Кроме корковых отделов левого полушария в организации речи большую роль играют задние отделы, выполняющие функции хранения информации, и верхний ствол мозга, обеспечивающий тонус коры.
Дискоординация в работе центральных и периферических отделов приводит к нарушениям всего речевого процесса, иногда необратимым или совершенно необъяснимым.
К таким тяжелым нарушениям прежде всего можно отнести заикание — бич цивилизованного общества. Заикание относится к логоневрозам и обычно соответствует в своем развитии определенным стадиям в жизненном цикле человека. Например, замечено, что заикаются чаще мальчики, особенно в ответственные для них периоды: поступление в школу, половое созревание, начало трудовой деятельности или службы в армии. Такое функциональное заикание лучше поддается коррекции с помощью различных логопедических приемов и медикаментозного воздействия, чем органическое заикание, связанное с глубинными нарушениями речевых механизмов.
Среди других речевых расстройств можно упомянуть различные фобии (боязнь сцены, боязнь заговорить в обществе), неуправляемое многословие, так называемая логоррея — словесный понос, синдром Корсакова, характерный для алкоголиков и старческого слабоумия, когда забываются те или иные слова, наименования; резкое обеднение речи, характерное для умственных расстройств типа имбецильности; алогичность, вычурность и претенциозность речи шизофреников, так называемый ассоциативный бред и т. д.
Речь у человека в различные периоды его развития выполняет определенные функции, и по тому, как они выполняются, можно судить о полноте, степени использования языковой системы, способностях индивида, его эмоциональных состояниях.
Первая, самая стойкая и жизнеспособная функция речи — экспрессивная. Она проявляется даже не столько в речи, сколько в голосе и ритмической организации высказывания. Экспрессивная функция речи отражает отношение индивида к событиям действительности, его оценку, а также эмоциональные состояния, иногда — личностные особенности. Экспрессивная функция выражается, как уже указывалось, прежде всего через голос и темп высказывания. В голосе выделяются такие параметры, как громкость, частотные изменения, наличие паралингвистических признаков типа учащенного дыхания, хрипов, сдавленности. Голос человека, находящегося в озлобленном состоянии, будет звучать гораздо громче и более высокочастотно, иногда доходя до визга и фальцета. При этом увеличивается темп речи, доходящей до нечленораздельных скороговорок. В диалогах это будет быстрая беспорядочная смена реплик ссорящихся, идущих часто одновременно. В состоянии печали и грусти голос тихий, частота его понижается, речь медленная, в диалогах часто возникают паузы. Иногда вопрос вообще остается без ответа, грустный партнер уходит от контакта.
Изменяются также лексика, семантика, грамматика. Слова оказываются более простыми, даже примитивными, частыми и повторяющимися. Увеличивается количество ошибок произношения, грамматических, в употреблении слов. Очень много незаконченных фраз, недописанных слов, не доведенных до конца мыслей.
Большую роль в регулировании экспрессивной функции играет самоконтроль, наблюдение за самим собой, своим голосом, поведением, мимикой. Эксперименты показали, что в случае тихого и медленного разговора на тему, вызывающую злость, отмечается понижение кровяного давления и уменьшение сердечной реактивности. Если на ту же тему говорить быстро и громко, то у испытуемых, особенно у мужчин, отмечаются значительно более высокие давление и сердечная реактивность. Иначе говоря, происходит как бы подталкивание эмоционального явления со стороны экспрессивного поведения.
Сдержанность в проявлении речевых эмоций является показателем самообладания взрослого человека. То, что простительно ребенку — плач, крики, топание ногами, мимические конвульсии, выглядит крайне отрицательно у взрослых. Для людей некоторых профессий саморегулирование экспрессивной функции является профессионально важным качеством, например, для работников сферы обслуживания, дипломатов, педагогов.
