Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Особенности современного этапа международного порядка




Идея нового международного порядка принимает самые раз­личные концептуальные формы, в многообразии которых можно выделить два основных подхода — политологический (с акцен­том на правовые аспекты) и социологический. Такое разделение, конечно, носит достаточно условный характер и его значение не должно преувеличиваться.

Сторонники первого подхода исходят из объективной пот­ребности повышения управляемости мира и использования в этих целях существующих интеграционных процессов. Настаивая на необходимости создания международной системы, базирующей­ся на законности, они указывают на ускоряющееся на наших глазах расширение роли и сфер применения международного права и на повышение значения международных институтов. При этом одни из них, как, например, Г. X. Шахназаров, считают, что ве­дущую роль в формировании международного порядка призваны сыграть многочисленные международные организации во главе с Организацией Объединенных Наций, которая может рассматри­ваться как зачаток будущего мирового правительства (9).

Другие, рассматривая создание мировых институтов, управ­ляющих международными экономическими и политическими от­ношениями, как путь к формированию в отдаленном будущем планетарного правительства, указывают на роль региональных


процессов как катализаторов, способных ускорить создание та­ких институтов. Так, например, почетный генеральный директор Комиссии европейского сообщества К. Лейтон выдвинул модель регионального сотрудничества по образу ЕЭС. Поддержка и ин-ституализация интеграционных процессов не только в Европе, но и в АТР, Африке, Латинской Америке в итоге позволит, по его мнению, создать эффективно функционирующую мировую фе­дерацию под эгидой ООН (см.: 8, р. 54—55).

Некоторые из сторонников регионального подхода, усматри­вая зачатки будущей конфедерации государств в интеграционных союзах, которые в свою очередь, имеют тенденцию к взаимному сближению, считают, что ООН не способна возглавить данный процесс. Этому мешает прежде всего слабость международного права, которое, по сути дела, основывается на договорах, содер­жащих в самом акте их заключения возможность своего наруше­ния. Поэтому, по их мнению, вместо ООН нужна принципиаль­но новая система государств, способная обеспечить действенность общих принципов их поведения на мировой арене (10).

К рассматриваемому направлению можно отнести и модель «гостиницы на полпути»: по мнению ее сторонников, для созда­ния эффективного нового международного порядка необходимо не глобальное правительство, к которому не готовы народы и государства, а полицеитрическое управление из центральной ру­ководящей группы государств (США, Японии, стран ЕЭС, а так­же СССР — при условии преодоления им своих проблем, и Ки­тая — при условии политических перемен в этой стране), кото­рые сформировали бы своего рода Всемирный Генеральный Ко­митет. С другой стороны, аналогичную роль могли бы играть и региональные державы в соответствующих регионах мира (11).

Не менее разнообразны взгляды и сторонников социологи­ческого подхода к проблеме мирового порядка. Так, например, некоторые из них считают, что становление мирового порядка будет идти через конвергенцию социальных структур, размыва­ние общественно-политических различий двух типов общества и затухание классовых антагонизмов (12). Настаивая на том, что именно такой путь может привести, в конечном счете, к форми­рованию единой цивилизации (подчеркнем при этом, что неко­торые из положений данной концепции отчасти подтверждаются дальнейшим развитием событий на международной арене), они вместе с тем достаточно скептически относятся к возможности создания единого управляющего центра для всего человечества. Так, по мнению А.Е. Бовина, отсутствие устойчивого постоянно­го баланса интересов не позволяет говорить — по крайней мере в среднесрочной перспективе, — о возможности делегирования по-


добному центру членами мирового сообщества части своих прав, своего суверенитета (13).

Социологический подход отличает и анализ проблемы миро­вого порядка, проведенный представителями Фонда Дата Хам-маршельда, которые подчеркивают, что уже сегодня существуют не только объективные потребности, но и предпосылки перехода от нынешней политики принятия сиюминутных решений и часто пассивного реагирования на события к более последовательной и надежной системе поддержания мира (14). Глобальный характер крупнейших мировых проблем требует, по их мнению, создания руководства нового типа для их урегулирования. Отстаивая идею мирового правительства и считая ООН его основой и прообра­зом, они подчеркивают, что уже сегодня ее деятельность должна отвечать не только требованиям правительств, но и возрастаю­щим ожиданиям народов. В наши дни, в силу необычайного по­вышения роли частных и негосударственных акторов междуна­родных отношений, резко возрастает потребность в развитии со­трудничества на неправительственной основе. ООН и другие су­ществующие международные организации уже сейчас выполня­ют не только политические функции, но и практически связаны со всеми отраслями человеческой деятельности. В дальнейшем эта роль будет еще больше возрастать, а решение многих между­народных программ во все большей степени будет обеспечивать­ся неправительственными источниками. Важными факторами существенных изменений в мире станут обеспечение их народ­ной поддержкой и соответственно восприимчивость международ­ных организаций к воле народов (см.: 14, № 10, с. 119—120).

