Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вдовство и отношения в семье




Общеизвестно, что вдов много, а вдовцов мало (к 65 годам и старше на 8,5 млн вдов приходится только 1,9 млн вдовцов). Поэтому после смерти мужа у вдовы, даже не имеющей ребенка, мало шансов выйти замуж вторично. Оставшись в преклонном возрасте вдовой, женщины в 8 раз реже снова выходят замуж, чем женятся мужчины-вдовцы. В возрасте около 70 лет в браке состоит 75 % мужчин и только 35 % женщин. Одинокий образ жизни в этом возрасте ведут около 30 % женщин и 17 % мужчин. Очевидно, этим в какой-то степени можно объяснить тот факт, что в этом возрасте, по данным Ю. А. Потаниной (1999), не чувствуют себя в безопасности чаще женщины, чем мужчины (соответственно 39 и 22 %). В то же время женщины легче переносят одиночество, легче мирятся с проживанием взрослых детей отдельно (Н. Ф. Шахматов, 1996). Овдовевшие мужчины гораздо сильнее переживают свое состояние, чем женщины. И дело не в том, что мужчине легче избавиться от одиночества, вступив в новый союз, а в том, что мы привыкли считать мужчин менее эмоциональными, более сдержанными в своих чувствах и т. д.

Разгадка, видимо, даже не в эмоциональной настроенности, а в способности к адаптации. Мужчины труднее приспосабливаются к новому состоянию. Разница в продолжительности жизни мужчин и женщин подспудно готовит женщину к вдовьей доле, к вступлению в сообщество вдов. Мужчина-вдовец — редкое явление. Он не приспособлен к жизни. Единственный выход из положения (не считая возможности вступить в новый брак) — принять женские правила поведения, отказавшись от собственного статуса. Женщины обычно возмещают утрату, обратив все свое внимание, всю чувственность к детям. Среди мужчин-вдовцов легче адаптируются те, у кого есть дочь и возможность влиться в ее семью. Дед, который прежде с трудом отличал назначение пеленки от клеенки, может стать отличной нянькой для любимых внуков. Пожилые женщины чаще, чем мужчины, посещают церковь, активно ищут поддержку в религии, поэтому, вероятно, депрессивных состояний у них меньше, чем у мужчин. Церковь как основную опору в жизни рассматривают в нашей стране, по данным Н. Ф. Шахматова, 6,7 % мужчин и 14, 6 % женщин.

Выявлено, что смерть одного из супругов отрицательно влияет на продолжительность жизни овдовевшего человека. Ученые из Бостонского университета, изучив истории болезни 1774 пациентов, перенесших инфаркт, пришли к выводу, что смерть любимого человека в 14 раз повышает опасность возникновения данного недуга. В другом исследовании, выполненном в Уэльсе, было установлено, что смертность среди овдовевших на первом году после утраты супруга в 10 раз выше, чем в среднем по региону в той же возрастной группе населения.

Смерть одного из пожилых родителей на время усиливает контакты овдовевшего родителя с детьми. О нем больше заботятся (чаще это делает дочь), однако затем все возвращается в прежнее состояние. Отношения отца с детьми менее предсказуемы и даже могут измениться в худшую сторону. Поэтому вдовцы чаще оказываются в социальной изоляции, чем вдовы.

В пожилом возрасте многие люди чаще встречаются со своими братьями и сестрами, больше интересуются их делами. Отношения, бывшие прохладными в период зрелости, часто обновляются. Сестры, оставшись вдовами, нередко объединяются для совместного проживания, чтобы поддерживать друг друга в кризисные периоды жизни или во время болезни. Они совместно предаются воспоминаниям, помогающим сохранить целостность Эго и душевное равновесие после смерти супруга.

Статистика показывает, что мужья ненадолго переживают умерших жен. Смертность пожилых мужчин после потери жены возрастает на 48 %, что гораздо больше числа смертных случаев среди женатых мужчин того же возраста и выше, чем среди женщин, похоронивших своих мужей (Дж. Виткин, 1996). Причем смерть у вдовцов наступает по самым различным причинам. На длительности же жизни женщин смерть мужей практически не сказывается. Высокая смертность овдовевших мужчин объясняют отсутствием навыков самообслуживания и разрушением стереотипов организации быта. Но если вдовец женился повторно, то его шансы долго прожить возрастают. Выдвигается и такая причина: несмотря на то что у мужчин может быть более широкий круг общения, чем у женщин, оно носит более поверхностный характер; действительно сильная эмоциональная связь у них одна (со своей женой), в то время как женщины имеют более широкий круг людей, которые служат им опорой в трудную минуту.