Экспрессивная функция речи объединяет человека с миром животных, пользующихся голосовой связью. Многие наблюдали, наверное, изменения в голосе животных — от нежного до злого и тоскливого. Кстати, экспрессивная функция присутствует уже в первом крике новорожденного. Этому крику соответствует интонема недовольства и требования.
Сказанное выше ни в коем случае не означает поощрения однообразия речи по ее интонационным характеристикам. Чем богаче представлена в речи конкретного человека эмоциональная сфера, тем живее и ярче его речь. Здесь кстати очень ярко проявляется национальное своеобразие: сравните, например, итальянскую речь с речью норвежца! Однако крайности в проявлении эмоциональных состояний обычно не соответствуют культурным нормам. Впрочем, в некоторых случаях, сейчас все более редких, создаются особые социальные группы, которые должны показать максимальный уровень эмоциональности, чтобы другие члены общества сильнее ощутили сопереживание: плакальщицы на похоронах (на северо-востоке России это и по сей день встречающиеся ритуалы), служители различных культовых обрядов. Собственно, даже клоуны в цирке своей речью и поведением выполняют такую же роль, но с целью создать у зрителя хорошее настроение, дать ему возможность посмеяться.
Другой важной функцией речи является сигнификативная (от англ. significate — обозначаю). Общение между людьми становится возможным, когда все общающиеся пользуются одними и теми же словесными знаками и вкладывают в них одинаковый смысл. Общественная одинаковость знаков делает возможным адекватное общение с эффектом взаимного понимания. Однако (и в этом заслуга Л. С. Выготского) значение словесного знака — не застывший в одних границах комплекс признаков, а развивающаяся сфера: от простого и наиболее сильного к сложному и скрытому, от ребенка к взрослому, от низкого интеллекта к высокому. Такое развитие дает возможность совершенствовать саму систему знаков и самому носителю языка углублять и совершенствовать свои представления о знаках.
В плане психодиагностики при оценке степени владения языком (своим или иностранным) проверяют именно эту сигнификативную функцию, так как она обеспечивает весь речевой процесс. Это — разнообразные прямые и косвенные методы изучения значений слов, среди которых довольно большое место занимают и психофизиологические методы, когда выводы о степени владения словесными знаками делаются на основе объективных психофизиологических показателей: давления крови, кожно-гальванической реакции, плетизмографических и слюнных рефлексов и т. п. Психофизиологические методы очень популярны в судебной криминалистической экспертизе. Они широко используются в так называемых детекторах лжи.
Интеллектуальная функция речи дает возможность осуществить главнейшую функцию — быть орудием мышления, подчинять себе все виды и формы мышления, переходить от подсознательных невербализованных процессов к осознанным логически соразмеренным и соотнесенным. Именно в этом плане С. Л. Рубинштейн говорил о том, что речь коррелирует не только с мышлением, но и с сознанием в целом. Собственно, оценка интеллектуальной функции — это оценка вашего умения формировать и формулировать мысли, сопоставлять их в логической последовательности, делать их доступными для других. Важными показателями действенности этой функции в речи являются умение точно, быстро и немногословно описать сложившуюся ситуацию, передать в достаточно компактной форме свои соображения партнерам по коммуникации, быстро уловить мысль собеседника, сориентироваться в литературе и сделать обобщающие выводы, предвосхитить дальнейшее развитие речевой темы.
Проявления интеллектуальной функции в речи особенно важны для работников умственного творческого труда, для ситуаций коллективного решения сложных вопросов, вообще, для людей, взявших на себя функции управления и контроля. Так, в Японии при подготовке менеджеров едва ли не самые трудные тренировочные занятия состоят в умении изложить свои мысли на все уменьшающемся листке бумаги, причем переход на следующий этап тренинга возможен только после строгой экспертной оценки успешности выполнения предыдущего задания. Некоторые задания требуют не только толкового изложения информации, но и художественного ее оформления. Так, в качестве задания было предложено составление маршрута на гору Фудзияму для начинающих туристских групп с одновременным описанием красоты этой излюбленной японской святыни. В одном из ответов, признанном удачным, кроме маршрута содержалось только две лаконичные строчки:
«О, Фудзияма! Фудзияма, о!»
