный к юго-западу от Хеврона на южной окраине Иудейских гор, в начале железного века Давир, очевидно, служил пограничной заставой вторгшихся в Палестину «народов моря» (если енакимы в Нав. 11 не были хананеями). См. коммент. к Нав. 10:3,38,39 и 11:21.
1:12. Дочь в награду. Хотя это было нечастым явлением, мысль о повышении статуса посредством заключения брака, невозможного в иных обстоятельствах, казалась некоторым честолюбивым воинам привлекательной. Так, например, Давид женился на дочери Саула, которую царь обещал отдать тому, кто победит Голиафа (1 Цар. 17:25). Как и в эпизоде с Голиафом, предстоящее боевое задание было трудным и опасным, и обещание столь необычной награды должно было воодушевить героя. Как родственник Халева Гофониил и без того имел высокий социальный статус, но, очевидно, хотел добиться большего.
1:15. Источники верхние и источники нижние. Так могли называться источники воды, доступ к которым получали при помощи незначительного углубления русла пересыхающих рек (вади) или рытья глубоких колодцев в тех местах, где уровень фунтовых вод был ниже. Очевидно, эти источники находились в Негеве, но где именно — неизвестно.
1:16. Кенеи. Кенеи — одно из племен, обитавших в пустынных районах Синайского полуострова и на южных окраинах Негева вплоть до залива Акаба (Быт. 15:19; 1 Цар. 27:10; 30:29; 1 Пар. 2:55). Учитывая размещение стоянки Хевера вСуд. 4:11, можно предположить, что кенеи распространились на север до Изреельской долины. Их связь с Моисеем и Иофором восходит к Исх. 3:1. Они были пастухами (Суд. 5:24-27), вожатыми караванов и странствующими кузнецами. Об этой последней особенности свидетельствует само их название, означающее «кузнецы». См. коммент. к Чис. 24:21,22.
1:16. Город Пальм. Судя по приведенному здесь описанию, связанному с упоминанием города Пальм в 3:13, речь идет об Иерихоне, древнем городе-оазисе, расположенном всего в 6 милях к северо-западу от Мертвого моря (Tell es-Sultan). Оазис обязан своим плодородием источникам Айн-эс-Султан и Айн-Дук. Древнейшее поселение возникло здесь в мезолитическую эпоху (9000—8700 гг. до н. э.)., и постепенно значение города настолько возросло, что в период ранней бронзы III (2700 г. до н. э.) он был обнесен крепостными стенами из кирпича. Вторжения завоевателей приводили к тому, что временами жизнь в городе прекращалась (в конце периода ранней бронзы III, 2500 г. до н. э., и в начале периода поздней бронзы Ib, 1350 г. до н. э.). Вероятно, в период судей это малонаселенное место служило пограничной заставой или стоянкой для караванов. Иерихон был восстановлен только в IX в. до н. э. (3 Цар. 16:34).
1:16. Арад. Заселение Телль-Арада, расположенного в долине Беэршивы, в 20 милях к югу от Хеврона, началось в период халколита. Благодаря контактам с Египтом, Нижний город, построенный вокруг естественной котловины с водой, на протяжении периода ранней бронзы расширялся и процветал. Верхний город вырос на близлежащем холме на протяжении железного века. Возможно, он был населен кенеями (см.: 1 Цар. 27:10). Расположенный на месте древнего Арада курган насчитывает семь слоев железного века, в том числе крепость и храмовый комплекс, построенные в X в. до н. э.
1:17. (Цефаф) Хорма. См. коммент. к Чис. 21 и Нав. 12:14.
