Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћедицинска€ этика √иппократа.  л€тва √иппократа и еЄ дальнейшие модификации.




 

—ледующим этапом развити€ медицинской этики рабовладельческого общества €вл€етс€ медицина √иппократа. ¬ этот период в √реции широко изучались философские вопросы этики и морали.

—огласно преданию, кл€тва восходит к пр€мым потомкам јсклепи€, она переходила в устном виде, как семейна€ традици€, из рода в род. «аписана √иппократом кл€тва была впервые на ионийском диалекте древнегреческого €зыка в эллинистической јлександрии при √ерофиле (Herophilos, ок. 300 г. до н. э.) и Ёразистрате и стала документом с III века до н.э.

¬еличайший врач древности иппократ первым попыталс€ систематизировать правила медицинской этики на основании опыта медицины. ¬ своей знаменитой Ђ л€твеї, в книгах Ђќ врачеї и Ђќ благопри€тном поведенииї, Ђќб искусствеї, в Ђјфоризмахї, написанных около двух с половиной тыс€ч лет назад, он создал кодекс моральных норм, об€зательных дл€ тех, кто на всю жизнь избрал врачевание своей профессией. ѕод вли€нием идей √иппократа в ƒревней √реции исключительное внимание удел€лось нравственному облику врача. Ќормы поведени€ врача были сформулированы в соответствии с существующими в тот период знани€ми о человеке и его здоровье. √иппократ рекомендовал направить на излечение больного усили€ не только врача, но и всех окружающих: ЂЌе только сам врач должен употребить в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обсто€тельства должны способствовать врачу в его де€тельностиї. Ќи в одном трактате √иппократа не говорилось о различии между свободными и рабами, за всеми признавались одинаковые права на внимание, заботу и уважение со стороны врача. „тобы оценить гиппократовский гуманизм, следует отметить, что такие великие мыслители ƒревней √реции, как ѕлатон и јристотель, жившие после √иппократа, еще считали раба Ђговор€щим одушевленным орудиемї и отказывали ему в праве называтьс€ человеком.

√уманизм медицины √иппократа заключаетс€ в том, что она самоотверженно служила каждому больному, независимо от его социального положени€. √иппократ создал свод законов дл€ многих поколений врачей, и они достойно несут сквозь века факел истинного гуманизма, зажженный великим мыслителем. ќбычно к концу срока обучени€ √иппократ, обраща€сь к своим ученикам с напутствием, говорил о том, что насто€щий врач должен быть добрым, справедливым, человеколюбивым и бескорыстным, что он об€зан помнить о внешнем приличии, быть скромным в одежде и поведении. «атем ученики произносили слова кл€твы, величайшего пам€тника врачебной этики, ставшей впоследствии известной как Ђ л€тва √иппократаї:

Ђ л€нусь јполлоном, врачом јсклепием, √игиеей и ѕанакеей и всеми богами и богин€ми, бер€ их в свидетели, исполн€ть честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую прис€гу и письменное об€зательство: считать научившего мен€ врачебному искусству наравне с моими родител€ми, делитьс€ с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими брать€ми, и это искусство, если они захот€т его изучать, преподавать им безвозмездно и без вс€кого договора; наставлени€, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновь€м, сыновь€м своего учител€ и ученикам, св€занным об€зательством и кл€твой по закону медицинскому, но никому другому. я направл€ю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздержива€сь от причинени€ вс€кого вреда и несправедливости. я не дам никому просимого у мен€ смертельного средства и не покажу пути дл€ подобного замысла; точно так же € не вручу никакой женщине абортивного пессари€. „исто и непорочно буду € проводить свою жизнь и свое искусство. я ни в коем случае не буду делать сечени€ у страдающих каменной болезнью, предоставив это люд€м, занимающимс€ этим делом. ¬ какой бы дом € ни вошел, € войду туда дл€ пользы больного, будучи далек от всего низменного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. „то бы при лечении Ц а так же и без лечени€ Ц € не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует корда-либо разглашать, € умолчу о том, счита€ подобные вещи тайной. ћне, нерушимо выполн€ющему кл€тву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную кл€тву да будет обратное этомуї.