(цит. по Цветову В.
Тринадцатый камень сада Роёндзи.
М., 1990).
Коммуникативная функция речи вбирает в себя все предшествующие, поскольку речь вообще имеет смысл только в реальном или воображаемом общении. Здесь очень большой комплекс проблем: соотношение вербальных и невербальных средств общения, использование паралингвистических способов, прежде всего пространства и времени, разработка и оценка разных стилей общения — от дружеского по горизонтали, с людьми вашего же положения и возраста, до официального по вертикали — с начальниками, преподавателями, людьми, зависимыми от вас по положению, общение в эмоционально нейтральных или положительных ситуациях и общение в конфликтных условиях, масштабы общения — от двух участников диалога до дискуссии со многими участниками, прямое общение — лицом к лицу и общение, опосредованное техническими средствами связи. В любом случае в речевом общении задействованы не менее двух участников, и чтобы общение было эффективным, привело к решению вопроса, создало дружелюбную атмосферу, наметило пути дальнейшей работы, каждый участник общения должен быть активным и заинтересованным членом его.
Заповедью всех видов и форм общения является децентрическая направленность его, умение посмотреть на проблему глазами партнера. Образно говоря, диалог — это танец вдвоем, и чтобы он получился гармоничным и приятным, надо чувствовать партнера по общению. Иногда пользуются даже специальными приемами, позволяющими партнеру, особенно более робкому и зависимому, чувствовать себя более уверенно, раскованно. К таким приемам относятся цитирование некоторых высказываний партнера, уступка ему в некоторых вопросах, несущественных для дела, создание ему особо комфортных условий, например, предоставление слова в благоприятные по времени периоды.
Очень важным условием успешного речевого общения является объективность, адекватность при оценивании реплик партнера. Недопустимо интерпретировать их в соответствии со своей установкой. Безусловно, при цивилизованных формах общения недопустимо какое бы то ни было физическое или психическое насилие: угрозы, запугивания, ультимативный тон, агрессивность.
Сейчас разработаны разнообразные программы тренингов по общению, позволяющие проводить личное самоусовершенствование и налаживать систему конструктивных диалогов.
Ответив на следующие вопросы, попробуйте оценить свои способности к речевому общению, обратите внимание на содержание вопросов и проанализируйте свое поведение в аналогичных случаях. Предполагается три типа ответов: «да», «нет», «иногда».
1. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
2. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время)?
3. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 1000 рублей, которые занял несколько месяцев назад?
4. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
5. Вас приводит в ужас любая очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе театра). Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения?
6. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
7. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменном виде, чем в устном?
8. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
9. Вызывает ли у вас смятение или неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо собрании?
Подсчитайте свои результаты: «да»—2 балла, «иногда»—1, «нет» — 0.
Если вы набрали 16 баллов, вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда. На вас трудно положиться в деле, где нужно общение в речевой форме. Старайтесь стать общительнее, раскованнее!
От 11 до 16 баллов — вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому, наверное, у вас мало друзей.
От 7 до 10 баллов. Нормальная коммуникабельность.
3 — 7 баллов — общительность бьет из вас ключом. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях и всюду чувствуете себя в своей тарелке.
Менее трех баллов — ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Людям — и на работе, и дома, и вообще повсюду — трудно с вами. Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность.
Разнообразие функций рождает разнообразие видов речи. Это — внешняя и внутренняя речь, письменная и устная, активная и пассивная (в зависимости от того, сам субъект создает речевую продукцию или воспринимает речевую информацию), взволнованная и спокойная, выразительная и монотонная, быстрая, торопливая и спокойная, медленная, правильная, культурная и неправильная, некультурная, речь на родном и речь на иностранном языках, интересная и скучная, официальная и дружеская, монологическая и диалогическая, вежливая и нахальная, учтивая и бесцеремонная.