1:18. Газа. Расположенная в юго-западной части прибрежной равнины на важном международном пути («дороге филистимской» или «приморском пути», Via Maris), Газа (Tell Harube) в 1550— 1150 гг. до н. э. была египетским административным центром. Она упоминается в анналах фараона Тутмоса III и в амарнских текстах. После вторжения «народов моря» Газа становится важнейшим из пяти филистимских городов и фигурирует в ряде столкновений этих народов с израильтянами (6:3,4; 16:1—4). Текст, касающийся взятия Газы Иудой, неясен. Септуагинта утверждает, что Иуда не одолел Газу, Аскалон и Экрон, и, по-видимому, это подтверждает 1:19, где говорится о том, что израильтянам не удалось завоевать города долины.
1:18. Аскалон. Расположенный в 10 милях к северу от Газы, Аскалон был одним из городов филистимского Пятиградия и крупным морским портом. Выгодное стратегическое положение привлекало к нему внимание египтян, которые стремились к господству над Ханааном и торговыми путями на север, начиная с периода средней бронзы (2000—1800 гг. до н. э.), когда название этого города впервые появилось в египетских текстах. На протяжении амарнского периода (XIV в. до н. э.) правитель Аскалона был вассалом Эхнатона, о чем свидетельствуют несколько сохранившихся писем, адресованных им этому фараону. Мернептах также упоминает Аскалон среди прочих завоеваний на своей победной стеле (1208 г. до н. э.) и изображает его захват на стенах храма в Карнаке. Хотя Аскалон был отдан во владение Иуды, этот город, как и остальные города филистимского Пятиградия, не был завоеван израильтянами.
1:18. Экрон. Выделенный Иуде (Нав. 15:45) и Дану (19:43), Экрон лежал на границе между Шфелой и центральной горной местностью. Его отождествляют с Тель-Микне (Miqne), в 20 милях к юго-западу от Иерусалима, в пограничной зоне между Филистией и Иудеей. Раскопки этого места показали, что, хотя следы заселения восходят к эпохе халколита, крупный город появился здесь только в период поздней бронзы. Найденные в этом слое скарабеи и керамика указывают на контакты с Египтом и Кипром. Резкое изменение характера материальной культуры, вызванное вторжением «народов моря» в XII в. до н. э., привело к расширению города и появлению нового населения. На протяжении 1-го тыс. до н. э., при ассирийском и вавилонском владычестве, Экрон превратился в крупный промышленный центр, специализирующийся на производстве оливкового масла. Появление Экрона в Суд. 1 указывает на значение этого филистимского города, не завоеванного израильтянами (см.: Суд. 3:1-4).
1:19. Железные колесницы. Использование железных колесниц приписывается врагам Израиля в Ханаане, особенно жителям городов долины, на всем протяжении периода завоевания (см. коммент. к Нав. 17 и Суд. 4:3). Свидетельствуя о более высоком уровне развития общества и технологии (см.: 1 Цар. 13:19-21), колесницы представляли большую угрозу успешному завершению завоевания. Собственно железа использовалось, вероятно, очень мало, но одного его вида в украшениях, креплениях или в ободьях колес было достаточно, чтобы посеять смятение в рядах врага. В этом фрагменте упоминание колесниц указывает на реалистическую оценку военной ситуации, вынуждавшей израильтян оставаться в горной местности, где использование колесниц было невозможно. Не вызывает сомнения, что силы израильтян, возглавляемые Богом-Воителем, могли бы преодолеть это затруднение (Нав. 17:18; Суд. 4:7). Однако археологические данные, равно как и признание того, что некоторые области так и не были завоеваны, указывают на то, что эта неудача была обусловлена естественными причинами. Только тогда, когда израильтяне освоили технологию обработки металла и добились военного паритета с филистимлянами, это грозное оружие перестало их пугать.
1:20. Сыны Енаковы. Енакимы принадлежали к местным жителям Ханаана времен завоевания. Занимавшие территорию вокруг Хеврона (Нав. 21:11), они славились высоким ростом (Втор. 2:10; 9:2) и вызывали страх у израильтян (Чис. 13:29,33). Их изгнание из Хеврона Халевом указывает, по меньшей мере, на один успех в деле освобождения земли Иуды от местных жителей. Возможно, впоследствии уцелевшие енакимы нашли прибежище в филистимских городах Газе, Гефе и Азоте. См. коммент. к Нав. 11:21.