Подчеркнем еще раз, что выделение двух указанных подходов носит условный характер. Разницу между ними нельзя абсолюти­зировать, она относительна: сторонники политологического под­хода не отвергают роль социальных факторов в становлении но­вого международного порядка, так же как и сторонники социо­логического подхода не игнорируют влияния политических фак­торов. Речь идет лишь о том, что одни исходят из преимущес­твенно межгосударственных, политических отношений и на этой основе осмысливают социальные и иные процессы, а другие строят анализ политических процессов и структур международных от­ношений на исследовании социальных тенденций. В то же время представляется, что социологический подход более плодотворен:

он содержит больше возможностей избежать идеологизации ана­лиза, он более широк, что дает возможность интегрировать и политологический анализ, а главное — он позволяет полнее учи­тывать интересы не только государств и политических институ­тов, но и интересы социальных групп и конкретных людей.


Именно с позиций социологического подхода можно увидеть пути решения неразрешимого в рамках «чисто» политологичес­кого рассмотрения центрального для проблемы мирового поряд­ка вопроса — о соотношении между национально-государствен­ным суверенитетом и всеобщей мировой ответственностью. «Свя­щенный» принцип суверенитета выглядит с этих позиций совер­шенно иначе, что позволяет заметить, что «безудержное испол­нение национальных суверенитетов слишком часто сводится к насильственному шоку борющихся эгоизмов, означает неразум­ную эксплуатацию природы без заботы о будущих поколениях и экономическую систему, которая не способна реализовать «ес­тественную справедливость» в отношениях между богачами «раз­витого мира» и миллионами голодающих в «третьем мире» (см.:

8, р. 26).

Недостаток ООН в том и состоит, что она остается организа­цией, в рамках которой осуществляется «дипломатия суверените­тов». В то же время именно существование ООН и ее специали­зированных учреждений свидетельствуют о попытках передачи государствами части своего суверенитета в «общий котел» для решения задач, отвечающих общим интересам. В дальнейшем объем этой части будет неизбежно возрастать (15). С этой точки зрения можно сказать, что переживаемый ныне исторический период — это период перехода к новому международному поряд­ку, регулируемому институтами, законные права которых будут складываться из добровольно отчуждаемой и постоянно возрас­тающей доли суверенитетов всех участников международных от­ношений.

Социологический подход, интегрирующий политологический анализ, как уже отмечалось выше, дает возможность широкого и целостного представления проблемы международного порядка, которое позволяет представить его основы в виде определенной системы факторов, и важное место в которой принадлежит фак­торам социокультурного характера. Элементами такой системы выступают отношения господства, интереса и согласия междуна­родных акторов, а также наличие соответствующих механизмов, обеспечивающих функционирование международного порядка и регулирование возникающих в его рамках напряжений и кризи­сов (16). При этом роль первого элемента, который выражается в военно-силовых отношениях государств на мировой арене и по­строенной на них международной иерархии, сегодня существен­но изменяется, отчасти снижается, хотя и не исчезает. В этом смысле нынешний этап международного порядка не перестает быть системой отношений между ограниченным количеством го­сударств, занимающих в мире господствующие, с военно-страте­гической точки зрения, позиции, и остальными странами. С дру-


гой стороны, возрастание роли новых технологий и связанного с ними уровня экономического развития повышают их роль в «рей­тинге» того или иного государства и увеличивают его возможнос­ти влиять на международные дела в своих национальных интере­сах. Тем самым, наряду с относительно снижающейся, но в то же время сохраняющей значительное воздействие на состояние меж­дународных отношений иерархией, основанной на военно-сило­вых критериях, возникают и усиливают свое влияние иерархии, вытекающие из возрастающего экономического неравенства. Со­существование обоих видов иерархий и связанных с ними моти­ваций различных международных акторов — существенная черта нынешнего международного порядка.

