Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сексуальная революция и ее последствия




В жизни любого общества огромное значение имеет сексуаль­ное поведение, т.е. совокупность поступков, психических реак­ций, переживаний, установок, половых отношений, связанных с проявлением и удовлетворением половых влечений. В разные эпо­хи и у разных народов взгляды на сексуальные отношения замет­но менялись. Несколько десятков лет назад в Западной Европе и США произошел процесс, получивший название сексуальной революции. Спустя примерно три десятилетия эта своеобразная революция добралась и до России. Специфика сексуальной рево­люции заключается в полной раскрепощенности и независимости половых связей от семейных традиций, религиозных норм, взгля­дов общества, сложившихся в прошлом. Сексуальную револю­цию нельзя оценивать по принципу «хорошо или плохо». К ней необходимо относиться как к объективному массовому процес­су, который, несомненно, будет изменяться, эволюционировать и постепенно приведет к тому, что на некоторое время сформи­рует определенные морально-этические и правовые нормы. Эле­менты этих норм уже можно наблюдать в некоторых европейских странах, где законодательно разрешены однополые браки и се­мьи геев и лесбиянок обладают всеми гражданскими правами. Тем не менее всплеск сексуальности преимущественно в моло­дежной и подростковой среде, беспорядочные половые связи, нетрадиционный секс имеют ряд серьезных отрицательных по­следствий, которые общество не может игнорировать. Чтобы понять сущность сексуальной революции, целесообразно обра­титься к сексуальным традициям прошлого и настоящего в раз­ных культурах.

Сексуальные традиции и культура. Любой биологический вид тем жизнеспособнее, чем он более активен в различных сферах, в том числе и в репродуктивной. Человек как биологический вид полностью подчинен этой закономерности: успешное распрост­ранение вида Homo sapiens среди множества других видов объяс­няется не только умственными способностями человека, но и его способностью производить потомство. Данная способность вклю­чает в себя ярко выраженный интерес к другому полу, активное ухаживание, высокую надежность физиологических и психологи­ческих механизмов, необходимых для появления потомства, вклю-


чаЯ зачатие, вынашивание ребенка, его рождение и выхаживание, репродуктивные возможности человека значительно выше, чем этого требует повседневная жизнь. Вне конкретных социальных условий физиологические возможности позволяют женщине в сред­нем произвести на свет более 10—15 детей, возможности мужчи-ны, естественно, еще выше. Социальные условия значительно ог­раничивают реальное число детей. Таким образом, человек в боль­шинстве случаев не имеет возможности полностью реализовать свой биологический потенциал. Этой сексуальной неудовлетво­ренностью, вероятно, и объясняется интерес людей к вопросам отношений между полами, который пронизывает самые различ­ные сферы человеческой деятельности: и литературу, и искусст­во, а также обыденные разговоры людей и т.д.

В ходе развития цивилизации отчетливо проявляются ограни­чения проявлений сексуальности человека, препятствующие ее реализации на уровне физиологических возможностей. Во-первых, это возрастающая с развитием культуры избирательность в выбо­ре партнера для сексуальных отношений. Во-вторых, это возра­стающее разнообразие социальных обязанностей человека, заня­тость его в сфере материального производства и др. В-третьих, в условиях семьи появление детей ограничивает проявление сексу­альных возможностей родителей из-за разнообразных дел по ухо­ду и воспитанию. В любом случае можно говорить о наличии до­статочно большого количества факторов, препятствующих пол­ной реализации сексуальных потенций человека. К этому следует добавить ограничения профессионального или идеологического плана, например связанные с религией (принцип целебата като­лического духовенства, монашество и т.д.).

Сексуальные обычаи, установки относительно секса, партнера глубоко обусловлены спецификой каждой культуры. Исследова­ние, представляющее секс в культурах мира, требует не только изучения сексуальных потребностей, но и раскрытия сущности каждой из культур. В результате огромных социальных и культур­ных изменений меняется и образ окружающего нас мира. Знаком­ство с сексуальными обычаями, традициями, отношением к сек­су в культурах мира позволяет отойти от этноцентризма, от пер­спективы, ограниченной лишь рамками собственной культуры, обогатить наше сексуальное поведение.

Культура поведения приобретается в процессе воспитания, сознательного подражания и бессознательного усвоения. Этот про­цесс охватывает все аспекты жизни, воздействует даже на тон­чайшие оттенки поведения, установок и верований, имеет глубо­кие корни.