В различных жизненных ситуациях человек может использовать самые различные, уместные для данной ситуации виды речи. Иногда в целях лучшей приспособляемости к той или иной социальной группе он может даже перейти на использование обычно не характерных для него видов. Например, профессор, желая быстрее войти в контакт со студенческой аудиторией, использует в своей речи типичную молодежную лексику: «тусовка», «достал», «железно», но обычно это мало помогает.
В речи как ни в каком другом психическом процессе очень ярко проявляется сам человек со своими индивидуально-психологическими и личностными особенностями, способами мышления и общения, темпераментом и интеллектом. Недаром еще древние греки говорили: «Заговори, чтобы я тебя увидел».
В этой связи особенно хочется подчеркнуть необходимость воспитывать у себя самого навыки культурной речи. По трактату Цицерона о красноречии, культурная речь — это прежде всего правильная речь, причем правильность понимается как соответствие утвержденным в данном языке нормам произношения, правописания, каллиграфии, грамматики, семантики. Правильной речи обучаются в школах, на курсах, самостоятельно (при чтении лучших образцов литературы и слушании радио, артистов, лекторов). Среди школ и других учебных заведений есть даже своеобразная конкуренция по степени приближения к эталону. Сколько гордости звучит в комплиментах типа «Настоящее оксфордское произношение».
Но правильность речи — это только основа ее. Речь должна быть уместной, и это качество неразрывно связано с этикой поведения, культурным багажом человека, национальными традициями, ситуацией. Например, для японского студента уместны низкие поклоны преподавателю и упоминание о себе самом как о маленьком зависимом человеке (своеобразное нарочитое самоуничижение), тогда как преподаватель называется почтительными именами мудрого, всезнающего и такого занятого сэнсэя. Конечно, в нашей действительности подобное поведение вызовет в лучшем случае недоумение.
Одним из основных признаков культуры речи является точное использование словесных знаков. Если содержание словесного знака вам недостаточно хорошо знакомо, вы сомневаетесь в правильности его употребления, лучше использовать другой, более знакомый знак, а не щеголять якобы своей эрудицией. Особенно важно это сейчас при засилии иностранных заимствований: «чартер», «холдинговая компания», «брифинг», «презентация» и т. д.
Очень важными показателями культуры речи являются ее выразительность и разнообразие средств всех уровней. Такая речь редко бывает импровизацией, над нею работают, сравнивая разные средства, выбирая лучшие, репетируя. Речи на торжественных собраниях, проповеди, выступления на съездах обычно готовят заранее, добиваясь их более полного воздействия на аудиторию. Но и в обычной ежедневной речи эти показатели свидетельствуют о высоком интеллекте информанта, его хорошей осведомленности в обсуждаемом вопросе, раскованности и свободе выражения, хорошем знании языка. Вспомните Эллочку-людоедку с ее «универсальным», на все случаи жизни словесным багажом: «парниша», «красота», «хамишь».
В психолингвистике есть специальный показатель — коэффициент словарного разнообразия, определяющий соотношение разных и вообще всех используемых информантом слов. Он вычисляется по формуле К = n / , где п — количество разных знаменательных слов в тексте, отрывке разговора (в таком случае это будет фонотекст), а N — число всех слов. Проверьте по своей речевой продукции этот показатель. Среднее значение его для студенческой выборки, по нашим данным, составляет от 8 до 11, 12 относительных единиц. У И. С. Тургенева он близок к 20, у Эллочки — около единицы.
Канцелярская речь с обилием штампов, военная лексика, речь малообразованных людей, людей, не знающих данного языка, характеризуются однообразием средств и бедностью лексики. В детской речи это тревожный показатель: если ребенок использует мало разных слов и конструкций, обычно это свидетельствует о задержке умственного развития.