Заметные изменения претерпевает и второй элемент между­народного порядка, связанный с интересами акторов. Во-пер­вых, происходят преобразования в структуре национальных ин­тересов государственных акторов международных отношений: на передний план выдвигаются интересы, связанные с обеспечени­ем экономического процветания и материального благополучия. При этом экономический компонент национального интереса становится уже не только фактором, который призван служить увеличению государственной мощи, а приобретает и все более очевидное самостоятельное значение — как необходимый ответ государства на возросшие требования населения к уровню и ка­честву жизни, с одной стороны, и, — с другой стороны, — как ответ на новые внешние вызовы, связанные с авторитетом и пре­стижем государства на мировой арене, его местом в международ­ной иерархии, складывающейся сегодня на иных принципах. Во-вторых, укрепление роли негосударственных акторов сопровож­дается снижением контроля со стороны правительств над миро­вой экономической жизнью и распределением ресурсов, большая часть которого осуществляется транснациональными корпораци­ями. Интересы же последних зачастую не связаны с интересами государств или преобладают над ними. К соперничеству нацио­нальных интересов добавляется соперничество несовпадающих с ними полностью интересов транснациональных предприятий, банков, ассоциаций и других негосударственных акторов.

Так, в 1991 г. западные частные компании, руководствующие­ся собственными интересами, снабжают Ирак военными матери­алами, вопреки объявленному ООН экономическому эмбарго;

российские политические объединения, группирующиеся вокруг газеты «День» организуют отправку добровольцев на войну в Югос­лавию, невзирая на государственную политику РФ в данном во­просе; латиноамериканские наркомафии превращаются не толь­ко в силу, вступающую в конфликты (которые могут принимать экономические, политические и вооруженные формы) со «свои-


ми» государствами, но и способствуют интернационализации по­добных конфликтов, в которых хорошо вооруженные армии «иар-кобаронов» сталкиваются либо между собой, либо с вооруженны­ми силами других государств. При этом у рядового человека скла­дывается впечатление, что государство либо вовсе не владеет си­туацией в сфере международных отношений и поэтому лишь пассивно следует ей, либо — в лучшем случае — предпринимает усилия по смягчению ее неблагоприятных последствий. О «миро­вом беспорядке» пишут и профессиональные аналитики.

Что касается третьего элемента международного порядка — отношений согласия, то речь идет прежде всего о том, что любой порядок может иметь место лишь при условии добровольного присоединения акторов к лежащим в его основе нормам и прин­ципам. В свою очередь, это возможно только при определенном совпадении их с теми общими ценностями, которые и вынужда­ют акторов действовать в определенных границах. По аналогии с внутриобщественными отношениями можно сказать, что соблю­дение международными акторами определенных «правил игры» объясняется не только боязнью наказания, или непосредствен­ными материальными интересами, но и консенсусом по поводу совместной социальной практики и признания легитимности этих правил.

Легитимность — факт культуры. Процесс легитимизации всегда связан с адаптацией «официальных» норм и правил действия к историческим традициям, верованиям, обычаям и образцам по­ведения, присущим той или иной социальной общности, и их влиянием на производство норм, определяющих границы дозво­ленного и недозволенного. С другой стороны, он связан с присо­единением к основным положениям идеологии, претендующей на научность «системы представлений о мире, функционирую­щей как вера (политическая) и принуждение (символическое)» (17). Как подчеркивает французский политолог Ф. Бро, термин «символическое принуждение» достаточно корректно выражает способ распространения вырабатываемых идеологией политичес­ких верований. В основе процесса символического принуждения лежит тот факт, что социальные и политические идеалы, приня­тые как господствующие всем обществом, в действительности вы­рабатываются в особых секторах этого-общества его отдельными представителями. Находясь в привилегированном положении, они способны через систему контролируемых ими институтов социа­лизации — таких, как школа, религиозные или политические ор­ганизации, средства массовой информации и т.п. — навязать об­ществу систему своих представлений и идеалов. Эффективность этого процесса зависит от двух факторов. Во-первых, от того, насколько удачной будет попытка рационально представить час-


тные потребности и идеалы в качестве общих. И во-вторых, от того, насколько успешным окажется стремление исключить (дис­кредитировать и обесценить) противоположные требования и идеалы. В конечном итоге все зависит от соотношения интеллек­туальных, а также культурных сил общества (см: там же, р. 160— 161).

