Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Классическое естествознание и его методология




Хронологически этот период, а значит становление ес­тествознания как определенной системы знания, начина­ется примерно в XVI—XVII вв. и завершается на рубеже


Парадигмы естествознания: сущность и эволюция

XIX—XX вв. В свою очередь данный период можно раз­делить на два этапа: этап механистического естествозна­ния (до 30-х гг. XIX в.) и этап зарождения и формирова­ния эволюционных (до конца XIX — начала XX в.).

I. Этап механистического естествознания. Начало это­го этапа совпадает со временем перехода от феодализма к капитализму в Западной Европе. Начавшееся бурное раз­витие производительных сил (промышленности, горного и военного дела, транспорта и т. п.) потребовало реше­ния целого ряда технических задач. А это, в свою оче­редь, вызвало интенсивное формирование и развитие час­тных наук, среди которых особую значимость приобрела механика — в силу специфики решения технических задач.

Активное деятельностное отношение к миру требовало познания его существенных связей, причин и закономерно­стей, а значит резкого усиления внимания к проблемам и самого познания и его форм, методов, возможностей, ме­ханизмов и т. п. Одной из ключевых проблем стала про­блема метода. Укрепляется идея о возможности измене­ния, переделывания природы, на основе познания ее зако­номерностей, все более осознается практическая ценность научного знания («знание—сила»). Механистическое есте­ствознание начинает развиваться ускоренными темпами.

В свою очередь этап механистического естествознания можно условно подразделить на две ступени, — доньюто-новскую и ньютоновскую — связанных соответственно с двумя глобальными научными революциями, происходив­шими в XVI—XVII вв. и создавшими принципиально но­вое (по сравнению с античностью и средневековьем) по­нимание мира.

Доньютоновская ступень— и соответственно первая на­учная революция — происходила в период Возрождения, и ее содержание определило гелиоцентрическое учение Н. Ко­перника (1473—1543). В своем труде «Об обращениях не­бесных сфер» он утверждал, что Земля не является цент­ром мироздания и что «Солнце, как бы восседая на Царс-


________________________________Глава IX

ком престоле, управляет вращающимся около него семей­ством светил».

Это был конец геоцентрической системы, которую Ко­перник отверг на основе большого числа астрономических наблюдений и расчетов — это и было первой научной ре­волюцией, подрывавшей также и религиозную картину мира. Кроме того, он высказал мысль о движении как естественном свойстве материальных объектов, подчиня­ющихся определенным законам и указал на ограничен­ность чувственного познания («Солнце ходит вокруг Зем­ли»). Но Коперник был убежден в конечности мирозда­ния: Вселенная где-то заканчивается твердой сферой, на которой закреплены неподвижные звезды. Нелепость та­кого взгляда показал датский астроном Тихо Браге, а осо­бенно Д. Бруно. Он отрицал наличие центра Вселенной, отстаивал тезис о ее бесконечности и о бесчисленном ко­личестве миров, подобных Солнечной системе.

Вторая глобальная научная революция произошла в XVII в. Чаще всего ее связывают с именами Галилея, Кеплера и Ньютона, который ее и завершил, открыв тем самым но­вую — посленъютоновскую ступень развития механистичес­кого естествознания. В учении Г. Галилея (1564—1642) уже были заложены достаточно прочные основы нового ме­ханистического естествознания. В центре его научных ин­тересов стояла проблема движения. Открытие принципа инерции, исследование им свободного падения тел имели большое значение для становления механики как науки.

Согласно Галилею, научное познание должно базиро­ваться на планомерном и точном эксперименте — как мыс­ленном, так и реальном. Для последнего характерно не­посредственное изменение условий возникновения явлений и установление между ними закономерных причинных свя­зей, обобщаемых посредством математического аппарата.

Будучи одним из основателей современного эксперимен­тально-теоретического естествознания, Галилей заложил основы классической динамики, сформулировал принцип


Парадигмы естествознания: сущность и эволюция_________

относительности движения, идею инерции, закон свобод­ного падения тел. Его открытия обосновали гелиоцентри­ческую систему Коперника в борьбе со схаластической аристотелевско-птолемеевской традицией. Он развивал принципы механистического материализма.