1:21. Иевусеи. Упоминаемые впервые как потомки Ханаана (Быт. 10:16), иевусеи, по-видимому, не принадлежали к семитам, а, скорее, были связаны с хеттами или хурритами, появившимися в этом регионе в начале 2-го тыс. до н. э. Они жили в горной местности вдоль южной границы Вениамина (Нав. 15:8)и в городе Иевусе (Суд. 19:10,11). Иевус, в отличие от Иерусалима, не упоминается в амарнских текстах и не встречается в египетских «Текстах проклятий». Сообщение о том, что сыны Вениаминовы не смогли завоевать город, подтверждается отказом левита остановиться в «городе иноплеменников, которые не из сынов Израилевых», в 19:10—12. После того как Давид завоевал Иерусалим, иевусеи либо ассимилировались, либо, превратившись в рабов, окончательно утратили национальную самобытность.
1:22,23. Вефиль. Выгодное стратегическое положение Вефиля (совр. Бейтин) на скрещении дорог, пересекающих центральную горную местность севернее Иерусалима, не могло не привлечь внимание израильтян, равно как и последующих завоевателей, к этому городу. Упоминание сынов Иосифа (т. е. Ефрема), вероятно, указывает на возникновение новых племенных союзов после выделения Вефиля Вениамину (см.: Нав. 18:22). Роль вефильского святилища имеет в библейском повествовании давнюю историю (см. коммент. к Быт. 28:19), и раскопки обнаружили здесь культовые сооружения средней бронзы. В период разделенных царств Вефиль стал одним из двух главных культовых центров (3 Цар. 12:29-33). Из описания, отсутствующего в Книге Иисуса Навина, следует, что Вефиль был взят благодаря обнаружению потайного входа (подобного тому, что найден археологами в Рамат-Рахеле, к югу от Иерусалима). Раскопки Вефиля указывают на значительные разрушения в слое XIII в. до н. э.
1:26. Луз в земле хеттеев. «Землю хеттеев» обычно отождествляют с Сирией или Ливаном — регионами, входившими в состав Хеттского царства до вторжения «народов моря» в 1200 г. до н. э. Возможно также, что новый город Луз был построен в пределах Палестины чуть дальше к северо-западу от Вефиля (см.: Чис. 13:30; Нав. 16:2).
1:27. Бефсан. Идентифицируемый как Телль-эль-Хусн (el-Husn), Беф-Сан расположен в восточной оконечности Изреельской долины на севере Ханаана. Как и Мегиддон в западной части долины, он господствует над важной «приморской дорогой», Via Maris. Заселение этих мест началось в эпоху халколита и практически не прерывалось до настоящего времени. У подножия кургана лежит второй город, основанный в эллинистический период среди прочих городов Десятиградия и значительно выросший во времена Римской и Византийской империй (Скифополь). Раскопки показывают, что, в отличие от многих городов поздней бронзы, Беф-Сан не был разрушен «народами моря», и Рамсес III сохранял господство над этим важным торговым центром в первой половине XII в. до н. э. Саулу не удалось завоевать Беф-Сан (1 Цар. 31:10-12), и он был присоединен к территории израильтян только во времена Соломона (3 Цар. 4:12).
1:27. Фаанах. См. коммент. к Нав. 12:21.
1:27. Дор. См. коммент. к Нав. 12:23.
1:27. Ивлеам. Этот укрепленный город (Khirbet BeFameh) расположен в восточной части Изреельской долины. Перечисленный среди городов, которые не удалось завоевать колену Манассиину (Нав. 17:11,12), он тем не менее играл определенную роль в качестве форпоста израильтян в период разделенных царств (4 Цар. 9:27). Его стратегическое значение подтверждается упоминанием в перечне завоеваний Тутмоса III (XV в. до н. э.).