В сфере секса культура формирует систему ценностей, запретов и правил, а также образцов поведения, определенные модели по­лового равенства и т.д. Она регулирует сексуальное поведение, стиль


 




взаимодействия партнеров, подвергает сексуальную природу Че^ ловека определенной регуляции на благо общества, семьи, брака Распространенность патриархальных моделей отношений меле.! ду полами, доминирование мужчины в данных отношениях вос­ходит к времени первобытного общества. Тогда социальная иерар­хия определялась тем, насколько индивид был способен защи­тить племя, обеспечить его пищей. Она выдвигала на первый план такие качества, как способность предводительствовать, справляться с трудными ситуациями. Высокая оценка силы, ловкости оказы­вала влияние на поведение практически всех мужчин племени. Во враждебном окружении сильные, вооруженные мужчины стре­мились к доминированию. Появлялись соперничество и борьба внутри самой группы. Вокруг наиболее сильных личностей обра­зовывались группы и кланы. Женщины как физически менее силь­ные не принимали участия в особо значимых занятиях (охота, война). Иерархия силы определяла власть мужчины. В новой соци­альной системе, отличной от матриархата, обладание женщиной стало еще одним фактором превосходства. Чем более высокое место занимал мужчина в данной иерархии, тем большее право он имел на обладание большим числом женщин. Во время войны женщины становились предметом добычи, обмена, торговли. Они являлись своего рода материальной ценностью, над которой муж­чина имел власть. Это послужило основой для становления обы­чаев, связанных с изоляцией женщин от внешнего мира, закры­тием их лиц и т. п. В социальной иерархии, опирающейся на силу, женщина постепенно становилась вещью, предметом.

В культуре народов, живущих в районе Тихого океана, где забо­ты о физическом выживании не были первоочередной потребно­стью, положение женщины имело партнерский статус и, как след­ствие этого, мужчина высоко ценил близость с женщиной, которая сама этого желала, и не стремился добиться ее послушания силой. Специфика сексуальности человека состоит в том, что женщи­на, как и мужчина, способна к интимным отношениям с момен­та достижения половой зрелости. В этом заключается одно из от­личий человека от животных, в мире которых господствует целе­направленный, прокреативный секс, связанный с продолжением рода, и лишь у немногих животных секс не связан только с этой целью (у обезьян, дельфинов).

У человека сексуальные контакты служат в основном удовлет­ворению половых потребностей, удовольствию. У среднего семи­десятилетнего человека из около 5000 сексуальных контактов в течение его жизни не более 15 имеют своей целью продолжение рода. Другое отличительное свойство сексуальности человека — оргазм у женщины, что очень важно в сексуальных отношениях. Секс в культурах Африки. Во многих странах Африки принад­лежность к различным ветвям христианства или ислама обуслов-


пивает установки относительно секса, однако существует ряд черт, отличающих так называемую культуру Черной Африки* от других.

В представлении африканцев космос имеет мужское и женское начало. Секс как бы связывает эти начала. Это, однако, не ведет к единству, понимаемому европейцами как партнерство. Супруже­ство преследует скорее определенные прокреативные и экономи­ческие цели, а не партнерство как идеал. Женщина в Африке преж­де всего мать, а секс лишь обусловливает встречу с партнером, который дает ей радость материнства. Ее жизнь подчиняется пле­менным нормам и племенным обычаям. Личность в такой культу­ре лишена яркой индивидуальности.

В Африке отсутствует установка на сексуальную скромность, понятие сексуального стыда. Образцы сексуального поведения тра-диционны, существуют нормы послушания старейшинам, по­лигамия, вера в действенность магии, сексуальные табу относи­тельно кровных родственников. Общественное мнение проявля­ет либерализм относительно мастурбации, добрачных сексуальных контактов, в то же время часто осуждаются гомосексуализм, кро­восмешение (особенно нарушения сексуального табу).

Тяга к семейному кругу, устройство общественной жизни, стремление к гармонии с окружающим миром, с миром магии, духов приводит к тому, что сексуальное поведение африканцев отличается высоким эмоциональным накалом, естественностью, свободной экспрессией.

Секс в культурах индейцев Южной Америки. Южную Америку населяли и населяют племена как патрилинейные с доминиру­ющей ролью мужчины, отца, так и матрилинейные, в которых почиталась женщина, мать. Имеются модели единобрачия (моно­гамии), многоженства (полигамии), многомужества (полиандрии), пробных браков и т.д. В мифологии этих культур особое место за­нимает сексуальная тема. Среди распространенных сюжетов — осуждение насилия, несчастная любовь, измена, кровосмешение, гомосексуализм, содомия.