 

Бабушки и дедушки в семье

Прежде чем начать рассмотрение этого вопроса, нужно отметить, что в отечественной психологии рассматривается почему-то только роль бабушек, хотя мужчины тоже доживают до пенсионного возраста. Да и для того, чтобы стать дедушкой, вовсе не обязательно дожидаться пенсионного возраста, дети могут подарить внука гораздо раньше. Конечно, следует признать, что в основном женщины (бабушки), выйдя на пенсию, главную цель теперешней своей жизни видят в помощи своим детям (это связано, в частности, с тем, что бабушки живут дольше, чем дедушки, оставаясь одинокими).

Американскими учеными (Aisenberg, Treas, 1985) в 1960-х гг. были выделены следующие типы семейных ролей бабушек и дедушек:

— формальный тип: бабушки и дедушки имеют жестко зафиксированные представления о ролях, которые они должны исполнять в семье, а также представление о социальных ролях внуков; чтение, прогулки и просмотр телепередач не требуют больших усилий от бабушек и дедушек, но скорее требуют времени; это приятные дела, которые полезны и им самим;

— суррогатные родители: это тип бабушек и дедушек, принявших на себя ответственность за внуков и заботу о них;

— источник семейной мудрости: это тип пожилых, которые обеспечивают потомков информацией о своем культурном наследстве и семейных корнях;

— заряд шуток: пожилые люди этого типа активно вовлекают внуков в проведение веселого досуга;

— далекий: это бабушки и дедушки, редко взаимодействующие с внуками; возможно совместное проведение лета, при этом предполагается, что первые в значительной степени занимаются не только хозяйственно-бытовым обслуживанием внуков, например приготовлением обедов, стиркой и пр., но и дачно-огородными делами, к которым иногда привлекают внуков; однако в этом случае отсутствуют совместные игры, чтение и др. Разговоры и воспоминания остаются единственным видом совместных занятий в редкие встречи бабушек и дедушек с внуками.

О. В. Краснова выделяет активный тип, когда бабушки не только гуляют с внуками и читают им, но помогают делать уроки и занимаются культурным просвещением своих внуков, посещая вместе с ними театры, выставки и обсуждая телепередачи; это требует кроме времени некоторого напряжения и усилий бабушек.

 

А. В. Сидоренко, руководитель Программы ООН по проблемам старения, в интервью, данном во время Международного экологического форума (Санкт-Петербург, 2003): «В западной культуре есть понятие “рашен бабушка” — собирательный образ российской пенсионерки с совершенно не западным менталитетом. Это жертвенная, энергичная, трудолюбивая натура, живущая интересами своих детей и внуков. Пока пожилая немецкая фрау путешествует и танцует, наша бабуля нянчит малышей и возделывает огород. Так кто же обществу более ценен?»

Н. Анисимова. Феномен «рашен бабушка» // Санкт-Петербургские ведомости. 2003. № 129 (11 июля)

А. С. Спиваковская и Н. Я. Варга выделили две роли бабушек в семье: бабушка-жертва и бабушка-соперница (А. С. Спиваковская, 1999). Однако эти характеристики присущи только тем женщинам, которые включаются в заботу о внуках сразу после их рождения, но сохраняется ли такая активность по мере взросления внуков, остается неясным.

О. В. Красновой (2000) было установлено, что стадии «прародительства» женщин, живущих в большом городе, зависят от возраста внуков, социального статуса пожилых женщин и состояния их здоровья. Автор отмечает «бедный» репертуар их совместных занятий: только прогулки, чтение и просмотр телевизионных передач; отсутствуют игровые, спортивные и обучающие занятия (например, обучение рукоделию — вышивке или шитью, активное проведение времени с внуками по типу здорового образа жизни).

До 55 лет, т. е. до выхода на пенсию, большая часть бабушек в основном занимаются с внуками «формально». Преобладающим видом совместного времяпрепровождения являются прогулки и просмотр телевизионных передач. Однако начиная с 55 лет, т. е. с момента выхода на пенсию, их поведение изменяется и включает активный и далекий типы поведения. В дальнейшем (после 65 лет) преобладают все типы поведения.

