Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тестовые задания для самопроверки. 1. Основным источником истинных знаний о природе Фрэнсис Бэкон считал:




1. Основным источником истинных знаний о природе Фрэнсис Бэкон считал:

а) ощущения;

б) наблюдения;

в) разум;

г) опыт.

Ответ: г.

2. Выделите формы рационального познания:

а) представление;

б) понятие;

в) суждение;

г) ощущение.

Ответ: б, в.

3. Истина – это:

а) то, что является общепринятым;

б) то, что приносит конкретную пользу;

в) результат соглашения между учеными;

г) объективное содержание наших знаний.

Ответ: г.

4. Выделите формы чувственного познания:

а) понятие;

б) представление;

в) ощущение;

г) восприятие.

Ответ: б, в, г.

5. На самых ранних этапах человеческой истории на процесс познания наибольшее влияние оказала такая форма мировоззрения, как

а) научное;

б) религиозное;

в) мифологическое;

г) философское;

Ответ: в.

 

Тестовые задания для самостоятельной работы

1. Источником достоверных знаний может быть только разум – утверждает:

а) Бэкон;

б) Декарт;

в) Локк;

г) Кант.

2. Философское учение, отрицающее возможность адекватного познания объективной истины – это:

а) идеализм;

б) материализм;

в) агностицизм;

г) гностицизм.

3. Что такое истина?

а) знание, соответствующее предмету действительности и своему понятию;

б) это конвенция, соглашение;

в) это знание рационально и просто описывающее опыт;

г) это то, что подтверждается опытом

4. Относительная истина – это

а) неполное знание об объекте, которое впоследствии уточняется;

б) относительно точное знание об объекте;

в) истина, которая впоследствии может быть пересмотрена;

г) знания, отражающие относительно малую часть свойств объекта.

5. Критерием истины является:

а) суждение;

б) опыт;

в) практика;

г) абсолютная идея.

 

 

ТЕМА 6. СОЗНАНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ И ЛИЧНОСТЬ

 

Вопросы по теме

1. Специфика философского понимания сознания.

2. Сознание, самосознание и деятельность.

3. Личность и условия ее формирования, исторические типы личности.

 

Пояснения к вопросу № 1.

Для философии проблема сознания важна потому, что то, или иное понимание сущности сознания, характера отношения к бытию затрагивает исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Сознание – это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, пережил. Сознание носит системный характер. Оно проходит ступени чувственной достоверности, восприятия, представления, рассудочного и разумного сознания. Все эти формы и уровни сознания как бы пронизаны пламенем эмоций и энергией.

Сознание – это вечно текущий поток мыслительных, эмоциональных и волевых актов. По способу умственной деятельности мыслящее сознание личности можно разделить на два основных типа: рассудок и разум. Платон считал, что разум есть способность созерцать сущее в понятиях, а рассудок достаточен для обыденного применения в практической деятельности. В отличие от рассудка, имеющего формальный алгоритмический характер, разум диалектичен, охватывает противоречия в их единстве, а его логической формой является идея.

В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный материализм.

Физикализм – крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.

Единственная проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов, – это идеальность сознания.

Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен: «теория тождества» (Д. Амстронг, Дж. Смарт) – отождествляет духову процессы с другими телесными процессами; теория «элиминации» (Ф. Фейербенд) – пытается доказать то, что само понятие «дух», «духовное» - устаревшее и ненаучное; теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль, как печень – желчь»).

Солипсизм – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (субъективный идеализм – Беркли, Юм, Фихте и др.).

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся объективный идеализм – признает наличие, как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»; умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) – точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.

 

Пояснения к вопросу № 2.

Сознание – общественный продукт, возникает в процессе труда и общения. Сознание, деятельность и личность индивида представляют собой единство. Сознание является опосредствующим звеном между деятельностью и личностью. Обществу нужна не всякая деятельность, а целесообразная, сознательная. Обществу необходима не безликая индивидуальность, а личность, обладающая сознанием, имеющая власть над собой и над деятельностью. Сознание – это форма человеческой деятельности, ориентированная на идеальное отражение и творческое преобразование действительности. Теперь поставим вопрос: из чего образуется сознание, как оно возникает, каковы его источники? Таких «образующих сознание» (Леонтьев) можно назвать три: чувственная ткань, социальное значение и индивидуальный смысл. Понятие смысла указывает на то, что индивидуальное сознание сводимо к безличному знанию, что оно, в силу принадлежности живому субъекту, всегда страстно, жизненно, укоренено в бытии. Понятие значения указывает на связь индивидуального сознания с общественным, оно фиксирует то обстоятельство, что сознание развивается не в условиях робинзонады, а внутри культуры, внутри социума.

Философы отстаивают объективное, независимое от индивида значение идей, продуктов сознания. Чувственная ткань участвует в образовании сознания как целого. Ее главная функция состоит в образовании жизненного, событийно-деятельностного слоя сознания. Что касается источника сознания, то это действительность в широком смысле слова. Особое внимание в философской литературе обращается на развитие форм отражения как генетической предпосылки сознания. Отражение – лишь одна из форм деятельности. Общим источником сознания является социальное действие. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем его внешнем мире, то самосознание есть ориентировка его во внутреннем мире личности. Самосознание ориентировано на осмысление человеком своих действий, своего положения в обществе.