Исходным пунктом познания, по Галилею, является чувственный опыт, который, однако, сам по себе не дает достоверного знания. Оно достигается планомерным и ре­альным или мысленным экспериментированием, опира­ющимся на строгое количественно-математическое опи­сание. Критикуя непосредственный опыт, Галилей пер­вым показал, что опытные данные в своей первозданнос-ти вовсе не являются исходным элементом познания, что • они всегда нуждаются в определенных теоретических пред­посылках. Иначе говоря, опыт не может не предваряться определенными теоретическими допущениями, не может не быть «теоретически нагруженным».

Вот почему Галилей, в отличие от «чистого эмпириз­ма* Ф. Бэкона (при всем сходстве их взглядов) был убеж­ден, что «фактуальные данные» никогда не могут быть даны в их «девственной первозданности». Они всегда так или иначе «пропускаются» через определенное теоретическое «видение» реальности, в свете которого они (факты) по­лучают соответствующую интерпретацию. Таким образом, опыт — это очищенный в мысленных допущениях и идеа-лизациях опыт, а не просто (и не только) простое описа­ние фактов.

Галилей выделял два основных метода эксперименталь­ного исследования природы:

1. Аналитический («метод резолюций») — прогнози­рование чувственного опыта с использованием средств ма­тематики, абстракций и идеализации. С помощью этих средств выделяются элементы реальности (явления, кото­рые «трудно себе представить»), не доступные непосред­ственному восприятию (например, мгновенная скорость). Иначе говоря, вычленяются предельные феномены позна-


______________________________ Глава IX

ния, логически возможные, но не представимые в реаль­ной действительности.

2. Синтетически-дедуктивный («метод композиции») — на базе количественных соотношений вырабатываются некоторые теоретические схемы, которые применяются при интерпретации явлений, их объяснении.

Достоверное знание в итоге реализуется в объясняю­щей теоретической схеме как единство синтетического и аналитического, чувственного и рационального. Следо­вательно, отличительное свойство метода Галилея — по­строение научной эмпирии, которая резко отлична от обы­денного опыта.

Оценивая методологические идеи Галилея, В. Гейзен-берг отмечал, что «Галилей отвернулся от традиционной, опиравшейся на Аристотеля науки своего времени и под­хватил философские идеи Платона... Новый метод стре­мился не к описанию непосредственно наблюдаемых фак­тов, а скорее к проектированию экспериментов, к искус­ственному созданию феноменов, при обычных условиях не наблюдаемых, и к их расчету на базе математической теории»1. Гейзенберг выделяет две характерные черты но­вого метода Галилея: а) стремление ставить каждый раз новые точные эксперименты, создающие идеализирован­ные феномены; б) сопоставление последних с математи­ческими структурами, принимаемыми в качестве законов природы.

На новаторский характер методологических поисков Галилея обратил внимание Пол Фейерабенд. Он отме­тил, что в творчестве Галилея заключен почти неиссякае­мый источник материала для методологических рассужде­ний. В его деятельности эмпирический опыт был заме­нен опытом, содержащим концептуальные элементы. «Га­лилей нарушает важнейшие правила научного метода, изоб­ретенные Аристотелем и канонизированные логическими

1 Гейзенберг В. Шаги за горизонт. С. 232.


Парадигмы естествознания: сущность и эволюция_________

позитивистами (такими, как Карнап и Поппер); Галилей добивается успеха потому, что не следует этим правилам»1.

Способ мышления Галилея исходил из того, что одни чувства без помощи разума не способны дать нам истинно­го понимания природы, для достижения которого нужно чувство, сопровождаемое рассуждением. Имея в виду преж­де всего галилеевский принцип инерции, А. Эйнштейн и Л. Инфельд писали: «Открытие, сделанное Галилеем, и> применение им методов научного рассуждения были од­ним из самых важных достижений в истории человеческой мысли, и оно отмечает действительное начало физики. Это открытие учит нас тому, что интуитивным выводам, бази­рующимся на непосредственном наблюдении, не всегда мож­но доверять, т. е. они иногда ведут по ложному следу»2.