В период, когда младшему члену семьи требуются внимание, а также уход и помощь со стороны старшего поколения, бабушки формально выполняют свои обязанности: гуляют с ними, читают им и т. п. Большая вероятность выполнения бабушками своих обязанностей обеспечена в случае, если их возраст до 65 лет, а возраст внуков — до 11 лет. По мере того как дети подрастают, становятся подростками и все меньше начинают нуждаться в помощи со стороны старшего поколения, объем обязанностей бабушек по отношению к ним уменьшается и увеличивается количество разнообразных видов совместной деятельности, т. е. бабушки включаются в обучающие или воспитательные виды деятельности (помогают делать уроки, водят внуков в театры, на выставки и т. д.).

Когда внуки вырастают, достигают 18 лет, бабушки, становясь также старше (после 65 лет), «отходят» от внуков и ограничиваются совместным проведением лета или просмотром с ними телепередач.

 

Участие в воспитании

Респондентов спросили, что, на их взгляд, лучше: когда бабушки и дедушки как можно больше участвуют в воспитании внуков, когда они принимают ограниченное участие в воспитании или когда не участвуют в нем вообще? В большинстве своем опрошенные склонны считать, что воспитание подрастающего поколения — не стариковское дело и не стариковская забота. Треть из них (33 %) согласились с мнением, что участие бабушек и дедушек в воспитании подрастающего поколения должно быть максимально возможным. Но только половина из них подразумевали собственно воспитание и ссылались на ценность опыта, который старики могут передать внукам (15 % от всех опрошенных). Остальные же, как правило, говорили не столько об участии в воспитании, сколько о выполнении бабушками и дедушками роли нянек и сиделок (9 %), чтобы помочь родителям, развязать им руки, дать возможность куда-нибудь сходить. Некоторые, заметим, исходят из того, что связь между внуками и бабушками/дедушками гораздо теснее и нежнее, чем между родителями и детьми (4 %): «Бабушки и дедушки больше любят внуков»; «Бабушка больше присмотрит»; «Больше внимания»; «Больше ласки»; «Внуки есть внуки, они ближе».

Вместе с тем большинство опрошенных (51 %) высказываются за ограниченное участие прародителей в воспитании внуков. И отнюдь не только потому, что пожилые люди, по их мнению, будут давать «неправильное», устаревшее воспитание (об этом говорят только 11 % опрошенных) или избалуют внуков, помешают их взрослению (8 %). Участники опроса указывали и на то, что воспитание детей — это в первую очередь родительская забота (и, дескать, не следует переваливать ее на чужие плечи: «А родители на что? Это их обязанность»; «Пусть родители сами поднимают детей» — 16 %), что у стариков должна быть собственная жизнь («Надо еще и для себя найти свободное время, не только для внуков» — 1 %).

Важно, что по поводу участия стариков в воспитании внуков мнения разных поколений сходятся — и в ответах на закрытые, и в ответах на открытые вопросы молодые и пожилые респонденты отвечали сходным образом: молодые ограничивают участие бабушек и дедушек в воспитании, а те и не стремятся на таковое участие претендовать. Но при этом только 5 % респондентов готовы полностью отстраниться от воспитания внуков.

Подчеркнем еще раз, что старики, судя по данным, отнюдь не претендуют на роль воспитателей и наставников. Не хотели бы они становиться и сиделками или домработницами в семьях своих детей. Им хотелось бы в старости иметь возможность заниматься внуками и уделять время детям, но не хотелось делать это на постоянной основе.

Стариков скорее устраивает роль любящих и балующих бабушек и дедушек, восполняющих внукам тот недостаток ласки, который не успевают (или не могут — из-за своей роли «воспитателей») дать родители. Кстати, ситуация, в которой бабушки и дедушки берут на себя исключительно задачу эмоциональной компенсации, по идее, выгоднее старикам, чем их детям: она не предполагает никакой ответственности, никаких обязанностей, но дает массу возможностей участвовать в воспитании настолько и так, как хочется.

Впрочем, дети и внуки склонны поддержать стремление стариков принять на себя эмоциональную роль и сложить с себя функциональные обязанности. В целом большинство опрошенных идеальной сочли бы ситуацию, когда бабушки/дедушки и их дети и внуки живут поблизости, но не под одной крышей; помогают друг другу, но не связаны жесткими обязательствами. Во всех рассуждениях респондентов о взаимодействии поколений в семье прослеживается установка: общение должно быть достаточно интенсивным, чтобы не прерывались внутрисемейные узы, но вместе с тем и в достаточной степени разреженным, чтобы старики и молодые не становились одной семьей. Кроме того, оно должно строиться так и поддерживаться только в той мере, в какой доставляет сторонам исключительно положительные эмоции.

Е. Вовк, 2005.

