Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тестовые задания для самостоятельной работы




1. Какой вопрос не относится к исходным вопросам высших и вечных интересов человеческого разума, согласно представлениям И. Канта?

а) Что я могу знать?

б) Что я должен делать?

в) Что есть моя конечная цель?

г) На что я могу надеяться?

2. Исследование социальных, нравственных, эстетических, идеологических и других ценностей осуществляет …… функция философии.

а) критическая;

б) прогностическая;

в) мировоззренческая;

г) аксиологическая.

3. Установите соответствие между проблематикой и разделом философского знания:

1. онтология; а) учение о человеке;

2. гносеология; б) учение о бытии;

3. философская антропология; в) учение о познании;

4. социальная философия; г) учение об обществе.

4. Познавательно-интеллектуальные аспекты мировоззрения отображаются:

а) в миропонимании;

б) в мироощущении;

в) в мировосприятии;

г) моральных установках общества и личности.

5. Ответы на философские вопросы ищут в…:

а) религиозных верованиях;

б) мифологических представлениях;

в) научных исследованиях;

г) доводах и умозаключениях разума.

 

 

ТЕМА 2. ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

 

Вопросы по теме

1. Историко-философский процесс: исходные понятия и движущие силы.

2. История философских учений.

3. Основные направления современной философской мысли.

 

Пояснения к вопросу № 1.

История философии – это особая развивающаяся система, в качестве элементов которой выступают самые разнообразные конкретные философские концепции. Они возникают и диалектично (т.е. включая и отрицание друг друга) связываются спецификой ее проблемного поля: постановкой и решением наиболее общих, фундаментальных проблем и выявлением предельных взаимоотношений, существующих между миром и человеком.

Историко-философский процесс характеризуется существованием множества философских учений, школ, течений и направлений. Первичной исходной единицей историко-философского процесса является философское учение того или иного мыслителя. Философское учение – это система определенных, логически связанных друг с другом воззрений. Философские школы – это совокупность философских учений, объединенных какими-либо идейными базовыми принципами. Совокупность модификаций одних и тех же принципов, развиваемых различными, нередко конкурирующими школами, принято называть течениями. Наиболее крупные и значительные образования в историко-философском процессе именуются философскими направлениями.

Движущей силой историко-философского процесса является столкновение философских подходов, борьба идей, принципов и личностей. При этом, с развитием историко-философского процесса меняется предмет философского размышления и способ разрешения философских проблем.

 

Пояснения к вопросу № 2.

Развитие философии в древности на Востоке и Западе при всей их самобытности и специфичности имеет ряд общих закономерностей:

- зарождение в лоне мифологии (путь становления философии от мифа к Логосу);

- философия формируется как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства;

- она обращена к общечеловеческим ценностям (проблемы добра и зла, прекрасного и безобразного, любви и ненависти и др.);

- ей присущ мировоззренческий характер философского знания.

Необходимо отметить и отличия древних философских учений Востока и Запада:

- Восток концентрирует свое внимание в основном на проблемах человека, а философия Запада является скорее полипроблемной: это натурфилософские, онтологические, гносеологические, методологические, эстетические, этические и другие вопросы;

- специфика в разработке категориального аппарата: в философии Востока органически воспринимаются категории, предложенные мифологией (инь – женское начало, ян – мужское начало, нирвана – высшее состояние души и др.), хотя есть и традиционно-философские категории, которыми в основном пользуется западная философия (сущность, количество, качество, время и др.);

- в западной философии в основном разработаны проблемы логики (Сократ, Платон, Аристотель), а на на Востоке этим занималась школа ньяя (с санскр. буквально – правило, рассуждения, логика);

- при решении социальных проблем восточная философия занимается проблемой Вселенского человека (у Конфуция – иерархия социальной структуры через обращение к Небу), западная же – проблемами государства, закона, управления, власти и т.п.

Гибель античной философии следует понимать как исторически неизбежный результат в развитии философской мысли, связанный с вхождением человечества в новую цивилизацию, часто называемую европейской традицией в философии.