В некоторых культурах одобрялись добрачные половые отноше­ния. Они имели место и во время пьяных оргий, открытого сожи­тельства в присутствии других, но в большинстве культур они носили интимный характер. У отдельных племен существовал за­прет на добрачные отношения. Заключение брака было связано с соблюдением определенных принципов, возрастных рамок и т.д. Дефлорация (лишение девственности) проводилась у каждого племени по-разному. Во многих культурах существовало право первой ночи, принадлежащее колдунам, вождям. В некоторых пле­менах молодые мужчины должны были заключать браки со стары­ми женщинами для того, чтобы познать тайны интимных отно­шений. Дифференциация форм сожительства в различных этни­ческих группах отражала существующие культурные, религиозные



традиции, одобрение или запрет, например орализма, анализма группового секса.

Многообразие культур индейцев Южной Америки затрудняет создание единого образа сексуальных установок. Однако общей чертой для них является позитивное отношение к сексу, терпи­мость к различным формам половой активности. В то же время в отношениях к женщине, формам брака, изменам, девиации (раз­личным отклонениям) существовало большое разнообразие. Муж­чины имели право на большую сексуальную свободу.

Секс в китайской культуре. В Китае эпохи Ин и Чжоу (II тыс. до н.э.) доминировал культ фалла. Здесь были найдены фалли­ческие символы, относящиеся даже к эпохе неолита. Уже в древ­нейшие времена существовали элементы оргиастических действ во время весенних праздников, что, впрочем, характерно для многих аграрных культур древнего мира.

Под влиянием даосизма, конфуцианства и буддизма измени­лись установки относительно секса, брака, а в наши дни влияние на эти установки оказала «культурная революция».

По мере роста влияния конфуцианства все больше ценилась женская чистота, преданность мужу. Они рассматривались как важ­нейший фактор семейной жизни, материнства. В конфуцианстве светские этические нормы доминировали над религиозными, но принижалась роль чувств в жизни человека, их следовало подавлять и подчинять разуму, как нечто более низкое по сравнению с ним. В период «культурной революции» (60-е годы XX в.) была предпринята попытка разрушить конфуцианские традиции и навязать новые идеи. Государство, используя правовое регулиро­вание, ограничивает количество детей и навязывает однодетную модель семьи. Тем не менее половые отношения в китайской куль­туре остались под большим влиянием конфуцианства.

Секс в индийской культуре. Индия — праматерь многих наро­дов, культур и традиций. Народы, населяющие Индию, принима­ют секс как ценность и придают ему мистическое значение.

Индуизм — одна из древнейших религий мира с миллионами верующих. В рамках этой религии существует богатая сексуальная культура. Она учит, что знание о любви и сексе имеет божествен­ные истоки и состоит из ста тысяч источников, разработанных Праджапати — Богом, творцом Вселенной.

Индуизм от других религий отличает принцип сексуального наслаждения как блага, ценности. Секс трактуется не только как источник новой жизни. В обширной литературе, посвященной любви и сексу, подчеркивается, что женская сексуальность слож­на и обусловлена многими факторами: воспитанием, опытом, конституцией, типом стимулов, необходимых для сексуального пробуждения. Половая жизнь сравнивается с тончайшей борьбой, в ходе которой мужчина активен, а женщина проявляет сопро-224


тивление. Подробно описаны более девяноста позиций половых контактов, позволяющих получить большее сексуальное наслаж­дение. Позиции часто носят названия животных: кот, пес, осел, ^ул, корова, жаба, тигр. Секс не сводился лишь к удовольствию, к чувствам, он имел и магическое значение. Удачные партнерские узы считались одним из важнейших условий счастья, доступного человеку.

Секс в культуре ислама. К религиям, позитивно относящимся к сексу, можно отнести ислам. Многие установки относительно секса заимствованы им из других религий, из доисламских культур. Араб­ские племена, среди которых впоследствии возник ислам, вели типично патриархальный образ жизни. Практиковалась полигамия. Общественное положение женщины было намного ниже положе­ния мужчин. В арабской литературе существовала богатая сексу­альная символика, принятая позднее исламом.

Женщина воспринималась в исламе как сексуальная партнер­ша мужчин, возносилась благодарность Аллаху за создание жен­ской красоты, за ее обаяние, способность возбуждать желание у мужчин, за красоту глаз, волос и линий ее тела. Мужчина рас­сматривался как существо более возвышенное по сравнению с женщиной, которая была собственностью мужчины и подчиня­лась его власти (мужу, отцу, брату).

