ВВЕДЕНИЕ
Язык Паскаль, начиная с момента своего создания Н.Виртом в 1971 г., играет особую роль и в практическом программировании, и в его изучении. С непревзойденной четкостью в нем реализованы принципы структурного программирования, которые мы рассматривали в п. 1.8. Паскаль стал первым языком, с которым знакомится большинство будущих программистов в мире.
Трансляторы для программ, написанных на Паскале, разработаны для различных компьютеров и в настоящее время имеют множество разновидностей. Они являются компиляторами, обрабатывающими разработанные программистами тексты программ.
Существует много версий языка Паскаль. Различия между ними порой весьма велики. Так, базовая версия Вирта имеет многократно меньшие возможности чем, скажем, версия Турбо-Паскаль 7.0 (первая, фактически - язык для обучения будущих программистов, а вторая - орудие профессиональных разработчиков прикладного программного обеспечения). Тем не менее, это версии одного языка, что, в частности, подтверждается их совместимостью «сверху вниз», т.е. любая программа, соответствующая «младшей» версии, соответствует и «старшей» (за исключением малозначащих синтаксических оговорок). Приведенные ниже тексты программ и примеры соответствуют (если нет специальных оговорок) версиям не ниже Турбо-Паскаль 3.0.
Любая Паскаль-программа является текстовым файлом с собственным именем и с расширением.pas. Рассмотрим в качестве примера текст программы 1 решения квадратного уравнения. Паскаль-программа имеет вид последовательности символов латинских и русских букв, арабских цифр, знаков операции, скобок, знаков препинания и некоторых дополнительных символов. В ней можно выделить описания данных и операторы, описывающие действия, которые надо выполнить машине над этими данными.
Программа I
program KvadUravn; (заголовок программы)
var (список переменных)
а,b,с: real; (коэффициенты уравнения)
d,xlx2: real; (вспомогательные переменные)
begin (начало программы)
writein; (пропуск строки на экране)
writein('введи a,b,c'); read(а,Ь,с); (ввод данных)
d:=b*b-4*a*c; (дискриминант)
if d<0 then (если d<0, то)
write('корней нет') (печатать)
else (иначе)
begin (начало серии команд)
xl:=(-b+sqrt(d))/(2*a);
x2:=(-b-sqrt(d))/(2*а); (вычисляем корни)
write('х1=',х1,' х2=',х2) (печать корней)
end (конец серии)
end.(конец программы)
Схематически программа представляется в виде последовательности восьми разделов:
1) заголовок программы;
2) описание внешних модулей, процедур и функций;
3)описание меток;
4) описание констант;
5) описание типов переменных;
6) описание переменных;
7) описание функций и процедур;
8) раздел операторов.
Не в каждой программе обязательно присутствуют все восемь разделов, в простейшей программе, например, могут быть только 5-й и 8-й разделы.
Каждый раздел начинается со служебного слова, назначение которого зафиксировано в Паскале так, что его нельзя употреблять для других целей (список и перевод служебных слов дан в Приложении).
Рассмотрим пример программы 2, вычисляющей длину окружности и площадь круга по данному радиусу.
Программа 2
program circle;
const
pi=3.14159;
var
r,s,1: real;
begin
writeln (введите радиус'); readln(r);
s:=pi*r*r; l:=2*pi*r;
writeln('площадь круга=',S:8:4); writeln('длина окружности=', l:8:4)
end.
В этой программе можно выделить четыре раздела. Описание заголовка начинается со служебного слова program, описание констант - const, описание переменных -var, раздел операторов начинается с begin. Программа заканчивается служебным словом end, после которого ставится точка. Описания величин и операторы друг от друга отделяются знаком «точка с запятой».
Для обозначения величин используются имена. Они составляются из латинских букв и цифр, причем первым символом должна быть буква. В примере использованы имена величин - pi, r,s и 1.
Имя программы (в примере - circle) выбирается автором и составляется по такому же правилу.
Постоянные величины (константы) чаще всего бывают числовыми или символьными (но могут быть и других типов, о которых речь пойдет ниже). Значения символьных констант заключаются в апострофы.
Постоянные величины описываются в разделе констант по схеме:
const <имя> = <константа>
В разделе констант может быть описано несколько постоянных величин.
Например:
const
pi=3.14159; k=-15; s='площадь';
Данные, обрабатываемые программой, могут быть разных типов (числа, символы, строки, массивы и т.д.). Тип определяет область допустимых значений, а также операции и функции, применяемые к величинам этого типа. В Паскале имеется несколько встроенных простых типов со стандартными именами.
Группа типов, значения каждого из которых можно перечислить в некотором списке- скалярные типы. Для них определена порядковая функция ord(x) - номер значения х в списке (для целочисленного х ord(x)=x); функции pred(x) - значение в списке, предшествующее х, и suce(x) - значение в списке, следующее за х.
Упорядоченный тип - это тип, значения которого упорядочены в обычном смысле. К данным такого типа применимы операции отношения <, >, <= (меньше или равно), >=(больше или равно), =, <> (не равно). Для логического типа выполняется неравенство:
false < true.
