Раздел I
Здоровое тело
При изучении тибетской медицины совершенно необходимо обратить самое пристальное внимание на основополагающие причины реинкарнации континуума тело—разум в той или иной форме.
Базовые посылки к реинкарнации формируются под воздействием ментальных импульсов, которые сопровождают каждое чувствующее существо с момента одной инкарнации (воплощения) до следующей (по крайней мере, потенциальной следующей инкарнации). Базовым импульсом является ложная посылка о существовании независимого и самостоятельного (самодостаточного) «я». Это по сути своей ложное восприятие реальности, которое может быть названо также «базовым невежеством», впоследствии порождает три ментальных яда. Те, в свою очередь, приводят к появлению 84 тысяч так называемых «болезненных» (то есть вызывающих страдание) эмоций.
За исключением абсолютно чистых существ, таких, как Будды и Бодхисаттвы, которые добровольно принимают решение о новом воплощении из сострадания ко всем другим живым существам, базовое невежество, а также три вырабатывающихся в результате ментальных яда — желания (желания, страсти, привязанности), гнев (раздражение, ярость, ненависть) и ограниченно представление о реальности (глупость, ограниченность, апатия) — составляют основу для реинкарнации всех остальных живых существ, а также для сопутствующих им физических, эмоциональных и умственных способностей и/или нарушений.
Вот почему три ментальных яда считаются отдаленными (или иначе — первичными, исходными) причинами болезни. Как указывалось выше, абсолютной и основополагающей базовой причиной болезни является искаженный взгляд на реальность. Специфические импульсы в их экстремальных проявлениях воздействуют на так называемое «тело Бардо» (тип иллюзорного тела при переходе от одной формы воплощения к другой) и направляют его в феноменальный мир (мир ощущений). Этот мир соответствует более или менее положительным или отрицательным иллюзиям, сформировавшимся внутри «тела Бардо».
Восприятие (ошибочное) этого феноменального мира как единственно возможной «реальности» углубляет устойчивость представления о независимости «я» (личности), которое является самодостаточным и существует отдельно от всего прочего. В буддийской философии существует бесконечное число «реальностей» и все на свете взаимосвязано и взаимозависимо.
Возможность воплотиться в человеческом теле рассматривается в буддизме не просто как самоочевидный факт. Напротив, этому придается большая важность. Человеческое воплощение предоставляет неповторимую возможность за одну земную жизнь постичь фундаментальную реальность и тем самым освободиться от «круговорота» реинкарнаций и сопровождающих их страданий.
Как описывалось выше, три ментальных яда закладывают основу для формирования соответствующих принципов Lung (ветер), Tripa (желчь) и Peken (слизь). Эти яды существуют на материальном, эмоциональном и ментальном уровнях. По-тибетски их называют также пуера, что в буквальном смысле означает «ошибка».
В прозападной космологии это представление теснее всего смыкается с идеей о базовых «Males», то есть о фундаментальной предрасположенности, изначально существующей в латентном состоянии и ожидающей соответствующего импульса для активизации. Возможности подобной активизации будут более подробно обсуждаться в следующей главе.
В индийской системе Аюрведы это фундаментальное подразделение на три типа называется tridosha («тридоша») и подразумевает энергетические принципы вата, питта и капха.
Здесь уместно упомянуть также представление алхимиков о делении всех вещей на три типа (соль, сера и ртуть) как часть классического западного наследия, не утратившую значения и в наши дни.
Антропософское учение тоже основывается на этих трех принципах и называет их мышлением, чувствованием и желанием, а также дает им иные определения. Фундаментальные взгляды, а также лекарственные составы антропософской медицины содержат элементы, сближающие их с восточными философскими и медицинскими системами.
Западное учение о развитии трех зародышевых слоев (эндодермы, мезодермы и эктодермы) тоже может послужить примером этой фундаментальной классификации; кроме того, фундаментальное разделение на три во всех динамических системах признается и в исследованиях современного хаоса. Теория хаоса исходит из предположения, что три различные силы взаимно влияют друг на друга в ритме интерференции. Посредством дополнительной системы обратной связи создается самоконтролирующийся, динамический саморегулирующийся цикл.
Следовательно, можно сказать, что классификация принципов на три фундаментальные энергии является универсально признанным базовым законом для всех существующих динамических систем.
В соответствии с древней греко-галенической системой «гуморальной патологии», эти три фундаментальных принципа также часто описываются с помощью латинского термина Humores («гуморы», то есть телесные жидкости). Телесные жидкости существуют в материальном теле в специфической форме, к примеру, желчь (в Tripa/желчи), дыхание (в Lung/ветре) или желудочная слизь (в Peken/слизи); однако вышеописанные причины реинкарнации ментального континуума предполагают, что эти формы способны достигать наиболее тонких уровней, проявляться в них и оказывать на них соответствующее влияние.
В этом контексте важно помнить о синхроничности, а также о взаимопроникновении и взаимосвязанности на всех уровнях. Следовательно, термины Lung («Лунг» — ветер), Tripa («Трипа» — желчь) и Peken («Пекен» — слизь) должны в целом восприниматься как некий код, в котором зашифрованы архетипические (биокибернетическая/эмоциональная/ментальная) энергетичес-кие формы. Чтобы подчеркнуть принцип их взаимосвязанности на различных уровнях, в этой книге будет использоваться термин «телесные энергии». Этот обобщающий термин поможет моим читателям не запутаться в многообразии понятий. Более того, этот термин обладает следующим преимуществом — он указывает одновременно на физический и энергетический уровни. (Кстати, впервые я услышал этот термин от доктора Барри Кларка).
Из того, что вы уже успели узнать, можно вывести следующий факт: болезнь составляет внутренне присущую часть любого динамического жизненного процесса в условиях, когда телесные энергии выходят из состояния равновесия. Оптимизация подобного равновесия является важной целью тибетской медицины. Кроме того, из этой информации вытекает следующее: на телесные энергии можно влиять на эмоциональном и ментальном уровнях, все три различных уровня способны оказывать взаимное влияние друг на друга.
Этот факт имеет фундаментальное значение для понимания буддийской посылки о том, что все формы жизни, не достигшие полной реализации, то есть все чувствующие существа, за исключением Будд и Бодхисаттв, автоматически соединяются со страданием в таких формах, как, например, болезни. Одновременно он позволяет понять, почему, например, Будда Шакьямуни в своем проявлении Будды медицины обожествляется как Высший Целитель и Мастер Медицины. Только через полное осознание реальности — что означает преодоление препятствий любого типа и ясное представление обо всех вещах — можно достичь истинного и полного исцеления.
Следовательно, Будду Шакьямуни можно рассматривать с этой точки зрения как воплощенное божество и одновременно как саму природу Будды, внутренне изначально заложенную в каждом живом существе, как пробужденное и освобожденное состояние разума.