Ислам создал модель сексуальной гигиены, цель которой со­держать тело в чистоте. Женщины в период менструации счита­лись нечистыми. Мужчина должен был пройти обряд обрезания, женщины также подвергались ритуальной операции — клиторо-дектомии. По-магометански, практикующий мастурбацию досто­ин проклятия, но в обыденной жизни за нарушение этого прави­ла особого наказания не следовало.

Законы, освященные исламом, регулировали многие вопросы сексуального поведения и навязывали определенные нормы, за­преты и предписания. Например, это касалось запрета на гомо­сексуализм, отклонения от принятых норм поведения наказыва­лись. Следует заметить, что ригоризм в исламе не исключает тер­пимости. Правоверный, который согрешил, преступил закон, не считался навсегда потерянным человеком: он должен был только осознать свою вину.

Ислам не имеет сложной догматики, одобряет полигамию и рассматривает секс как благо. Возможно, этим объясняется доста­точно быстрое завоевание им популярности в культурах других народов, в частности Африки, и большое число последователей сегодня.

Культура ислама, как и культура Запада, не была однородной и неизменной. В ходе своего развития она испытала влияние куль­тур и традиций народов, принявших ислам. В период становления культуры ислама уже существовали многочисленные литературные,

 

о Прохоров


медицинские, философские произведения, посвященные вопро, сам секса, брака, любви. В них содержались практические советы по сексуальным вопросам.

Секс в культуре Запада. В Европе были созданы многочисленные трактаты о любви. Они отражали духовное богатство этой культуры ее противоречия, в частности тягу к сексу, эротизму и аскетизм'

Подводя итоги рассмотрению сексуального поведения в куль-турах мира, можно выделить пять моделей соединения любви и секса:

• Платоническая модель. Секс в такой модели трактуется как
нечто низменное, а цель человека — достигнуть высшей, одухотво­
ренной любви, лишенной эротики. Эта модель характерна как для
христианства, так и для некоторых направлений буддизма.

• Чувственная модель. В ней любовь отождествляется с желани­ем, чувственностью, секс является основным моментом (ислам, сексуальная любовь в культуре Запада).

• Интегральная, психофизическая модель. Согласно этой моде­ли любовь и секс неразделимы, они образуют единство (такое понимание свойственно некоторым так называемым примитив­ным культурам, большинству великих культур, некоторым направ­лениям христианства).

• Модель противопоставления любви и секса. В ней любовь и секс трактуются как противоположные сферы. Секс может быть без любви, сексуальные контакты между партнерами могут происходить без чувственной основы (оргиастические культуры, коллективный секс с обменом партнерами, некоторые примитивные культуры).

• Модель секса без любви. Мужчину и женщину объединяет только секс, между ними возможна лишь определенная симпа­тия, привязанность и не более. Эта модель чаще всего встречается в примитивных культурах.

Таким образом, в культурах мира, среди моделей интимных отношений явное преимущество имеет модель, соединяющая секс с любовью. Ее можно назвать универсальной моделью.

Секс в современной культуре. Социологи различных стран, изу-j чающие проблемы секса, отмечают, что в современную эпоху уве­личивается число женщин, испытывающих оргазм, возрастает частота интимных отношений и продолжаются они до глубокой старости, расширяются сексуальные контакты, одобряются раз­личные формы интимной жизни.

Новые сексуальные обычаи обладают как положительными, так и отрицательными чертами. Положительными сторонами этого явления можно считать рост сексуальной просвещенности, пози­тивную оценку секса, обогащение сексуальной жизни, увеличение возможностей лечения сексуальных расстройств, рациональное планирование рождаемости и др. Отрицательные стороны совре­менной сексуальной нравственности включают автономизацию


секса, соперничество полов, определенную заданность в сексу-_дЬном поведении, погоню за оргазмом как единственным смыс­лом интимных отношений, дезориентацию в системе сексуаль-нЫх ценностей.

Позитивные установки относительно секса отражаются в на­уке, теологии, искусстве. В религиозной литературе наблюдается благосклонное отношение к сексу как ценности. Эта тенденция ^метилась со II Ватиканского собора (1962—1965). Однако суще­ствует большая дифференциация установок относительно секса, чхо отражает многообразие ориентации и стилей воспитания в различных слоях общества.

Документы, принятые Ватиканом по проблемам сексуальной этики раньше и сегодня, заметно различаются. Нормы, излагае­мые в них, остались теми же (запрет мастурбации, добрачного и внебрачного сожительства, гомосексуализма, применения искус­ственных методов регулирования рождаемости, прерывания бе­ременности), но стиль изложения сегодня уже совсем иной, ме­нее сухой и менее категоричный.

