Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Голос и голосовые упражнения.




Голос – это тот поток воздуха, который вы направляете на голосовые связки, в результате чего появляется звук. Голос характеризует оратора, его звучание. А точнее — звуковой диапазон оратора. И чем он больше, тем лучше.

 

Хороший голос можно охарактеризовать прилагательными:

· приятный

· красивый

· спокойный

· вибрирующий

· доверительный

· низкий

· теплый

· заботливый

· уверенный

· выразительный

· естественный

· наполненный

· богатый

· доброжелательный

· мелодичный

· звучный

А не очень приятный:

· дрожащий

· робкий

· неуверенный

· гнусавый

· напряженный

· слабый

· резкий

· хриплый

· пронзительный

· тихий

· плаксивый

· неслышный

· бесцветный

· монотонный

· скучный

Тембр голоса – высота звучания, имеет большое значение при восприятии вас другими людьми. Высокий голос не очень приятен для слуха. Низкий, вызывает большее доверие собеседника, звучит более приятно. Недаром дикторы на радио и телевидении обладают низкими голосами.

Сила голоса. Это прямая характеристика хорошего голоса. Если голос оратора тихий и слабый, он вряд ли сможет привлечь внимание аудитории. При помощи силы голоса можно удерживать внимание аудитории или собеседника. Упражнения по технике речи помогают добиться силы голоса без напряжения голосовых связок.

Громкость звучания. К азалось бы, что громкость уже сама по себе является характеристикой деятельности оратора. Речь на площади или в суде в присутствии многих людей требует яркого, звучного, полетного голоса. Однако современная риторика требует значительные коррекции громкости речи. Конечно, оратора должно быть слышно, но слишком громкая речь слишком навязчива и обременительна для восприятия. Умелый ритор не форсирует голос, а скорее заманивает слушателя при помощи тембра, звучности голоса и артистичности.

Существуют также понятие полетности голоса. Полетность определяется как свойство голоса достигать звуками любую точку аудиторного пространства. Для этого оратору необходимо научиться направлять свой голос над головами слушателей (не в пол и не в потолок).

 

Упражнение №1 «Мычание»

Перед выполнением нужно сделать гимнастические упражнения для того, чтобы снять напряжение мышц тела. Встаньте, рассставьте ноги на ширине плечи, руки отпустите. Набирайте воздух, челюсть разведена, на выдохе произнося звук «Ммммм».

Вы можете усложнить данное упражнение, выполняя его в движении и сидя. Можно немного пофантазировать и придумывать свои разновидности, но следить за ощущениями вибраций.

 

Упражнение №2 «Гудение»

Исходное положение из предыдущего упражнения. На выдохе попробуйте издавать звук «ууууууу».

 

Упражнение №3 «Протяжное гудение»

Положение такое же. На выдохе издавайте последовательность гласных звуков: «ааааааа-оооооооо-уууууууу-ыыыыыыыы-иииииии-ееееееее». Старайтесь растянуть всю последовательность на весь выдох.

 

Упражнение №4 «Определить темп».

Определите, какой у вас темп речи, прочитав за одну минуту стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не 1) «Баюканье». Вам предстоит убаюкать малыша тихим мычанием сквозь сомкнутые губы: «м».

 

Упражнение №5 «Колокола».

Имитируйте голосом звучание большого колокола: «бом - м - м! бим - м -м!, бам - м - м!», стараясь «тянуть» согласный. Изменяйте регистры: от низкого (бом) до высокого (бим) и среднего (бам).

 

Упражнение №6 «Сила голоса»

Сила голоса оратора имеет очень большое значение для аудитории Если он говорит чрезмерно громко, к тому же имея шумный голос, это вызывает раздражение у людей, которые его слушают, и эффект выступления с существенно снижается. Постепенно и плавно повышайте и понижайте голос, делайте его то громким, то тихим от начала до конца текста:

Раскинулось поле волнистою тканью

И с небом слилось темно - синею гранью,

И в небе прозрачном щитом золотым

Блестящее солнце сияет над ним.

Упражнение №7 «Если у вас чересчур тихий голос»

Если у вас чересчур тихий голос, то прочитайте громко клич глашатая из пьесы А. Н. Островского «Снегурочка» на открытом воздухе или в большом, шумном помещении:

Слушайте - послушайте,

Государевы люди,

Государеву волю!

плачу...».

Стремитесь выработать нормальный темп.

Упражнение №8 «Выбрать интонацию»

Произнесите фразу «Вам не интересно», обращенную к слушателям, не соблюдающим тишину, с разными интонациями: с гневом, с угрозой, с удивлением, порицанием, в виде просьбы, равнодушно, с обидой. Обратитесь к присутствующим: «Дамы и господа», выражая голосом чувства (равнодушно, торжественно, иронично, радостно, с просьбой).

Упражнение №9 «Доброжелательность»

Попробуйте произносить слова: «здравствуйте». «я слушаю вас», «добрый день», «добрый вечер», «приятно вас видеть», «привет», «алло» и подобные с максимальной доброжелательностью в голосе. Используйте для тренировки целый день.

Упражнение №10 «Логическое ударение»

Прочитайте строки К. С. Паустовского выразительно, находя в каждой фразе слово с логическим ударением, сделайте магнитофонную запись:

«Чайковский садился за рояль. Сейчас начнется удивительное и веселое: рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля. Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом, как симфония. Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту. Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а ничего толком не сделано... Ни разу не удалось передать тот легкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни. Он никогда не ждал вдохновенья. Он работал, работал... И вдохновенье рождалось в работе».

Упражнение №11«Маляр»

Вы весёлый маляр. Кисть руки – это кисть маляра. Надо «выкрасить карниз», который стоит перед вами вертикально. Движение руки сопровождается словами:

Краской крашу я карниз:

Вверх и вниз, и вверх, и вниз…

Сначала производите маленькие «мазки» только кистью руки; постепенно движения становятся увереннее, шире (от локтя), голос поднимается всё выше вместе с движением руки, а затем опускается всё ниже. В последний раз низким голосом, «упавшим на дно», вы говорите:

Вот и выкрашен карниз.

Упражнение №12«Аквалангист»

Прочитайте стихотворение плавно, медленно, постепенно понижая высоту голоса, но не меняя громкости. Очень важно, чтобы активно работал артикуляционный аппарат. Читайте легко и свободно, избегайте напряжения в области рук, плеч, шеи. Понижение голоса контролируйте рукой: в области грудной клетки должна ощущаться вибрация.

 

Чтоб овладеть грудным регистром, чтение в соответствии с

Я становлюсь аквалангистом. индивидуальной высотой вашего голоса

Всё ниже опускаюсь, ниже, постепенное понижение голоса

А дно морское ближе, ближе!

 

И вот уж в царстве я подводном.

Хоть погрузился глубоко, грудной голос

Но голосом грудным, свободны

Распоряжаюсь я легко.

 

Чтоб овладеть грудным регистром, чтение в соответствии с

Полезно стать «аквалангистом». индивидуальной высотой вашего голоса





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 342 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2412 - | 2331 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.