Иоганн Кеплер (1571—1630) установил три закона дви­жения планет относительно Солнца: 1. Каждая планета движется по эллипсу (а не по кругу, как полагал Копер­ник), в одном из фокусов которого находится Солнце. 2, Радиус-вектор, проведенный от Солнца к планете, в равные промежутки времени описывает равные площади: скорость движения планеты тем больше, чем ближе она к Солнцу. 3. Квадраты времен обращения планет вокруг Солнца относятся как кубы их средних расстояний от него. Кроме того, он предложил теорию солнечных и лунных затмений и способы их предсказания, уточнил расстояние между Землей и Солнцем и др. Но Кеплер не объяснил причины движения планет, ибо динамика — учение о си­лах и их взаимодействии — была создана позже Ньютоном.

Таким образом, вторая научная революция завершилась творчеством Ньютона (1643—1727), научное наследие ко­торого чрезвычайно глубоко и разнообразно, уже хотя бы потому, что, как сказал он сам, «Я стоял на плечах гиган-

1 Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. С. 304.

2 Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. С. 10.


________________________________ ГлаваIX

тов». Главный труд Ньютона — «Математические начала натуральной философии» (1687) ^ это, по выражению Дж. Бернала, «библия новой науки», «источник дальней­шего расширения изложенных в ней методов». В этой и других своих работах Ньютон сформулировал понятия и законы классической механики, дал математическую фор­мулировку закона всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера (создав тем самым небесную механику), и с единой точки зрения объяснил большой объем опытных данных (неравенства движения Земли, Луны и планет, морские приливы и др.).

Кроме того, Ньютон — независимо от Лейбница — со­здал дифференциальное и интегральное исчисление как адекватный язык математического описания физической ре­альности. Он был автором многих новых физических пред­ставлений — о сочетании корпускулярных и волновых пред­ставлений о природе света, об иерархически атомизирован-ной структуре материи, о механической причинности и др.

Как отмечал А. Эйнштейн, в трудах Ньютона пред­ставлена первая попытка установления теоретической ос­новы для физики и других наук. В его работах «проявля­лось стремление найти для унификации всех отраслей на­уки теоретическую основу, образованную минимальным числом понятий и фундаментальных отношений, из кото­рых логическим путем можно было бы вывести все поня­тия и соотношения отдельных дисциплин»1. Построенный Ньютоном фундамент, по свидетельству Эйнштейна, ока­зался исключительно плодотворным и до конца XIX в. считался незыблемым.

Научный метод Ньютона имел целью четкое противо­поставление достоверного естественнонаучного знания вымыслам и умозрительным схемам натурфилософии. Знаменитое его высказывание «гипотез не измышляю» было лозунгом этого противопоставления.

Эйнштейн А. Физика и реальность. С. 68.


Парадигмы естествознания: сущность и эволюция_________

Содержание научного метода Ньютона (метода принци­пов) сводится к следующим основным «ходам мысли»:

1) провести опыты, наблюдения, эксперименты;

2) посредством индукции вычленить в чистом виде от­дельные стороны естественного процесса и сделать их объективно наблюдаемыми;

3) понять управляющие этими процессами фундамен­тальные закономерности, принципы, основные понятия;

4) осуществить математическое выражение этих прин­ципов, т. е. математически сформулировать взаимосвязи естественных процессов;

5) построить целостную теоретическую систему путем дедуктивного развертывания фундаментальных принципов, т. е. «прийти к законам, имеющим неограниченную силу во всем космосе» (В. Гейзенберг);

6) «использовать силы природы и подчинить их нашим целям в технике» (В. Гейзенберг).

С помощью этого метода были сделаны многие важные открытия в науках. На основе метода Ньютона в рассмат­риваемый период был разработан и использовался огром­ный «арсенал» самых различных методов. Это прежде все­го наблюдение, эксперимент, индукция, дедукция, ана­лиз, синтез, математические методы, идеализация и дру­гие. Все чаще говорили о необходимости сочетания раз­личных методов. Благодаря созданному им методу, «Нью­тон был первым, кому удалось найти ясно сформулиро­ванную основу, из которой с помощью математического мышления можно бьшо логически вывести количественно и в соответствии с опытом широкую область явлений»1.