Секс в современной культуре стал иным, он на пороге новых изменений. Вопреки мнению пессимистов, предрекавших широ­кое распространение разного рода отклонений и извращений, нивелировку брака, исчезновение таких чувств, как верность, любовь, подавляющее большинство людей рассматривают любовь, брак, верность как высокую ценность.

Массовая культура и секс. Обыденной темой массовой культу­ры становится секс, он открыто демонстрируется, в нем остается все меньше тайн. В различных течениях этой культуры сексуальные традиции трактуются неоднозначно. Одни представители культуры проповедуют свободу сексуальных отношений во всех их проявле­ниях как высшее достижение демократии, другие — рассматри­вают секс в системе человеческих ценностей, а не изолированно.

Влияние секса на массовую культуру связано с вопросом о последствиях этого явления. Даже среди исследователей этой темы нет единой точки зрения. По мнению одних, эротизация массо­вой культуры ведет к дегуманизации секса. По мнению других, она не несет никаких негативных последствий, а наоборот, разру­шая сексуальные стереотипы, способствует более полной сексу­альной жизни. В современной массовой культуре в вопросах, по­священных сексу, можно выделить следующее:

• популяризация секса массовой культурой изменяет к нему отношение почти у 25 % ее реципиентов;

• различные публикации являются источником сексуальных знаний почти у 65 % молодых людей;

• сексуальная информация, почерпнутая из массовой культу­ры, вызывает соответствующее воображение приблизительно у 35 % молодежи, а у 10% — мастурбативное поведение;


фильмы с сексуальными мотивами формируют у 50 % моло-дежи сообразный опыт или его приобретение;

• сексуальное содержание произведений массовой культуру нередко связано с актами жестокости, что стимулирует адекват­ную им преступность;

• визуальные сексуальные стимулы этой культуры действуют главным образом на мужчин, а на женщин — весьма слабо при их неоднократном повторении.

Таким образом, в определенной степени воздействующая на молодежь массовая культура должна рассматриваться как фак­тор, воспитывающий и формирующий отношение к сексу. Моло­дежь ищет в ней философию жизни, образцы и модели поведения. Сексуальные проблемы в России. За прошедшие 100 лет в сексу­альном поведении россиян наблюдалось несколько этапов, в те­чение которых происходили принципиальные изменения этого поведения. На рубеже XX в. общество публично признало, что тра­диционные нормы сексуального поведения утратили былую, отча­сти воображаемую эффективность. Это вызвало бурную полемику, в центре которой стояли религиозно-этические вопросы. Практи­чески все круги общества отрицательно воспринимали эти сдвиги, рассматривали их как опасные и нежелательные. Речь шла главным образом о венерических заболеваниях, проституции и абортах.

После 1917 г. традиционные системы моральных ценностей, брачно-семейных и сексуальных отношений были разрушены. Это сопровождалось ростом внебрачных связей, нежелательных бере­менностей, абортов, безотцовщины, изнасилований, венерических заболеваний и проституции. Хотя взгляды молодежи на сексуаль­ную свободу были значительно радикальнее ее собственного пове­дения, в обществе возникла острая дискуссия и поднялась волна моральной паники. Советское государство провозгласило сексуаль­ную свободу буржуазной и подрывающей новую идеологию. Не умея справиться с возникшими социальными трудностями, советская власть пыталась преодолеть их репрессивными мерами.

По мере либерализации советского режима в 1960— 1970-х годах стало ясно, что главные тенденции сексуального поведения рос­сиян были теми же, что и на Западе. Среди основных показателей сексуальной революции можно выделить главные:

 

• более раннее сексуальное созревание и пробуждение эроти­ческих чувств у подростков;

• более раннее начало сексуальной жизни;

• социальное и моральное принятие добрачной сексуальности и сожительства;

• ослабление двойного стандарта, разных норм и правил сек-1 суального поведения для мужчин и для женщин;

• рост значения сексуальной удовлетворенности как фактора успешности брака и его прочности;


. признание сексуальности женщин, которых лживая и фаль­шивая мораль считала вообще асексуальными;

. сужение сферы запретного в культуре и рост общественного йнтереса к эротике;

. снисходительное отношение к необычным, вариантным и девиантным формам сексуальности;

• увеличение разрыва между поколениями в сексуальных уста­новках, ценностях и поведении.