Узловые пункты развития средневековой философии:

- переход от языческой религии к монотеистической;

- перенесение центра философской проблематики от чувственно-материального Космоса к исследованию проблем бытия Бога (Филон Александрийский, Ориген, Климент, Августин и др.); христианская мораль становится неотделимой от веры и религии;

- одной из центральных проблем средневековья становится спор об универсалиях в разных вариантах его решений (Боэций: универсалии бестелесны и существуют только в общем, но не в индивидах; П. Абеляр: каждому имени соответствует реальная сущность; Бонавентура: универсалии есть лишь слова);

- схоластическая философия (Ф. Аквинский) выдвигает проблему соотношения философии и теологии (философия способна предоставить полезное знание о божественной сущности, использование которого поможет праведному человеку в достижении непосредственного созерцания Бога).

В эпоху Возрождения философское мышление получает сильные импульсы из сферы искусства, в частности, через новое прочтение античной литературы и погружение в мир образов античной культуры; эстетический подход играет здесь доминирующую роль, особенно, у гуманистов (Э. Роттердамский, М. Монтень, Т. Мор, Л. Валла и др.).

Основные черты философии Ренессанса (Возрождения):

- гуманизм, основанный на принципах равенства, справедливости, человечности отношений между людьми; это мировоззрение проникнуто любовью, уважением к человеческому достоинству;

- осмысление проблем государства и права (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк), социальные проекты переустройства общества (Т. Мор, Т. Кампанелла);

- натурфилософия (Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно и др.); формируются основы современного естествознания, современный образ науки.

В философии Нового периода можно выделить две основные проблемы, занимавшие умы философов: проблема метода в познании (эмпиризм – Ф. Бэкон, Т. Гоббс, рационализм – Р. Декарт, Б. Спиноза); проблема субстанции; она разрешалась в рамках рационализма (Г. Лейбниц: учение о множественности субстанций; Р. Декарт: учение о существовании двух субстанций – материальной и духовной). Для философии Нового времени характерна ориентация на науку – с одной стороны, и юридически-правовую сферу – с другой.

В философии Просвещения делается акцент на просветительскую тенденцию, в которой провозглашается культ Разума и придается большое значение знаниям в социальном развитии (Ш. Монтескье, Ж-Ж. Руссо, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро). Основная проблема философии решается, в основном, материалистически. Еще одна важная черта – «просветительский атеизм», критика религиозного мировоззрения в целом, и религиозных социальных институтов, священников как «выразителей и проводников данного ложного мировоззрения». В теории познания французские материалисты выступали с метафизических и сенсуалистических позиций, основанных на абсолютизации роли созерцания и ощущений.

- С конца XVIII в. начинается критический пересмотр принципов Просвещения. Одним из наиболее глубоких критиков просветительского понимания науки и разума выступил родоначальник немецкого идеализма И. Кант, чье мировоззрение сформировалось в русле просветительских идей. Классическая немецкая философия получила свое наиболее полное выражение в идеалистических философских системах. Несмотря на то, что немецкая классическая философия в основном развивалась в русле идеалистических систем, в ее недрах и на ее фундаменте возникла одна из мощнейших материалистических концепций. Это материализм Л. Фейербаха, который за начало бытия берет природу как конечное, определенное, реальное; в центре построения его философской системы находится человек, как высшее творение природы.

Философские предпосылки философии марксизма: французский материализм второй половины XVIII в.; немецкая классическая философия, в особенности диалектика Гегеля, переработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом на основе материалистических принципов; антропологический материализм Л. Фейербаха.

Особенности философии марксизма:

- основной вопрос философии решается материалистически;

- истина понимается как результат совпадения представлений человека и действительности; критерием истины является практика, взятая в историческом развитии; предпочтение отдается предметно-чувствительной деятельности человека;

- диалектика трактуется как теория и всеобщий метод познания;

- провозглашается требование тесного союза философии и естествознания.

Марксизм как философскую теорию после К. Маркса и Ф. Энгельса развивали их последователи – П. Лафарг, А. Лабриола, А. Грамши и др. Наиболее видными марксистами в России были Г.В. Плеханов и В.И. Ленин.

 

Пояснения к вопросу № 3.