Сам Ньютон с помощью своего метода решил три кар­динальных задачи. Во-первых, четко отделил науку от умозрительной натурфилософии и дал критику последней. («Физика, берегись метафизики!») Под натурфилософией Ньютон понимал «точную науку о природе», теоретико-

1 Эйнштейн А. Физика и реальность. С. 100. 310


_________________________________Глава IX

математическое учение о ней. Во-вторых, разработал клас­сическую механику как целостную систему знаний о ме­ханическом движении тел. Его механика стала классичес­ким образцом научной теории дедуктивного типа и этало­ном научной теории вообще, сохранив свое значение до настоящего времени. В-третьих, Ньютон завершил пост­роение новой революционной для того времени картины природы, сформулировав основные идеи, понятия, прин­ципы, составившие механическую картину мира. При этом Ньютон считал, что «было бы желательно вывести из на­чал механики и остальные явления природы».

Основное содержание механической картины мира, со­зданной Ньютоном, сводится к следующим моментам:

1. Весь мир, вся Вселенная (от атомов до человека) понимался как совокупность огромного числа неделимых и неизменных частиц, перемещающихся в абсолютном пространстве и времени, взаимосвязанных силами тяготе­ния, мгновенно передающимися от тела к телу через пус­тоту (ньютоновский принцип дальнодействия).

2. Согласно этому принципу любые события жестко предопределены законами классической механики, так что если бы существовал, по выражению Лапласа, «всеобъем­лющий ум», то он мог бы их однозначно предсказывать и предвычислять.

3. В механической картине мира последний был пред­ставлен состоящим из вещества, где элементарным объек­том выступал атом, а все тела — как построенные из абсо­лютно твердых, однородных, неизменных и неделимых кор­пускул — атомов. Главными понятиями при описании ме­ханических процессов были понятия «тело» и «корпускула».

4. Движение атомов и тел представлялось как их пере­мещение в абсолютном пространстве с течением абсолют­ного времени. Эта концепция пространства и времени как арены для движущихся тел, свойства которых неизменны и независимы от самих тел, составляла основу механичес­кой картины мира.


Парадигмы естествознания: сущность и эволюция_________

5. Природа понималась как простая машина, части которой подчинялись жесткой детерминации, которая была -характерной особенностью этой картины.

6. Важная особенность функционирования механичес­кой картины мира в качестве фундаментальной исследо­вательской программы — синтез естественнонаучного зна­ния на основе редукции (сведения) разного рода процес­сов и явлений к механическим.

Несмотря на ограниченность уровнем естествознания XVII в., механическая картина мира сыграла в целом по­ложительную роль в развитии науки и философии. Она давала естественнонаучное понимание многих явлений природы, освободив их от мифологических и религиозных схоластических толкований. Она ориентировала на пони­мание природы из нее самой, на познание естественных причин и законов природных явлений.

Материалистическая направленность механической кар­тины Ньютона не избавила ее от определенных недостат­ков и ограниченностей. Одна из них состояла, в частно­сти, в том, что «эта картина не охватывала ни наук о жиз­ни, ни наук о человеке, т. е. не охватывала подавляющей части современного научного аппарата. Однако она по­зволила то, чего до сих пор в науке не было в сколько-нибудь значительной степени, позволила предсказывать события, предвидеть их с огромной точностью»1.

Механистичность, метафизичность мышления Ньюто­на проявляется, в частности, в его утверждении о том, что материя — инертная субстанция, обреченная на извечное повторение хода вещей, из нее исключена эволюция; вещи неподвижны, лишены развития и взаимосвязи; время — чистая длительность, а пространство — пустое «вместили­ще» вещества, существующее независимо от материи, вре­мени и в отрыве от них. Ощущая недостаточность своей картины мира, Ньютон вынужден был аппелировать к иде-

1 Вернадский В. И. О науке. Т. 1. С. 426. 312


____________________ Глава IX

ям творения, отдавать дань религиозно^ идеалистическим представлениям.

Несмотря на свою ограниченность, механическая кар­тина мира оказала мощное влияние на развитие всех дру­гих наук на долгое время. Экспансия механической кар­тины мира на новые области исследования осуществля­лась в первую очередь в самой физике, но потом — в дру­гих областях знаний. Освоение новых областей потребо­вало развития математического формализма ньютоновс­кой теории и углубленной разработки ее концептуального аппарата. А. Эйнштейн писал: «Значение трудов Ньюто­на заключается не только в том, что им была создана прак­тически применимая и логически удовлетворительная ос­нова механики, айв том, что до конца XIX в. эти труды служили программой всех теоретических исследований в физике»1, — но не только в ней, но и в других науках.