1:27. Мегиддон. См. коммент. к Нав. 12:21.
1:29. Газер. См. коммент. к Нав. 12:21.
1:30. Китрон. По всей вероятности, этот выделенный Завулону город находился в северо-западной части Изреельской долины. Гипотезы, приверженцы которых помещают его в долине Акко (Tell Qurdaneh и Tell el-Far) только потому, что эта местность благоприятствовала применению хананейской военной тактики, не соответствуют имеющейся на сегодняшний день информации.
1:30. Наглол. Хотя местонахождение этого города из удела Завулона точно неизвестно, иногда его отождествляют с Tell en-Nahl, в 5 милях от Средиземного моря близ Хайфы. Сходство названий и остатки материальной культуры начиная с периода ранней бронзы свидетельствуют в пользу такой идентификации, но расположение города на территории Асира порождает географическую проблему, которая пока не решена.
1:31,32. Территория Асира. См. коммент. к Нав. 19:24-31.
1:33. Вефсамис. См. коммент. к Нав. 21:16.
1:33. Бефанаф. Местонахождение этого города точно неизвестно. Наиболее вероятный претендент — Safed el-Battikh в Верхней Галилее. Если Бефанаф лежал на пути из Асора в Тир, то, возможно, он упоминается в египетских анналах Тутмоса III, Сети I и Рамсеса II.
1:34—36. Аморреи. См. информацию об этом народе в Чис. 21:21. Аморреи, создавшие высокую цивилизацию Вавилона Хаммурапи и сохранившие свою национальную идентичность (по меньшей мере, в некоторых регионах) до начала железного века, пожалуй, оказали наиболее значительное влияние на культуру и язык Месопотамии, Сирии и Палестины.
1:35. Гора Херес. «Гора солнца» часто отождествляется с Беф-Шемешем (см.: Нав. 21:16) или Ир-Шемешем (Нав. 19:41). Полной определенности, однако, нет, и с этим местом можно отождествить несколько селений к юго-востоку от Аиалона. Будучи частью Данова удела, Херес, вероятно, находился в юго-восточной части Аиалонской долины.
1:35. Аиалон. Город, предназначенный Дану (Нав. 19:42), вероятно, можно отождествить с Yalo, расположенным в 5 милях к востоку от Газера в западной части Аиалонской долины. Важность стратегического положения Аиалона на главном пути в горную местность подтверждается его упоминанием в амарнских текстах и в рассказе о войне Саула с филистимлянами (1 Цар. 14:31).
1:35. Шаалвим. Город на территории Дана (Нав. 19:42) отождествляют с Селбитом, в 3 милях к северо-западу от Аиалона. Позднее он вошел в состав второго административного округа Соломона (3 Цар. 4:9) и, возможно, как и Аиалон, служил крепостью, охранявшей проход через Аиалонскую долину.
1:36. Возвышенность Акравим («скорпионов»). Так назывался проход у юго-западных берегов Мертвого моря (Neqb es-Safa), которым, возможно, впервые воспользовались египтяне, направляясь к медным рудникам в районе Аравы и Элафа (см.: Чис. 34:4; Нав. 15:3).
1:36. Села. Хотя местонахождение Селы точно неизвестно, упоминание в связи с возвышенностью Акварим позволяет поместить ее на юго-западе Мертвого моря. Из-за названия, означающего «скала», некоторые комментаторы отождествляют ее либо с Петрой, набатейским скальным городом, либо с современной Селой, в 2 милях к северо-западу от Босры. Тем не менее раскопки не обнаружили ни в одном из этих городов материалов, датируемых более ранним, чем IX в. до н. э., временем.
2:1—5. Бохим. Это место получило название в память о плаче израильтян в ответ на упреки ангела Господня. Его местонахождение точно неизвестно, но из текста явствует, что дело происходило недалеко от Галгала, к западу от Иордана.
Воздвижение судей
2:9. Фамнаф-Сараи. См. коммент. к Нав. 19:50.