Существуют различные точки зрения по поводу развития современной философской мысли. Согласно первой, основными моделями современного философского мышления являются позитивизм, марксизм, неотомизм, экзистенциализм и другие. Возникнув на рубеже XIX – XX вв., они до сих пор имеют единое проблемное поле и общечеловеческую ценность, так как исследуют проблемы человеческого бытия и его смысла. Позитивизм рассматривает традиционную проблему соотношения чувственного и рационального в познании, и новые проблемы – проблему факта, веры, познания и творчества, логики познания и др. Позитивизм сегодня представлен «критическим рационализмом» К. Поппера, теорией «научных революций» Т. Куна, концепцией «эпистемологического анархизма» П. Фейерабенда, теориями структурализма, концепциями герменевтики и др. Неотомизм продолжил христианскую традицию в русле католицизма. Современный неотомизм претерпел существенные изменения: в нем появились концепции аналитической философии религии, эпистемология религии, философско-антропологические концепции и др. Экзистенциализм возник как учение о поиске человеком подлинного существования и обратил к изучению современных проблем человеческого бытия, культуры, исследованию переживаний субъекта, его внутреннего мира (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю). Марксизм выступает в разных концепциях – от догматического до творческого, вбирающего в себя синтез различных мировоззренческих ориентаций.

Сциентизм проявляется как мировоззренческая установка на то, что научное знание есть наивысшая культурная ценность, с которой должны соизмерять свое содержание все иные формы духовного бытия (неокантианство в лице Г. Когена, феноменология Э. Гуссерля, неопозитивизм Л. Витгенштейна, Р.Карнапа и др., прагматизм, представленный Ч. Пирсом). Антисциентизм – социокультурная ориентация, основанная на широкой критике науки как социального института и как формы постижения мира. В нем наука рассматривается как «демон, выпущенный из бутылки», угрожающий существованию самой человеческой цивилизации. В качестве альтернативы науке, научному познанию, а в некоторых случаях вообще рациональному взгляду на мир выдвигаются различного рода вненаучные или внерациональные (иррациональные) способы постижения бытия. Классическим выражением антисциентизма в философии выступает экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр и др.), а также творчество таких мыслителей XIX в., как А. Шопенгауэр, Ф.Ницше, А. Бергсон и др. Их взгляды были направлены против принципа антропологического рационализма, а теоретические исследования подвергли анализу роль и значение психических процессов, не осознающихся человеком.

Серьезный вклад в развитие вышеупомянутой проблемы был внесен психоанализом, представленным:

- теорией бессознательного З. Фрейда, утвердившего бессознательное как важнейший фактор человеческого измерения и существования;

- теорией «коллективного бессознательного» К.-Г. Юнга, где коллективное бессознательное является отражением опыта предшествующих поколений;

- социологизированием бессознательного в концепции А. Адлера;

- «экзистенциальной дихотомией» Э. Фромма.

Современный микропсихоанализ вышел на уровень рассмотрения таких философских категорий, как «пустота» и «попытка», связывая психическое бессознательное человека с космической пустотой (С. Фанти).

В «философии жизни» (Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон) жизнь представлена как поток интуитивно постигаемой реальности, слияние человека со стихией жизни. В философии Ф. Ницше, направленной на критику христианской морали и создание новой морали «сверхчеловека», проповедуется индивидуализм, волюнтаризм и иррационализм. Воззрения А. Бергсона можно определить как генеральное возражение против материалистически вести философский диалог, Ю.М. Лотман и Д.С. Лихачев развивают идею «диалога культур». В этом же направлении развиваются концепции Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда и др.

Основными моделями современного философского мышления являются позитивизм, марксизм, неотомизм, экзистенциализм и другие. Эти философские модели возникли на рубеже XIX – XX вв., но и сегодня, благодаря тому, что рассматриваемые ими проблемы имеют общечеловеческую ценность, оказались востребованными.

 

Контрольные вопросы для СРС

1. Каковы критерии периодизации истории философии?

2. В чем состоит своеобразие античной философии и каковы ее фундаментальные проблемы?

3. Охарактеризуйте особенности средневековой христианской философии, круг ее проблем.

4. Каково историческое значение немецкой классической философии?

5. Каковы основные тенденции и направления современной западной философии?

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 660 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2084 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.