С этой точки зрения, распространение в мире демократичес­ких ценностей и идеалов не должно создавать иллюзий относи­тельно их общечеловеческого характера. В действительности, как уже отмечалось, речь идет о ценностях западной либерально-де­мократической идеологии. Присущее ей, как и всякой идеоло­гии, стремление исключить иные системы взглядов на общество и мир, на правила и нормы международного взаимодействия, а также попытки представить идеалы рыночной экономики, пар­ламентской демократии, индивидуальных свобод и прав человека в качестве рациональных потребностей, связанных с самой чело­веческой природой, сталкивается с серьезными проблемами. За­пад выступает для остального человечества в качестве референт­ной группы прежде всего в том, что касается развитых техноло­гий, более эффективно функционирующей экономики, высокого уровня и качества жизни своих обитателей. Именно в этом пунк­те потерпела поражение коммунистическая идеология и осно­ванный на ней социализм, не сумевший обеспечить сравнимых с Западом условий материального существования людей. Однако человечество не сможет повторить путь Запада к материальному процветанию, ибо он связан с обострением и глобализацией эко­логических и иных проблем, исчерпаемостью источников энер­гии и природных ресурсов планеты. Уже сегодня 6 процентов населения планеты, живущих в развитых странах, потребляет 35 процентов ее основных продуктов, что делает маловероятным присоединение к этим странам всего остального человечества. Экономическое неравенство, дистанция, разделяющая уровень жизни в богатых и бедных странах, отнюдь не уменьшается. Но если на протяжении прежних веков оно воспринималось как нор­мальное явление, то сегодня все в большей мере ощущается как несправедливость, порождая протесты и конфликты.

С другой стороны, как мы уже видели, не уменьшается и куль-турно-цивилизационное многообразие мира. Поэтому каждое общество, осуществляющее модернизацию, сталкивается с дилем­мой — как осуществить необходимые для повышения эффектив­ности экономики и подъема уровня жизни населения технико-экономические преобразования и одновременно сохранить соб­ственную социокультурную идентичность? По мнению некото­рых исследователей, указанная дилемма может вызвать к жизни новые идеологии, не совпадающие ни с коммунистической, ни с


либерально-демократической и связанные либо с модернистским авторитаризмом, либо с традиционализмом и ностальгическим постмодернизмом (см: 17, р. 99—100).

Наконец, что касается четвертого элемента международного порядка — механизмов, обеспечивающих его функционирование, позволяющих урегулирование возникающих в его рамках напря­жений и кризисов, то, помимо уже рассмотренных выше мораль­ных и правовых регуляторов, следует отметить возрастание роли международных обменов и коммуникаций. Международные ком­муникации представляют собой широкую сеть каналов общения акторов, которая постоянно развивается и приобретает все более сложный характер. Сегодня она представлена, во-первых, обще­ниями по традиционным официальным, институциональным и неинституциональным каналам: дипломатические отношения, МПО, двусторонние и многосторонние встречи, визиты офици­альных лиц и т.п. Во-вторых, взаимодействием между официаль­ными инстанциями и общественным мнением, которое оказыва­ет возрастающее влияние на правящие режимы, дипломатичес­кие ведомства и т.п. Наконец, в-третьих, самостоятельной и не­посредственной ролью средств массовой информации, как кана­лов международного общения, оказывающих усиливающееся воз­действие на существующий мировой порядок. При этом каждый из указанных каналов, призванных способствовать сохранению стабильности и совершенствованию международного порядка, способен вызвать обратный эффект: спровоцировать его кризис, усиливая неудовлетворенность тех или иных влиятельных акто­ров международных отношений (см: 17, р. 89).