2:9. Гора Гааш. Определить гору, ассоциирующуюся с уделом Иисуса Навина, не удалось. Вероятно, это одна из гор хребта, протянувшегося на 15—20 миль к юго-западу от Сихема на территории Ефрема. Точную идентификацию затрудняет горный рельеф этого региона (см.: 2 Цар. 23:30).
2 — 13. Ваалы. Использование формы множественного числа не указывает здесь на многочисленность различных хананейских богов, именуемых Ваалами. Скорее, это определение относится к различным проявлениям одного и того же бога бури и плодородия — Ваала. Считалось, что боги связаны с определенными местностями («высотами», святилищами, городами). По-видимому, подобные представления распространялись и на Яхве (Вефиль, Иерусалим и Силом ассоциируются с именем и пребыванием Бога). «Ваал», что означает «господин», встречается как имя божества уже в XVIII в. до н. э. в аморрейских личных именах из Мари. Начиная примерно с XIV в. до н. э. египтяне называли Ваалом бога бури и дождя. Это имя встречается в текстах из Алалаха, Амарны и Угарита как личное имя бога бури, Адада. Ваал был богом плодородия, умирающим зимой и воскресающим весной. В угаритских мифах большое место занимает борьба Ваала с Йамму (богом моря) и Мотом (богом смерти). Супругой Ваала была богиня Анат.
2:13. Астарты. Форма множественного числа имени Астарты, супруги Ваала в хананейском пантеоне, указывает на многообразие ее локальных проявлений. Эта богиня плодородия была в то же время богиней войны. В единственном числе это имя встречается только в 3 Цар. 11 и 4 Цар. 23:13, где оно относится к главной богине финикийского города Сидона. Фактически, в угаритских и финикийских текстах упоминается несколько богинь, считавшихся супругами Ваала (Анат, Ашерту, Ашера и др.). Возможно, популярность Астарты у хананеев объясняется соединением в ее образе привлекательных черт многих других богинь. Культ Астарты существовал также в Египте периода Нового царства (вероятно, благодаря расширению связей с Ханааном) и в Месопотамии.
2:11—19. Цикличность отношений с Богом. Представление о цикличности отношений с божеством было широко распространено на древнем Ближнем Востоке. Подъемы и падения объяснялись последовательностью определенных типов поведения, вызывающих то гнев божества и неисчислимые бедствия, то благосклонность божества и возрождение страны. Подобный ход мысли наблюдается, например, в рассказе ассирийского царя Асархаддона о разрушении Вавилона (совершенном его отцом, Сеннахиримом, в VII в. до н. э.). Отличие в том, что преступления в тексте Асархаддона носили ритуальный характер и что там не появляется спаситель, хотя Асархаддон дает понять, что эту роль он отводит себе.
2:16—19. Судьи. В английском языке понятие «судья» используется для обозначения лица, поддерживающего справедливость в рамках существующей судебной системы. Древнееврейское слово, используемое в контексте этой книги, обозначает лицо, поддерживающее справедливость в интересах колен Израилевых. Справедливость такого рода достигается защитой от иноземных угнетателей. Вопросы международных отношений обычно находились в ведении царей. Судьи отличаются от царей тем, что их власть не передавалась по наследству, а вступление в должность не сопровождалось официальной церемонией. Они не опирались на государственный аппарат, не располагали регулярной армией и не взимали налоги. Фактически, судья исполнял те же функции, что и царь, не пользуясь при этом никакими царскими привилегиями. Как и цари, судьи иногда разбирали гражданские дела (см.: 4:5), но это не было их главной обязанностью. Судья не считался «главой правительства», но имел право созывать ополчение. До установления монархии ни один представитель какого-нибудь колена не мог распоряжаться другими коленами. Единственным авторитетом для израильтян был Бог. Поэтому, если судье удавалось собрать ополчение из нескольких колен, считалось, что через этого судью действует Господь (см.: 6:34,35).