Наконец, речь должна быть логичной и последовательной, соответствовать логике мышления. Если речь сумбурна, сбивчива, противоречива, если в ней не прослеживаются этапы мышления, то такая речь свидетельствует в лучшем случае о неподготовленности субъекта, его плохой ориентации в проблеме, неуверенности в себе, плохом состоянии здоровья. Например, при высокой температуре обычно наблюдаются скачки не связанных между собой мыслей.
Рассмотрим некоторые основные виды речи более подробно. Представим себе 4 вида речи (или речевой деятельности), различающихся по использованию сенсорных модальностей зрения и слуха, с одной стороны, и по степени активности субъекта речевой деятельности, с другой. В таком случае мы выделяем слушание и говорение, связанные с акустической формой проявления и использованием артикуляционного аппарата и слуха, а также зрение и письмо, связанные со зрительным анализатором, моторикой рук (чаще всего правой руки) и также с активным и пассивным использованием.
Основой для развития всех видов речи является процесс слушания и понимания звучащей речи, обозначаемый термином «аудирование». Аудирование может быть частичным, неполным, удовлетворительным и отличным. Это зависит от многих факторов: степени знакомства с языковой системой, интересности и важности темы, наличия помех в окружающей среде, индивидуально-психологических и личностных возможностей аудитора, развития у него некоторых важных для аудирования психических процессов, прежде всего внимания и памяти.
Первые три фактора интерпретируются однозначно: чем лучше аудитор знает язык, чем интереснее для него тема, чем тише и комфортнее окружающая среда, тем лучше будут результаты аудирования. Все исследования по оптимизации этих факторов подтверждают эту прямую зависимость (см., например, более подробные сведения в кн.: Звуки и речь в системе управления и контроля. Л., 1982).
Остальные показатели более разнородны. Например, существенно влияет на результаты возраст (от детей, особенно младшего школьного возраста, не стоит требовать хороших результатов в течение длительного периода). Гораздо лучше слушают интроверты, особенно женщины. Они же лучше выдерживают влияние внешних помех. Поскольку аудирование по однообразию информации может вызвать монотонию, то для ее преодоления целесообразно рассчитывать на аудиторов с сильной нервной системой.
Очень влияют на аудирование свойства внимания и памяти, причем не общие, а именно в звуковой модальности. Это проверяется по специальным каверзным заданиям типа «Если ваша фамилия начинается с согласной буквы, то поставьте галочку на первой строчке, если с гласной, то поставьте галочку на последней строчке». Когда такие относительно легкие задания предъявляются друг за другом, можно в результате оценить общую эффективность и устойчивость внимания.
Вообще, аудирование более напряженный и интеллектуальный процесс, чем чтение, а тем более просмотр телевизионных программ. При аудировании надо быть более сосредоточенным, активным, здесь больше нагрузки на слуховую память и слуховое мышление. В педагогических целях в некоторых учебных заведениях, например в колледжах Англии, в учебные группы на аудирование попадают самые успевающие студенты, все остальные занимаются с помощью письменной литературы.
Аудирование занимает самое важное место среди всех видов речевой деятельности: большую часть своего речевого времени (около 45%) мы слушаем других. Попробуйте проверить свои особенности аудирования. На следующие 10 вопросов отвечайте двумя вариантами: «да» (чаще всего «да») и «нет» (чаще всего «нет»).
1. Легко ли я отвлекаюсь, когда слушаю?
2. Слушаю ли я, если мне не интересно?
3. Слушаю ли я, если мне надоело?
4. Не слушаю ли я просто из вежливости?
5. Может быть, я не слушаю, а обдумываю свой ответ?
6. Замечаю ли я ошибки в речи партнера?
7. Не спешу ли я принять решение до того, как пойму проблему?
8. Прекращаю ли я слушать, когда появляются трудности?