 

Ђ л€тваї содержит 9 этических принципов или об€зательств:

Ј об€зательства перед учител€ми, коллегами и учениками;

Ј принцип непричинени€ вреда;

Ј об€зательства оказани€ помощи больному (принцип милосерди€);

Ј принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного;

Ј принцип уважени€ к жизни и отрицательного отношени€ к эвтаназии;

Ј принцип уважени€ к жизни и отрицательного отношени€ к абортам;

Ј об€зательство об отказе от интимных св€зей с пациентами;

Ј об€зательство личного совершенствовани€;

Ј врачебна€ тайна (принцип конфиденциальности).

 

√иппократ, создава€ кл€тву, однако, преследовал и свои меркантильные интересы - чтобы его ученики делились с ним заработанным. ќн первым начал брать деньги за обучение, чем очень удивил своих современников (до этого медицине обучали сыновей или за "службу" при храме). ≈му же принадлежит высказывание: " ѕриступа€ к лечению больного, врач должен договоритьс€ о сумме вознаграждени€ - это дает больному надежду на выздоровление. »бо бесплатно лечатс€ только безнадежные больные ". Ќельз€ не упом€нуть, что некоторые рекомендации √иппократа противоречат благородным принципам Ђ л€твыї. √овор€ о тактике лечени€ неизлечимых болезней, он не советует врачам их лечить, чтобы не потер€ть практику. ѕо его мнению, Ђмедицина не должна прот€гивать руку к тем, кто уже побежден болезньюї и т. д.

“ем не менее, с именем √иппократа св€зано представление о высоком нравственном облике и образце этического поведени€ врача. ћногие положени€ Ђ л€твы √иппократаї не потер€ли значени€ до наших дней.

 

¬ работах √иппократа много внимани€ уделено нормам взаимоотношений между врачами. ≈сли врач затрудн€етс€ в диагнозе или лечении, он об€зан посоветоватьс€ со своими коллегами. ЂЌет ничего постыдного, если врач, затрудненный в каком-либо случае у больного и не вид€ €сно по причине своей неопытности, просит пригласить других врачей, с которыми он мог бы совместно вы€снить положение больного и которые посодействовали бы ему найти помощьЕ ¬рачи, вместе осматривающие больного, не должны ссоритьс€ между собой и высмеивать друг друга, ибо € с кл€твою завер€ю, что никогда суждение одного врача не должно возбуждать зависть другого, это значило бы показывать свою слабостьї.

 акое значение придавали во времена √иппократа нравственному облику врача, свидетельствует тот факт, что книга Ђќ врачеї, предназначенна€ дл€ начинающих врачей, открываетс€ разделом, в котором рассказываетс€, каким должен быть врач, его кабинет, о том, что в кабинете все должно быть приспособлено дл€ пользы больного.  роме того, что врач должен иметь хороший внешний вид, хорошую одежду, быть благоразумным, он должен быть Ђпо своему нраву человеком прекрасным и добрым и, как таковой, значительным и человеколюбивымїЕЂќн должен быть справедливым при всех обсто€тельствах, ибо во многих делах нужна бывает помощь справедливости, а у врача с больными немало отношений: ведь они поручают себ€ в распор€жение врачамїЕ.

ƒаже дл€ современного врача интересно описание √иппократом врачебного кабинета, интересно потому, что с точки зрени€ √иппократа все в кабинете должно быть подчинено пользе больного. ќн пишет об удобстве места, степени €ркости света (чтобы Ђне расстроил слабые глазаї), о высоте стульев дл€ больных, о воде дл€ пить€, о чистых и м€гких вещах дл€ вытирани€ ран, глаз и т. д.

 

¬ своих трудах √иппократ формирует главное деонтологическое правило:





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 15649 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

591 - | 631 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.