3:3. Пять владельцев филистимских. После вторжения «народов моря» (1200 г. до н. э.) на прибрежной равнине Ханаана обосновались филистимляне. Они владели пятью городами: Газой, Аскалоном, Азотом, Гефом и Экроном (Нав. 13:2,3). Слои разрушений, обнаруженные в раскопках Азота и Аскалона, указывают на исчезновение египетских гарнизонов примерно в 1150 г. до н. э. и заселение этой местности филистимлянами. Города-государства филистимлян были независимыми, но в отношениях с Израилем и другими государствами они часто выступали как коалиция (см.: 1 Цар. 6:16; 29:1—5). В пору наибольшего могущества филистимляне дошли на севере до Телль-Касиле (Qasile, на берегу Яркона) и на востоке до Беф-Сана, включая Изреельскую долину. Конец гегемонии филистимлян на остальной территории Палестины был положен только с установлением сильной монархии при Давиде и Соломоне.
3:3. Хананеи. См. коммент. к Быт. 15:19-21. В контексте Книги Судей «хананеи» — родовое этническое определение, используемое по отношению к четырем народам, с которыми сталкивались израильтяне в ходе завоевания (филистимляне, евеи, финикийцы [сидоняне]). По сравнению с Быт. 10:15-18 и 15:19—21, это весьма сокращенный перечень, отражающий основные политические группировки, с которыми имели дело израильтяне.
3:3. Сидоняне. Сидоняне упоминаются в Быт. 10 как потомки Ханаана. Однако в контексте периода судей это определение относится к народам Л ивана и Финикии, которые занимали территории, граничившие на севере с уделами Израилевых колен. Город-государство Сидон был крупным морским портом в 25 милях к северу от Тира, финикийского порта. Он упоминается в угаритском эпосе о Керете (1400 г. до н. э.), в амарнских текстах и в анналах Тут м оса III. Позднее между Израилем и Сидоном установились дипломатические и торговые связи (Иер. 27:3; Ис. 23:2).
3:3. Евеи. См. коммент. к Быт. 34:2.
3:3. Гора Ливан. Эти горы простираются с севера на юг более чем на 100 миль и достигают высоты более 10 тыс. футов. На западные склоны выпадает около 60 дюймов осадков в год, что создает благоприятные условия для сельского хозяйства. В древности Ливанские горы покрывали обширные кедровые леса.
3:5. Народы Ханаана. Перечень народов, с которыми пришлось соперничать Израилю, встречается с некоторыми изменениями и в других местах (см.: Быт. 15:19-21; во Втор. 7:1 упоминаются гергесеи, отсутствующие в Суд.). См. коммент. кСуд. 3 (хананеи); Быт. 23:3-20 (хеттеи); Суд. 1:34-36 и Чис. 21 (аморреи); Быт. 15 (ферезеи);Быт. 34 (евеи); Суд. 1 (иевусеи).
Гофониил
3:7. Ваалы и Астарты. Эти хананейские боги плодородия часто упоминаются вместе. Они символизируют обильные дожди и богатый урожай. См. коммент. ко 2:11—13.
3:8. Aram Naharaim (☼ в русском переводе — «Месопотамия»). Так называлось Арамейское Двуречье — область Восточной Сирии, между северным течением Евфрата и рекой Хабур, где находились города Харран и Нахор (см.:Быт. 24:10). В 1500—1350 гг. эта территория принадлежала хурритскому царству Митанни. Но оно пало под ударами хеттов, в результате чего племена хурритов рассеялись по всему сиро-палестинскому региону и Месопотамии. Имя царя, Хусарсафем, несомненно, гебраизированное, тем не менее обнаруживает сходство с типичными хурритскими именами этого периода (Kuzzari-rishti). Таким образом, первая угроза израильтянам исходила не от иноземного завоевателя, стремившегося расширить свое царство, а от лишенного земли племени, искавшего территорию, на которой можно было бы осесть.