9. Занимаю ли я негативную позицию по отношению к говорящему?
10. Не возникает ли у меня непреодолимого желания прервать собеседника и вставить свое слово за него или в пику ему?
В этом тесте вы получаете по одному баллу за ответы «да» на 2-й и 3-й вопросы и ответы «нет» на все остальные. Если вы получили от 8 до 10 баллов, вы хороший слушатель, внимательно относящийся к своему собеседнику, умеющий сдерживать свои эмоции и быть настойчивым, от 5 до 8 баллов — средние показатели, ниже 5 — неудовлетворительное слушание.
Экспериментально было подсчитано, что примерно 8 человек из 10 слушают с большими потерями информации. На деле получается совсем не так просто: «Я сказал то, что хотел, он понял то, что я сказал». И «Я могу сказать не так и не то, что хотел, и вы поймете совсем не то, что я хотел вам передать». Потери составляют 70-80%, если учесть к тому же, что «помогает» потерять информацию и память.
Поэтому хороший слушатель — это всегда доброжелательный, внимательный к своему собеседнику, к его речи, и прежде всего к содержанию речи, а не ее внешним особенностям, умеющий понимать подтекст и чужую точку зрения, активно поддерживающий говорящего выражением своего лица, мимикой, своей речью, не перебивающий собеседника и не торопящийся навесить на него ярлык. Попробуйте вспомнить, охотно ли разговаривают с вами, а также, кто больше говорит во время разговора — вы, ваш собеседник или примерно оба поровну.
Однако самый показательный для речи вид — это говорение, или «порождение речевого высказывания». В этом виде активной речи с ориентацией на слуховую модальность проявляются многие, если не все, индивидуально-психологические и личностные особенности говорящего. Это настолько важный вид речи, что есть даже выражение, бытующее в среде бизнесменов: твоя речь — твоя судьба. Говорение занимает 30% речевого времени и вместе со слушанием (аудированием) на три четверти представляет собой весь речевой процесс.
С психофизиологической стороны отмечаются, как было указано раньше, скорость и четкость артикуляции, сила и глубина голоса, частотно-высотные свойства речи и различные виды модуляции. Есть достаточно много интересных работ, связывающих эти характеристики с различными эмоциональными состояниями говорящего, его социальным статусом, характерологическими особенностями и профессиональными занятиями. Например, человек, говорящий всегда тихо, обычно отличается робостью, неуверенностью в себе, даже трусливостью, интровертированностью. Речь флегматика обычно всегда замедленная, в отличие от поспешной речи сангвиника. В речи, по данным радиоопросов, хорошо распознаются профессии актера, судьи, священника. Менторским тоном зачастую характеризуется речь педагогов, особенно школьных.
Очень важна активная речь — говорение — с точки зрения выполнения интеллектуальной функции. Это — умение излагать точно и логично свои мысли, подбирать такие слова и выражения, которые наверняка будут понятны собеседнику, делать паузы для обдумывания, проверять, хорошо ли вас поняли. Вдобавок к всему вы не высокомерны, дружелюбны по отношению к собеседнику, не избегаете его взгляда в разговоре. Проверьте, насколько охотно вас слушают в гостях, когда собирается 5-6 человек. Если вас вообще не слушают и вы редко являетесь инициатором разговора, задайте себе вопрос о том, так ли вы говорите.
В диалогической речи очень важно чувствовать собеседника, стараться поровну делить с ним разговор и вообще вести его для того, чтобы решить какую-то проблему, обменяться мнениями, помочь друг другу.
Речь — продукт социального развития, она необходима для общения, но одно дело — общаться со своим знакомым, другое — с малознакомыми людьми и тем более — выступать перед большим обществом (так называемая публичная речь).