Развитие многих областей научного познания в этот период определялось непосредственным воздействием на них идей механической картины мира. Так, в эпоху гос­подства алхимии Р. Бойль выдвинул программу, которая переносила в химию принципы и образцы объяснения, сформулированные в механике. Бойль предлагал объяс­нить все химические явления, исходя из представлений о движении «малых частиц материи» (корпускул).

Механическая картина мира оказывала сильное влия­ние и на развитие биологии. Так, Ламарк, пытаясь най­ти естественные причины развития организмов, опирал­ся на вариант механической картины мира, включавший идею «невесомых». Он полагал, что именно последние являются источником органических движений и измене­ния в живых существах. Развитие жизни, по его мне­нию, выступает как «нарастающее движение флюидов», которое и было причиной усложнения организмов и их изменения.

1 Эйнштейн А. Физика и реальность. С. 15.


Парадигмы естествознания: сущность и эволюция_________

Довольно сильным влияние механической картины мира было и на знание о человеке и обществе, (см. об этом далее).

Однако по мере экспансии механической картины мира на новые предметные области наука все чаще сталкива­лась с необходимостью учитывать особенности этих облас­тей, требующих новых, немеханических представлений. Накапливались факты, которые все труднее было согласо­вывать с принципами механической картины мира. Она теряла свой универсальный характер, расщепляясь на ряд частонаучных картин, начался процесс расшатывания ме­ханической картины мира. В середине XIX в. она окон­чательно утратила статус общенаучной.

Говоря о механической картине мира, необходимо от­личать это понятие от понятия «механицизм». Если первое понятие обозначает концептуальный образ природы, со­зданный естествознанием определенного периода, то вто­рое — методологическую установку. А именно — одно­сторонний методологический подход, основанный на аб­солютизации и универсализации данной картины, при­знанию законов механики как единственных законов ми­роздания, а механической формы движения материи — как единственно возможной.

Сущность механистического подхода весьма ярко сфор­мулировал П. Лаплас, подчеркивая, что принципы меха­нической картины мира должны быть приняты в качестве идеала объяснения любых природных процессов, истин­ной методики исследования законов природы. Успехи ме­ханической теории в объяснении явлений природы, а так­же их большое значение для развития практики — для тех­ники, для конструирования машин, для строительства, мо­реплавания, военного дела и т. п. и привели к абсолюти­зации механической картины мира, которая стала рассмат­риваться в качестве универсальной.

Таким образом, естествознание рассматриваемого эта­па было механистическим, поскольку ко всем процессам


^_____________________________ Глава IX

природы прилагался исключительно масштаб механики. Стремление расчленить природу на отдельные «участки» и подвергать их анализу каждый по отдельности, постепен­но превращалось в привычку представлять природу состо­ящей из неизменных вещей, лишенных развития и взаим­ной связи. Так сложился метафизический способ мышле­ния, одним из выражений которого и был механицизм как своеобразная методологическая доктрина.

При попытке понять явления исключительно с меха­нистической точки зрения было необходимо вводить та­кие искусственные субстанции как электрические и маг­нитные жидкости, световые корпускулы, флюиды и т. п. Однако в результате оказалось, что «ошибка лежит в фун­даментальном положении о том, что все явления в приро­де можно объяснить с механистической точки зрения. Наука не имела успеха в последовательном проведении механистической программы»1.

Механицизм есть крайняя форма редукционизма. Ре-дукционизм (лат. — отодвигание назад, возвращение к пре­жнему состоянию) — методологический принцип, соглас­но которому высшие формы могут быть полностью объяс­нены на основе закономерностей, свойственных низшим формам, т. е. сведены к последним (например, биологи­ческие явления — с помощью физических и химических законов).

Само по себе сведение сложного к более простому в ряде случаев оказывается плодотворным — например, при­менение методов физики и химии в биологии. Однако абсолютизация принципа редукции, игнорирование спе­цифики уровней (т. е. того нового, что вносят переход на более высокий уровень организации) неизбежно ведет к заблуждениям в познании.

