А.А. Колупаев
ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
КУРС ЛЕКЦИЙ
Знания и технологические возможности доцивилизационного развития человечества
На грани нижнего и верхнего палеолита, около 40 - 30 тыс. лет назад произошел трудно объяснимый радикальный скачок в физическом и, главное, интеллектуальном развитии формирующегося человека: появляется - и с тех пор почти не меняется - человек современного типа - Homo sapiens, начинается история человеческого общества. История "материального производства" первобытного человека не очень богата. Такие изобретения как вкладышевые каменные орудия, лук, стрелы, ловушки, освоение огня были сделаны впервые, труд, возможно, и не создал человека, но обеспечил выживание его в меняющихся природных условиях.
К источникам для изучения первобытных знаний и технологий относятся следующие: археологические - постройки, стоянки, погребения, останки и т.д; письменные - знаковые символы оставленные на стенах пещер, орудиях труда; этнографические - исследование первобытных племен и народностей, живущих в современном мире; антропологические - костные останки людей, структура мышц у животных и птиц и т.д; лингвистические - изучение стадий формирования языка, ономастика. Качественно новым археологическим материалом, появляющимся вместе с новым биологическим видом человека, являются изображения - скульптурные, графические, живописные геометрические знаки, а также образы, созданные по подобию предметов, существующих в природе. Освоение этого нового вида деятельности - художественного творчества - величайшее открытие человека. Создание первых "произведений искусства" не являлось искусственной имитацией трудовой деятельности, а было вызвано потребностью в самовыражении.
С древним искусством, через пиктограммы, связывают появление письменности, развитие речи, всех форм социализации и коммуникации. Первобытное искусство, как и вся первобытная культура в целом, было синкретичным и изображение было органично включено в другие формы жизнедеятельности: миф, ритуал, танец, хозяйственную деятельность. Вместе с тем познавательная функция (помимо других функций) в силу специфики изображения наиболее адекватно представлена именно в изобразительном искусстве первобытного человека. Прежде всего изображения свидетельствуют, что с самого начала человеческой истории, помимо (вне, до и т.д.) науки, возникают концепции мира в высшей степени символические и являвшиеся результатом отвлеченного мышления, в языке описываемые в мифопоэтической форме. Считается, что первобытное искусство начинается с первых натуралистических изображений на стенах палеолитических пещер - оттисков человеческой руки и беспорядочных переплетений волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки ("макароны" и "меандры"). Параллельно с этим появляются и схематические тенденции, которые в последнем периоде палеолитического искусства становятся доминирующими, прежде всего в форме геометрических рисунков. В монументальном пещерном искусстве палеолита минеральные краски (в основном красно-желтого участка спектра) служили для нанесения аналогично сгруппированных по счетно-календарному принципу серий пятен внутри контуров их фигур. Ярким свидетельством тому служат пещерные комплексы с полихромными росписями Альтамиры (на севере Испании), Ляско (Франция), абсолютный возраст которых определяется радиоуглеродным анализом в 15 тысячелетий.
В верхнем (или позднем) палеолите людей современного типа развитие изобразительного искусства имело ряд черт, позволяющих выявить отражавшиеся в них довольно сложные сюжеты мифов о людях, животных, небесных светилах. О развитии солярной символики в этот период свидетельствуют костяные и каменные круги и диски с радиально расходящимися лучами, круги с точкой в центре. Иногда солярные круги чередуются с полумесяцами как элементы резного орнамента на полукруглых багетах из рога северного оленя. Орнаменты и фрески палеолита в их "космобиологических" мотивах явно обнаруживают календарный подтекст. Произведения первобытного искусства развивались от простых геометрических насечек и узоров на орудиях до ритуальных статуэток. В период мезолита место животного в центре внимания первобытного художника занимает человек. Там над всем довлеет предмет, его весомость, материальность, его цвет и объем, здесь все внимание поглощено действием, движением. Композиции наскальной живописи становятся многофигурными. В неолите повсеместно прослеживается тенденция развития изобразительных форм от воспроизведения, имитации и осмысления живых, индивидуальных, естественных форм и конкретных ситуаций к явлениям общего порядка, к общей сухой схеме и в конечном счете к знаку.
Эстетическая, познавательная и другие функции искусства постепенно отходят на задний план, уступая место коммуникативной, идеологической, мемориальной. С конца неолита искусство обогащается все новыми и новыми сюжетами, вместе с тем его изобразительный язык, становясь более общим, емким, теряет свою выразительность, остроту, эмоциональность. Завершается один из циклов процесса постижения окружающего мира: "Когда дух схвачен, образ отбрасывается".