Формальный переход в группу пенсионеров играет определенную роль при выборе типа поведения пожилых женщин, живущих в условиях большого города.

Они, выйдя на пенсию, или отстраняются от процесса воспитания и общения с внуками, или начинают общаться с ними уже на другом, более высоком уровне.

Чем ниже уровень образования, тем больше бабушка «вовлечена» в совместную деятельность с внуком. Высокий уровень образования бабушек не способствует их большей вовлеченности в совместную деятельность с внуками.

 

Стадии «прародительства»

Первая стадия: группа молодых бабушек, с 47 лет по 51 год. Этот возраст молодой бабушки совпадает с ее активной трудовой деятельностью, так как на предпенсионный период приходится пик активности зрелого человека. Однако они берут на себя долговременные обязанности по уходу и/или помощи в уходе за внуком по мере сил и возможностей. В основном занимаются обслуживанием семьи и внуков, т. е. кормлением, прогулками и делами, которые имеют хозяйственно-бытовую направленность. Эти домашние обязанности молодой бабушки по отношению к семье взрослых детей носят долгосрочный характер. В большинстве случаев молодая бабушка работает, редко проживает одиноко, в основном с мужем или вместе с детьми и внуками.

Внутри группы молодых бабушек существуют различия, которые зависят от того, имеют они внука от сына или от дочери. Во-первых, бабушки, имеющие внуков от сыновей, в 2 раза реже проживают с детьми и внуками и соответственно в 2 раза реже видятся с ними. Во-вторых, они предпочитают не вмешиваться в процесс воспитания. Их попытки повлиять на него часто ведут к конфликтам с невесткой. Однако в совместной деятельности, т. е. в том, как они проводят досуг с внуками, значимых различий между этими группами нет.

Если судить по частоте контактов и условиям проживания, то внуки от дочерей «ближе», чем от сыновей, и бабушки внуков от дочерей больше вовлечены в их жизнь. Они более активны, считают, что их главная роль — воспитывать внуков, помогать по хозяйству. Те же, кто имеет внуков от сыновей, чаще стремятся продолжать свою профессиональную деятельность.

Молодые бабушки, оказав помощь детям в первые годы жизни внука в уходе за ним, в дальнейшем не перестают помогать в хозяйственно-бытовых делах, в уходе за ребенком, хотя объем выполняемых обязанностей уменьшается.

Вторая стадия начинается после того, как внук достигает 10–11 лет, а бабушка в возрасте 58–62 лет переходит в группу старых бабушек. Если она имеет несколько внуков, то часто остается в группе молодых до тех пор, пока младшему не исполнится 10–11 лет.

Старая бабушка уже в меньшей степени помогает семье взрослых детей, количество ее обязанностей по отношению к внукам сокращается. Она уже заинтересована в сохранении семейных традиций, ценностей и в этом видит одну из основных ролей в семье. На этой стадии перестает играть большую роль факт, от кого внуки — от дочери или сына. Появляется новый вид общения с внуками, которое происходит уже на другом уровне в связи с тем, что отпадает роль ухаживающего за ребенком, хотя роли воспитателя, учителя сохраняются. В отношениях между бабушкой и подросшим внуком появляется больше паритетности.

Третья стадия «прародительства» начинается тогда, когда вырастают внуки и, вероятно, у взрослых детей и выросших внуков появляются обязанности по отношению к старшим членам семьи, которые сами начинают нуждаться в помощи и уходе в связи с ухудшением здоровья. На этой стадии происходит перемена ролей: меняется баланс независимости и автономии членов семьи. Однако большинство пожилых женщин не согласны с таким поворотом событий и поэтому сами «отходят» от семьи, предпочитая раздельное от детей и внуков проживание, мотивируя это тем, что их «пока еще ноги носят».

О. В. Краснова, 2000. С. 12–13.

 

Одиночество пожилых людей

Приметой старости является одиночество многих пожилых людей как в физическом смысле (старики остаются одни, без семьи), так и в психологическом (переживание своей ненужности семье, обществу). Данные В. Н. Скрыль (2002) показывают, что у лиц пожилого возраста одиночество наблюдается довольно часто. Так, сильное переживание одиночества имело место у 30 % женщин и у 28,5 % мужчин. Автором выявлено, что предпосылками возникновения одиночества у пожилых женщин являются высокая тревожность и потеря контроля в сфере производственных отношений, а у пожилых мужчин — высокая тревожность и потеря контроля в сфере достижений.