Если сознание есть знание о другом, то самосознание – это знание человека о самом себе, это своего рода духовный свет, обнаруживающий и себя, и другое (Гегель). Если сознание ориентировано на познание мира, то самосознание на реализацию призыва «познай самого себя».

Самосознание – не только познание себя, но и известное отношение к себе, т.е. самооценка. Верная самооценка поддерживает человека и дает ему нравственное удовлетворение. Сознательность – это нравственно- психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей. Поступок обладает качеством сознательности, поскольку он есть выражение изменения или цели, предвосхищающей результат действия. Сознательность характеризуется прежде всего тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Жизненный смысл сознания состоит в том, чтобы верно ориентироваться в мире, познавать и изменить мир в процессе практики.

 

Пояснения к вопросу № 3.

Личность – термин, обозначающий целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполнения социальных функций. Двойственность человеческой природы – фундамент всех современных наук о человеке.

Между многообразными философскими школами и течениями имеются различия, но все они пытаются постичь природу человека, считают его основополагающей особенностью сочетать в себе природное и социальное, рассматривают человека в единстве с миром.

Зигмунд Фрейд предложил модель личности:

1. Оно – символизирует бессознательные влечения, стремления, побуждения,

2. Сверх-Я – принятые в обществе моральные и культурные нормы,

3. Я – оказывается в трудном положении между желаниями и существующими ограничениями.

Персонализм (Н.А.Бердяев) рассматривает личность как нечто неповторимое, уникальное, самоценное, ее должно понимать лишь из нее самой, а не из чего-то внешнего, суть личности в ее свободе. Выдающейся заслугой Б.Г.Ананьева (представитель марксистской традиционной философии и психологии) стала идея о единстве биологического и социального в человеке, которое обеспечивается посредством таких его характеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность. В философской гуманистике все же принято всех живущих полагать личностями, независимо от возрастных, этнических, половых и других отличий.

Личность в философии – конкретно-историческое понятие, каждое общество формирует присущий только ему тип личности: свободный человек античного мира, личность христианского средневековья, личность эпохи Возрождения и пр.

Социализация – процесс, формирующий и определяющий личность, социализация продолжается в течении всей жизни человека, она тесно связана с половыми, возрастными и пр. особенностями человека, для развития которых важнейшим представляется понятие «социальная идентичность», включающее в себя следующее:

1. Каждая личность знает свое место в социальной реальности,

2. Личность имеет представление, сформированное через различные социальные институты о задачах, которые ей необходимо решать, о своих социальных ролях,

3. Имеет свои социальные притязания, выраженные в общественном идеале.

Социальная самоидентификация личности осуществляется в процессе приобщения к групповым общностям, отражает уровень развития социума, представляет модель возможных личностных ролей, типов и вариантов поведения.

Важнейшим элементом, связывающим личность и общество, являются потребности, нормы, ценности и идеалы. Характерной чертой каждого человека является наличие потребностей и интересов. Существование различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба являются внутренним двигателем развития общества.

Потребности – основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Каждому обществу соответствует определенный уровень потребностей и возможность их удовлетворить, чем выше развито общество, тем выше качество потребностей. А.Маслоу предложена весьма распространенная классификация потребностей: физиологические, потребность в безопасности и уверенности в будущем, социальные потребности, потребности в уважении, потребности самовыражения.

Интересы – конкретное выражение потребностей, они бывают:личные (индивидуальные), групповые, интересы социальных групп, общественные (всего общества, например, в безопасности), интересы всего человечества, материальные и духовные, нормальные и ненормальные, долговременные и ближайшие, разрешенные и неразрешенные.

- Социальные нормы – общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей, поддерживающие порядок, равновесие в обществе, подавляющие скрытые биологические инстинкты, помогающие в социализации личности.

Качества личности отражают ее мировоззренческие установки, ориентацию на выполнение определенной социальной функции, степень социальной зрелости, личную систему ценностей и приоритетов, наличие деловых качеств, сформированность морально-нравственных устоев.

Ценность – это есть то, что придает смысл человеческой жизни, без чего человек не смыслит полноценной жизни, то, что свято для конкретного человека, что для меня лично. Ценности обусловлены культурным контекстом и содержат в себе некую нормативность, фиксируется и обозначается через определенные жизненные представления (соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале), ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным жизненным стилем, человек соизмеряет свое поведение с нормой, идеалом, целью, которая выступает в качестве образца, эталона. Факты, явления, события, происходящие в природе, обществе, жизни индивида осознаются не только посредством логической системы знания, но и через призму отношения человека к миру.

 

Контрольные вопросы для СРС

1. Дайте определение сознания и самосознания. Охарактеризуйте соотношение сознания и познания.

2. За что, собственно, ответственен человек – за цель, внутренний замысел и мотив своего действия или за его результат?

3. Каково философское содержание понятия «личность»?

4. Дайте интерпретацию следующего положения Гегеля: «Цель всякой истинной науки состоит в том, что дух во всем, что есть на небе и на земле, познает самого себя».

5. «Во всякой новой человеческой мысли, – писал Достоевский, – зарождающийся в чьей-нибудь голове, всегда остается нечто, что ни за что не захочет выйти из-под нашего черепа и останется при нас навеки, с тем вы и умрете, не передав никому, может быть самого-то главного из вашей идеи». Прокомментируйте это высказывание Ф.М. Достоевского.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1472 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2248 - | 2201 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.