Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социологические концепции Раймона Арона.




Раймон Арон- один из наиболее влиятельных социологов второй половины 20 века. Сфера деятельности Арона- социология, социальная философия, философия истории, политическая публицистика и журналистика.

Арон-автор некоторых наиболее распр-х на Западе в после- военный период социально-философских и социально-политических концепций. Самые известные- концепция коренной трансформации капитализма, единого индустриального общества и «конца идеологии»- логически связаны между собой.

По мнению Арона «Деидеологизация»-это логическое следствие единства технико-экономической природы современного индустр. общества.

По Арону фактор «деидеологизации» и развитие науки (в частности эмпирических исследований), лишающих идеологии возможности быть «глобальными системами интерпретаций». Рассматривая процесс «деидеологизации» в обоих типах «индустриального общества» Аарон доказывал, что в социалистических странах они проходят в форме превращения марксизма в более формальную догму.

Арон подчеркивал, что концепция «деидеологизации» не разрушает Запад перед лицом коммунизма, а дает ему наилучшее оружие.

Концепции Арона были близки теории «конвергенций», но он считал ее слишком радикальной.

Арон квалифицирует свои концепции, как «пессимистическую диалектику». Прокламированные (обнародованные) им социальные утверждения- результат того, что развитие науки и техники порождает устремления и иллюзии, которые они не в состоянии удовлетворить, что чем больше человечество овладевает природой, тем больше оно теряет власть над собственной судьбой.

Антиномии индустриального общества Арон усматривает в:

1) В несовместимости идеала, к осуществл. которого стремятся люди

2) В противоречии между стремлением к индивидуальности и колоссальным нивелирующим механизмом технико-экономического развития.

3) Это- антиномии международных отношений, где сталкиваются тенденции «универсализации», связанные с научно-техническим прогрессом, и тысячелетние традиции, которыми страны руковод-ся в своих взаимоотношениях.

 

Арон доказывал превращение «смертельной» классовой борьбы по мере роста коллективного богатства в «полумирное» соперничество и утверждал, что классовые конфликты, характерные для прошлого, трансформируются в антагонизм богатых и бедных народов.

37. Дэниел Белл о «конце идеологий»

Роль идеологии в первой половине XX века была подавляющей. Относительная стабилизация наступила лишь в 1960–1970-е годы, что дало повод экспертам заговорить в это время о «конце» идеологий.

В середине ХХ века в ряде научных работ был вынесен вердикт идеологии, провозгласивший ее «конец». Озвучили «приговор», в частности, известный исследователь постиндустриального общества американец Д. Белл и немецкий политолог Х. Аренд. Оба автора исходили из предпосылки К. Маркса о том, что идеология есть посылаемый сверху — правящим классом — образ действительности, целостная «картина мира». Они постулировали тождество между ролью идеологии и ее существованием. Со временем элита прекращает играть роль источника идеологии, в результате «определенный образ жизни, права, нормы и ценности, стремления, привилегии, культура — все то, что когда-то составляло исключительное достояние высших классов, — распространяется теперь на всех». Массовая культура деидеологизирована, и с ее окончательной победой, прогнозируемой Беллом, необходимость в идеологии отпадет вообще.

Прогностический потенциал, заложенный в работах Белла и Аренд, был артикулирован в начале 1990-х годов, после окончательного разрушения Советского Союза — своего рода единственного пространства, где идеология претендовала на роль тоталитарной идеи. Казалось, что это настоящий конец идеологии. Ведь прогноз Белла заключался в том, что последняя идеология гибнет вместе с СССР, происходит формирование единственного метода социализации человечества — через демократию и рыночную экономику.

После "Конца идеологии" интересы Белла смещаются к социально-экономическому полюсу. Весьма востребованным оказался прогностический дар ученого. Придерживаясь в экономике и политике социал-демократических и либеральных взглядов, Белл в области культуры довольно далеко продвинулся в консервативном направлении. В его подходе к культуре опять-таки сказалось исключительное прогностическое чутье. Погруженность в социально-экономические и технологические проблемы не помешала ему предвидеть то обстоятельство, что к концу ХХ века главным полем напряженности станет сфера культуры. Говоря еще в начале 60-х годов о "конце идеологии", Белл как будто предчувствовал, что генеральные идейно-политические баталии переместятся в пространство культуры.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 629 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2239 - | 2158 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.