Таким образом, небывалые успехи механики породили представление о принципиальной сводимости всех про-

1 Эйнштейн А., Инфелъд Л. Эволюция физики. С. 100.


Парадигмы естествознания: сущность и эволюция_________

цессов в мире к механическим. «Поэтому в XIX в. меха­ника прямо отождествлялась с точным естествознанием. Ее задачи и сфера ее применяемости казались безгранич-^ ными. Еще Больцман утверждал, что мы может понять физический процесс лишь в том случае, если объясним его механически.

Первую брешь в мире подобных представлений проби­ла макевелловская теория электромагнитных явлений, да­вавшая математическое описание процессов, не сводя их к механике»1.

Следует сказать о том, что на современном, постнек-лассическом этапе развития естествознания споры и дис­куссии о редукционизме вспыхнули с новой силой. Так, М. В. Волькенштейн считает ложными положения о том, что «редукционизм теории есть заблуждение» или что «фи-зикализм оказывал уничтожающее влияние на развитие биологии». Опровергая эти положения, автор считает, что борьба с «редукционизмом» и «физикализмом» как таковыми не только бессмысленна, но и вредна для на­уки. Весь вопрос в том, какое содержание вкладывать в данные термины. В зависимости от этого редукционизм может быть либо «жупелом, придуманным для устраше­ния естественников», либо эффективным приемом (спо­собом) познания.

В последнем случае «речь идет не о «сведении» — физи­ка никогда не подменит биологию, но о раскрытии глубин­ных физических основ биологических явлений. Так назы­ваемый редукционизм в естественных науках есть обяза­тельный и наиболее конструктивный способ познания»Л В этой связи автор приводит ряд примеров, свидетель­ствующих о выдающемся значении физических идей для развития биологии, начиная с теории кровообращения

1 Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 179.

2 Волькенштейн М. В. Современная физика и биология // Вопросы философии. 1989. № 8. С. 32.


_________________ ____________ Глава IX

Гарвея (которая была механической по своей сути) и по­ложения Лавуазье об общности дыхания и горения, и кон­чая постановкой задачи с генетическом коде.

Многие современные исследователи подвергают сомнению тезис И. Пригожина о том, что сегодняшняя наука не яв­ляется редукционистской. Так, Е. Н. Князева и С. П. Кур-дюмов считают, что, во-первых, «нужно избегать жестко­го физикализма или механицизма, непосредственного све­дения всего к законам простейших формообразований при­роды», во-вторых, в современном знании содержание тер­мина «редукционизм» изменилось и потому, в-третьих, недопустим редукционизм механистический, т. е. фак­тическое отрицание специфичности более сложного, све­дение целого к сумме его частей. Но правомерен диалек­тически понятый редукционизм как «использование фун­даментальных законов более простых уровней с целью те­оретического выведения (объяснения) качественной спе­цифичности сложных образований»1.

II. Этап зарождения и формирования эволюционных идей — с начала 30-х гг. XIX в. до конца XIX — начала XX вв. Уже с конца XVIII в. в естественных науках (в том числе и в физике, которая выдвинулась на первый план) накап­ливались факты, эмпирический материал, которые не «вме­щались» в механическую картину мира и не объяснялись ею. «Подрыв» этой картины мира шел главным образом с двух сторон: во-первых, со стороны самой физики и, во-вторых, со стороны геологии и биологии.

Первая линия «подрыва» была связана с активизацией исследований в области электрического и магнитного по­лей. Особенно большой вклад в эти исследования внесли английские ученые М. Фарадей (1791—1867) и Д. Макс­велл (1831—1879). Благодаря их усилиям стали формиро-

1 Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое ми-ровидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии, 1992. № 12. С. 199.


Парадигмы естествознания: сущность и эволюция_________

ваться не только корпускулярные, но и континуальные («сплошная среда») представления.

Фарадей обнаружил взаимосвязь между электричеством и магнетизмом, ввел понятия электрического и магнит­ного полей, выдвинул идею о существовании электро­магнитного поля. Максвелл создал электродинамику и статистическую физику, построил теорию электромагнит­ного поля, предсказал существование электромагнитных волн, выдвинул идею об электромагнитной природе све­та. Тем самым материя предстала не только как веще­ство (как в механической картине мира), но и как элект­ромагнитное поле. Как писал А. Эйнштейн, «первый удар по учению Ньютона о движении как программе для всей теоретической физики нанесла максвелловская тео­рия электричества...; наряду с материальной точкой и ее движением появилась нового рода физическая реальность, а именно «поле»1.

