Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие социального познания




Говоря о понятий «социальное познание», следует иметь в виду два его основных аспекта: а) любое познание соци­ально, поскольку оно возникает и функционирует в об­ществе и детерминировано социально-культурными при­чинами. В этом широком смысле всякое познание гума­нитарно, т. е. связано с человеком; б) одна из форм по­знавательной деятельности — познание общества, т. е. социальных процессов и явлений, — в отличие от двух других: познания природы (естествознание) и самого по­знания, мышления (гносеология, логика, философия). Именно этот аспект далее и будет иметься в виду. При этом понятия «социальное познание», «гуманитарное по­знание», «социально-гуманитарное познание» будут упот­ребляться как синонимы.

В зависимости от основания (критерия) внутри соци­ального познания различают познание социально-философ­ское, экономическое, историческое, социологическое и т. д. Иногда социальное познание отличают от гуманитар­ного, понимая последнее как отражение мотивационно-смысловых, ценностных факторов и целевых зависимостей.

Существуют две основные крайние позиции в постановке и решению проблемы соотношения социально-гуманитар­ного и естественнонаучного познания.


Фипософско-методологические проблемы социального познания

1. Сторонники первой позиции считают, что никакого различия между социальными и естественнонаучными фор­мами и методами познания не существует. Так, польский историк и философ Е. Топольский, доказывая отсутствие специфики исторического познания, считает, что все про­блемы, касающиеся исторического познания, являются про­блемами, касающимися одновременно всякого познания. Следствием указанного подхода явилось фактическое отож­дествление гуманитарного познания с естественнонаучным, сведение (редукция) первого ко второму как эталону вся­кого познания. Подобный прием есть не что иное как аб­солютизация роли естественных наук: научным считается только то, что относится к области этих наук, все остальное не относится к научному познанию, а это философия («ме­тафизика»), религия, мораль, культура и т. д.

Особенно сильное воздействие на методологию гума­нитарных наук оказали механистические воззрения, стрем­ление применить в них идеи и методы механики как наи­более развитой науки, особенно в XVII—XVIII вв. Но об этом более подробно будет сказано дальше. Здесь лишь отметим, что при всей тщетности данного «мероприятия» эти попытки имели исторически прогрессивный характер, учитывая лучшую теоретико-методологическую разработан­ность «точных» наук того времени. Но они игнорировали своеобразный характер познания социальных явлений.

2. Сторонники второй позиции, стремясь найти указан­ное своеобразие, гипертрофировали его, противопостав­ляя социальное знание естественнонаучному, не видя меж­ду ними ничего общего. Особенно характерно это было для представителей баденской школы неокантианства (Вин-дельбанд, Риккерт). Суть их воззрений была выражена в тезисе Риккерта о том, что «историческая наука и наука, формулирующая законы, суть понятия, взаимоисключаю­щие друг друга».

Ниже мы еще будем подробно говорить о Риккерте (и неокантианстве), а сейчас отметим следующее. Во-пер-


________________________________ГлаваХ

вых, справедливо подчеркивая определенную ограничен­ность концепции Риккерта, ее критики часто упускали из виду, что в ней были зафиксированы некоторые важ­ные реальные моменты социально-исторических иссле­дований.

Во-вторых, неокантианская концепция социального познания не только оказала большое влияние на тех, кто занимался логикой и методологией гуманитарных наук в первой половине XX в., но и в значительной степени пре­допределила круг проблем, которые обсуждаются филосо­фами, логиками, методологами, эпистемологами и исто­риками вплоть до наших дней.

В-третьих, попытки найти специфику социального по­знания нельзя сводить к чисто словесным манипуляциям с терминами («социальное качество», «социальное проти­воречие», «социально-исторический факт», «социальная теория» и т. п.). В отношении исторического познания эту ситуацию зафиксировал А. И. Ракитов: «Приходится с сожалением констатировать, что попытки модифициро­вать историческую науку, с тем, чтобы поднять ее до уровня «гвардейских» дисциплин века (физика, кибернетика, те­ория информации и др.), зачастую сводятся к простым вербальным заимствованиям концептуальных схем и по­нятий из этих дисциплин без должного учета реальных проблем и специфики исторического познания»1.

Несомненно, что для социального познания характер­но все то, что свойствнно познанию как таковому. Это описание и обощение фактов (эмпирический этап), тео­ретический и логический анализ с выявлением законов и причин исследуемых явлений, построение идеализирован­ных моделей («идеальных типов», по Веберу), адаптиро­ванных к фактам, объяснение и предсказание явлений и т. д. Единство всех форм и видов познания предполагает и определенные внутренние различия между ними, вы-

1 Ракитов А. И. Историческое познание. М., 1982. С. 244.


Фиаософско-методологтеские проблемы социального познания

ражающиеся в специфике каждой из них. Обладает такой спецификой и познание социальных процессов.

Проблема соотношения естественных наук и обществоз-нания активно обсуждается и в современной, в том числе и в отечественной литературе. Так, В. В. Ильин, под­черкивая единство, «родовую единообразность науки», фиксирует крайние, а значит ошибочные, позиции в этом вопросе: а) натуралистика — некритическое, механичес­кое заимствование естественнонаучных методов, что не­избежно культивирует редукционизм в разных вариантах — физикализм, физиологизм, энергетизм, бихевиоризм и др.; б) гуманитаристика — абсолютизация специфики со­циального познания и его методов, сопровождаемая диск­редитацией «точных наук». Следовательно, естествозна­ние и гуманитарные науки — ветви одной науки как цело­го. По образному выражению автора, естественник и гу­манитарий «едят одно блюдо», хотя с разных концов и разными ложками1. Сказанное не означает, что между ес­тество- и обществознанием нет различий и, что каждое из них не обладает будто бы своей спецификой. Для ее выяв­ления необходимо обратиться к истории познания.

Формирование





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 246 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2245 - | 2190 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.