Судя поданным социологических опросов 1993, 1995 и 1997 гг., динамика и структура сексуального поведения российских юно­шей и девушек очень похожи на те, что существовали в США и в странах Западной Европы в конце 1960-х годов. Происходит даль­нейшее быстрое снижение возраста начала половой жизни, пре­вращение сексуальности в предмет массового потребления, ее отрыв от любовно-романтических ценностей, увеличение разры­ва между сексуальными установками подростков и тем, что было принято в поколении их родителей, и т.д. Таким образом, можно отметить, что в 1990-е годы в России произошла сексуальная ре­волюция.

Сексуальная революция — процесс радикальной ломки тради­ционных норм, ограничений и запретов в сфере сексуальных от­ношений, связанный преимущественно с молодежными бунтар­скими выступлениями, движением хиппи. Заметную роль в прак­тике сексуальной революции сыграло появление надежных контрацептивов, а также распространение наркотиков среди мо­лодежи.

Опросы общественного мнения показывают, что сексуальные ценности и поведение россиян существенно варьируют в зави­симости от пола, возраста, образования, социального происхож­дения, этнической принадлежности, религии и региона прожи­вания.

В конце 1980-х — начале 1990-х годов в России «омоложение» полового опыта сочеталось с «омоложением» брачности. Средний возраст вступления в первый брак снижался. Но в 1994 г. возникла новая тенденция. Средний возраст вступления в первый брак стал повышаться. Хотя он все еще оставался довольно низким: в 1996 г. он равнялся 24,4 года для мужчин и 22,2 для женщин. Россияне, по-видимому, все больше отходят от традиционной модели все­общей ранней брачности, что соответствует и долговременной исторической тенденции.

На протяжении нескольких десятилетий (с середины 1960-х до начала 1990-х годов) рост сексуальной активности среди под­ростков сопровождался устойчивым ростом уровня подростко­вой рождаемости. Рождаемость у матерей в возрасте 15—19 лет за Два с половиной десятилетия (между 1965 и 1990 годами) вырос­ла более чем вдвое — с 23 до 56 рождений на 1000 женщин этого


возраста. Вклад матерей до 20 лет в суммарную рождаемость уве­личился с 5 % в 1965 г. до 18 % в 1994 г. (табл. 13.1). Под суммарной рождаемостью понимается среднее число рождений у одной жен­щины за всю ее жизнь при сохранении возрастных уровней рож­даемости данного года.

К началу 90-х годов уровень рождаемости у самых молодых матерей превысил уровень рождаемости у матерей в возрасте 30— 34 года. Если из поколений женщин, родившихся в начале 50-х годов, примерно 25 % обзавелись детьми к возрасту 20 лет, то из поколений, родившихся в начале 70-х годов, к этому возрасту имела детей почти каждая третья женщина. В середине 90-х годов тенденция омоложения рождаемости прервалась. В результате сни­жения рождаемости у матерей в возрасте до 20 лет уменьшается и общий рост рождаемости. Более раннее начало сексуальной жиз­ни не сопровождается как прежде ростом числа рождений. Но доля детей, родившихся вне зарегистрированного брака у рос­сийских подростков, повышается. Согласно данным Госкомстата, 30—40% рождений от матерей в возрасте 15—19 лет происходит вне брака.

Таблица 13.1

Рождаемость у матерей до 20 лет

 

 

 

Годы Коэффициент рождаемости Вклад матерей 15 — 19 лет в сум­марную рождае- i мость, %
суммарный у матерей 15—19 лет на 1000 женщин в этом же возрасте
1964-1965 1969-1970 1974-1975 1979-1980 2,14 1,97 1,99 1,89 2,05 1,89 1,73 1,55 1,39 1,40 1,341,28 1,23 1,24 1,17 22,7 28,3 33,9 42,7 46,8 55,6 54,9 51,4 47,9 49,9 45,6 39,7 36,2 34,0 29,5 5,3 6,9 8,5 11,6 11,4 14,7 15,8 16,617,3 17,8 16,915,5 14,7 13,7 12,6

За последние десятилетия доля подростков, имеющих опыт сексуальных контактов, значительно возросла. Например, по дан-нЫм*регионального исследования 1996 г. «Репродуктивное здоро­вье российских женщин», более 70% женщин, которым на мо­мент опроса было 20-24 года, имели сексуальные отношения до достижения возраста 20 лет, тогда как среди женщин в возрасте 40—44 лет таких было менее половины. По данным обследований студентов Санкт-Петербурга, эта тенденция в большей степени проявилась среди девушек, чем среди юношей. Доля девушек-сту­денток, имевших добрачные сексуальные связи, за три десятиле­тия (с 1965 по 1995 гг.) увеличилась с 38 до 80%.