Электродинамика — классическая теория электромаг­нитных процессов, в которых основную роль играют взаи­модействия между заряженными частицами, осуществля­ющиеся посредством электромагнитного поля — особой формы материи. Все электромагнитные явления могут быть описаны с помощью уравнений Максвелла. В этих урав­нениях была дана количественная, математическая фор­мулировка законов поля, выражающих его структуру. Элек­тромагнитные взаимодействия определяют взаимодействия между ядрами и электронами в атомах и молекулах. К элек­тромагнитному взаимодействию сводится и большинство сил, проявляющихся в макроскопических процессах — силы упругости, трения, химические связи и др.

Успехи электродинамики привели к созданию электро­магнитной картины мира, которая объясняла более широ­кий круг явлений и более глубоко выражала единство мира, поскольку электричество и магнетизм объяснялись на ос-

1 Эйнштейн А. Физика и реальность. С. 17. 318


________________________________Глава IX

нове одних и тех же законов (законы Ампера, Ома, Био-Савара-Лапласа и др.). Поскольку электромагнитные про­цессы не редуцировались к механическим, то стало фор­мироваться убеждение в том, что основные законы мироз­дания — не законы механики, а законы электродинами­ки. Механистический подход к таким явлениям как свет, электричество, магнетизм не увенчался успехом и элект­родинамика все чаще заменяла механику.

Таким образом, работы в области электромагнетизма сильно подорвали механическую картину мира и по суще­ству положили начало ее крушению. Оценивая этот каче­ственный поворот в миропонимании, А. Эйнштейн и Л. Инфельд писали: «Во второй половине девятнадцатого столетия в физику были введены новые революционные идеи; они открыли путь к новому философскому взгляду, отличающемуся от механического. Результаты работ Фа-радея, Максвелла и Герца привели к развитию современ­ной физики, к созданию новых понятий, образующих но­вую картину действительности»1. С тех пор механистичес­кие представления о мире были существенно поколеблены и — будучи не в силах объяснить новые явления — механи­ческая картина мира начала сходить с исторической сцены, уступая место новому пониманию физической реальности.

К концу XIX в. становилось все более очевидным, что «научный метод, сводившийся к изоляции, объяснению и упорядочению, натолкнулся на свои границы. Оказалось, что его действие изменяет и преобразует предмет позна­ния, вследствии чего сам метод уже не может быть отстра­нен от предмета. В результате естественнонаучная карти­на мира, по существу, перестает быть только естественно­научной»2, ибо в нее включается человек.

Что касается второго направления «подрыва» механи­ческой картины мира, то его начало связано с именами

1 Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. С. 102.

2 Гейзенберг В. Шаги за горизонт. С. 304.


Парадигмы естествознания: сущность и эволюция ____

английского геолога Ч. Лайеля (1797—1875) и французс­кими биологами Ж. Б. Ламарком (1744—1829) и Ж. Кю­вье (1769-1832).

Ч. Лайель в своем главном труде «Основы геологии» в трех томах (1830—1833) разработал учение о медленном и непрерывном изменении земной поверхности под влия­нием постоянных геологических факторов. Он перенес нормативные принципы биологии в геологию, построив здесь теоретическую концепцию, которая впоследствии оказала влияние на биологию. Иначе говоря, принципы высшей формы он перенес (редуцировал) на познание низ­ших форм. Ч. Лайель — один из основоположников акту-алистического метода в естествознании, суть которого в том, что на основе знания о настоящем делаются выводы о прошлом (т. е. настоящее — ключ к прошлому). Одна­ко Земля для Лайеля не развивается в определенном на­правлении, она просто изменяется случайным, бессвяз­ным образом. Причем изменения — это у него лишь по­степенные количественные изменения, без скачков, без перерывов постепенности, без качественных изменений. А это метафизический, «плоскоэволюционный» подход.