Переменные описываются в разделе описания переменных посхеме:
var <список имен переменных>: <тип>
Имена в списке разделяются запятой. В этом разделеможет быть описано несколько переменных разного типа, например:
var a,b,c:real; k,l:integer; p:boolean;
Над целыми величинами (тип integer) определены арифметические операции: * (умножение), div (деление нацело), mod (вычисление остатка от деления), +, -(сложение и вычитание); операции перечислены в порядке старшинства.
Например: 25 div 4 = 6; 25 mod 4=1. Целый результат дают некоторые стандартные функции (аргумент функции заключается в круглые скобки):
abs(x) - абсолютная величина целого х;
sqr(x) -квадрат значения х;
trunc(x) - целая часть вещественной величины х;
round(x) - целое число, полученное из вещественного х по правилу округления;
random(x) - случайное целое числоиз интервала от 0 до х.
Например: trunc(4.7)=4; round(4.7)=5; sqr(3)=9. Для данных типа byte определены те же операции и функции, что и для данных типа integer.
Над вещественными величинами определены операции: *, +, -, /, а также стандартные функции при вещественном или целом аргументе: abs(x), sqr(x), sin(x), cos(x), arctan(x), ln(x), exp(x), sqrt(x) - квадратный корень из х, int(x) - целая частьизх, random - случайное число из интервала от 0 до 1. Указанные операции и функции дают вещественный результат.
Над логическими величинами определены операции: not - отрицание, and -конъюнкция, or-дизъюнкция. Логическая функция odd(x) принимает значение true, если целочисленное х является нечетным и false, если четным.
Множество всех символов образуют символьные величины (тип char), которые являются упорядоченными, причем 'А' < 'В'< 'С' <...< 'Z', 'а' < 'b' <...< 'z', '0' < 'I' <...< '9'.
Выражения - это конструкции, задающие правила вычисления значений переменных. В общем случае выражения строятся из переменных, констант, функций с помощью операций и скобок.
Эта роль выражений отражена в основном операторе языка - операторе присваивания. Он имеет следующий вид:
<имя переменной>:= <выраженне>
Тип переменной и тип выражения должны быть согласованы (величины принадлежат одному и тому же типу). Есть исключение: имя переменной может относиться к типу real, а значение выражения - к типу integer.
Примеры.
l:=2*pi*r; p:=(a+b+c)/2; z:=sqrt(sqr(x)+sqr(y))
В Паскале можно вводить с клавиатуры числовые и символьные данные. Имеются две встроенные процедуры (подпрограммы) ввода:
1) read(<cписок переменных>); 2) readln(<cписок переменных>).
При выполнении процедуры read(xl,x2,...,xN) программа прерывается и компьютер ждет ввода с клавиатуры N значений переменных из списка х1, х2,..., xN. Эти значения - константы соответствующих типов - должны при вводе разделяться пробелами. Набор данных завершается клавишей ввода.
Процедура readin отличается от read только тем, что при завершении ввода курсор перемещается в начало следующей строки.
Пример.
var a,b:real; c:char; d:integer;
...
read(a,c,d,b);
...
Допустимый ввод: 83.14 k 200-7.15
Программа на Паскале может выводить на экран или на принтер значения числовых или символьных выражений. Имеются две процедуры вывода на экран:
1) write(<cписок выражений>); 2) writeln(<cписок выражений>).
Процедура write(xl,x2,...,xN) печатает на экране значения выражений из списка х1, х2,..., xN. Процедура writeln отличается от write тем, что переводит курсор в начало следующей строки. Для вывода на принтер используются те же процедуры с добавлением служебного слова 1st перед списком выражений.
Пример: write(lst,'нет решений');
На бумаге будет напечатан текст «нет решений».
Для управления печатью используются форматы данных. Пусть х - переменная типа real. Если не использовать форматы, то значение х будет выводиться в «плавающей» форме (типа 1.654887892Е-04). Форматы позволяют напечатать вещественное число в естественной форме. Пусть m, n - целые числа. Процедура write(x:m:n) выводит на экран значение переменной х в виде десятичной дроби, причем m определяет общее число выводимых символов, включая цифры, точку и знак числа, n - количество цифр после точки. Если количество выводимых символов меньше m, то перед числом добавляются пробелы.
Пусть, например, х = 387.26. Следующая таблица демонстрирует влияние форматов на вывод значения х:
оператор строка вывода
writeln('*',x) * 3.8726000000E+02
writeln('*',x:8:3) * 387.260
writeln('*',x:8:l) * 387.3
Один формат - ширину поля вывода - можно использовать и для вывода значений выражений типов integer, boolean, char.
Контрольные вопросы
1. Какова последовательность разделов в программе на Паскале?
2. Какие типы данных называются скалярными? упорядоченными?
3. Какие действия допустимы над величинами целого типа? вещественного типа?
4. Как в Паскале осуществляется ввод и вывод данных?