Аод
3:12,13. Моавитяне, аммонитяне, амаликитяне. Моав и Аммон — трансиорданские царства, народы которых имели генеалогические связи с израильтянами (см.: Быт. 19:30-38). Их упоминание здесь в качестве враждебных государств, вероятно, свидетельствует об учащении пограничных конфликтов, возникающих из-за продвижения колен Израилевых на восток. Амаликитяне постоянно изображаются как заклятые враги Израиля (см.: Чис. 24:20; Втор. 25:17-19). Хотя, по некоторым сведениям, амаликитяне населяли Синайский полуостров, не исключено, что они проникли в южные районы Ханаана и в горы Самарии. В таком случае они были полезным союзником для такого захватчика, как Еглон, который возглавлял силы моавитян.
3:13. Город Пальм. Здесь, как и в Суд. 1:16, подразумевается оазис Иерихона, к северу от Мертвого моря. Это был естественный опорный пункт для любых сил, намеревающихся господствовать над Иудейской пустыней и дорогами, ведущими в центральную горную местность.
3:15. Левша. Появление здесь и в Суд. 20 левшей из колена Вениамина говорит о том, что в этом колене воинов приучали одинаково свободно владеть обеими руками. Во всяком случае, это свойство было настолько необычным, что его удалось использовать как тактический прием, позволивший Аоду пройти к Еглону со спрятанным оружием.
3:15. Дары. В древности неизбежным следствием завоевания одного государства другим было наложение дани (см.: 2 Цар. 8:2; 3 Цар. 4:21; 4 Цар. 17:3,4). Дань могла выплачиваться драгоценными металлами (в слитках или в виде ювелирных украшений), продуктами или рабочей силой. Неудивительно, что эта подрывающая экономику обязанность была чрезвычайно непопулярна и нередко давала повод к восстаниям и войнам. Тема дани всесторонне освещена в многочисленных небиблейских источниках. Например, в анналах ассирийских царей часто содержатся перечни предметов, полученных в виде дани; в надписи Салманасара III (858—824 гг. до н. э.) на «Черном обелиске» говорится о дани, выплаченной Ииуем Ассирии золотом, серебром, свинцом и красным деревом; Тиглатпаласар III (744—727 гг. до н. э.) получал от своих вассалов из Дамаска, Самарии и Тира слоновьи шкуры, слоновую кость, одежды из тонкого полотна и прочие предметы роскоши.
3:16. Меч Аода. Скорее всего, меч Аода был бронзовым. Чтобы стражники не заметили оружие, Аод сделал его коротким (всего 18 дюймов) и прямым. Эта форма позволила сделать меч обоюдоострым — в отличие от более распространенных в ту эпоху серповидных мечей, предназначенных для рубящих, а не колющих ударов. Поскольку меч должен был пронзить жертву, у него отсутствовала гарда в виде поперечины, а был только черенок или обернутая тканью поверхность для захвата. Благодаря этому меч полностью вошел в тело Еглона, не вызвав большого кровопролития. Как и многие другие детали этого рассказа, оружие было весьма необычным, использовалось левшой и предназначалось для единственной цели — политического убийства.
3:16. Препоясал к правому бедру. Будучи левшой, Аод носил меч у правого бедра, поскольку для незамедлительного приведения колющего оружия в действие оно должно находиться наискосок от рабочей руки. Большинство людей являются правшами, поэтому стражникам Еглона не могло прийти в голову, что оружие может находиться справа.
3:19. Истуканы в Галгале. Эти истуканы могли стоять на границе между владениями израильтян (Ефрема и Вениамина) и территорией вокруг Иерихона, захваченной Еглоном. Возможно, в Галгале существовало хананейское святилище, и Аод должен был приносить дань именно здесь, перед лицом богов. Однако дальнейшие события (и повторное упоминание истуканов в 3:26) указывают, что это было всего лишь то место, из которого Аод возвратился в расположение Еглона.