К середине 1990-х годов возраст приобретения сексуального опыта в России стал сопоставим с показателями западных стран. Наиболее точные исследования показывают, что средний возраст сексуального дебюта составляет 17,5 лет для девушек и 16,5 лет для юношей. К 18 годам доля имеющих сексуальный опыт достигает приблизительно 70—80 % для мужчин и более 50 % для женщин.

Возросшая сексуальная активность среди подростков связана с несколькими видами рисков, среди которых нежелательные бере­менности, аборты, внебрачные рождения, заболевания, переда­ваемые половым путем, и повышенная материнская смертность.

Заболевания, передаваемые половым путем. В 1990-е годы в Рос­сии произошел резкий подъем этих заболеваний (ЗППП). Он свя­зан, по-видимому, с новым этапом сексуальной революции и не­достатком соответствующих профилактических программ. Страна оказалась неподготовленной к либерализации в сексуальной сфе­ре. Зарегистрированные случаи заболеваний сифилисом среди де­тей, подростков и взрослых (впервые установленный диагноз) на 100 тыс. лиц соответствующего возраста представлены в табл. 13.2.

В ряде случаев рост венерической заболеваемости в наибольшей степени затронул младшие возрастные группы. В частности, забо­леваемость сифилисом увеличилась во всех возрастных группах на­селения, но наиболее интенсивно — среди детей и подростков. С 1991 по 1996 гг. первичная заболеваемость среди девочек до 14 лет возросла в 56,5 раза, девушек-подростков — в 42,3, взрослых жен­щин — в 37,9 раза. После 1997 г. регистрируется некоторое сни­жение числа заболеваний сифилисом для обоих полов.

Гонорея регистрировалась всегда, и тенденция к росту ее рас­пространенности отмечалась уже давно. Так, за 1980-е годы число выявленных больных с впервые установленным диагнозом среди 15—17-летних юношей и девушек выросло более чем в 2 раза, а у 18—19-летних — в 1,4 раза. Однако с середины 1990-х годов регистрируемая заболеваемость гонореей снизилась, а в 1999 г. — вновь немного возросла (особенно среди юношей). Известные со­отношения между распространенностью сифилиса и распрост­раненностью гонореи в России нарушены. Видимо, все дело в


 




Таблица 13

Зарегистрированные случаи венерических заболеваний на 100 тыс. человек соответствующего возраста

 

               
Годы            
Мальчики Девочки 0,1 0,2 Дети оо м лет 1,4 3,0 6,2 3,4 6,9 11,3 8,9 14,4 9,3 14,3 7,9 П,5
  Подростки 15—17 лет  
Юноши Девушки 4,6 14,1 65,3 217,4 128,3 432,1 186,1 596,4 181,4 561,3 137,2 425,7 93,9 300,8
  Молодежь 18—19 лет  
Мужчины Женщины 13,0 35,7 187,0 467,1 353,1 907,4 500,3 1302,7 491,9 1258,3 417,7 999,9 320,0 763,3
    Все население  
Мужчины Женщины 7,9 6,7 92,7 80,3 189,1 1 277,6 166,8 1 253,9 288,3 268,3 243,7 227,5 195,6 197,7
               

регистрации. Гонорея, как известно, легче поддается лечению и самолечению по сравнению с сифилисом. Возможность избавиться от такой болезни, как гонорея, минуя систему государственного здравоохранения и соответственно регистрацию, в современных условиях несоизмеримо возросла в сравнении с советским перио­дом монопольного господства официального здравоохранения.

Пик роста распространенности ЗППП, вероятно, пройден в 1997—1998 гг. Что за этим последует дальше, пока не ясно.

Самым серьезным ЗППП является, конечно, СПИД. Еще не­давно ситуация с заболеваемостью ВИЧ/СПИД в России была относительно благополучной. Первый случай инфицирования ВИЧ в России отмечен в 1987 г. В течение десяти лет Россия относилась к числу стран с низким уровнем распространения ВИЧ-инфекции. С середины 1996 г. вирус стал распространяться очень быстрыми темпами, хотя высокий рост показателя может быть отчасти связан и с улучшением выявления заболевших. Общее число зарегистри­рованных ВИЧ-инфицированных на середину 2002 г. составило 204,9 тыс. человек, из них с диагнозом СПИД — 1901. На молодежь от 15 до 29 лет приходится 75 % новых случаев заражения.