Уровень и причины одиночества в понимании пожилых людей зависят от возрастных групп. Люди в возрасте 80 лет и старше понимают значение термина «одиночество» не так, как представители других возрастных групп. Для престарелых одиночество ассоциируется со снижением деятельности, обусловленной нетрудоспособностью или невозможностью передвижения, а не с отсутствием социальных контактов.

 

По данным социологических исследований, проведенных в различных странах, получены следующие результаты относительно переживания чувства одиночества пожилыми и старыми людьми (Яцемирская, Беленькая, 2003). К. Виктор показала, что среди обследованных ею старых англичан 85 % мужчин и 75 % женщин ответили, что никогда не чувствуют себя одинокими, и лишь 5 % ощущали свое одиночество всегда или большую часть времени. По данным Л. Торнстон, руководителя академической программы по социальной геронтологии в Швеции, подавляющее большинство старых шведов утверждали, что в достаточной степени интегрированы в общество и сохраняют хорошие отношения со своими детьми, внуками, хотя и живут отдельно от них. Исследования показали, что никогда не испытывают чувства одиночества 70–80 % старых датчан, американцев, 50 % старых поляков и всего 30 % сербов, хотя поляки и сербы часто проживают совместно с детьми, что не избавляет их от чувства одиночества.

Не столь оптимистичны результаты социологических исследований, проведенных в последние годы в России. Так, жалобы на одиночество занимают первое место у старых людей, улиц старше 70 лет этот показатель достигает 99-100 %…

Психогеронтология. 2007. С. 216–217.

Пожилые мужчины становятся жертвой одиночества чаще, чем пожилые женщины. Одиночество наступает у мужчин в результате спада их интеллектуальной активности.

Как показано E. Н. Мухияровой (2006), мужчины и женщины испытывают различную палитру переживаний одиночества. Мужчины переживают скуку, острее переживают сочувствие к себе, более нетерпимы к себе. Женщинам свойственны меланхолия, депрессия, ощущение своей непривлекательности, незащищенности.

 

Итак, женщины меньше подвержены одиночеству, так как у них в среднем больше социальных ролей, чем у мужчин.

По проведенным исследованиям, овдовевшие мужчины более одиноки, чем мужчины, состоящие в браке, а среди женщин, состоящих в браке и овдовевших, не обнаружено существенного различия в ощущении одиночества. Мужчины и женщины, состоящие в браке, менее подвержены чувству одиночества, чем люди, живущие одни; но опять же такое влияние больше испытывали мужчины, чем женщины. Одинокие мужчины принадлежали к группе наиболее страдающих от одиночества людей; мужчины, состоящие в браке, относились к наименее подверженным чувству одиночества людям; женщины, состоящие в браке, а также живущие одни, занимали промежуточное положение между первыми двумя группами. Такие данные частично объясняются различием в организации свободного времени у мужчин и женщин пожилого возраста. Результаты показали, что две трети одиноких мужчин занимаются делами, связанными с уединением, тогда как свыше двух третей одиноких женщин посвящают свободное время различного рода социальной деятельности (Биксон с соавторами, 2003).

В. Д. Альперович, 1999.

Е. А. Силина и Т. В. Попова (2010) изучили особенности феномена одиночества у одиноких и семейных пожилых мужчин и женщин 60–70 лет и 71–80 лет. Было выявлено, что мужчины и женщины 71–80 лет в большей степени переживают одиночество, чем мужчины и женщины 60–70 лет. Также выявлено, что одинокие мужчины и женщины сильнее переживают одиночество, чем мужчины и женщины, имеющие супруга. В обеих выборках независимо от того, семейные мужчины и женщины или одинокие, женщины менее ощущают свое одиночество и тревогу, чем мужчины.

Выявлено, что одиночество больше переживается стариками, которые проживают с родственниками, чем стариками, которые живут одни. Оказалось, что социальные контакты с друзьями или соседями оказывают большее влияние на благополучие, чем контакты с родственниками (H. Е. Покровский, 1999). Контакты с друзьями и соседями снижают чувство одиночества и повышают осознание собственной пригодности, показывают, что тебя уважают и другие.

А. Шопенгауэр, состарившись, говорил о том, что с годами люди привыкают и легче переносят одиночество, а в старости впервые начинают осознавать его преимущества. Н. Ф. Шахматов тоже отмечает положительную сторону одиночества как стремление пожилого человека отгородиться и защитить свой мир и стабильность от вторжения посторонних как единственный способ обеспечить себе независимость и комфортные условия.

 


Приложение





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1193 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2145 - | 2106 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.