При разговоре с малознакомыми людьми и в официальных условиях, например, при разговоре начальника с подчиненным, надо стремиться сохранять вежливость, корректность, дружелюбие, во избежание конфликтов — применять лингвистическую «косметику», сглаживая слишком острые углы и избегая ненужных обобщений и язвительных выпадов (типа «Вы никогда не отличались особым умом» или «Что-что, а завалить дело вам всегда удается лучше других»). Запомните, что такие реплики, особенно из уст начальника, очень быстро помогут вам нажить врагов. Нелицеприятный разговор ведите только с глазу на глаз. Зато не упускайте возможности как можно шире распространить хвалебный отзыв. Хвалите в присутствии других людей, а еще лучше — когда самого «виновника» в это время не будет рядом, ему обязательно передадут и не один раз.
В инструкции для руководителей заводов Форда говорится: «Терпение и вежливость — краеугольные камни работы руководителя. Терпение и вежливость!»
Большим затруднением для многих оказывается публичная речь, которая требует от выступающего большой сосредоточенности, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, профессиональной компетентности. Карнеги считает, что именно публичная речь — основное средство карьеры и самоутверждения. Неудачи в публичных выступлениях, особенно систематические, могут поселить в Вас чувство неполноценности, тревогу и страх. Всего этого можно благополучно избежать, если с помощью постоянных тренировок приучить себя к контакту с аудиторией. В преодолении страхов помогает аутотренинг, самоубеждение в том, что в профессиональном плане Вы хорошо владеете материалом, может быть, даже лучше всех в аудитории.
Старайтесь поддерживать зрительный контакт с аудиторией, вводите в речь элементы, привлекающие внимание: интересные и доступные примеры, шутки, небольшие отступления (типа своих личных впечатлений), но главное — держите логику мысли. Очень важно произвести хорошее впечатление на слушателей в первые минуты выступления. От этого зависит, будут ли вас слушать дальше или сразу же поставят на вас крест. Ни в коем случае не демонстрируйте свои слабости: не извиняйтесь заранее за свою некомпетентность или плохую речь, эти извинения обернутся против вас. Старайтесь подключать паралингвистические признаки: позу (не стойте, как истукан и не качайтесь, как маятник), жестикуляцию (она должна быть умеренной и только выше пояса), взгляд (не упирайтесь им в потолок или в конспект). Корректность и культура внешнего облика — тоже настраивают аудиторию в вашу пользу. Никогда не приводите себя в порядок перед слушателями, это создает неловкость для всех (не причесывайтесь, не расстегивайтесь и не застегивайтесь, не поправляйте галстук и пр.). Естественность и непринужденность вовсе не тождественны бесцеремонности. Четко держите хронометраж и используйте каждую минуту отпущенного времени. Конечно, ваша речь должна быть достаточно громкой и четкой. Все это составляет предмет специальной науки — риторики, которая, к сожалению, не включается в программу обучения.
Из зрительных модальностей речи более распространена пассивная форма — чтение. Естественно, чтение может быть разным — от легкого до профессионального на родном и иностранных языках. С возрастанием трудности текста усиливаются умственные затраты, эмоциональные нагрузки.
Очень важными показателями эффективности чтения являются скорость и усвоение прочитанного материала. Скорость чтения рассчитывается по количеству прочитанных слов в минуту и может быть низкой — 200, средней — 250-300, быстрой — 300-450, и сверхбыстрой — 650 слов/мин. Конечно, надо стараться развивать у себя навыки быстрого чтения, так как они позволят быстрее усваивать информацию, а, как известно, кто владеет информацией, тот владеет миром. Можно порекомендовать ряд технических приемов, способствующих ускорению чтения: читать не каждое слово, а сразу все предложение и вообще стараться схватить взглядом как можно больше текстового материала, не проговаривать читаемые слова, на это уходит время, стараться не возвращаться взглядом к прочитанному, регрессии тоже требуют времени. Вообще, при скоростном чтении глаза не переходят от строчки к строчке, а держатся посередине страницы с небольшими отклонениями влево и вправо.