На протяжении 90-х годов среди молодежи до 20 лет снижалось как число рождений, так и число зарегистрированных абортов. Не­смотря на то, что доля сексуально активных подростков росла, число беременностей уменьшалось. Все же число абортов у подро-232


сТКОВ в настоящее время очень велико, согласно официальным данным, аборты составляют 56 % исходов беременности у жен­щин в возрасте 15—19 лет. Иными словами, в указанном возрасте на 100 рождений приходится около 130 абортов.

Кроме официально зарегистрированных, существуют еще не-дегальные аборты, которые попадают в статистику только в том случае, если из-за осложнений требуют госпитализации. По срав­нению с 1991 г., число выявленных нелегальных абортов в 1999 г. снизилось с 13493 до 4152, в том числе в возрасте 15—19 лет — с 1875 до 500, или почти в 4 раза.

Аборты в возрасте до 20 лет составляют в настоящее время одну десятую всех производимых абортов. Основное число абортов приходится на возраст от 20 до 30 лет (50 %), около 20 % абортов делают женщины в возрасте 30—34 лет.

Официальные данные о применении методов и средств кон­трацепции (МСК) населением России весьма скудные и обычно приводятся без разбивки по возрастным группам женщин. Об ис­пользовании подростками средств предотвращения беременности можно судить только по результатам специальных выборочных обследований, которые не всегда обладают достаточной надежно­стью. Для получения более точных данных о планировании семьи и тенденциях изменения поведения подростков необходимы регу­лярные обследования по международно-сопоставимой программе в государственном масштабе.

Показатель использования МСК в России намного ниже, чем в западных странах, особенно при первом сексуальном контакте. По данным, опубликованным в книге «Репродуктивное здоровье российских женщин», только 44% респонденток в возрасте 15— 24 лет использовали какие-либо МСК при первом половом кон­такте. В Нидерландах, где уровень подростковых беременностей один из самых низких в мире, доля подростков, использующих контрацепцию при сексуальном дебюте, составляет 85 %, в США она равна 75 %.

Опросы подростков показывают, что использованию контра­цепции препятствуют: недостаточная информированность; мне­ние об отрицательном влиянии противозачаточных средств на здо­ровье; их ненадежность; сложность применения; дороговизна; соб­ственная психологическая неподготовленность; желание сохранить тайну интимных отношений от родственников, знакомых, врачей. Существенное отличие России от западных стран с наиболее благополучной ситуацией в области контроля рождаемости за­ключается и в структуре используемых методов контрацепции (в частности, большой доле традиционных методов, таких как пре­рванное сношение или метод календаря). Обследования, однако, показывают, что и в России предпочтения подростков меняются — от традиционных к более современным методам контрацепции.



Растет число подростков, использующих гормональную контра­цепцию, но особенно — использующих презерватив, возможно под влиянием пропаганды этого метода в связи с угрозой рас­пространения СПИДа и венерических заболеваний.

* * *

Любое общество придает огромное значение сексуальному по­ведению, которое рассматривается как совокупность поступков психических реакций, переживаний, установок, половых отно­шений, связанных с проявлением и удовлетворением половых вле­чений. Важная роль сексуального поведения подчеркивается боль­шим вниманием к нему в различных религиях.

Процесс радикальной ломки традиционных норм, ограниче­ний и запретов в сфере сексуальных отношений получил назва­ние сексуальной революции. В 1960-е годы сексуальная революция произошла в Западной Европе и США. Она была связана преиму­щественно с молодежными бунтарскими выступлениями и дви­жениями «хиппи». Заметную роль в практике сексуальной рево­люции сыграло появление надежных контрацептивов, а также распространение наркотиков среди молодежи.

Данные социологических опросов в России 1990-х годов пока­зывают, что динамика и структура сексуального поведения рос­сийских юношей и девушек позволяет говорить, что аналогичный процесс происходит и в нашей стране.

Возросшая сексуальная активность подростков связана с не­сколькими видами рисков, среди которых нежелательные бере­менности, аборты, внебрачные рождения, повышенная материн­ская смертность и заболевания, передаваемые половым путем. Наибольшую угрозу при этом представляет СПИД.

Вопросы для самопроверки

1. Какие причины привели к возникновению сексуальной революции на Западе и в России?

2. Какое отношение к сексуальной революции наблюдается в настоя­щее время в России и странах Запада?

3. Как отражается сексуальная раскрепощенность на формировании семьи?

4. Широкое распространение каких заболеваний связано с беспоря­дочным сексуальным поведением?

5. Какие контрацептивы преимущественно используют молодые люди в начале своей сексуальной жизни?

6. Нужно ли в наших школах сексуальное воспитание?


ГЛАВА 14





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2552 | Нарушение авторских прав


Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2159 - | 2048 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.