Как свидетельствует история, крушение одного типа между­народного порядка и замена его другим происходит в результате масштабных войн или революций. Своеобразие современного периода состоит в том, что крах международного порядка, сло­жившегося после 1945 г., произошел в условиях мирного време­ни. Вместе с тем мирный характер уходящего международного порядка, как мы видели, был достаточно относительным: во-пер­вых, он не исключал многочисленных региональных вооружен­ных конфликтов и войн, а во-вторых, постоянной напряженнос­ти в отношениях между двумя противостоящими блоками, вы­ступающей как состояние «холодной войны». Последствия ее окон­чания во многом сходны с последствиями прошлых мировых войн, знаменовавших переход к новому международному порядку: круп­номасштабные геополитические сдвиги; временная дезориента­ция в результате потери главного противника как победителей, так и побежденных; перегруппировка сил, коалиций и союзов;

вытеснение ряда прежних идеологических стереотипов; смена политических режимов; возникновение новых государств и т.п.


Происходит конвульсивная трансформация всей системы сложив­шихся международных отношений, сопровождающаяся высвобож­дением политического экстремизма и агрессивного национализ­ма, религиозной нетерпимости, ростом конфликтов на нацио­нально-этнической и конфессиональной основе, возрастанием миграционных потоков.

Дестабилизация международной системы свидетельствует о том, что человечество находится на переломном этапе своего раз­вития. Объективные императивы выживания, безопасности и раз­вития влекут за собой потребность в более надежном междуна­родном порядке, отвечающем новым тенденциям, связанным с «раздвоением» привычного государственно-центричного мира и сосуществованием его с миром нетрадиционных акторов. Время покажет, будет ли новый порядок регулироваться планетарным правительством, располагающим для этого соответствующими средствами наднационального характера — правительством, ар­мией, действенными правовыми механизмами и т. п., — или его основой станут несколько взаимодействующих между собой ин­тегрированных региональных центров, охватывающих в своей со­вокупности весь мир, или же это будет какой-то иной вариант управления миром. Но в любом случае создание и функциониро­вание надежного мирового порядка может быть достигнуто лишь на основе создания условий для реализации интересов и сохра­нения ценностей не только государств и межправительственных организаций, но и самых разнообразных социальных общностей, конкретных людей. С другой стороны, это требует преодоления той степени аномии, которая присуща сегодня международному обществу.

Сегодняшний мир еще далек от такого состояния. Прежний международный порядок, построенный на силе и устрашении, хотя и подорван в глобальном масштабе, но в то же время его правила и нормы еще продолжают действовать (особенно на ре­гиональных уровнях), что не дает оснований для выводов о необ­ратимости тех или иных тенденций. Упадок же послевоенного международного порядка открывает перед человечеством пере­ходный период, полный опасностей и угроз для социальных и политических устоев общественной жизни.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. См.: Курс международного права. Т. 1. — М., 1989, с. 10.

2. Franck Т. The Power of Legitimacy among Nations. — Oxford, 1990.

3. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. — М., 1991. Вып.2, с. 89, 91, 94.

4. Hoffinann S. L'ordre international //Traite de science politique. Volume 1. - Paris, 1985, p. 675-680.


10—1733

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ (ТЕСТЫ)

5. См. об этом: Мурадян А.А. Буржуазные теории международной полигики. — М., 1988, с. 42—43.

6. Haas E. The Balance of Power: Prescription Concept or Propaganda// World Politics. 1953.

7. Мир и разоружение. — М., 1986.

8. Leyton С. Une seule Europe. — Paris, 1988, p. 77. 9 Шахназаров Г.Х. Мировое сообщество управляемо // Известия, 15.01.1988.

10. Поздняков Э.А., Шадрина И.П. О гуманизации и демократизации международных отношений // Мировая экономика и международные отношения. 1989, № 4.

11. Foreign Affairs. 1990, № 4.

12. Бовин А.Е. История и политика //Известия, 01.01.1991.

13. См.: Бовин А.Е. Мировое сообщество и мировое правительство // Известия, 01.02.1988.

14. Эркхарт Б., Чайлдерс Э. Мир нуждается в руководстве: завтраш­ний день ООН // Мировая экономика и международные отношения. 1990, № 10; 11.

15. Обминский Э.Е. Мировое хозяйство. Подходы к регулированию // Международная жизнь. 1990, № 4.

16. Senarckns P. de. La politique intemationale. — Paris, 1992, p. 107;

Moreau Defarges Ph. Relations intemationales. 2. Questions mondiales. — Pa­ris, 1992, p. 76.

17. Braud Ph. Manuel de sociologie politique. — Paris, 1992, p. 159.


 

10*

 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 322 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2283 - | 2213 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.