Ж. Б. Ламарк создал первую целостную концепцию эволюции живой природы. По его мнению, виды живот­ных и растений постоянно изменяются, усложняясь в сво­ей организации в результате влияния внешней среды и не­коего внутреннего стремления всех организмов к усовер­шенствованию. Провозгласив принцип эволюции всеоб­щим законом развития живой природы, Ламарк, однако, не вскрыл истинных причин эволюционного развития. Он полагал, что приобретенные под влиянием внешней сре­ды изменения в живых организмах становятся наследствен­ными и служат причиной образования новых видов. Но передача по наследству этих приобретенных изменений Ламарком доказана не была. Главная его заслуга — созда­ние первого в истории науки целостного, систематичес­кого эволюционного учения.


Но он считал, что изменение внешней среды приводит к появлению у организмов новых свойств, которые пере­даются по наследству. Тем самым Ламарк выступил про­тив теории катастроф Кювье и против метафизической теории постоянства видов. С его точки зрения, живое воз­никает из неживого при помощи особых материальных «флюидов», причем сначала образуются простейшие фор­мы, затем из них развиваются более сложные («принцип градации»). Однако он считал, что сама материя не спо­собна к самодвижению и развитие природы направляется согласно «божественной внутренней цели» (телеологизм).

В отличие от Ламарка Ж. Кювье не признавал изменяе­мости видов, объясняя смену ископаемых фаун, так называ­емой «теорией катастроф», которая исключала идею эволю­ции органического мира. Кювье утверждал, что каждый пе­риод в истории Земли завершается мировой катастрофой — поднятием и опусканием материков, наводнениями, разры­вами слоев и др. В результате этих катастроф гибли живот­ные и растения, и в новых условиях появились новые их виды, не похожие на предыдущие. Причину катастроф он не ука­зывал, не объяснял. По словам Энгельса, «теория Кювье о претерпеваемых Землей революциях была революционна на словах и реакционна на деле. На место одного акта боже­ственного творения она ставила целый ряд повторных актов творения и делала из чуда существенный рычаг природы»1.

Итак, уже в первые десятилетия XIX в. было факти­чески подготовлено «свержение» метафизического в це­лом способа мышления, господствовавшего в естествоз­нании. Особенно этому способствовали три великих от­крытия: создание клеточной теории, открытие закона со­хранения и превращения энергии и разработка Дарвиным эволюционной теории.

Теория клетки была создана немецкими учеными М. Шлейденом и Т. Шванном в 1838—1839 гг. Открытие

1 Маркс К,, Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 352.

ll.3a.S2 321


Парадигмы естествознания: сущность и эволюция_________

клетки и ее способности к изменениям свидетельствовало о том, что растительные и животные клетки в основе име­ют одинаковую структуру. Было установлено, что выс­шие растительные и животные организмы в своем разви­тии подчиняются определенным общим законам: в част­ности, они начинают жизнь с единой клетки, которая диф­ференцируется, делится, каждая вновь возникшая тоже делится и так строится весь организм. Клеточная теория доказала внутреннее единство всего живого и указала на единство происхождения и развития всех живых существ. Она утвердила общность происхождения, а также един­ство строения и развития растений и животных.

Открытие в 40-х гг. XIX в. закона сохранения и пре­вращения энергии (Ю. Майер, Д. Джоуль, Э. Ленц) по­казало, что признававшиеся ранее изолированными так называемые «силы» — теплота, свет, электричество, маг­нетизм и т. п. — взаимосвязаны, переходят при опреде­ленных условиях одна в другую и представляют собой лишь различные формы одного и того же движения в природе. Энергия как общая количественная мера различных форм движения материи не возникает из ничего и не исчезает, а может только переходить из одной формы в другую.

Теория Ч. Дарвина окончательно была оформлена в его главном труде «Происхождение видов путем естествен­ного отбора» (1859). Эта теория показала, что раститель­ные и животные организмы (включая человека) — не бо­гом созданы, а являются результатом длительного есте­ственного развития (эволюции) органического мира, ве­дут свое начало от немногих простейших существ, кото­рые в свою очередь произошли от неживой природы. Тем самым были найдены материальные факторы и причины эволюции — наследственность и изменчивость — и движу­щие факторы эволюции — естественный отбор для орга­низмов, живущих в «дикой» природе, и искусственный отбор для разводимых человеком домашних животных и культурных растений.


Глава IX





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 427 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2372 - | 2320 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.