3:19. Тайное слово. Реакция Еглона на обещанное Аодом «тайное слово» говорит о том, что это считалось важной и ценной информацией. Очевидно Еглон надеялся услышать не донесение шпиона, а оракул от бога, иначе он не стал бы удалять из помещения своих советников. Аод подтвердил его предположение, сказав, что имеет «слово Божие» (ст. 20). После того как люди Аода выразили свою покорность Еглону, он ожидал от божественного слова обещания новых побед и поддержки свыше (в пророчестве из Мари царь получает тайное предупреждение о готовящемся перевороте). Таким образом, причиной гибели Еглона явилось его честолюбие.
3:26. Сеираф. Это место не установлено. Близость к «истуканам, которые в Галгале», указывает на область в Иорданской долине к северу от Иерихона. Собравшимся там войскам израильтян потребовалось немного времени, чтобы напасть на моавитский гарнизон в Иерихоне.
3:28. Переправа. Захват переправы (брода) через Иордан позволял контролировать продвижение войск из Трансиордании в Ханаан и обратно (см. коммент. к Нав. 2:7). План Аода заключался в том, чтобы помешать отступлению войска Еглона и не допустить подкрепление со стороны Моава. Тактика захвата переправ упоминается также в Суд. 12:5,6, где Иеффай отрезает ефремлянам путь к отступлению, и в описании Рамсесом II битвы с хеттами при Кадесе (1285 г. до н.э.).
Самегар
3:31. Самегар. Нет никаких оснований считать Самегара израильтянином или судьей. В конце XIII в. до н. э. филистимляне продвигались с севера к Египту, и египтяне, несомненно, использовали отряды наемников, чтобы остановить их. Самегар мог быть предводителем такого отряда (вероятно, хабиру; см. коммент. к Нав. 5:1). Его военное вмешательство было выгодно израильтянам не меньше, чем египтянам. Как бы то ни было, Господь использовал его как орудие спасения.
3:31. Сын Анафов. Возможно, такое именование Самегара указывает на его преданность хананейской богине войны, Анат. По всей видимости, «Самегар» — хурритское имя (хотя некоторые исследователи считают его западно-семитским и, следовательно, хананейским). Таким образом, он мог быть наемником, как Иеффай или тридцать воинов Давида (2 Цар. 23:8-39). Этот титул сопоставим с понятием Haneans, используемым в текстах из Мари для обозначения воинственных наемников из святилища Анат. Кроме того, в XIII в. до н. э. в Египте был воитель, которого называли сыном Анат, а в Палестине найден наконечник стрелы периода поздней бронзы с изображением Бен-Аната (сына Анат). Все это говорит о существовании некой воинской касты, обозначаемой этим титулом.
3:31. Филистимляне. Когда «народы моря» начали оседать в Сирии и Палестине после успешного вторжения в Восточное Средиземноморье (кроме Египта, откуда их изгнал Рамсес III), им пришлось сражаться за землю с местными жителями (см.: 3:3). Филистимляне, принадлежавшие к «народам моря», сталкивались с множеством противников, в том числе с израильтянами. В данном случае отряд из шестисот филистимлян подвергся нападению Самегара. Этот эпизод можно истолковать так, будто Самегар справился с ними в одиночку. Не исключено, однако, что он был предводителем хананейских или хурритских наемников (достаточно известным, судя по упоминанию в рассказе о Деворе в 5:6), чьи подвиги на поприще уничтожения общего врага шли на пользу израильтянам.
3:31. Воловий рожон. Слово таImad встречается только в этом рассказе. Вероятно, оно обозначает стрекало, которым пастухи погоняют скот. Снабженное металлическим наконечником, оно могло служить копьем или пикой, когда обычного оружия не было под рукой. Этот «рожон», как и прочее самодельное оружие, упоминающееся в Книге Судей, свидетельствует о примитивной в технологическом отношении культуре.