Человеческое общество в первобытных представлениях выступает как сложное сочетание элементов с космологической телеологией. Для первобытного сознания все космологизовано, поскольку все входит в состав Космоса, который образует высшую ценность внутри мифопоэтического универсума. Существенно, реально лишь то, что сакрализовано (сакрально отмечено), а сакрализовано лишь то, что составляет часть Космоса. Эта всесакральность и "безбытность" составляют одну из характерных черт мифопоэтической модели мира. Люди не выделяли себя из окружающей их природы. Кормовая территория, растения, животные и само племя - это единое целое. Природе приписывались человеческие свойства, вплоть до кровно-родственной организации и дуалистического разделения на две взаимобрачные половины. Для людей характерны свойства природы, вплоть до воспроизведения стихийных явлений. С древним искусством, через пиктограммы, связывают появление письменности, развитие речи, всех форм социализации и коммуникации. Вся первобытная культура в целом, была синкретична, и изображения были органично включены в другие формы жизнедеятельности: миф, ритуал, танец, хозяйственную деятельность. Вместе с тем познавательная функция (помимо других функций) в силу специфики изображения наиболее адекватно представлена именно в изобразительном искусстве первобытного человека. Знаковая, символическая система возникла как потребность в систематизации и передаче знаний, эмоций, а также как проявление магическо-религиозной деятельности.
Смысл жизни и ее цель человек видел именно в ритуале, основной общественной и экономической деятельности человеческого коллектива. Здесь нужно понимать и так называемый прагматизм первобытного человека, который ориентирован на ценности знакового порядка в гораздо большей степени, чем на материальные ценности, хотя бы в силу того, что последние определяются первыми, но не наоборот. Прагматичность ритуала объясняется прежде всего тем, что он является главной операцией по сохранению "своего" Космоса, управлению им, проверке действенности его связей с космологическими принципами (степень соответствия). Отсюда - первостепенная роль ритуала в мифопоэтической модели мира, установка на операционализм для тех, кто пользуется этой моделью. Только в ритуале достигается высший уровень сакральности и одновременно обретается чувство наиболее интенсивного переживания сущего, особой жизненной полноты, собственной укорененности в данном универсуме. Коллективные формы труда, родовое ведение хозяйства, строительство "родовых" жилищ, семейных жилищ, приводит к необходимости перераспределения продуктов питания, орудий труда, и т.д. Начинает создаваться структурно - организационная модель общества.
Достижения в хозяйственной жизни - получение излишков продовольствия, появление новых видов орудий труда и строительство оседлых поселений - делали человека независимым от окружающей природы. В период, продолжавшийся с X по III тыс. до н.э. произошли коренные изменения в материальной и духовной жизни людей, что позволило выделить этот этап и назвать - неолитическая революция. Неолитическая революция характеризуется переходом от охоты к скотоводству, от собирательства к з емледелию, освоению новых технологических операций, при формировании новых социальных отношений в обществе. В процессе доместикации растений и животных человек приспосабливал их к своим потребностям и одновременно изменял свою деятельность, т.е. после периода собирательства и охоты пришло время земледелия и скотоводства. С разведением животных начался период смешанной сельскохозяйственной деятельности. В этот период произошло разделение людей на земледельцев и скотоводов, создавших различные культуры. Развитие техники и общественной жизни в земледельческих культурах вело к зарождению первых цивилизаций. Излишки продукции земледелия позволяли развивать специализацию и кооперацию внутри коллектива, что приводило к разделению труда, неизбежному при выполнении тяжелых работ непосильных для одной семьи. К основным ступеням материального и технического прогресса древнего общества можно отнести: появление, накопление и специализация простых орудий труда; использование и получение огня; создание сложных, составных орудий труда; изобретение лука и стрел; разделение труда на охоту, рыболовство, скотоводство, земледелие; изготовление изделий из глины и обжиг на солнце и огне; зарождение первых ремесел: плотничье дело, гончарное, корзино-плетеночное; выплавка металла и сплавов сначала меди затем бронзы и железа; производство из них орудий труда; создание колеса и повозок; использование мускульной силы животных для перемещения; создание речных и морских простых транспортных средств (плотов, лодок), а затем судов.
Суммируя основные достижения в доцивилизационный период можно утверждать, что люди обладали: технологией основных форм деятельности, обеспечивающих поддержание жизни (охота, собирательство, скотоводство, земледелие, рыболовство); знанием повадок животных и избирательностью в выборе плодов; природоведческими знаниями (свойства камня, их изменения с нагревом, виды древесины, ориентация по звездам); медицинскими знаниями (простейшие приемы залечивания ран, хирургические операции, лечение простудных заболеваний, кровопускание, промывание кишечника, остановка кровотечения, использование бальзамов, мазей, обработка укусов, прижигание огнем, психотерапевтические действия); элементарной системой счета, измерением расстояний с помощью частей тела (ноготь, локоть, рука, полет стрелы и т.д.); элементарной системой измерения времени с помощью сопоставления положения звезд, разделение времен года, знанием явлений природы; передачей информации на расстояния (дымом, световыми и звуковыми сигналами).
К основным достижениям материального и технического прогресса древнего общества можно отнести: использование и получение огня; создание сложных, составных орудий труда; изобретение лука и стрел; изготовление изделий из глины и обжиг на солнце и огне; зарождение первых ремесел; выплавка металла и сплавов; создание простейших транспортных средств.